Подход Венгера Л.А. к развитию пространственных ориентировок в дошкольном возрасте.
статья по математике
Предварительный просмотр:
Подход Венгера Л.А. к развитию пространственных ориентировок в дошкольном возрасте.
Идеи: 1. развитие пространственных ориентировок необходимо осуществлять не по условно выделенным видам ориентировок, а развивать пространственное мышление, совершенствовать способности воспринимать и моделировать пространство.
2. Основой содержательной математической единицей является – "отношение" (по размеру, количеству, временный, пространственные отношения, родственные, социальные). Ребенок осваивает свойство, научается устанавливать отношения (выделять, называть, моделировать, измерять). Следовательно, необходимо формировать способности (сенсорные, интеллектуальные и творческие – программа "Развитие"), способствующие их познанию.
3. Отношения сложны для освоения дошкольников (абстрактны, обобщены). Следовательно, необходимы средства, наглядно представляющие отношения – модели. В этой связи необходимо развитие способности использовать модели – моделирования.
4. В процессе моделирования дети научаются воспринимать и воспроизводить отношения ( план комнаты, схема сложения). Модели – наглядные подсказки и опоры действий ( можно рисовать, перекладывать элементы), что рассчитано на дошкольный возраст.
5. Необходимо развивать не отдельные виды ориентировки и осваивать отдельно разделы содержания (размеры, пространство), а формировать универсальную способность- моделирования, которая будет использоваться на любом содержании.
Определение: модель- мысленно или практическая созданная структура, воспроизводящая часть действительности в наглядной и схематизированной форме ( Штофф В.А.). Моделирование (по Венгеру Л.А. ) – способность к выделению и означению существующих структур. В отличие от подходов Салминой Н.Г., Сапоговой Е.Е. и др. ( где моделирование – вид знаково-символической деятельности ЗСД). Виды моделей: иконические ( функция – узнавания, мл.д.в.); наглядно-схематические ( обобщенное отражение значимых черт); условно-символические ( формулы, знаки +, -; логические деревья, круги Эйлера-Венна )
Освоение моделирования происходит в дошкольном возрасте: с момента рождения ( в ходе игры, продуктивных видов деятельности, развития речи). 3 действия моделирования: замещения (мл. д.в.), использования готовых моделей (ср.д.в.), моделирование (ст. д.в.).
Исследования: Венгера Л.А., Дьяченко О.М., Говоровой Р.И., Лаврентьевой Т.В., Цеханской и др. Доказано, что при использовании моделирования дети 4 лет показывали результаты как 6-летние дети.
Этапы освоения модели пространства ( Лаврентьева):
1 этап (мл.д.в.) освоение замещения ( замена 1 предмета другим).: Игровая комната и лист бумаги, в комнате расставляется мебель, имитируется движение персонажа, оставляющего след на бумаге, затем взрослый показывает коврик со следом персонажа и предлагает детям расставить геометрические фигуры. Игры "замени", "Как можно поиграть с предметом".
2 этап (ср.гр.) использование моделей (Обустраивание комнаты по плану, подбор плана к комнате и т.п.).
3 этап: (конец ср.гр.). Освоение правил дорожного движения (накопление опыта восприятия плана- карты и движения): дети играют в ролевую игру, распределяются на водителей, милиционеров, пешеходов. На специально начерченной карте – осуществляют движение.
4 этап: ст.гр: 1 линия: усложнение использования моделей (чтение моделей с большим количеством заместителей, более условный заместителей ( крестиков), движение по обозначению на плане, поиск спрятанной игрушки по плану; 2 линия собственно моделирование - составление плана, черчение ( выкладывание) – изменяется площадь пространства ( от уголка, к пространству группы).
5 этап: (подготов. гр.) – освоение системы координат ( план расчерчивается на сектора (как шахматная доска) и дети ориентируются на координаты. ( аналог игр "Морской бой"). Этап не реализован, т.к. в ходе экспериментов выявлены затруднения детей в моделировании: могут ориентироваться в "закрытом" пространстве (группе – есть ограничение стенами), не понимают в "открытом" пространстве (на участке). Так как умения не стабильны данный этап не стал обязательным.
Что читать: Программа "Развитие". В хрестоматии по математике (4-6 часть) - статья Говоровой Р.И. (по моделированию).
Педагогические условия математического развития дошкольников
1. Использование различных дидактических средств : ДС – средства, способствующие организации процесса математического развития дошкольников и активизации их познавательного опыта. Включают: дидакт. материалы, оборудование для самостоят. игр и деятельности, методические пособия, сборники игр, учебно-познавательные книги и т.п. Функции (в учебнике).
Выделяют: игры и пособия (дидактические и развивающие: Игры Никитина, Воскобовича, Зака, Михайловой и др.); РИ отличаются ориентировкой на развитие: познавательных процессов в целом (восприятия, логич. операций и т.п.), личностных качеств ( самостоят., целенаправл., смекалки), расширения опыта освоения матем. свойств. Игры: «Сложи узор», «Игровой квадрат», «Сложи квадрат», «Мозаики», игры с лучинами, плоскостное моделирование (Танграм), головоломки и т.п.
познавательную литературу (детские энциклопедии, математ. сказки, рабочие тетради и т.п.). Требование к литературе: доступны (по содержанию, форме), содержать усложнение материала, парциально представлять его, включать детские действия (игры, наклеивание, рисование), комментарии родителям (педагогам) о использовании и руководстве освоением, вкл. игровых персонажей- заинтересовывающих детей, мотивировать задания; на листе –не много заданий, иллюстрации понятны и интересны детям. Тетради к программе «Детство», «Игралочка» (Л.Г.Петерсон) и т.п.
универсальные пособия и материалы (Блоки (А.А. Столяр, Е.А. Носова, М.Фидлер), Палочки Кюизенера (Фидлер, Р.Л. Непомнящая), активизирующие самостоятельную деятельность детей. Игры с ними вариативны, используются в разных группах, в условиях семьи; они направлены на решение широкого круга задач (развитие логических операций, выделение нескольких математических свойств, активизации самостоятельности, догадки и т.п.). М.Монтессори, Ф. Фребеля, Е.И. Тихеевой (история).
Материалы (множества) - в уголке экспериментирования ( см. ранее).
Компьютерные игры, спец. разработанные для детей (Новоселова, Петку, Центр Давыдова В.В.).
2. Готовность педагога к руководству и сопровождению математического развития детей (стр. 287).
Определение: Компетентность – интегративная характеристика, способствующая решению профессиональных задач. Виды компетентности: Ключевая (информированность), базовая, специальная.
Способствуют решению задач: видеть ребенка в образовательном процессе (диагностировать уровень логико-матем. развития детей, особенности освоения свйоств и т.п.); строить процесс матем.р. (определять задачи, содержание, методы, формы, условия); устанавливать взаимодействий с другими субъектами (психологом по вопросу матем. развития (диагностика, трудности); с методистом (повышение квалификации в области разивающих технологий (Воскобовича, Михайловой, использования Блоков, Палочек и т.п.), родителями (изучение ребенка, привлечение их к пед. процессу); создавать и использовать образовательную среду (уголок экспериментирования, игротека); проектировать и осуществлять профессиональное самообразование ( повышение квалификации, чтение литературы, освоение способов руководства развивающими играми и т.п.).
Готовность. Когнитивно-волевой компонент готовности: (интеллектуальные способности, эмоциональную стабильность, ответственность, самодисциплина);операционально-действенный (профессиональные знания и умения) ; мотивационно-ценностнный (отношение, направленность, мотивы, информированность, удовлетворенность).
Педагогические условия повышения компетентности ( или готовности)педагогов: а) Создание методического кабинета: Цель: активизация процесса повышения компетентности в области матем.развития детей. Содержание: 1. Инструкции, методическая литература, материалы (программы, планы, статьи) + картотека материалов. 2. Наглядный материал:, пособия ( Разв.игры, пособия, материалы, плакаты,предметы, и т.п.). 3. Материалы из опыта работы ДОУ (конспекты, консультации, доклады, результаты диагностики и т.п.). Б) Проведение работы по повышению компетентности педагогов (консультаций, семинаров, деловых игр по развитию профессиональных умений, + развитие интереса к разевающим играм, желание их использовать в работе с детьми, самим решать задачи, выкладывать и т.п. (мастер-классы с демонстрацией новых разв.игр); лаборатория игры (обучение педагогов решению проблемных ситуаций, головоломок и т.п.). В) Направление на курсы повышения квалификации (семинары Воскобовича, Гоголевой, Михайловой).
3. Организация среды
Определение: Предметно-развивающая среда -специально созданная, рационально организованная, естественная, комфортная, оснащенная разнообразными сенсорными эстетическими раздражителями и дидактическими пособиями обстановка. Три проявления влияния среды: положительная -нейтральная- угнетающая.
Специфика пр-разв.среды, способствующей математическому развитию:
Уголок математики | экспериментирования | игротека |
Цель: активизация математического опыта и матем.деятельности детей. Содержание: средства измерения и сравнения (линейка, весы), дидак.и разв. игры, литература, журналы и т.п., множества (Тихеевой, Монтессори), пособия (Блоки, палочки) и т.п. ( познавательной зоне) | Цель: активизация познавательной деятельности детей, опыта экспериментирования, освоения средствами и способами познания Содержание (см. раннее). Совместно с экологическим экспериментированием. | Цель: активизация самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей. Содержание: игры (дидактические и развив., пособия, персонажи, детские книги. |
В зависимости от программы, интересов выбирается 1 их форм уголка.
Игры и материалы распределяются: 45% -материалов, осваиваемых в совместной деятельности; 35% -аналогичных и уже освоенных; 20% -новых (зона развития).
Исследования: Полякова М.Н. (принципы построения, содержание), Михайлова З.А. (+ Петровский, Кларина из педагогики): идеи о создании среды:
Требования к организации среды: (из педагогики)+ доступность, жизненность; достаточность пространства и материалов; разнообразие материалов; соответствие гигиеническим требованиям и др.
4. Преемственность работы ДОУ и школы по проблеме:
Определение: Преемственность- установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Принципы построения программы: линейный – концентрический.
Сложность в построении преемственности: 1) вариативность программ в ДОУ и школе; 2)пропедевтических характер математики в ДОУ (освоение обобщенных представлений, не понятий).
Преемственность прослеживается в 1) использования положений теории множеств (дочисловой период, освоение действий с множествами, блоки Дьенеша и т.п.) в ДОУ и школе учитывают данный опыт;2) учет генезиса матемт.опыта (освоение счета: в старшем д.в. –счет со сменой оснований, в прямом и обратном, в школе –опора на данный опыт; в ДОУ знание состава числа –в школе- использование его для решения примеров; 3) использование одних терминов (форма, размер, число и т.п.); 4) учет опыта детей (в ДОУ осваивают задачи -потом примеры; в школе –примеры, потом задачи, усложняя умения детей; в ДОУ осваивают формы и фигуры(структура, некоторые связи), в школе -развивают геометрическое мышление на их основе); 5) использование сходных средств и методов (Блоки, Палочки, Круги Эйлера-Венна; методы моделирования (В ДОУ более практическое (планы), в школе- знаковое (схемы задачи)), анализ проблемных ситуаций и т.п.
В ДОУ | В школе |
Цели: накопление логико-математического опыта (освоение средств и способов познания (на основе освоения свойств и отношений предметов, математических деятельностей), развитие познавательных способностей, качеств личности (активности, самостоятельности), интереса к познанию. Методы: практические действия с разнообразным материалам; решение проблемный ситуаций (ст.гр.), игры, практические ситуации (мл. и ср.гр.); показ, наглядность. | Цели: освоение математических понятий (множество, число, свойство и т.п.), овладение математическими деятельностями (вычислением, измерением, счетом). Развитие математических способностей Методы: ведущие - вербальные, рассчитанные на развитие логического мышления, знаковую функцию; упражнение (практические), знаковая наглядность (схемы). |
5. Взаимодействие педагога с детьми: Личностно-ориентированная модель: доверительность отношений, совместная деятельность педагога с детьми (игры, экспериментирование); использование методов, способствующих самостоятельности детей (проблемные ситуации, подсказки взрослому и т.п.); Благоприятная обстановка (достаточность времени, поддержка интересов, принятие проявлений детей и т.п.). Исследования: Михайловой З.А., Клариной Л.М.
6. Планирование работы по математическому развитию детей.
Функции планирования: определение усложнения работы по математическому развитию детей; порциальность содержания, обеспечение взаимосвязи разделов, задач, использования методов и приемов.
Принципы построения плана: Последовательного усложнения; Концентричности; Единства тематики; Соотнесенность форм детской деятельности(занятий. Совместной, самостоят.); Адекватность используемых методов и приемов задачам и др. Линии усложнения, которые могут быть представлены в плане:
Представленность содержания в плане: по содержательным разделам (время, пространство, зависимости и т.п.); по типу форм детской деятельности и задач: на освоение нового-закрепление-обобщение; организованные-совместные-самостоятельные; по степени самостоятельности: освоение способа деятельности, представлений – к развитию умений и углублению (дифференцировке представлений) – к самостоятельному использованию в деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Комплекс развивающих мероприятий для формирования временных предстовлений...
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы совместной педагогической деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя по музыкальному и речевому развитию детей старшего дошкольного воз...
Психолого-педагогические подходы к проблеме освоения краеведческих представлений детьми старшего дошкольного возраста
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса лично...
Мастер - класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников....
«Методические подходы к организации подготовки к прогулке в младшем дошкольном возрасте»
Подготовка к прогулке в младшей группе...
консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...
«Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольного возраста»
laquo;Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольного возраста» ...