Подход Венгера Л.А. к развитию пространственных ориентировок в дошкольном возрасте.
статья по математике

Филиппова Олеся Сергеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vengerusloviyadiagnostikasreda.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подход Венгера Л.А. к  развитию пространственных ориентировок в дошкольном возрасте.

Идеи: 1. развитие пространственных ориентировок необходимо осуществлять  не по условно выделенным видам ориентировок, а развивать пространственное мышление, совершенствовать способности воспринимать и моделировать пространство.  

2. Основой содержательной  математической единицей   является – "отношение" (по размеру, количеству,  временный, пространственные отношения, родственные, социальные). Ребенок осваивает свойство, научается устанавливать отношения (выделять, называть, моделировать, измерять). Следовательно, необходимо формировать способности (сенсорные, интеллектуальные и творческие – программа "Развитие"), способствующие их познанию.

3. Отношения сложны для освоения дошкольников (абстрактны, обобщены). Следовательно, необходимы средства, наглядно представляющие отношения – модели. В этой связи  необходимо развитие способности использовать модели – моделирования.

4. В процессе моделирования дети научаются воспринимать и воспроизводить отношения ( план комнаты, схема сложения). Модели – наглядные подсказки и опоры действий ( можно рисовать, перекладывать элементы), что рассчитано на дошкольный возраст.

5. Необходимо развивать не отдельные виды ориентировки и осваивать отдельно разделы содержания (размеры, пространство), а формировать универсальную способность- моделирования, которая будет использоваться на любом содержании.

Определение: модель- мысленно или практическая созданная структура, воспроизводящая часть действительности в наглядной и схематизированной форме ( Штофф В.А.). Моделирование (по Венгеру Л.А. ) – способность к выделению и означению существующих структур.  В отличие от подходов Салминой Н.Г., Сапоговой Е.Е. и др. ( где моделирование – вид знаково-символической деятельности ЗСД).   Виды моделей: иконические ( функция – узнавания, мл.д.в.); наглядно-схематические ( обобщенное отражение значимых черт); условно-символические ( формулы, знаки +, -; логические деревья, круги Эйлера-Венна )

Освоение моделирования происходит в дошкольном возрасте: с момента рождения ( в ходе  игры, продуктивных видов деятельности, развития речи). 3 действия моделирования: замещения (мл. д.в.), использования готовых моделей (ср.д.в.), моделирование (ст. д.в.).

Исследования: Венгера Л.А., Дьяченко О.М., Говоровой Р.И., Лаврентьевой Т.В., Цеханской и др. Доказано, что при использовании моделирования дети 4 лет показывали результаты как 6-летние дети.

Этапы освоения модели пространства ( Лаврентьева):

1 этап (мл.д.в.) освоение замещения ( замена 1 предмета другим).: Игровая комната и лист бумаги, в комнате расставляется мебель,  имитируется движение персонажа, оставляющего след на бумаге, затем взрослый показывает коврик со следом персонажа и предлагает детям расставить геометрические фигуры. Игры "замени", "Как можно поиграть с предметом".

2 этап (ср.гр.) использование моделей (Обустраивание комнаты по плану,  подбор плана к комнате и т.п.).

 3 этап: (конец ср.гр.). Освоение правил дорожного движения (накопление опыта восприятия плана- карты и движения): дети играют в ролевую игру, распределяются на водителей, милиционеров, пешеходов. На специально начерченной карте – осуществляют движение.

4 этап: ст.гр: 1 линия: усложнение использования моделей (чтение моделей с большим количеством  заместителей, более условный заместителей ( крестиков), движение по обозначению на плане, поиск спрятанной игрушки по плану;   2 линия собственно моделирование -  составление плана, черчение ( выкладывание) – изменяется площадь пространства ( от уголка, к пространству группы).

5 этап: (подготов. гр.) – освоение системы координат ( план расчерчивается на  сектора (как шахматная доска) и дети ориентируются на координаты. ( аналог игр "Морской бой"). Этап не реализован, т.к. в ходе экспериментов выявлены затруднения детей в моделировании: могут ориентироваться в "закрытом" пространстве (группе – есть ограничение стенами), не понимают в "открытом" пространстве (на участке). Так как умения не стабильны данный этап  не стал обязательным.

Что читать: Программа "Развитие". В хрестоматии по математике (4-6 часть) - статья Говоровой Р.И. (по моделированию).

Педагогические условия математического  развития   дошкольников

1. Использование различных дидактических средств  : ДС – средства, способствующие организации процесса математического развития дошкольников и активизации их познавательного опыта. Включают: дидакт. материалы, оборудование для самостоят. игр и деятельности, методические пособия,  сборники игр, учебно-познавательные книги и т.п. Функции (в учебнике).

Выделяют: игры и пособия (дидактические и развивающие: Игры Никитина, Воскобовича, Зака, Михайловой и др.); РИ отличаются ориентировкой на развитие: познавательных процессов в целом (восприятия, логич. операций и т.п.), личностных качеств ( самостоят., целенаправл., смекалки), расширения опыта освоения матем. свойств. Игры: «Сложи узор», «Игровой квадрат», «Сложи квадрат», «Мозаики», игры с лучинами, плоскостное моделирование (Танграм), головоломки и т.п.

познавательную литературу (детские энциклопедии, математ. сказки, рабочие тетради и т.п.). Требование к литературе: доступны (по содержанию, форме), содержать усложнение материала, парциально представлять его, включать детские действия (игры, наклеивание, рисование), комментарии родителям (педагогам) о использовании и руководстве освоением,  вкл. игровых персонажей- заинтересовывающих детей, мотивировать задания; на листе –не много заданий, иллюстрации понятны и интересны детям. Тетради к программе «Детство»,  «Игралочка» (Л.Г.Петерсон) и т.п.

универсальные пособия и материалы (Блоки (А.А. Столяр, Е.А. Носова, М.Фидлер), Палочки Кюизенера (Фидлер, Р.Л. Непомнящая), активизирующие  самостоятельную деятельность детей. Игры с ними вариативны, используются в разных группах, в условиях семьи; они направлены на решение широкого круга задач (развитие логических операций, выделение нескольких математических  свойств, активизации самостоятельности, догадки и т.п.). М.Монтессори, Ф. Фребеля, Е.И. Тихеевой (история).

Материалы (множества) - в уголке экспериментирования ( см. ранее).

Компьютерные игры, спец. разработанные для детей (Новоселова, Петку, Центр Давыдова В.В.).

2. Готовность педагога к руководству и сопровождению математического развития детей (стр. 287).

Определение: Компетентность – интегративная характеристика, способствующая решению профессиональных задач.  Виды компетентности: Ключевая (информированность),  базовая, специальная.

 Способствуют решению задач: видеть ребенка в образовательном процессе (диагностировать  уровень  логико-матем. развития детей, особенности освоения свйоств и т.п.); строить процесс матем.р. (определять задачи, содержание, методы, формы, условия); устанавливать взаимодействий с другими субъектами (психологом по вопросу матем. развития (диагностика, трудности);  с методистом (повышение квалификации в области разивающих технологий (Воскобовича, Михайловой, использования Блоков, Палочек и т.п.), родителями (изучение ребенка, привлечение их к пед. процессу);  создавать и использовать образовательную среду (уголок экспериментирования, игротека); проектировать и осуществлять профессиональное самообразование ( повышение квалификации, чтение литературы, освоение способов руководства развивающими играми и т.п.).

Готовность. Когнитивно-волевой компонент готовности:  (интеллектуальные способности,  эмоциональную стабильность, ответственность, самодисциплина);операционально-действенный (профессиональные знания и умения) ; мотивационно-ценностнный (отношение, направленность, мотивы, информированность, удовлетворенность).

 Педагогические условия повышения компетентности ( или готовности)педагогов:  а) Создание методического кабинета: Цель: активизация процесса повышения компетентности в области матем.развития детей. Содержание:  1. Инструкции, методическая литература, материалы  (программы, планы, статьи) + картотека материалов. 2. Наглядный материал:, пособия ( Разв.игры, пособия, материалы, плакаты,предметы, и т.п.). 3. Материалы из опыта работы ДОУ (конспекты, консультации, доклады, результаты диагностики и т.п.).       Б) Проведение работы по повышению компетентности педагогов (консультаций, семинаров, деловых игр по развитию профессиональных умений, + развитие интереса к разевающим играм, желание их использовать в работе с детьми, самим решать задачи, выкладывать и т.п. (мастер-классы с демонстрацией  новых разв.игр);  лаборатория игры (обучение педагогов решению проблемных ситуаций, головоломок и т.п.). В) Направление на курсы повышения квалификации (семинары Воскобовича, Гоголевой, Михайловой).

3. Организация среды

Определение: Предметно-развивающая среда -специально созданная, рационально организованная, естественная, комфортная, оснащенная разнообразными сенсорными эстетическими раздражителями и дидактическими пособиями обстановка.  Три проявления влияния среды:  положительная -нейтральная- угнетающая.

Специфика пр-разв.среды, способствующей математическому  развитию:

Уголок математики

экспериментирования

игротека

Цель: активизация математического опыта и матем.деятельности детей.

Содержание: средства измерения и сравнения (линейка, весы), дидак.и разв. игры, литература, журналы и т.п., множества (Тихеевой, Монтессори), пособия (Блоки, палочки) и т.п. ( познавательной зоне)

Цель: активизация познавательной деятельности детей, опыта экспериментирования, освоения средствами и способами познания

Содержание (см. раннее).

Совместно с экологическим экспериментированием.

Цель: активизация самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей.

Содержание: игры (дидактические и развив., пособия, персонажи, детские книги.

В зависимости от программы, интересов выбирается 1 их форм уголка. 

Игры и материалы распределяются: 45% -материалов, осваиваемых в совместной деятельности; 35% -аналогичных и уже освоенных; 20% -новых (зона развития).

Исследования: Полякова М.Н. (принципы построения, содержание), Михайлова З.А. (+ Петровский, Кларина из педагогики): идеи о создании среды:  

 Требования к организации среды: (из педагогики)+  доступность, жизненность; достаточность пространства и материалов; разнообразие материалов; соответствие гигиеническим требованиям и др.

4. Преемственность работы ДОУ и школы по проблеме:

Определение:  Преемственность-  установление необходимой связи  и правильного соотношения  между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Принципы  построения программы: линейный – концентрический.

Сложность в построении преемственности: 1) вариативность программ в ДОУ и школе; 2)пропедевтических характер математики в ДОУ (освоение обобщенных представлений, не понятий).

 Преемственность прослеживается в 1) использования положений теории множеств (дочисловой период, освоение действий с множествами, блоки Дьенеша и т.п.) в ДОУ и школе учитывают данный опыт;2) учет генезиса матемт.опыта (освоение счета: в старшем д.в. –счет со сменой оснований, в прямом и обратном, в школе –опора на данный опыт; в ДОУ знание состава числа –в школе- использование его для решения примеров; 3) использование одних терминов (форма, размер, число и т.п.); 4) учет опыта детей (в ДОУ осваивают задачи -потом примеры; в школе –примеры, потом задачи, усложняя умения детей; в ДОУ осваивают формы и фигуры(структура, некоторые связи), в школе -развивают геометрическое мышление на их основе); 5) использование сходных средств и методов (Блоки, Палочки, Круги Эйлера-Венна; методы моделирования (В ДОУ более практическое (планы), в школе- знаковое (схемы задачи)), анализ проблемных ситуаций и т.п.

В ДОУ

В школе

Цели:  накопление  логико-математического опыта

(освоение средств и способов познания (на основе освоения свойств и отношений предметов, математических деятельностей),

развитие познавательных способностей,

 качеств личности (активности, самостоятельности), интереса к познанию.

Методы:   практические действия с разнообразным материалам; решение проблемный ситуаций (ст.гр.),  игры, практические ситуации (мл. и ср.гр.); показ, наглядность.

 Цели: освоение математических понятий (множество, число, свойство и т.п.), овладение математическими деятельностями (вычислением, измерением, счетом).

Развитие математических способностей

Методы: ведущие - вербальные, рассчитанные на развитие логического мышления, знаковую функцию; упражнение (практические), знаковая наглядность (схемы).

5. Взаимодействие педагога с детьми: Личностно-ориентированная модель: доверительность отношений, совместная деятельность педагога с детьми (игры, экспериментирование); использование методов, способствующих самостоятельности детей (проблемные ситуации, подсказки взрослому и т.п.); Благоприятная обстановка (достаточность времени,  поддержка интересов,  принятие проявлений детей и т.п.). Исследования: Михайловой З.А., Клариной Л.М.

6. Планирование работы по математическому развитию детей.

Функции планирования: определение усложнения работы по математическому развитию детей;  порциальность содержания, обеспечение взаимосвязи разделов, задач, использования методов и приемов.

Принципы построения плана: Последовательного усложнения; Концентричности; Единства тематики; Соотнесенность форм детской деятельности(занятий. Совместной, самостоят.); Адекватность используемых методов и приемов задачам и др.      Линии усложнения, которые могут быть представлены в плане:

 Представленность содержания в плане: по содержательным разделам (время, пространство, зависимости и т.п.); по типу форм детской деятельности и задач: на освоение нового-закрепление-обобщение; организованные-совместные-самостоятельные;  по степени самостоятельности: освоение способа деятельности, представлений – к развитию умений и углублению (дифференцировке представлений) – к самостоятельному использованию в деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс развивающих мероприятий для формирования временных предстовлений...

Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы  совместной педагогической деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя по  музыкальному и речевому развитию детей старшего дошкольного воз...

Психолого-педагогические подходы к проблеме освоения краеведческих представлений детьми старшего дошкольного возраста

         В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса лично...

Мастер - класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников....

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

«Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольного возраста»

laquo;Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольного возраста»      ...