открытое занятие по математике
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспент НОД по ФЭМП в старшей группе "Веселое путешествие по математической стране"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_matematike.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

«ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»

                                                 

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествиеповышение интереса детей к изучению математики.


Задачи:

Образовательные:

  • закрепить счет в пределах 7 в прямом и обратном порядке;
  • совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
  • формировать навык решения простых арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 7;
  • продолжать учить называть дни недели;
  • продолжать формировать навык полных ответов на вопросы, мыслительные операции.

Развивающие:

  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к математике;
  • творческую активность.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие.


Предварительная работа
: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальная работа с детьми.


Методические приёмы:

  • Игровой: использование сюрпризных моментов.
  • Наглядный: использование карточек.
  • Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Оборудование и материал: набор цифр от 1 до 7 на каждого ребенка, обручи, круги из цветной бумаги, цветы, геометрические фигуры разных цветов, медали.


Форма организации:
 групповая.

 

В.: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

«Игра - приветствие»

Воспитатель:  Скажем «здравствуйте друг другу».

                          Нам здороваться ни лень:

                          Всем «привет!» и «добрый день!»;

                          Если каждый улыбнётся –

                          Утро доброе начнётся.


Воспитатель: Ребята, нам сегодня утром принесли письмо, хотите узнать что в нем! Давайте  послушаем, о чем в нем говорится (читает письмо).  «Здравствуйте, друзья! Я королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала,  как вы интересно играете. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в моем королевстве произошла путаница, все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.  Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности. Я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок».


Воспитатель: 
Ребята, вы хотите помочь жителям математической страны?

- Не боитесь трудностей?

- Там наверняка нас ждут приключения.

- Но прежде чем отправиться в страну и не заблудиться там, давайте сориентируемся во времени. Согласны?


Основная часть

Задание № 1

Интеллектуальная разминка с мячом «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» (воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч)

  • Сколько дней в неделе?
  • Сколько выходных дней в недели? 
  • Назовите первый день недели?
  • Какой сегодня день недели?
  • Какой день недели будет завтра?
  • Какой день будет после субботы?
  • Как называется день недели между четвергом и субботой? 


Воспитатель: 
Вот и попали мы в страну математики, посмотрите какая она большая, если мы будем ходить пешком, мы ничего не успеем сделать.

- Вы согласны путешествовать  на поезде? (да).

Тогда занимай свободные места в вагоне наш поезд отправляется 

- Ну что, Поехали!  (звучит гудок паровоза )

Ветер  по полю гуляет, паровозик обдувает.

Он бежит среди лугов, среди деревьев  и цветов.

Он дорогу свою знает и теперь он прибывает…

- А прибывает наш поезд на станцию «Веселые  цифры» 


Воспитатель: 
Ребята, посмотрите, злая колдунья перепутала все цифры. Давайте поможем каждой цифре  встать на своё место. Воспитатель читает стихотворение:

                                                           Случай странный, случай редкий,

                                                           Цифры в ссоре, вот те на!

                                                           Со своей стоять соседкой,

                                                           Не желает ни одна,

                                                           Нужно цифры помирить,

                                                           И их строй восстановить.

      Дидактическая игра «Поставим цифры в ряд»

Расставьте цыфры  по порядку от меньшего к большему,  и подружите их       ( ребенок  выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 7).

  • Назовите цифры по порядку 
  • Назовите  цифры  в обратном порядке от 7 до 1  

  На доске 7 воздушных шариков разного цвета и размера.

• Посчитайте по порядку воздушные шары (первый, второй и т. д.).

• Сколько всего воздушных шаров(7)

• Одинаковые ли шары? (Нет)

• Скажите, чем отличаются? (шары отличаются цветом и размером)

• Скажите, что у шаров одинаковое (У шаров одинаковая форма)

• Какого цвета первый (третий, пятый шарик.)

• Который по счету красный шар? (Желтый? Синий)

   Дидактическая игра «Какая цифра спряталась"

Закрыть цифру или убрать с доски

 
 Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше)»

  • Покажите цифру, которая больше цифры 3 на 1;
  • Покажите цифру, которая больше цифры 5 на 1;
  • Покажите цифру, которая больше цифры 6 на 1.
  • Игра «на полянке собери букет»
  • Воспитатель: королева математики оставила нам задание.
  • (Воспитатель приглашает детей к «полянке», где на полу разложены обручи и цветы из цветного картона)
  • Посмотрите, какая красивая поляна. Нужно в обруч положить столько цветов, сколько указывает цифра на карточке.


Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Теперь каждая цифра  заняла нужное место в числовом ряду.

Воспитатель: Отправляемся дальше: занимайте свои места в поезде. Поехали!  (звучит гудок паровоза )

Воспитатель: Ветер  по полю гуляет, паровозик обдувает.

Он бежит среди лугов, среди деревьев  и цветов.

Он дорогу свою знает и теперь он прибывает…

- А прибывает наш поезд на станцию  «Загадкино»

Воспитатель: Ребята, пока поезд стоит, давайте отдохнем и решим веселые задачки

Дидактическая игра «Весёлые задачки».

1.На полянке у реки жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Кто успел их сосчитать? (4)

2. Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

3. Пять ворон на крышу сели,

Да ещё две прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело?(7)

4. На блюдце у Андрюши

Четыре жёлтых груши.

