Перечень дидактических игр и упражнений по формированию представлений о времени
материал по математике
Содержание образовательной работы ,название дидактической игры, упражнения, программное содержание (цель игры), краткое описание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечень дидактических игр и упражнений по формированию представлений о времени по следующей форме.
Содержание образовательной работы | Название дидактической игры, упражнения | Программное содержание (цель игры) | Краткое описание |
Части суток | Игра «Сутки» | Цель: определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. Материал. 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера. | Ход игры: Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером. |
Игра «Что ты сейчас делаешь?» | Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. | Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, н-р: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи. | |
Вчера-сегодня-завтра | Игра «Вчера, сегодня, завтра» | Цель: познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра». Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений. | Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра). День, который наступил – называется сегодня. День, который уже закончился – вчера. А день, который ещё только будет – завтра. Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера- голубой, завтра-фиолетовый. Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску. Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску. |
Игра «Продолжай!» | Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра (с мячом). | Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Н-р: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили.» «. вчера», — заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было.» «. сегодня». «Рисовать мы будем.» «. завтра» и т. п. | |
Дни недели | Игра «Живая неделя» | Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку. | Ход игры: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д. Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же. Четвертый вариант. Карточки цвета радуги. Каждый цвет соответствует дню недели |
«Разноцветная неделька» | Цель: закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение. Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7. | Ход игры: Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру. Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели. | |
Месяцы года | Игра «Круглый год». | Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. | Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов: - Каким месяцем заканчивается год? - Назови осенние месяцы? |
Игра «12 месяцев» | Цель: Закрепить понятие о месяцах. | Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаёт вопросы: | |
Календарь Сезон года | Игра «Домики времён года» | Цель: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев. | Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету, в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов. |
Игра «Четвертый лишний» | Цель: учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения. | Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для формирования представлений о времени.
Игры и упражнения для формирования представлений о времени....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет
Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет....
Игры и упражнения для формирования представлений о времени.
Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С проблемой времени человек сталкивается постоянно. Человек живет во времени. Именно в определенном времени с человеком происходят те или иные события. Современная жизнь характеризуется острой н...
игры и упражнения для формирования представлений о времени
Части суток. Упражнение «Когда это бывает?» Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности....