открытое занятие по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Данный конспект поможет в интересной форме провести занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста. Дети закрепят умения вести прямой счет в пределах 20, ориентироваться на листе бумаги, понимание независимости результата счета от качественных признаков предмета (цвет, размер, форма). Дошкольники очень любят экспериментировать, а игровое задание "Свари волшебное зелье" поможет им удовлетворить свой познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_femp.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Колосок»
Конспект занятия по ФЭМП с элементами экспериментирования
в подготовительной группе «Освободим царевну»
Воспитатель: Е. В. Богданова
Тема: ориентировка в пространстве.
Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять понимание независимости результата счета от качественных признаков предмета (цвет, размер, форма).
Обучающие задачи: продолжать упражнять в счете в пределах 20; продолжать учить составлять и решать логические задачи в пределах 10; закреплять умения ориентироваться на листе бумаги по инструкции педагога.
Развивающие задачи: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать смекалку, воображение, зрительную память.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятиям ФЭМП, самостоятельность.
Предварительная работа: индивидуальная и групповая работа.
Методические приёмы: игровой (сюрпризный момент), проблемная ситуация (спасти царевну), наглядный (иллюстрации), словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование и материалы: муз.сопровождение, мяч, мольберт, распечатанные части домика, столы, шарики в виде цветных геометрических фигур, (воспитатель выкладывает на доске); сундучок с логическими задачами; цифры от 1 до 12 формата А4; «оценки».
Демонстрационный материал: домики разноцветные и замки с цифрами; зайцы (картинки)- 5 шт., медвежата -6 шт, яблоки -4 шт; геометрические фигуры плоскостные; длинная лента.
Раздаточный материал: счетные палочки; карточки с фигурками зайцев, медвежат и яблок; цветные карандаши, простые графитные карандаши; распечатанные картинки для соединения по точкам; белые листы бумаги, счётные палочки в тарелочках по одному цвету на каждого ребенка; пипетки 3 шт; стаканчики с цветной и прозрачной водой; ложки 3 шт; салфетки на каждый стол.
Ход занятия
Организационный момент (в группе):
Воспитатель: ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня у нас присутствуют гости. Ну что ж, начнём?
Воспитатель: присаживайтесь, ребята. Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). Я сейчас расскажу вам сказку. А вы слушайте, пожалуйста, внимательно. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь, и была у него дочь любимая, Царевна. Вот уехал как-то Царь по своим царским делам, а Царевна в сад вышла прогуляться. Вдруг налетел сильный ветер, подхватил Царевну и унёс в волшебный замок. Да там и крепко-накрепко двери запер. Приехал Царь-батюшка домой, и не знает теперь, где свою дочь искать. Ребята, поможем царю? (Ответы детей).
Чтобы Царевну найти и спасти, нужно вам задания математические выполнить. Готовы?
Воспитатель: Прежде, чем мы попадём в волшебную страну сказок, давайте вспомним дни недели и месяцы (работа с мячом).
Воспитатель: Ребята, а какой у нас сегодня день недели? А какой день недели был вчера? А какой будет завтра? Сколько всего дней в неделе? Какие дни мы называем рабочими? Какие выходными? Какие времена года? А какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы? А сейчас какой месяц?
Воспитатель: молодцы, ребята. Чтобы в страну сказок попасть, надо волшебные слова сказать: «Раз, два, три, покрутись, в стране сказок появись!»
Вот мы и оказались в стране сказок. Если вы с заданием справитесь, на мольберте появится результат- часть дома, где спрятана Царевна. Итак, первое задание. Нам нужно узнать направление, куда нам с вами двигаться, в какую сторону.
Задание №1. «Направление» Попрошу вас пройти за столы. Напоминаю вам, ребята, о правильной посадке за столами: спина прямая, ноги вместе на полу. Перед вами находятся счётные палочки. Из них нужно выложить на столе перед собой стрелку, показать направление влево…..показать стрелкой направление вправо, направление вперед (от себя) (дети выполняют задание).
Воспитатель: направление мы узнали. А какой будет наша дорога ? Длинной или короткой, хотите узнать? Вот у нас лента. Как думаете, ребята, чем эту ленту можно измерить? (ответы детей). Ребята, в сказочной стране нет рулеток. Здесь мера длины «локоть» и «сажень». «Локоть»- длина от кончика среднего пальца руки до локтя. (2 чел-ка измеряют, остальные считают. Результаты сравниваем). «Сажень»- расстояние между вытянутыми и разведёнными руками.(2 человека меряют, остальные считают, сравнивают результат) Вывод: неточные измерения, поэтому люди придумали другие меры длины. Молодцы. Справились с заданием и у нас появляется первая часть домика. (Прошу детей пройти за столы).
Воспитатель (у доски): Ребята, второе задание. Внимание на доску. Напоминаю, что при ответе нужно поднять руку, не выкрикивать ответ, стараться отвечать полным ответом.
Задание №2. «Ответь быстро» На доске что изображено? (домики различной конфигурации).
1. Сосчитай количественным счетом до 20 (один, два три….) Сколько всего домиков?
2. Сосчитай порядковым счетом до 20 (первый, второй, третий…) Какой по счету красный…синий?
3. Сосчитай обратным счетом от 10 до 1.
4. Назови число, следующее за числом 3.
5. Назови соседей числа 8.
6. Назови, какое число больше 3, но меньше 5.
7. После какого числа идёт число 12.
Воспитатель: Молодцы!(добавляем ещё одну деталь к нашему домику на мольберте).
Задание №3. «Числовой ряд»
Воспитатель: попрошу вас выйти в центр группы и построить числовой ряд от 1 до 10. (проверка детьми). А сейчас выложите свои цифры по кругу, как у часов.
Игра «Часы»
Мы – часы, наш точен ход.(дети ходят по кругу)
Ходят стрелочки по кругу и хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки, не спешите, вы нам время покажите! Стоп! (дети присаживаются у цифры).
Часы, покажите нам 4….2…10… часов. (встают дети, которые остановились у этих цифр).
Воспитатель: возвращаемся за столы. (3-я деталь на мольберте).
Задание №4. «Волшебный сундук».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами сундук, интересно, что же в нем. Ребята, в сундуке логические задачи. А кто мне скажет, из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ).
Воспитатель: Молодцы, а теперь приступаем к работе (достаёт из коробки задачи, дети высказывают мнение о результате.
Задачи:
1.Пять котят песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех? Скажите мне? (10)
2. Сколько орехов лежит в пустом стакане? (0 - стакан то пустой)
Воспитатель: Молодцы! Все вы хорошо решали логические задачи. А теперь я попрошу, чтобы вы решили другие задачки (фронтальный опрос).
Задачи:
1. «На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке?(2)
2. «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайцы погулять. Два зайца потерялись, сколько до дому добрались? (3)
3. Шесть весёлых медвежат,
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди? (дети решают самостоятельно и выкладывают решение с помощью счётных палочек, один на доске).
Воспитатель: И опять вы справились! Молодцы! ( 4 часть приставляет к домику).
Динамическая пауза
Раз-подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На 4 – руки шире.
Пять- руками помахать.
Шесть- за стол тихо сесть.
Задание №5. «Нарисуй фигуру»:
Воспитатель: Следующее задание называется «Нарисуй фигуру». Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете (дети перечисляют). Чем похожи круг и овал? Чем отличаются квадрат и круг? Сколько углов у треугольника? Ребята, скажите, пожалуйста, на чём можно долететь до замка Царевны? (ответы детей). А на воздушном шарике можно? А если их будет много? Напоминаю вам о правильной посадке за столом, напоминаю о том, что у воздушного шарика есть ниточка. А теперь приступим к заданию. Перед вами чистый лист, я предлагаю вам нарисовать воздушные шары геометрической формы. Чтобы справиться с этим заданием, нужно очень внимательно слушать меня.
1.В центре листа нарисуйте зелёным карандашом овальный шарик. Кто закончил-положите карандаш и посмотрите на меня.
2.В правом верхнем углу нарисуйте красный треугольный шарик.
2. В левом верхнем углу нарисуйте синим карандашом квадратный шарик.
3. В нижнем левом углу нарисуйте оранжевый круглый шарик.
4. В правом нижнем углу- жёлтый прямоугольный шарик.
На доске воспитатель выкладывает рисунок, после проверки самостоятельной работы у детей.(5 часть домика добавляется).
Воспитатель: ребята, у нас получился замок, в котором спрятал ветер Царевну. Надо найти его изображение. (метод. кабинет). Дверь закрыта. Как нам пройти в замок? Чтобы узнать это, нам надо выполнить следующее задание.
Задание№6. «Соедини по точкам».
Воспитатель: прошу вас, ребята, пройти за столы. Перед вами- лист, на котором изображены точки. Вам нужно соединить точки друг с другом от 1 до 10.(дети выполняют задание).
Воспитатель: что получилось на рисунке? (ключ). Поможет ключ открыть двери? (ответ детей).
Воспитатель с детьми проходит к методкабинету и открывает двери. Царевна спит. Проблемный вопрос: что нужно сделать, чтобы разбудить Царевну? (ответы детей). Я предлагаю приготовить сказочное волшебное зелье, которое поможет разбудить Царевну.
Задание №7 «Зелье». Сейчас выбираем 3 волшебника, которые будут смешивать зелье, а остальные – наблюдатели. Предлагаю пройти за столы. (педагог расставляет перед детьми стаканчики с цветной и прозрачной водой, раздает пипетки и салфетки, объясняет задание).
Воспитатель: 1-ый волшебник с помощью пипетки добавляет в прозрачную воду 5 капель зелёного цвета, второй- 8 капель жёлтого, третий- 10 капель красного цвета. Перемешать ложкой. Полученное у трёх волшебников зелье смешиваем в одном стакане. Сейчас с помощью полученного зелья разбудим Царевну.
Царевна просыпается, благодарит детей за спасение. Воспитатель предлагает сделать фото с Царевной для батюшки-Царя, чтобы не волновался.
Воспитатель: ребята, вы – молодцы! Справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, для чего мы собирали домик из частей? Кому помогли? Было интересно? Какое настроение у вас? Что понравилось на занятии? Ребята, вы знаете, какая оценка самая лучшая в школе?(ответы детей). Я попрошу наших гостей оценить, как вы сегодня справились с заданиями. (гости ставят оценку).
Воспитатель: скажем волшебные слова: «Раз, два, три, покрутись, в детском саду –очутись!» Наше занятие окончено, ребята, можете отдохнуть. Все большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по ФЭМП "Выдающиеся математики"
Это комплексное итоговое занятие по формированию математических представлений. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать,...
Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»
«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».
Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...
Открытое занятие по ФЭМП старшая группа занятие 2, декабрь - вторая неделя "Игровые задания со Снеговиком"
Задачи:Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).Познакомить с цифрами 1 и 2.Дать представление о четырехугольни...
Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:
Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие 41 Тема: «Путешествие в страну Математики»
Программное содержание• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.• Расширять представления о весе предметов.• Закреплять умение видоизменять ге...