Есть, Андрюша, захотел,

И две груши взял и съел.

Сколько груш осталось?(2)

5. Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала

Сколько кошек вместе стало?(4)

          6. Сколько глаз у светофора?

          7.Сколько ушей у двух мышей?(4)

8.Сколько хвостов у трех котов?(3)

          9.Сколько грибов можно вырастить из семян подсолнуха? (нисколько)
          10.На столе лежат два апельсина и один банан.  Сколько  овощей лежит на столе? (нисколько)

                                       

                         Физминутка «Хорошее настроение»

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

Воспитатель: Отдохнули,  пора отправляться дальше. Занимайте свои места в поезде, нам пора в путь (звучит гудок паровоза )

Воспитатель: Ветер  по полю гуляет, паровозик обдувает.

Он бежит среди лугов, среди деревьев  и цветов.

Он дорогу свою знает и теперь он прибывает…

- А прибывает наш поезд на станцию   «Геометрические фигуры» (дети проходят за столы)

Воспитатель: Ребята, все геометрические фигуры заколдованы – они стали невидимыми. Чтобы расколдовать их мы должны правильно разгадать загадки.

Дидактическая игра «Отгадай фигуру»  (воспитатель загадывает загадку, а дети хором называют  геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке)

          Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
***
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти 
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
***

          Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,Все углы во мне равны
И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат).

          ***
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность - 
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
***

Вы подумайте, скажите ...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны  (прямоугольник)


Воспитатель:
 Молодцы, вы отлично справились и с этим  заданием. Все геометрические фигуры расколдованы. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное.

Вам нужно выложить на листе бумаги красивый узор для королевы страны математики.

«Математический диктант»

У каждого ребёнка на столе чистые листы и наборы геометрических фигур.

Под диктовку воспитателя дети раскладывают геометрические фигуры в разные части листа.

  • расположи зеленый квадрат в левом верхнем углу;
  • расположи синий прямоугольник в правом нижнем углу;
  • расположи желтый треугольник в левом нижнем углу;
  • расположи оранжевый круг в правом верхнем углу;
  • расположи красный овал в центре листа.

Воспитатель: Ребята, давайте  посмотрим  и проверим у всех получился такой же узор (индивидуальный опрос детей)

Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята, Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

- Вам понравилось наше путешествие?

В какой стране мы побывали?

- Что интересного вы запомнили?

- В какие игры мы играли?

- Что больше всего понравилось?

- Какие задания были трудные?

Воспитатель: Мне тоже понравилось, как вы сегодня выполняли задания. Спасибо вам большое! Нам пора возвращаться

         

Воспитатель: Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ой, ребята, что это? Кто-прислал нам письмо? (читает письмо от королевы).

Самоанализ занятия по (ФЭМП) в старшей  группе

«Путешествие в страну математики»

На своем занятии я перед собой поставила следующие образовательные задачи:

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествиеповышение интереса детей к изучению математики.


Задачи:

Образовательные:

  • закрепить счет в пределах 7 в прямом и обратном порядке;
  • совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
  • формировать навык решения простых арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 7;
  • продолжать учить называть дни недели;
  • продолжать формировать навык полных ответов на вопросы, мыслительные операции.

Развивающие:

  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к математике;
  • творческую активность.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие.


Предварительная работа
: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальная работа с детьми.


Методические приёмы:

  • Игровой: использование сюрпризных моментов.
  • Наглядный: использование карточек.
  • Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Оборудование и материал: набор цифр от 1 до 7 на каждого ребенка, обручи, круги из цветной бумаги, цветы, геометрические фигуры разных цветов, медали.

Форма организации: групповая.

 Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально. Мною были подобраны необходимые наглядные пособия и раздаточный материал.

При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно брались за выполнение заданий. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в занятие.

Все элементы занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям.

Во время занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение)наглядно-демонстрационный (картинки и иллюстрации); игровой, ТРИЗ технологии: решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме, технология сотрудничества.

Основная часть занятия направлена на развитие познавательной деятельности, на формирование умственных и практических действий. Поставив перед детьми конкретные задачи, добивалась от каждого ребенка (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляла контроль за выполнением заданий, вносила коррективы в их знания, оказывала необходимую помощь, поощряла даже минимальные успехи. Объем учебного материала обеспечивал активность детей и темп работы в течении занятия. Его содержание отвечало цели занятия, было научным и вместе с тем доступным детям. Для снятия общего переутомления была проведена физкультминутка.

В заключительной части был подведен итог занятия.

Я считаю что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Я старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Считаю, что поставленные на занятии задачи были выполнены. Цель достигнута.





































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"

Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия:  закрепление навыков количественного счета в...

Открытое занятие по математике Путешествие в город математики

Продолжать закрепление детей  в счёте ( обратный и прямой) ; закреплять умение детей: расставлять числа  в порядке убывания и возростания ; называть соседей числа; решать приеры...

Открытое занятие по математике в старшей группе. «Путешествие на планету математики»

Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....

Конспект открытого занятия по математике на тему: «Волшебная математика»

Программное содержание: Закрепить понятие цифровой ряд; Закрепить понятия четные и нечетные числа; В игровой форме повторить дни недели; Найти лишнее слово в рядах слов; Решить задачи на сложение и вы...