Картотека игр на развитие пространственных ориентировок.
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа)
Картотека игр на развитие пространственных ориентировок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие пространственных ориентировок.
«Веселый круг»
Цель игры: совершенствование умений определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, в каком месте в кругу звенит колокольчик». Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее.
«Кто где стоит».
Цель игры: уточнение определения местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.
Ход игры. Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок, который является ведущим, встает в центр круга, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему. Игра повторяется 2–3 раза со сменой ведущего.
«Что где?»
Цель игры: обучение детей определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: около, под, рядом, у, за, над и другими пространственными предлогами.
Ход игры. Педагог заранее располагает цветочки в групповой комнате в различных местах. Дети сидят за столом. Педагог просит одного из детей назвать, где находится синий цветочек, красный цветочек, жёлтый цветочек и т.д. Дети называют местоположение цветов, например: «Жёлтый цветок на подоконнике, синий цветок под столом и т.д.»
«Идем по следам»
Цель: упражнение детей в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.
Ход игры. Воспитатель раскладывает на полу вырезанные из картона следы. В конце пути он оставляет подарочную коробку. Затем вместе с детьми выбирает ведущего, который выполняет указания воспитателя и находит коробочку. Дети вслух поясняют направления движения ведущего (4 шага вперед, 3 шага вправо, 5 шагов налево и т. д.). В конце ведущий находит подарочную коробочку с сюрпризом. Детям, хорошо освоившим данное задание можно усложнить задачу и попросить пройти тот же путь с завязанными глазами.
«Не ошибись»
Цель игры: закрепление умения определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
Ход игры. Дети встают лицом к воспитателю, который предлагает им повторить следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево), определить, что находится впереди (сзади) от воспитателя.
«Поможем медвежонку найти свою маму»
Цель: продолжение обучения детей определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.
Ход игры. Дети рассматривают карту, на котором обозначены ориентиры и направление движения по группе или групповом участке на прогулке. Затем рассказывают медвежонку, как пройти к маме, называя ориентиры и направление движения. Вместе с ним проделывают этот путь и помогают семье воссоединиться.
«Поможем Крошу найти свои вещи»
Цель игры: Закрепление пространственных отношений, умения использовать слова: слева, справа, внизу, сзади и т.д.
Ход игры. Кукольный домик или макет комнаты – это жильё Кроша (можно использовать кукольную мебель). Вещи Кроша спрятаны в разных местах комнаты: кепка около стула, ботинки рядом со стулом и за кроватью и т. д. Воспитатель выясняет у детей местоположение каждой вещи: «Где лежит кепка? Где стоят ботинки?» Дети помогают Крошу собраться в гости к Ёжику и отыскать все потерянные вещи, четко формулируя местоположение того или иного предмета в комнате.
«Рисуем узор»
Цель: обучение детей ориентировке на листе бумаги.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям, что в магазин привезли на продажу платочки, но их никто не покупает, потому что на них нет узора, они скучные и блёклые. Нужно их украсить, чтобы этот товар начал продаваться. Воспитатель просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны – синим карандашом и справа провести желтую линию, слева – зеленую. Затем педагог просит детей приклеить круг в правый верхний угол, квадрат из цветной бумаги в левый нижний угол, цветочек в середину платочка, треугольник в правый нижний угол, а ромб в левый верхний угол.
«Расположи правильно».
Цель. Обучение детей ориентации на плоскости.
Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску: «На какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски прямоугольной формы?» (Жестом показывает стороны и углы.) Воспитатель предлагает вызванному ребенку показать стороны магнитной доски и назвать их. (Верхняя сторона, нижняя сторона и т. д.) Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Ребята, представьте, что это клумба. Нам нужно красиво посадить на ней цветочки. Положите магнитик розу в верхний левый угол, колокольчик в нижний правый угол, ромашку в верхний правый угол, а лилию в нижний левый угол».
«Разложи снежинки правильно»
Цель игры: продолжение обучения детей ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Ход игры. У детей квадратные листы бумаги разного цвета. Воспитатель предлагает украсить салфетки снежинками: «Одну снежинку положите посредине салфетки. Одну снежинку положите в верхний левый угол. Одну снежинку - в нижний левый угол», и так далее. (После выполнения каждого задания воспитатель уточняет: «Где положили снежинку?»)
«Запомни и повтори»
Цель игры: обучение детей ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Ход игры. Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2–3 раза.
«Что где находится»
Цель игры: развитие умения обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).
Ход игры. Воспитатель задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от книжной полки? Что находится справа от меня? Что ты видишь на подоконнике» и т. д.
«Нашествие насекомых»
Цель игры: закрепление у детей навыка ориентации в пространстве группы.
Ход игры: Воспитатель заранее рассаживает муляжи насекомых или распечатанные картинки на разные предметы мебели групповой комнаты. После чего рассказывает детям, что в их группу прилетело много насекомых. Надо бы собрать их в баночку а потом отпустить на волю. Педагог предлагает одному игроку обозначить местоположение бабочки, а потом положить её в банку. Например: «Бабочка в шкафу», «Паучок на полке с книгами», «Кузнечик под стулом», «Жук в левом верхнем углу доски», «Божья коровка возле мягкого медведя» и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у дошкольников.
Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста - младшая группа...
Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у дошкольников (развивающая среда, самостоятельная и совместная деятельность) - старшая группа...
Альбом по развитию пространственных ориентировок
Материал будет интересен воспитателям ДОУ...
Методика развитие пространственных ориентировок у младших дошкольников»
План1.Значение и сущность ориентировке в пространстве2.Обзор психолого-педагогической литератур...
Консультация для педагогов "Развитие пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и упражнений"
Развитие пространственных представлений у детей - процесс весьма сложный, длительный, последовательный, в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью....
Памятка для педагогов "Содержание и организация развития пространственных ориентировок в старшем дошкольном возрасте"
В памятке обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственных ориентировок детей старшего дошкольного возраста....