Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"
проект по математике (подготовительная группа)
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок
календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому
программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у
детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом
причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события
протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо, научиться самим,
ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая
в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать
деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от
наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени
создает основу для развития таких качеств личности, как организованность,
собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при
обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение
ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться,
овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и,
таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно
сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются
взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных
понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней
неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе
его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий,
которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chasy.docx | 845.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан,
г. Янаул, ул. Якутова, 6
Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru
Проект
по развитию временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы
"Путешествие в страну времени"
Воспитатели: Туйкина Р.Х
г. Янаул, 2024
«Дети живут своими представлениями
о добре и зле, чести и бесчестии,
человеческом достоинстве;
у них свои критерии красоты,
у них даже свои измерения времени;
в годы детства день кажется годом,
а год – вечностью.»
В.А.Сухомлинский
Актуальность
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок
календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому
программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у
детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом
причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события
протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо, научиться самим,
ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая
в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать
деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от
наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени
создает основу для развития таких качеств личности, как организованность,
собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при
обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение
ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться,
овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и,
таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно
сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются
взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных
понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней
неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе
его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий,
которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Проблема: Недостаточный объем знаний об истории часов их видах, и как ориентироваться во времени в течении жизни.
Проблемная ситуация: завтра во всем мире сразу испортятся все часы…
Цель проекта: Формирование у детей понятия о времени, что относится к временным понятиям: час, минута, секунда; частям суток, сезонное время.
Задачи проекта: Развивающие:
- Развивать представление о времени.
- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные
категории.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря
«Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях
(времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса
и до четверти часа).
- Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях, в
различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе
(формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
Воспитывать желание «беречь» время.
Вид проекта: познавательно-исследовательский. Групповой.
Место проведения: МАДОУ №6 "Василек"
Продолжительность: Долгосрочный
Ожидаемый результат: У воспитанников сформируется представление о времени.
Разовьется навык использования в речи слов, обозначающих временные
категории.
Сформируются предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни
недели», «Месяцев года», Времен года».
Систематизируются и обобщатся знания детей о временных отношениях
(времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса
и до четверти часа).
Дети научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях
в различных видах деятельности, в рамках подготовки к обучению в школе
(формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывается желание «беречь» время.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Формы, методы и приемы работы:
- диагностика ориентации во времени детей;
- составление календарного плана;
- подбор подходящих дидактических игр;
- разработка конспектов занятий по данной теме;
- чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
- выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
- проведение викторины «Часы такие разные»;
- проведение конкурса развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;
- фото – коллаж.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- Подготовка предметно – развивающей среды.
- Подбор энциклопедической, художественной литературы.
- Создание и подбор наглядно – дидактического материала.
- Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"
- Консультация для родителей «Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы»
- Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
- Оповещение родителей о предстоящем проекте.
Основной этап
- Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.
- Самостоятельная деятельность в ДОУ и семье.
- Образовательная деятельность
Основной этап
Месяц | Название | Задачи |
Октябрь | Знакомство с уголком времени. Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года». Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года» Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире». Игра «Лови, бросай времена года называй» Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени. Викторина «Наш веселый календарь».
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».
Повторение и получение новых знаний о величинах времени. | Повторение и получение новых знаний о величинах времени. Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями. Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории Развивать интерес у детей Закрепить понятия о временах года.
Учить определять число, месяц и день недели. Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время. Закрепить понятия о частях суток. |
Ноябрь Декабрь | Беседа «Немного истории о часах» Чтение Й. Змай «Часы» Рисование «Мир часов» Игра «Заяц, заяц сколько время» Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту) Занятие «Учимся определять время с помощью часов» Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами» Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу» Лепка «Весёлые будильники» Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях. Конкурс «Сделай часы своими руками» Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии. | Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии. Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту
Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время. Развивать фантазию у детей Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории. |
Дидактические игры: «Распорядок дня», «Деньки – недельки», «Времена года», «Эволюция вещей», «Кто когда спит?», «Река времени» Просмотр мультика «Фиксики. Часы» Консультация для родителей «Как научить ребенка разбираться с часами и временем?» Совместная деятельность «Книжка передвижка – Месяца года» Конструирование «Кремлёвские часы» Научить определять время с помощью часов. | Организация деятельности детей с моделями «Дни недели», «Части суток», «Времена года» Развивать внимательность и наблюдательность Воспитывать дружеские отношения в работе с коллективом Учить работать самостоятельно Закрепить понятие времени. |
Заключительный этап
- Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками»
- Выставка макетов «Дни недели»
- Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»
- Беседа: «Что такое время?»
- Итоговое занятие по изучению времени «Часы такие разные»
- Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Наше время в детском саду».
Результат
- У детей развито представление о времени.
- Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
- Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
- Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
- Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе.
- Воспитанно желание «беречь» время.
Список литературы:
- Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
- Рихтерман, Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991.
- Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду/Т.Н. Доронова,
- В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997.
- Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь»
Викторина «Наш веселый календарь»
1. Каким месяцем по счету является март?
2. Сколько букв в слове март?
3. Выбери весенние месяцы.
- март, май, июнь
- март, апрель, май.
- январь, февраль, март
4. Сколько всего времен года?
5. Назови лишнее слово в цепочке:
- весна, оттепель, вьюга
- капель, подснежник, мороз
6. Какое время года наступает после весны?
7. О каком времени года идет речь в стихотворении?
Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора.
И птицы пропели: "Вить гнезда пора!"
8. Какой месяц описывается в стихотворении?
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горласгый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
9. В каком месяце отмечается день весеннего равноденствия?
- В апреле
- В мае
- В марте
10. Прилет каких птиц традиционно означает начало весны?
- грачей
- стрижей
- журавлей
11. Какой веселый праздник отмечается по окончании марта - 1 апреля?
- День кошек
- День собак
- День смеха
12. Как называются цветы, которые первыми появляются на прогретых солнцем проталинах?
- ландыши
- подснежники
- одуванчики
13.Продолжи пословицу
14. "Ни в марте воды, ни в апреле ......."
- травы
- воды
- еды
Беседа «Немного истории о часах»
История часов или какие бывают часы?
Давайте поговорим о разновидностях часов.
Скажите, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток? - Такой прибор называется часами.
Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, — солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.
Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.
Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.
А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.
Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?
Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.
Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.
Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.
У вас дома наверняка есть часы-будильник.
Зачем нужны такие часы? - Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными, часы, висящие на стене, — настенными.
Как вы думаете, где стоят напольные часы? - Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.
Послушайте стихотворение "Часы с боем".
Жила-была старушка
(Давно уж на покое),
И были у старушки
Часы резные с боем.
"Динь-дон, динь-дон!" —
Отбивали каждый час,
Гулом наполняли дом
И будили ночью нас.
Мы, конечно, не молчали,
В дверь старушки мы стучали:
"Наши уши пощадите,
Бой в часах остановите!"
Но старушка нам в ответ
Отвечала: "Нет и нет!
Говорят часы со мной,
Я люблю их нежный бой.
Динь-дон! Динь-дон!
Как красив их перезвон!
Хоть немного он печальный,
Но прозрачный и хрустальный!
Пробежали дни, недели.
Но часы вдруг захрипели,
Стрелки вздрогнули и встали,
И часы бить перестали.
Стало тихо. Даже жутко!
Мы давно привыкли к бою,
(А ведь это же не шутка!)
Было что-то в нем живое!
Мы, конечно, не смолчали,
В дверь к старушке постучали:
"Почему не слышен бой?
Нужен мастер часовой!"
Вот приехал часовщик —
Мудрый, опытный старик,
И сказал: "Такое дело!
Здесь пружинка ослабела,
Механизм получит смазку,
А часы — любовь и ласку!"
Поменял пружинку он.
И опять раздался звон,
Серебристый перезвон:
"Динь-дон! Динь-дон!",
Ожививший целый дом!
Какие часы "умеют куковать"? - Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.
Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!
На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.
Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.
Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.
Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.
Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.
Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются
чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.
"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов,
тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный).
31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!
Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени.
Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.
Во втором десятилетии XX в. появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.
А самые точные часы — атомные.
Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?
В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра.
Послушайте об этом стихотворение "Петушок".
Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.
Слышали ли вы о цветочных часах?
Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.
Послушайте стихотворение об одуванчиках.
У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"
Одуванчики — это часы луговые.. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.
Вопросы и задания:
Что такое часы?
Какие старинные часы вы знаете?
Какие виды часов вам знакомы?
Какие виды часов относятся к домашним?
Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?
Расскажите о Кремлевских курантах.
Какие "природные" часы вы знаете?
Занятие
«Учимся определять время с помощью часов»
Конспект занятия по математике «Путешествие в мир часов»
Цель: Познакомить с часами, их разнообразием, Определять длительность 1 минуты - единицы измерения времени, упражнять количественном счете в пределах 10.
Задачи:
Формированию навыка экспериментирования;
Умение высказывать гипотезы, догадки;
Способность аргументировано объяснять результат эксперимента;.
Воспитывать желание сопереживать.
Предварительная работа:
собирание коллекции часов (фотоиллюстраций);
проектная деятельность «Что можно сделать за 1 минуту»
подготовка материалов для экспериментов
Материал: секундомер, песочные часы 1 минута, рубашки с пуговицами, горох, макароны, иллюстрации часов.
Организационный момент
Проводится с детьми игра с мячом «Назови скорее». Дети встают в круг. У воспитателя мяч, она бросает ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. Какое сейчас время года?
2. Какой сейчас день недели?
3. Какой день, был вчера?
4. Какой день будет завтра?
5. Сколько дней в неделе?
6. Какой сейчас месяц?
7. Сколько дней в неделе рабочие?
8. В какое время суток мы идем в детский сад
Ход занятия.
Дети, я хочу прочесть вам письмо, которое пришло на наш адрес.
Читаю письмо:
Ребята, пишут вам Смешарики, вы много раз помогали нам, и сейчас нам без вашей помощи не обойтись. Ровно в 6 часов нас пригласил Крош на день рождения, но мы, к сожалению, не можем определять время по часам. Мы очень надеемся, что вы сможете нам помочь, мы так не хотим опаздывать.
Дети, поможем Смешарикам?
(ответы детей)
Мы конечно рады помочь, но мы ведь сами не можем определять время по часам.
Я думаю, что мы сможем помочь Смешарикам, я хочу пригласить вас в мир часов и времени. Путь будет долгим.
Дети предлагают отправиться на поезде.
(Держа друг друга за плечи, паровозиком отправляемся в мир часов.)
(В это время одеваю корону с изображением часов)
Я превратилась в фею времени, приглашаю, вас, в волшебный мир часов.
Закройте на минуту глаза и послушайте звуки. (Звучит запись)
О чем вам напомнили эти звуки?
(Ответы детей.)
Вы правы. О часах, о времени.
Показываю иллюстрации с изображением часов.
Если часы висят на стене, как они будут называться? (настенные)
Если стоят на столе, как они будут называться? (настольные)
Которые носят на руке? (наручные)
Которые носят в кармане? (карманные)
Давайте определим, как устроены часы?
(на всех часах есть циферблат, цифры, стрелки, все они показывают время)
стихотворение: «Часы»
Бьют часы на башне
Тик-так, тик-так (Говорю медленно)
А настенные поскорее. —
Тик-так, тик-так (Произношу с ускорением)
А наручные спешат —
Тик-так, тик-так, тик-так. (Говорю быстро).
Предлагает детям определить размер этих часов (дети определяют размер)
Чтобы помочь Смешарикам вам необходимо научиться измерять время.
Очень-очень давно люди всего мира, договорились измерять время: коротенькое – «секундой», более продолжительное время – «минутой», и еще более длительное – «часом».
Хлопните в ладоши – это «секунда».
Скажите: «раз» - и это время «секунда».
В минуте много секунд. Хотите почувствовать, ощутить время, равное одной минуте?
А сейчас давайте поэкспериментируем с минутой и проверим, насколько вы проворны, как вы используете время.
Задание с горохом и макаронами:
Перед вами одинаковое количество гороха и макарон. Вы должны разложить двумя руками одновременно горох в правую сторону, макароны в левую сторону.
(Песочные часы и звуковой сигнал)
Следить по песочным часам и закончить вовремя.
Оценить своевременность окончания.
Как узнать, кто больше перебрал макарон и гороха?
Посчитайте оставшиеся макароны и горох.
Динамическая пауза.
А теперь посмотрим, сможете ли вы засечь минуту.
У вас есть минута свободного времени, вы можете пройти прогуляться, но как вы почувствуете, что минута прошла. Вы должны вернуться на свои места.
Продолжим учиться чувствовать время.
Задание с рубашками:
А теперь устроим еще один эксперимент. Задание за одну минуту застегнуть пуговки на рубашке.
Сколько пуговиц застегнули, посчитайте.
Какую пуговицу не успели застегнуть? (верхнюю, нижнюю, в середине)
Вы научились чувствовать время, я думаю, что теперь вы сможете помочь Смешарикам и они смогут во время прийти на день рождения Кроша.
Дети рисуют стрелки, определяя время 6 часов.
Это наш подарок Смешарикам.
Дети, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети возвращаются, имитируя поезд.
Работа детей в тетрадях:
Вы хорошо потрудились, совершили добрый поступок, у вас хорошее настроение и я предлагаю вам, в рабочих тетрадях нарисовать солнышко, но не простое, а квадратное.
Итог занятия.
Вам понравилось совершать добрые поступки?
Что нового мы узнали? Чему научились?
Как вы думаете одна минута – быстро проходит или медленно? (ответы детей)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (Время)
Давайте в нашей жизни беречь каждую минутку! Спасибо.
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»
Если время есть, покажите мне его?
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
В. Орлов.
I. Эксперимент с песочными часами: «Течет ли время?»
Гипотеза: предположили, что время это песчинки, которые находятся в песочных часах. Если они стекают (песчинки) сверху вниз, то можно предположить, что время течет.
Описание эксперимента:
Ставили песочные часы на стол в процессе одевания детей на прогулку и сравнивали по объему песка в баллончике, сколько времени (сколько "песочных пробегов") потребовалось разным детям на сборы.
Предлагали детям сесть за стол возле песочных часов—1-минутных, 3-минутных— кто где хочет, просили одновременно перевернуть часы и соответственно 1 и 3 минут обрисовывать фигуры по трафарету на бумаге (как вариант: перекладывать фасоль из одной емкости в другую). Наблюдали и сравнивали объем выполненной работы за разные временные интервалы.
После этого мы предложили этим же детям просто сидеть 1 и 3 минуты без задания, сделали вывод, что когда дети заняты делом, то и время течет быстрее.
Вывод: Вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «течет» и время. Определенное задание, которое выполняют дети, является показателем измерения конкретного отрезка времени. Дети убедились экспериментальным путем, что время течет.
II. Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать».
Гипотеза: Предположить что время не только течет, а если у него есть «ноги», значит оно может прыгать, бегать и скакать.
Описание эксперимента:
Наблюдали, сколько кругов обежит стрелка секундомера, пока в песочных часах пересыпается песок.
Мерили все подряд: за какое время пробегаем расстояние в 30 м, за какое время пешком взбегаем на второй этаж, за какое время преодолеваем полосу препятствий на детской площадке и т. д. и т. п.
Вывод: Во-первых, путем наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых, выяснили, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда. Отрезки времени приобретают имена.
III. Эксперимент с фотографиями: «Время и фотографии».
Гипотеза: Предположить, что время движется вместе с нами, не стоит на месте.
Описание эксперимента:
Побеседовали с детьми о том, как ребенок взрослеет, кем он становится, когда вырастает. Предложили принести свои детские фотографии (разные периоды детства).
Рассмотрели фотографии
Рассмотрели иллюстрации, на которых изображены стадии развития бабочки.
Вывод: Дети в первом и во втором примерах отметили, что все живое развивается и растет и вместе с ним идет время.
IV. Эксперимент с пособием «именинный» круг: «Время и события».
Гипотеза: предположить, что время протекает вместе с важными событиями из жизни ребенка.
Описание эксперимента:
Чтобы проследить течение времени отрезком в 1 год, вместе с детьми решили сделать «именинный» круг (который делиться на четыре цветных сектора по временам года). На каждый сектор дети приклеили фотографии именинников.
Используя этот круг, мы решили отследить год не только по датам рождения детей, но и по праздникам, которые отмечают в детском саду. Фотографии с праздничными событиями дети также распределили по секторам круга.
Вывод: По итогам эксперимента мы пришли к выводу, что время проходит через события, происходящие в жизни ребенка.
Интересный опыт мы провели с использованием самодельной конструкции водяных часов.
Дети предложили взять обрезанную бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой с маленькой дырочкой и поставить в другую пустую бутылку донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем, сколько кругов обежит секундная стрелка пока вода перельется в бутылку. После мы сделали на бутылке мерки (одна мерка = 1 минуте или если отмечать по секундомеру, то один «пробег» стрелки по кругу секундомера). Вот вам и водяные часы собственной конструкции.
После очередной беседы с детьми про старинные часы - огневые, они предложили сделать их своими руками. К боковым сторонам свечи мы прикрепили металлические шарики, которые по мере выгорания и таяния воска падали, и их удар по чашке был своего рода звуковой сигнализацией времени.
Дети на собственном примере убедились, что по этим часам нельзя определить точное время, и они не удобны в применении в настоящее время.
Полученные результаты
В ходе исследования ребята пришли к выводу о том, что время это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий. Для ребенка время всегда связано с чем-то, с каким-то времяпрепровождением, событием, происходящим с ним, оставшимся в его прошлом или же планирующимся, совершится в будущем.
Загадки о часах и времени
***
Хоть и сладок утром сон,
Но упорно этот звон
Каждый раз торопит в школу.
Как, скажи, зовётся он?
(Будильник)
***
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
***
Одна нога — короче,
одна нога — длиннее,
при этом, между прочим,
в двенадцать раз быстрее!
Но не смотря на это,
они идут куда-то
с заката до рассвета,
с рассвета до заката…
А что это, ребята?
(часы)
***
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!
***
Усатое Солнышко
Спряталось за стёклышко.
Шевелит усами
Зовут (Часами)
***
Под шляпой — крышей ходим-бродим,
Но никуда мы не уходим.
Подскажем боем
Время городское.
(Часы)
***
Ходят в доме, на стене.
Любопытно даже мне.
Им положено ходить.
И нас вовремя будить.
(Часы)
***
Братья у Календаря
На стене висят не зря.
Календарь считает сутки,
А они часы, минутки.
(Часы)
***
Цифры Время стерегут
И за Временем бегут.
Время сдвинется на миг
И они тот час же прыг.
(Часы)
**
Идём мы день. Идём мы ночь
И убегают сутки прочь!
(Часы)
Консультация для родителей
«О временных представлениях у детей дошкольного возраста»
Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, регулировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека требуется ориентировка во времени, чувство времени.
Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Необходимо детям показывать и объяснять временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом (это дни недели, части суток, месяца, времена года и т. д.). Детям, уже в дошкольном возрасте, необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время. Правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости, от наличия времени.)
Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Календари – вот наши главные консультанты и начальники. И все потому, что они хранят и воспроизводят ритмы нашей с вами, дорогие родители, жизни. А ритмы бывают самыми разными – оттого и календарей великое множество. Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научится определять дни недели, месяца.
Необходима постоянная систематическая работа по формированию у дошкольников представлений времени. При отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способам его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду и дома. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как вся наша жизнь строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.
С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающий повышенный интерес у детей.
Знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий и по дням недели.
В старшем дошкольном возрасте развивается, и познавательный интерес к различным параметрам времени. Детей интересует длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по формированию представлений о таких временных отрезках как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро – встает солнце, становится светлее и т. п.). Дома с детьми родители могут беседовать о том что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня.
В качестве наглядного материала можно использовать картинки, календарь наблюдения.
Лучше всего, если дети будут заполнять календарь погоды в дошкольном учреждении и дома с родителями. Дети путают такие понятия как: вчера, сегодня, завтра из – за их изменчивости и относительности. Смысловое значение этих слов можно раскрывать при заполнении календаря, задавая дополнительные вопросы: «Чем завтра будите заниматься в садике?», «Что делали вчера?», «Когда мы ходили в парк?»
На занятиях дети узнают, о том, что сутки, которые в разговоре обычно называют словом день, сменяются одним другим.
Для лучшего понимания мы предлагаем дома использовать отрывной календарь, каждый день вместе отрывать лист и проговаривать, что сегодня наступил новый день. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Последовательность дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей: «чем вы занимаетесь по понедельникам? Что будете делать во вторник, т. е завтра? И т. д.» Пусть ребенок сам снимает листки календаря и складывает из суток неделю, из недель - месяц. Необходимо оформить коробку, куда он будет складывать листы календаря. У ребенка будет
наглядное представление о смене дней, месяцев, он может подойти посчитать, сколько прошло дней, сколько осталось до конца недели. При окончании одного месяца необходимо проговорить, что наступает новый месяц, посчитать, сколько дней было в прошлом месяце уложить стопочку листов и начать складывать новый месяц.
При систематической работе с календарем дома и в детском саду что будет способствовать формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости.
Беседа о часах:
«Часики - часы»
Цель: познакомить с историей часов, показать разнообразие часов, стремиться к усвоению детьми понятия времени.
Задачи:
Обучающая - активизация словарного запаса по теме.
Развивающая – развитие мышления, памяти, временных представлений.
Воспитательная – формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях.
Ход беседы:
Весь век идёт Ерёмушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки,
Шагам он точным счёт ведёт,
И всё-же с места не сойдёт. (Часы)
А для чего человеку нужны часы? А для чего человеку нужно знать время? Как вы думаете: можно время пощупать, понюхать, потрогать?
А что можно делать со временем? Ничего. Время может быть настоящим, прошедшим, будущим. Человек определяет время по часам.
Уже и не верится, что в давние времена люди и не знали ничего о часах. Сначала древние люди распознавали день, ночь, утро, вечер. Позже час стали измерять длиною стопы. Три ступни – вечер, а если ты собираешься прийти в гости «в 4 стопы», то не спеши, ещё рано. Потом пользоваться такими часами стало неудобно, потому, что длина стопы у всех людей разная и время давало сбой. Нашлись изобретатели, которые предложили на поляне вкопать столб и солнце, идя по кругу светило на столб, а от него тень падала на землю, на которой был очерчен круг. Но прошло время и определение время по тени себя изжило. Человек задумался над тем, как создать часы.
Первые часы были солнечными. В Древнем Вавилоне на вершине самой высокой пирамиды был поставлен глиняный столб. Площадь возле столба расчертили линиями. Когда тень приближалась к линии, жрец кричал: «Знайте, вольные и рабы, всё население царства, волею бога прошёл ещё один час. Пять часов после восхода солнца!»
Вторыми часами оказался:
«В деревне есть часы такие
Не мёртвые, а живые,
Ходят без завода.
Они птичьего рода».
По крику петуха люди определяли время. Но и это вскоре стало неудобно, поскольку петух спал, сидя на жёрдочке, а если падал с неё, то и кукарекать начинал раньше. А как было определять время, если петуха не было?
О цветах-часах: В 20-х годах XVIII века, в городе Упсала, были "пущены в ход" цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага-травника высшей категории. Этот выдающийся маг написал научный трактат "Сон растений".
Но первооткрывателем был все же не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживались на клумбах и использовались в качестве своеобразных часов.
Точность таких часов зависит от погоды - в дождливую и пасмурную погоду такие часы будут "врать". Так же известно, что в разной местности цветы открываются в разное время.
По какому же принципу работали подобные часы?
Известно, что лепестки цветов закрываются и открываются в определенное время, в зависимости от изменения освещенности. Обычно в ночное время цветы закрыты, а с восходом солнца они открывают свои венчики.
Современному миру так понравилась идея цветочных часов, что они начали такие часы делать у себя в городах. Первыми, конечно же, были швейцарцы. И до сих пор самыми известными в мире считались швейцарские и японские цветочные часы, причем в Швейцарии были самые большие, пятиметрового диаметра. Теперь рекорд побит: на Поклонной горе в Москве устроили и запустили самый большой в мире цветочно-часовой механизм. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.
Раньше всех - в 4 часа раскрываются цветы цикория и шиповника. В 5 часов – мак, в 6 часов - полевая гвоздика и одуванчик, в 7 часов просыпаются картофель и колокольчик, в 8 часов вьюнок и бархатцы, 9-10 часов - календула (ноготки), В 20 часов развертывает цветки Душистый табак, в 21 час ночи - ночная фиалка. Так же в определенное время и закрываются цветы: в 13-14 часов смыкает венчики картофель. В 14-15 мак, в 16-17 - календула (ноготки), 17-18 - мать-и-мачеха, в 19 часов – лютик, 19-20 -шиповник. Человек изобрёл водяные часы. Они состояли из двух сосудов, в один из которых нужно было постоянно добавлять воду. И они также оказались неудобными.
Стали люди думать и гадать, какие придумать часы, чтобы они показывали время и ночью, и днём, и в пасмурную погоду. И придумали песочные часы. В них нет ни стрелок, ни цифр и сделаны они из стекла, а в середине находится песок. (Показать детям принцип работы песочных часов). Но со временем и эти часы стали неудобными.
В 996 году в немецком городе Магдебург был изобретен первый механический будильник, который работает до сих пор.
Мастер Генлейн изобрёл карманные часы. А через 50 лет появилась на часах минутная стрелка. Секундная стрелка появилась через 200 лет.
Прогресс, наука ушли далеко вперёд: человек изобрёл электронные часы, кварцевые часы, часы, работающие на солнечных батарейках.
Сказочные часы
Но самое интересное, что существуют сказочные часы. Это взрослые позаботились о детях. Эти часы висят на стене центрального театра кукол в городе Москве. На вершине часов стоит петух, а вокруг него 12 домиков. Каждый час из одного из домиков появляется сказочный персонаж. А когда часы бьют 12 ночи из каждого домика выходят козёл, сова, ворона, заяц, лисица, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк и все вместе начинают танцевать под музыку.
Недаром говорится: «У каждого времени свои обычаи». Больше всего часы уважают тех людей, которые умеют планировать своё время. Недаром часам дано магическое слово «тик-так», что напоминает стук человеческого сердца. И это очень важно, потому что они именно как сердце, отвечают за ритмы нашей жизни.
И коль мы с вами живём во времени, а народная пословица гласит «время – золото», потому нет ничего дороже времени. Время нужно использовать с толком. Так, чтобы изготовить мебель, нужно время, чтобы добыть уголь или сварить сталь – нужно время.
Чтобы приготовить уроки – нужно время. А как вы думаете – одинаково ли времени нужно для этих трёх дел?
Время течёт очень быстро, а чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. Для этого существует режим дня
И недаром народная мудрость гласит: «время – деньги» - ведь на каждое дело нужно определённое время. «Кончил дело – гуляй смело».
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Вот вы сейчас и займётесь делом – разукрасите картинки с часами. Какого цвета вы возьмёте карандаши? Давайте, минутные и секундные стрелки покрасим жёлтым цветом, циферблат – голубым, а цифры - каким вам нравится.
А теперь послушайте стихотворение Василия Сухомлинского «Потерянный день».
Ведут часы секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Умеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Умеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
- Хороший был денёк!
Я желаю, вам ребята, чтобы вы могли всегда уверенно сказать: «День у меня сегодня был хороший!»
Что такое время или учим часы?
Данный материал поможет родителям, учителям и воспитателям познакомить детей с часами, научить ребенка определять время по часам, узнать историю часов и узнать другие интересные подробности о часах.
Что же такое время?
Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении — от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.
Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они назвали эту реку Летой — рекой времени.
Давайте немного поразмышляем о времени.
Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно мгновение! Когда это бывает?
Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом. Недаром говорится: "Счастливые часов не наблюдают". Но случается и так, что вам кажется, будто время ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется. "Скучен день до вечера, если делать нечего" — заметили люди.
Немало пословиц и поговорок сложено о времени. Есть среди них и такие: "Время дороже золота", "Время ни за какие деньги не купишь". Почему так
говорится? - Да потому, что жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела.
Знаете ли вы, что такое время? Оно невидимо и неостановимо. Оно летит на крыльях все вперед и вперед.
Прочитайте сказку о мальчике и времени - сказка "Время и малыш".
Время и малыш « Сказка про время»
Однажды время залетело в парк, где было полно цветов, росли высокие кусты роз, и нежно пахло жасмином. Время присело на скамейку и решило немного отдохнуть. Вокруг по дорожкам бегали ребятишки, катались на велосипедах и самокатах, играли в классики, а девочки прыгали через веревочку. Один мальчик лепил из песка высокий дворец и украшал его камешками.
Время обратило внимание на малыша. У него такие ясные большие голубые глаза, пухлые ручки и ножки, вьющиеся волосы — настоящий человек!
Время невольно задумалось. А ведь этот малыш скоро вырастет и станет нескладным подростком. Потом похорошеет, окрепнет и превратится в прекрасного юношу. Много девушек станут сохнуть по нему. Но он выберет одну самую очаровательную и милую. Они поженятся, у них родятся дети. А когда дети вырастут, то у них появятся свои дети, и наш ангелоподобный малыш превратится в дедушку. Его лицо изрежут глубокие морщинки, он станет плохо слышать, растеряет волосы и зубы.
"Нет, я не хочу, чтобы этот чудесный мальчик стал стариком! — думало Время. — Вчера я залетал во дворец моей любимой королевы. Она собиралась на бал. Я помню ее еще совсем молодой, а теперь, из-за меня, она превратилась в старуху".
Камеристка украсила ее волосы золотой короной, платье королевы сияло и переливалось бриллиантами, на волосах, в ушах тоже играли дорогие бриллианты. Даже пряжки на туфлях и те были бриллиантовые.
Королева взяла зеркальце, посмотрелась в него и отбросила от себя.
Время! Безжалостное время превратило меня из юной красавицы в отвратительную старуху. Даже чудесные камни не способны больше украсить меня! Ненавижу время! Остановить его не в силах никто!
Время, очень грустное, незаметно вылетело из дворца. На глазах его блестели слезы, ему было жалко старую королеву.
Время тряхнуло головой, чтобы отогнать неприятное воспоминание.
— Неужели, я не смогу сделать так, чтобы прелестный малыш в парке не стал стариком?
Полечу-ка я, пожалуй, к волшебнику, что живет в замке из хрусталя на высокой-превысокой горе, и спрошу у него совета.
Время так и сделало.
Старик-волшебник ласково принял его, выслушал рассказ и достал из темного дубового шкафчика склянку с прозрачной жидкостью.
— На, возьми! Завтра отправляйся в парк и брызни на малыша ровно три, прозрачные капли. Посмотришь, что будет!
Время поблагодарило волшебника и утром снова оказалось в парке. Светило солнце, на площадке играли дети.
Время брызнуло на малыша ровно три капли заколдованной жидкости. Они попали ему на головку.
— Ай! Пошел дождь! — воскликнул ребенок.
— Нет никакого дождя, тебе просто показалось, — заметила его подруга, и они продолжали играть.
Между тем время шло, иногда оно залетало в парк и замечало, что окружающие малыша дети за лето вытянулись, подросли, а он все оставался таким же.
Прошел год. Как-то весенним днем Время залетело в парк. Его любимец все так же играл совочком и формочками в песок, а другие дети уже вовсю гоняли на роликовых коньках и велосипедах, играли в мяч.
Они росли, а многие из них уже собирались осенью в школу. Прошло еще несколько лет. Товарищи малыша давно выросли, а он играл уже с другими крохами, все такой же голубоглазый и кудрявый. Время снова присело на скамейку и глубоко задумалось: "Что же ждет моего любимца? Он так и останется навсегда малышом? Не будет учиться в школе, не встретит красивую невесту, у него не появятся ни дети, ни внуки.
Как много всего интересного пройдет мимо него!
Нет! Пусть его жизнь идет так же, как у других людей. В этом и состоит ее великая мудрость!"
Время снова достало сосуд с волшебной жидкостью и брызнуло малышу на лицо три золотые капельки. На следующее утро мальчик вскочил с кровати и не узнал себя: его пижама стала ему совсем мала, а ноги не влезали в тапочки.
— Мамочка! Смотри скорей, что со мной случилось! Я вырос!
— Да, сынок, слава богу! Ты вырос ровно за одну ночь! Пойду и куплю тебе новую одежду. Думаю, ты скоро пойдешь в школу.
"Беседы о пространстве и времени".
Что такое сутки?
Что такое по часовой стрелке и против часовой стрелке?
История часов или какие бывают часы?
Что такое сутки?
Знаете ли вы, из чего складываются сутки?
Из ночи и дня. Недаром говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.
Знаете ли вы, что такое глобус и как он выглядит?
Это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг оси, проходящей через его центр, так же, как и Земля вращается вокруг своей невидимой оси.
На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.
Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния.
Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь.
Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца.
Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: "Утро вечера мудренее".
Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.
Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.
Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.
И в кроватках до утра
Засыпает детвора.
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.
Можно ли разделить сутки на четыре части?
Конечно, можно! Давайте поговорим о четырех частях суток: утре, дне, вечере и ночи.
Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.
Чтобы образно представить эту картинку, послушайте стихотворение "Утренние лучи",
Первый луч упал на птичку,
На синичку-невеличку.
Та проснулась: "Тень-тень-тень,
Ах, какой чудесный день!"
Луч второй упал на зайку,
Встрепенулся вмиг косой,
Поскакал он на лужайку
За росистою травой.
Третий луч зари, играя,
Разбудил кур и гусей.
Он проник сквозь щель сарая -
Сразу стало в нем светлей!
На насесте, наверху
Пробудился петушок.
ОН запел: "Ку-ка-ре-ку",
Поднял алый гребешок.
Луч четвертый поднял пчел.
Им сказал: "Цветок расцвел!"
Пятый луч проник ко мне,
Осветил мою кровать,
Пробежался по стене
И шепнул: "Пора вставать".
Давайте вспомним, что мы делаем утром?
Просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем.
После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше - в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.
Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день
День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.
Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки.
Что мы делает по вечерам?
Собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит
телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.
На смену вечеру приходит ночь - время суток, предназначенное для сна.
Послушайте колыбельную песню.
Стали звездочки ясней,
Засыпай, сынок, скорей.
Может быть, тебе приснится
Яркое перо жар-птицы
Или аленький цветок.
Засыпай скорей, сынок!
В темном небе месяц светит,
Словно цветик-семицветик.
Звездный хор поет: "Бай-бай!"
Спи, сыночек, засыпай!
Зимой ночи длинные, а дни короткие. Летом, наоборот, темных ночных часов меньше, чем светлых дневных. И только в дни равноденствия - 23 сентября и 21 марта - дни и ночи равны.
Послушайте стихотворение "Столько ж света, сколько тьмы!"
Идет красная девица,
Несет в ведрах не водицу.
Улыбается сама:
В ее ведрах свет и тьма.
Заглянули в ведра мы:
Столько ж света, сколько тьмы!
Вопросы и задания:
1. Сколько часов в сутках?
2. На какие две части можно разделить сутки?
3. На какие четыре части можно разделить сутки?
4. Какое время суток самое светлое?
5. Какое время суток самое темное?
6. Расскажите об утре, дне, вечере, ночи.
7. Что такое равноденствие?
ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ И ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ
Часы — это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим узнать, который час.
Круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, двигающаяся медленно. Когда она совершит
один круг по циферблату, то проходит ровно один час. Эта стрелка называется часовой.
"Часовая стрелка".
Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.
В каком же направлении движется часовая стрелка?
Приглядитесь к ее движению на часах, посмотрите на рисунок. Движение в указанном направлении называется движением по часовой стрелке.
У часов есть еще одна стрелка. Она длиннее, тоньше часовой и движется в 60 раз быстрее. Пока часовая стрелка пройдет один полный круг по циферблату, минутная пробежит 60 кругов. Ведь в одном часе ровно 60 минут!
Минутная стрелка —
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка —
Длинна ты и быстра!
Отсчитывать минутки —
Это ведь не шутки!
Посмотрите-ка на часы! В каком направлении двигается минутная стрелка?
В том же, что и часовая. Движение минутной стрелки совпадает с направлением движения часовой стрелки.
Включите медленную музыку. Возьмитесь за руки, медленно идите по кругу по часовой стрелке и декламируйте хором.
Вслед за стрелкой часовой,
Не спеша, пойдем с тобой.
Тик-так, тик-так —
Мы идем за шагом шаг!
Тик-так, тик-так,
Шаг-шаг, еще шаг!
Музыка звучит быстрее.
А теперь, ускорьте шаг, побегите за стрелкой минутной. Бегите по кругу и проговаривайте:
За стрелкой минутной
Мы быстро бежим,
Мы очень торопимся,
Очень спешим!
Минутную стрелку
Хотим мы догнать.
Минутка, минутка,
Минутка опять!
А теперь, вместе махните правой рукой по часовой стрелке и проговаривайте:
Дружно махнем
Правой рукой
Мы по стрелке Часовой!
Какое движение называется движением против часовой стрелки?
Это движение в противоположном направлении. Посмотрите на рисунок.
Снова возьмитесь за руки и не спеша пойдите против часовой стрелки, проговаривая.
Против стрелки часовой
Начинаем мы движенье,
Теперь знаем мы с тобой
Это направленье!
А теперь возьмите в левую руку разноцветные флажки и махните ими против часовой стрелки.
"Балерина".
Кружится и кружится
По сцене балерина.
Юбочка из кружева,
Из шелка — пелерина.
Как она порхает —
Воздушна и легка!
Порой напоминает
Большого мотылька.
Балерина кружится
Под напев живой.
Балерина кружится
По стрелке часовой!
Вы заметили и поняли, что направление движения по часовой стрелке — это движение направо, а против часовой стрелки — налево.
Как мышка «Хитрушка» мышат времени научила
Сказка про время
Жила-была девочка Таня. Совсем большая, умница, все знает, а вот время сама по часам определять не умеет. А ведь скоро школьницей станет.
Как же так? Помнит Таня, что ровно в три часа дня ее любимый мультфильм показывать будут. Да не просто мультфильм, а длинный, очень интересный мультсериал. Каждый день по одной серии.
После обеда Таня начинает к бабушке приставать:
— Бабуля, скажи, сколько сейчас времени?
Бабушка наденет очки, посмотрит на ходики, которые висят на стене на кухне, и ответит внучке:
— Сейчас четверть третьего.
— А через сколько минут будет три часа? — допрашивает Таня.
— Через сорок пять минут, — отвечает бабушка.
— Бабуленька, миленькая, — ласковым голоском подлизывается
к бабушке Таня, — включи мне, пожалуйста, телевизор без пяти минут три. Я боюсь пропустить мультик про ворону-говоруху — вредную старуху.
— Ладно! Включу, если не забуду, — соглашается бабушка.
— А я тебе напоминать стану, вот ты и не забудешь! — радостно отвечает Таня.
— Эх, Таня, Таня! — замечает бабушка с упреком. — Ты ведь большая девочка, а времени по часам определять не умеешь. Не дело это!
Попрошу твоего папу, чтобы в выходные он занялся с тобой и научил тебя часам.
— Хорошо! — обрадовалась Таня. — Я и сама хочу научиться, по часам определять. Тогда ни к кому, приставать не буду. Сама посмотрю на часы и узнаю, который час.
— Вот и молодец! Я уверена, у тебя все получится, ведь цифры ты давно выучила, — похвалила бабушка внучку.
Между прочим, в Таниной квартире в каждой комнате есть часы. И везде разные. На кухне висят старинные ходики с маятником и кукушкой. Деревянная кукушка живет в уютном домике. Каждые полчаса она выглядываем из оконца и кукует звонко и весело: "Ку-ку", напоминая, что прошло полчаса. У папы в кабинете на письменном столе стоят массивные бронзовые часы. Папа привез их из Испании, когда ездил в эту страну в командировку. У них не громкий, мелодичный бой. У дедушки есть маленький и пластмассовый будильник, дедушка всегда заводит его, когда нужно рано вставать и ехать с друзьями на рыбалку.
В спальне тоже стоят часы, они бело-розовые, фарфоровые, украшенные ангелочками, и помещаются на столике у кровати. Есть часы и в детской комнате, на них разные зверюшки нарисованы. Да что толку в том, что часов в доме много! Определять-то время Танюша пока по ним не умеет.
Но вот в воскресенье, когда у папы выходной, он позвал дочку:
— Танечка, будем с тобой часы изучать. Принеси свои карандаши и фломастеры.
— Хорошо! — согласилась девочка.
Папа тем временем разложил на письменном столе большой лист картона и принес с кухни обычный стакан. Еще достал из ящика письменного стола ножницы и линейку!
— Принесла карандаши и фломастеры? — спросил он Таню. — Принесла! — ответила та.
— Ну и замечательно! — похвалил Таню папа. Он взял стакан, поставил его вверх дном и очень аккуратно обвел простым карандашом. — Видишь, у нас получился ровный круг — это циферблат. Попробуй и сама нарисовать такой же круг.
Таня попробовала, и у нее получилось. А надо вам сказать, что мышка Хитрушка, которая обычно пряталась в норке, высунула своей черный любопытный носик, потом вылезла из-под ковра и стала наблюдать за папой и дочкой. Вы можете удивиться и спросить, зачем ей это было нужно?
Дело в том, что Хитрушка давно мечтала научить своих малышей определять время по часам. Ведь это очень удобно! Вот, например, бабушка ложится отдохнуть после обеда всегда в одно и то же время. Можно выглянуть из норки и узнать, сколько времени. Значит, сейчас на кухне никого нет! А в буфете много вкусных вещей: печенья, сушек, сухариков. Под столом можно найти
кусочек сахара и даже сосиски. Бабушка отдыхает целых два часа. Значит, посмотрев на часы, можно узнать, когда пора прятаться в норку.
— Итак, — начал папа свою лекцию. — Давай, Танюша, возьмем ножницы и аккуратно вырежем оба кружочка-циферблата. Сначала я, а теперь ты.
Когда кружочки были вырезаны, папа с помощью линейки и карандаша разделил их ровно на четыре части. Он провел горизонтальную и вертикальную линии. Написал черным фломастером на самом верху вертикальной линии цифру 12, а в самом низу цифру 6.
Слева на горизонтальной линии он написал цифру 9, а справа 3.
Таня сделала все в точности, как папа.
Потом папа расставил все остальные цифры, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вот, что получилось у папы и дочки.
Хитрушка внимательно наблюдала за ними и старалась получше, все запомнить.
Потом папа нарисовал две стрелки. Одну короткую потолще, другую длинную и тонкую. И вырезал их.
— Короткая стрелка — часовая. Она показывает часы, а длинная,— минутная. С ее помощью мы узнаем минуты.
Таня тоже сделала две стрелки и раскрасила их в синий цвет. У Танюши цифры на циферблате и стрелки были темно-синие, а у папы — черные.
Наконец папа взял иголочку и прикрепил стрелки к самому центру циферблата - Таня не отставала от папы.
— Вот у нас почти готов макет часов, — довольным голосом заметил папа.
Он научил дочку, как обозначить минутки, и объяснил, что пока короткая часовая стрелка двигается медленно, проходит один час, быстрая минутная стрелка успевает обежать циферблат 60 раз, ведь в одном часу ровно 60 минут.
"Ага! — смекнула Хитрушка. — Я и не знала, что в одном часе ровно 60 минут. Это надо запомнить".
Потом папа объяснил дочке, как определять время:
— Вот представь себе, что короткая стрелка стоит ровно на цифре 9, а длинная на 12. Значит, часы показывают 9 часов. А теперь поставь короткую стрелку на циферку 4, а длинную на 12. Сколько времени показывают часы?
— Четыре часа, — бойко ответила девочка.
— Умница! — похвалил ее папа. — Ну на сегодня, я думаю, достаточно, — заметил он. — Завтра мы продолжим наши занятия с часами.
Бабушка позвала всех на кухню ужинать.
Когда папа и Таня ушли из комнаты, Хитрушка стянула со стола лист бумаги, на котором девочка тренировалась расставлять часы, и утащила его в норку. Позвала мышат: Резвушку, Храбрика, Малышку, Смысленыша и стала объяснять им все, что запомнила сама. Сообразительные мышатки-детки скоро все поняли.
На следующий день папа продолжил занятия с девочкой, и скоро она бойко и правильно отвечала на его вопросы.
А Хитрушка тоже внимательно слушала папины уроки, чтобы потом научить времени и своих ребятишек-мышек.
— Ура! — радостно закричала в конце урока Таня. — Я теперь знаю, сколько времени. Вот сейчас десять минут восьмого! Правильно, папочка?
— Правильно! Молодец! — похвалил дочку папа.
— Теперь я не буду больше приставать ни к маме, ни к тебе, ни к бабушке с дедушкой. Не буду надоедать им вопросом: "Сколько времени?" Сама посмотрю на часы и узнаю, который час.
Кстати, и умная Хитрушка научила мышат узнавать время по часам.
Мышонок выглянет из норки, посмотрит на ходики и сразу узнает, когда бабушка уйдет из кухни отдыхать, а Таня смотреть свой любимый мультфильм.
"Беседы о пространстве и времени".
Время по часам
Я уже большой, я сам
Узнаю время по часам.
Посмотрю на циферблат
И отправлюсь в детский сад.
Спрашивать не стану деда,
Долго ль ждать еще обеда?
Научить могу и вас
Узнавать, который час!
Вопросы и задания:
1. Нарисуйте круг. Стрелкой укажите движение по часовой стрелке. Стрелку раскрасьте красным фломастером, круг — желтым.
2. Нарисуйте круг. Стрелкой укажите движение против часовой стрелки. Стрелку раскрасьте синим фломастером, кружок — красным.
3. Раскрасьте цветик-семицветик. Первый лепесток — красный и дальше по часовой стрелке: оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Какими предметами ты пользуешься утром, днем, вечером, ночью?
Какое время суток наступает после ночи? А какое, следует за утром?
В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем?
Что ты пьешь утром: чай, молоко, какао?
Когда, мама или папа, приходят с работы?
Какое время суток, по-твоему, проходит очень быстро, а какое кажется длинным: утро, день, вечер или ночь?
Скажи наоборот: утро-..; день -..; восток -..; север -...
Найди лишнее слово: Солнце, звезда, Луна, дождь, Венера, комета.
Мы говорим: здравствуй, привет,... (продолжай), до свиданья, до скорого... (продолжай)
Сутки - это 24 часа.
Вопросы и задания:
1. Из чего состоит час? (из минут).
2. Сколько в часу минут? (60).
3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
4. Расскажите о стрелках часов.
5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т. д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
7. Посчитай, сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
9. Сколько минут содержится в половине часа?
10. Сколько минут содержится в четверти часа?
11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
12. Почему говорят: "Время дороже золота"?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (Обучение грамоте) для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Знаний»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте...
Развитие социальных эмоций у детей подготовительных к школе групп. «Путешествие в страну «Эмоционалию»»
Развитие социальных эмоций у детей подготовительных к школе групп. «Путешествие в страну «Эмоционалию»...
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».
Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...
Конспект открытого занятия для воспитателей по развитию мелкой моторики рук в подготовительной к школе группе: «Путешествие в страну пальчиковых игр»
Конспект открытого занятия для воспитателей по развитию мелкой моторики рук в подготовительной к школе группе:«Путешествие в страну пальчиковых игр»...
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группе «Путешествие в страну математики»
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группе «Путешествие в страну математики»...
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы " Путешествие в страну времени"
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"...
- Мне нравится (2)