Мастер-класс для педагогов «Развитие математических и речевых способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»
методическая разработка по математике
Основная цель использования Блоков и палочек Кьизинера как дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи. И в то же время игры с логическими блоками Дьенеша и палочки Кьиюзинера учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и способствуют развитию речи.
Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетаний однородных предметов. Данная игровая технология требует поэтапной работы. Ее можно образно представить в виде длинной интеллектуальной лестницы, а сами игры и упражнения – ступеньками, на
каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую – то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28._master-klass_dalya_vospitateley.docx | 156.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Умка»
Мастер-класс для педагогов
«Развитие математических и речевых способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»
Подготовила и провела
Булханова О.Д. Воспитатель первой квалификационной категории
2022г.
Общеизвестно, что основная цель использования Блоков и палочек Кьизинера как дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи. И в то же время игры с логическими блоками Дьенеша и палочки Кьиюзинера учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и способствуют развитию речи.
Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетаний однородных предметов. Данная игровая технология требует поэтапной работы. Ее можно образно представить в виде длинной интеллектуальной лестницы, а сами игры и упражнения – ступеньками, на
каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую – то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее.
В средней группе с детьми 4-5 лет. Происходит этап «Знакомства» и «Обследования» Играя с блоками Дьенеша и палочками Кьизинера - строя дорожки, башенки, домики - дети объясняют свои действия, называют составляющие части, описывают используемые фигуры по цвету, форме и размеру.
А на «Игровом» этапе с детьми 4-5, 5-6 лет, накладывая цветные блоки и палочки на цветные изображения, дети испытывали положительные эмоции, потому что в их руках плоскостные изображения превращались в объемные. Они рассказывали, как получилось то, или иное изображение.
Ожидаемый ответ ребенка. Например, чтобы построить трактор, я взял большой красный толстый прямоугольник, маленький синий толстый круг, большой синий толстый круг и т д. Введены карточки-символы, позволяющие кодировать и декодировать информацию.
Согласно методике, детям объяснялось, что угадать блоки нам помогут карточки. Это карточки с обозначением цвета: кляксы красная, синяя, желтая; с обозначением формы: силуэты фигур круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; с обозначением размера: большая фигура – домик с тремя окошками, маленькая фигура – домик с одним окошком; с обозначением толщины: толстая фигура обозначается толстым человечком, а тонкая – худым. Дети «читали» карточки, проговаривая каждое свойство и находили соответствующий блок. Сначала дети оперировали двумя-тремя свойствами, а потом усложняли до четырех свойств.
Помимо занятий, нацеленных на развитие речевых и математических способностей,
развитие логического и пространственного мышления, а также формирования эталонов цвета и величины, можно при помощи всё тех же палочек устроить настоящие уроки творчества. Из разноцветных элементов пособия можно выкладывать самые разнообразные мозаичные рисунки, развивая тем самым пространственное и творческое мышление, а еще речевые способности, описывая свои рисунки. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками и палочками Кюизенера.
Ход практической части
Давайте, превратимся в детей! Задания на основе логических блоков Дьенеша – У меня есть волшебный сундук, хотела открыть, но на нем замок - Давайте попробуем его открыть и посмотреть, что в сундуке. Найдите в коробках фигуры-ключи
- какой формы твой ключ? (красный, квадратный, большой, тонкий)
- какой ключ у тебя? (желтый, треугольный, большой, тонкий)
- а у тебя какой ключ? (синий, круглый, маленький, толстый) Открываем сундучок, а там письмо:
«Здравствуйте, ребята! Это пишут вам волшебные человечки. У нас беда! Злая колдунья выкрала нашу королеву и спрятала ее в своем замке в высокой башне! Без вашей помощи нам не обойтись, ведь мы слишком маленькие, а путь далек и труден. Злая колдунья заколдовала города, леса и горы, чтобы их расколдовать нужно, выполнить сложные задания, которые под силу только вам! Давайте поможем волшебным человечкам вернуть их королеву и разрушить все колдовские чары злой колдуньи - Смотрите путь и правда очень далек
- Что же нам можно придумать, чтобы побыстрее добраться до замка?
- А давайте, построим автомобиль из геометрических фигур!
- Автомобили собраны, а значит можно отправляться в путь! И первый пункт назначения
– это …
обрыв и мы не можем дальше двигаться
- Что же нам делать? - Правильно, можно построить мост из блоков, да так чтобы рядом не было одинаковых фигур по форме и цвету (педагоги выкладывают цепочку на столе). - Мост построен, можно ехать дальше!
- Смотрите, мы прибыли, в какой-то город! В этом городе есть домики, а жители города — сказочные фигуры — они поссорились, т.к. колдунья заколдовала их, чтобы они не могут
договориться друг с другом, кто на каком этаже будет жить. Давайте расселим фигуры по заданным свойствам (у педагогов на листах напечатаны домики
Объяснение свойств:
- Цвет блока обозначается пятнами (красный, синий, желтый); ∙ Величина блока – силуэтом домика (большой, маленький) ∙ Форма – контурами ∙ Толщина – условным изображением человеческих фигур (толстый и тонкий)
- Вот какие вы молодцы! Расколдовали сказочные фигуры, теперь они будут дружны, и никогда не будут ссориться! - Отправляемся дальше в путь!
Задания на основе палочек Кюизенера. - Наши маленькие волшебные человечки не могут забраться на деревья за яблоками, а им так хочется кушать. - Нужно бедным помочь, но как? Чтобы это исправить, нам необходимо построить лестницу.
Постройте лестницу, начиная с самой маленькой палочки – белой, а закончите самой
большой – оранжевой Объяснение: наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной 1 сантиметр, все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять и т.д. Считалка!
- Вот и сплавились мы еще одним заданием. Молодцы! Королева спасена!
- Но как же мы будем добираться обратно домой, ведь дальше железная дорога, а на автомобилях мы по ней ехать не можем?
- Постройте поезд
- Каким по порядку стоит голубой вагон?
- Вагон, какого цвета стоит четвертым?
- Вот и вернулись мы в наш детский сад!
Вопросы педагогам (рефлексивная оценка): - Какие трудности вы испытали, выполняя задания? - Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? - Полезна ли вам была информация? - Будите ли вы использовать на занятиях полученные знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"
Предлагаю презентацию по развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....
Мастер-класс для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»
Мастер-класс по организации образовательной деятельности детей с помощья логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....
Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»
Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить знания детей о форме, цвете, размере ...
Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»
Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг. Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...
Использование специальных дидактических средств : логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, головоломка Тетрис и Колумбово яйцо, математический планшет, кубики Никитина.
Сегодня есть огромное количество развивающих пособий, которые объединяют обучение и игру. Чем старше становится ребенок, тем больше внимания уделяется игрушкам не развлекательного, а развива...
Практикум для педагогов «Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Цель: использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по математическому развитию дошкольников.Задачи:1. Познакомить с вариантами применения...
Логико -математическое развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Занимательная математика с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша....