"Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры"
консультация (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_rebenka.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах и признаках предметов: их форме, цвете, величине, количестве, положении в пространстве.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. Дидактические игры использую в разных видах деятельности детей: в непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, включая все виды восприятия. Определённые знания по сенсорике дети получают и при проведении подвижных игр, во время которых одновременно решаются сразу несколько задач сенсорного развития.
Таким образом, дидактическая игра у детей является средством для сенсорного развития, что является актуальным.
Моей целью использования игровой технологии является поиск эффективных педагогических условий сенсорного развития у детей посредством дидактических игр. Поэтому, процесс сенсорного развития у детей посредством дидактических игр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1. отбор содержания дидактических игр, которое будет близким опыту детей с постепенным усложнением дидактического материала;
2. работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности;
3. содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться в разных видах деятельности детей.
Задачи игровой технологии:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей;
2. Выявить особенности сенсорного развития у детей среднего дошкольного возраста.
3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Направления моей работы:
- формирование представлений о сенсорных эталонах;
- обучение способам обследования предметов;
- развитие аналитического восприятия.
Мною подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей дидактических игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей средней возрастной группы посредством дидактических игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также на развитие речи и правильной ориентировки в пространстве.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, учатся сравнивать и выделять признаки предметов.
На протяжении моей работы с детьми среднего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. С детьми, которые не справляются с этими задачами, провожу индивидуальную работу. Зная уровень подготовленности каждого воспитанника, работу по отбору дидактических игр я строю с учётом интересов детей, а также близким опыту детей с постепенным усложнением дидактических задач и игровых правил. Когда ребёнку интересно играть, обучение проходит более успешно и результативно.
Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.
В своей работе применяю наглядные, практические и словесные методы обучения, обеспечивающие приобретению знаний, умений и навыков. Эти методы обучения сочетаю с методическими приемами.
Особый акцент делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.
В работе по сенсорному развитию для детей средней возрастной группы, используются следующие виды дидактических игр:
1. Дидактические игры на различение основных цветов:
«Катание цветных шариков», «Домики и флажки», «Воздушные шары", «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.
2. Дидактические игры на различение величины предметов:
«Большие и маленькие бусы", "Большая и маленькая куклы", «Соберём башенку", «Сбор фруктов", «Какой мяч больше», «Угости зайчика». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.
3. Дидактические игры на закрепление знаний о форме:
«Что лежит в мешочке», «Нанизывание бус разной формы", «Геометрическое лото", «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
4. Дидактические игры на закрепление понятий большой - маленький, много - мало и основных цветов:
"Весёлые кармашки", «Найди среди других», «Подкати большой, маленький мяч», «Колобок и его друзья».
5. Дидактические игры и упражнения на слуховое восприятие:
- Дидактические упражнения: «Как гром гремит», «Как дождь стучит», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок» и т. д.
- Игры: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет? », «Звуки высокие и низкие», «Чей домик? », «Угадай, кто позвал».
6. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке. Для ориентации в пространстве включаю игры и упражнения: «Где лежит, стоит? », «Поставь на место», «Далеко - близко», «Высоко - низко», «Справа - слева», «Вниз - вверх».
В свободной деятельности включаю игры: «Овощной магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине овощи и ощупывают их, производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи круглой формы, расставляют на одной полке овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты овощи только красного, синего или желтого цвета. «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики. А также предлагаю детям выполнять следующие упражнения: «Кто где живет» (провести дорожку от животных к месту, где они живут); «Назови картинки» (назвать и раскрасить), «Зернышки цыплятам» (имитация и звукоподражание); «Обведи правильно»; «Отгадай и раскрась» и т. д.
В режимных моментах включаю игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.
Знакомясь с явлениями природы, включаю игры:
- Игры: «Краски лета, зимы… », «Соберем листочки», «Что за дерево».
- Дидактические упражнения: «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много - мало», «Большой - маленький», «Тихо - громко».
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяет его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению.
Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться у детей сенсорного развития. Посредством дидактических игр дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам и признакам. В результате изучения темы: «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры», сделала следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприят...
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей раннего и дошкольного возраста сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Значение сенсорного раз...
Статья «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».
Идея заключается в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников.Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю и...
Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».
1 Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста) 2 ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разно...
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр
Родительское собрание в младшей группе...
«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры» опыт работы
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и во...
Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...