Мастер-класс для педагогов «Развитие математических и речевых способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»
методическая разработка по математике

Булханова Оксана Джалиловна

Основная цель использования Блоков и палочек Кьизинера как дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи. И в то же время игры с логическими блоками Дьенеша и палочки Кьиюзинера учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и способствуют развитию речи.

Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетаний однородных предметов. Данная игровая технология требует поэтапной работы. Ее можно образно представить в виде длинной интеллектуальной лестницы, а сами игры и упражнения – ступеньками, на

каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую – то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28._master-klass_dalya_vospitateley.docx156.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Умка»

Мастер-класс для педагогов

«Развитие математических и речевых способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Подготовила и провела

Булханова О.Д. Воспитатель первой квалификационной категории

2022г.

Общеизвестно, что основная цель использования Блоков и палочек Кьизинера как дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи. И в то же время игры с логическими блоками Дьенеша и палочки Кьиюзинера учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и способствуют развитию речи.

Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетаний однородных предметов. Данная игровая технология требует поэтапной работы. Ее можно образно представить в виде длинной интеллектуальной лестницы, а сами игры и упражнения – ступеньками, на

каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую – то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее.

В средней группе с детьми 4-5 лет. Происходит этап «Знакомства» и «Обследования» Играя с блоками Дьенеша и палочками Кьизинера - строя дорожки, башенки, домики - дети объясняют свои действия, называют составляющие части, описывают используемые фигуры по цвету, форме и размеру.

А на «Игровом» этапе с детьми 4-5, 5-6 лет, накладывая цветные блоки и палочки на цветные изображения, дети испытывали положительные эмоции, потому что в их руках плоскостные изображения превращались в объемные. Они рассказывали, как получилось то, или иное изображение.

Ожидаемый ответ ребенка. Например, чтобы построить трактор, я взял большой красный толстый прямоугольник, маленький синий толстый круг, большой синий толстый круг и т д. Введены карточки-символы, позволяющие кодировать и декодировать информацию.

Согласно методике, детям объяснялось, что угадать блоки нам помогут карточки. Это карточки с обозначением цвета: кляксы красная, синяя, желтая; с обозначением формы: силуэты фигур круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; с обозначением размера: большая фигура – домик с тремя окошками, маленькая фигура – домик с одним окошком; с обозначением толщины: толстая фигура обозначается толстым человечком, а тонкая – худым. Дети «читали» карточки, проговаривая каждое свойство и находили соответствующий блок. Сначала дети оперировали двумя-тремя свойствами, а потом усложняли до четырех свойств.

Помимо занятий, нацеленных на развитие речевых и математических способностей,

развитие логического и пространственного мышления, а также формирования эталонов цвета и величины, можно при помощи всё тех же палочек устроить настоящие уроки творчества. Из разноцветных элементов пособия можно выкладывать самые разнообразные мозаичные рисунки, развивая тем самым пространственное и творческое мышление, а еще речевые способности, описывая свои рисунки. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками и палочками Кюизенера.

Ход практической части

Давайте, превратимся в детей! Задания на основе логических блоков Дьенеша – У меня есть волшебный сундук, хотела открыть, но на нем замок - Давайте попробуем его открыть и посмотреть, что в сундуке. Найдите в коробках фигуры-ключи

  • какой формы твой ключ? (красный, квадратный, большой, тонкий)
  • какой ключ у тебя? (желтый, треугольный, большой, тонкий)
  • а у тебя какой ключ? (синий, круглый, маленький, толстый) Открываем сундучок, а там письмо:

«Здравствуйте, ребята! Это пишут вам волшебные человечки. У нас беда! Злая колдунья выкрала нашу королеву и спрятала ее в своем замке в высокой башне! Без вашей помощи нам не обойтись, ведь мы слишком маленькие, а путь далек и труден. Злая колдунья заколдовала города, леса и горы, чтобы их расколдовать нужно, выполнить сложные задания, которые под силу только вам! Давайте поможем волшебным человечкам вернуть их королеву и разрушить все колдовские чары злой колдуньи - Смотрите путь и правда очень далек

  • Что же нам можно придумать, чтобы побыстрее добраться до замка?
  • А давайте, построим автомобиль из геометрических фигур!
  • Автомобили собраны, а значит можно отправляться в путь! И первый пункт назначения

– это …

обрыв и мы не можем дальше двигаться

  • Что же нам делать? - Правильно, можно построить мост из блоков, да так чтобы рядом не было одинаковых фигур по форме и цвету (педагоги выкладывают цепочку на столе). - Мост построен, можно ехать дальше!
  • Смотрите, мы прибыли, в какой-то город! В этом городе есть домики, а жители города — сказочные фигуры — они поссорились, т.к. колдунья заколдовала их, чтобы они не могут

договориться друг с другом, кто на каком этаже будет жить. Давайте расселим фигуры по заданным свойствам (у педагогов на листах напечатаны домики

Объяснение свойств:

  • Цвет блока обозначается пятнами (красный, синий, желтый);  Величина блока – силуэтом домика (большой, маленький)  Форма – контурами  Толщина – условным изображением человеческих фигур (толстый и тонкий)
  • Вот какие вы молодцы! Расколдовали сказочные фигуры, теперь они будут дружны, и никогда не будут ссориться! - Отправляемся дальше в путь!

Задания на основе палочек Кюизенера. - Наши маленькие волшебные человечки не могут забраться на деревья за яблоками, а им так хочется кушать. - Нужно бедным помочь, но как? Чтобы это исправить, нам необходимо построить лестницу.

Постройте лестницу, начиная с самой маленькой палочки – белой, а закончите самой

большой – оранжевой Объяснение: наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной 1 сантиметр, все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять и т.д. Считалка!

  • Вот и сплавились мы еще одним заданием. Молодцы! Королева спасена!
  • Но как же мы будем добираться обратно домой, ведь дальше железная дорога, а на автомобилях мы по ней ехать не можем?
  • Постройте поезд
  • Каким по порядку стоит голубой вагон?
  • Вагон, какого цвета стоит четвертым?
  • Вот и вернулись мы в наш детский сад!

Вопросы педагогам (рефлексивная оценка): - Какие трудности вы испытали, выполняя задания? - Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? - Полезна ли вам была информация? - Будите ли вы использовать на занятиях полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера" 

Предлагаю презентацию по развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Мастер-класс по организации образовательной деятельности детей с помощья логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и  палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить  знания  детей о форме, цвете, размере ...

Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...

Использование специальных дидактических средств : логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, головоломка Тетрис и Колумбово яйцо, математический планшет, кубики Никитина.

Сегодня есть огромное количество развивающих пособий, которые объединяют обучение и игру. Чем старше становится ребенок, тем больше внимания уделяется игрушкам не развлекательного, а развива...

Практикум для педагогов «Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Цель: использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по математическому развитию дошкольников.Задачи:1.     Познакомить с вариантами применения...

Логико -математическое развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Занимательная математика с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша....