Перечень дидактических игр и упражнений по формированию представлений о времени по следующей форме.
картотека по математике (старшая группа)

Шитвина Кристина Владимировна

картатека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_igry_o_predstavlenii_vremeni.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень дидактических игр и упражнений по формированию представлений о времени по следующей форме.

Содержание образовательной работы

Название дидактической игры, упражнения

Программное содержание (цель игры)

Краткое описание

Части суток

 Игра «Сутки»

Цель: определение уровня

умения детей

ориентироваться во времени, уточнение представлений о

частях суток, закрепление

названий частей суток, их

последовательности.

Материал. 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Ход игры: Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет,

что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось

солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с

иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если

ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

Игра «Что ты сейчас делаешь?»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, н-р: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Вчера-сегодня-завтра

Игра «Вчера,

сегодня, завтра»

Цель: познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: разноцветные полоски,

подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме

своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня,

завтра).

День, который наступил – называется сегодня.

День, который уже закончился – вчера.

А день, который ещё только будет – завтра.

Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера-

голубой, завтра-фиолетовый.

Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог

называет понятия, дети показывают соответствующую

полоску.

Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня,

завтра) и показывают соответствующую полоску.

Игра «Продолжай!»

Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра (с мячом).

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель

произносит короткую фразу и

бросает мяч. Тот, кому попал

мяч, называет соответствующее

время. Н-р: воспитатель бросает

мяч и говорит: «На почту мы

ходили.» «. вчера», —

заканчивает фразу ребенок,

поймавший мяч. «Занятие по

математике у нас было.» «.

сегодня». «Рисовать мы будем.»

«. завтра» и т. п.

Дни недели

Игра «Живая неделя»

Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.

Ход игры:

Первый вариант. 

Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Второй вариант.

Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.

Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же.

Четвертый вариант. Карточки цвета радуги. Каждый цвет соответствует дню недели

«Разноцветная неделька»

Цель: закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.

Материал: разноцветные круги,  цифры от 1 до 7.

Ход игры: Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.

Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.

Месяцы года

Игра «Круглый

год».

Цель: развитие

временных

представлений у

детей дошкольного

возраста.

Ход игры:

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает:

«Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов:

- Каким месяцем заканчивается год?

- Назови осенние месяцы?
- Какой месяц идёт после октября?
- В каком месяце день твоего рождения?

Игра «12 месяцев»

Цель: Закрепить понятие о месяцах.

Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаёт вопросы:
-Первый месяц, как тебя зовут?
-Двенадцатый месяц, назови себя.
Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.

Календарь

Сезон года

Игра «Домики времён года»

Цель: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.

Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету, в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для формирования представлений о времени.

Игры и упражнения для формирования представлений о времени....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Влияние дидактический игр и упражнений на формирование представлений у старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов

Выявить роль дидактических игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возроста...

Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет

Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет....

Игры и упражнения для формирования представлений о времени.

Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С проблемой времени человек сталкивается постоянно. Человек живет во времени.  Именно в определенном времени с человеком происходят те или иные события. Современная жизнь характеризуется острой н...

Перечень дидактических игр и упражнений по формированию представлений о времени

Содержание образовательной работы ,название дидактической игры, упражнения, программное содержание (цель игры), краткое описание...