Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Ориентировка во времени»
учебно-методический материал по математике (средняя группа)
Современное общество регулярно сталкивается с такой проблемой, как нехватка времени. Человеку необходимо уметь хорошо ориентироваться во времени, рационально его использовать для того, чтобы быть успешным и умение ориентироваться во времени является жизненной необходимостью. Элементарные представления о времени могут быть сформированы уже в младшем дошкольном возрасте.В связи с предстоящим обучением в школе у старших дошкольников проблема времени имеет особое значение. Ребёнок сам начинает контролировать свою деятельность в соответствии со временем, начинает обладать чувством времени. Если же эти умения у будущего школьника не сформировались, он будет испытывать сложности при дальнейшем обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovka_vo_vremeni.docx | 601.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел «Ориентировка во времени»
1.Дидактические игры.
Название игры. Цель | Ход игры | Материал и иллюстрация |
1.Игра «Назови пропущенное слово». Цель: упражнять в соотношении различных частей суток с деятельностью детей, с наиболее характерными признаками, присущими данному отрезку времени. | Педагог произносит фразу, пропуская название части суток, а дети называют ее. Например, «Мы завтракаем утром, а обедаем... (днем). — Дети играют днем, а спят... (ночью). — Люди идут на работу утром, а возвращаются с работы... (вечером). — Солнышко встает утром, а заходит... (вечером)». И т. д. За каждый правильный ответ ребенок поощряется фишкой. | фишки.
|
2.Игра «Расставь по порядку» Цель: закрепить знание о частях суток, о после довательности смены одной части суток другой. | Педагог предлагает рассмотреть карточки с картинками, затем называет определенную часть суток, а дети находят соответствующую картинку и показывают ее. Далее дети раскладывают картинки в порядке следования частей суток. | Материал: карточки с сюжетными картинка ми, изображающими разные части суток. |
Игра «Когда это бывает?» Цель: знакомить детей с частями суток на осно ве характерной деятельности, выполняемой в тот или иной отрезок времени. | педагог предлагает рассмотреть картинки, затем называет часть суток, например, вечер, а дети должны поднять соответствующую карточку. | Материал: карточки с картинками, на которых изображены бытовые сцены, связанные с режимом дня дошкольников (утро — зарядка, умывание; день — про- гулки, игры на свежем воздухе и т. д.). |
Игра «Что вы делали» Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток. | Выбирается один ведущий ребенок. Взрослый говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают. |
2.Художественное слово
1.Загадка.
Две сестры:
Одна светлая,
Одна темная.
2.Скороговорка.
Век живи, век учись.
3.Считалки.
Утром вышли мы гулять,
Днем решили мы поспать.
Вечером мы рисовали,
Ночью очень крепко спали.
Кто не верит – это он
Выходи из круга вон.
4.Стихотворение.
Мы спросили у Емели…
Мы спросили у Емели:
«Назови нам дни недели».
Стал Емеля вспоминать,
Стал Емеля называть:
Дядька крикнул мне: «Бездельник!»
Это было в понедельник.
На забор я лез и дворник
Гнал меня метлой во вторник.
В среду я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в четверг с котами
И застрял под воротами.
В пятницу дразнил собаку –
Изорвал себе рубаху.
А в субботу – вот потеха! –
На свинье верхом проехал.
В воскресенье отдыхал –
На мосту сидел, дремал,
Да с моста свалился в реку.
Не везёт же человеку!
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели!...
5.Сказка. «Четыре принцессы» ( Сказка посвящена временам суток. В ней описаны четыре принцессы, которые никак не могли ужиться вместе. Волшебник Сутки дал принцессам имена и велел им оживать в заданном порядке).
3.Конспект занятия во второй младшей группе по разделу на тему: "Как дети Ёжику помогли!"
Цель: продолжать формировать представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение сравнивать два предмета по размеру: широкий – узкий; закрепить умение понимать вопрос «сколько?»
- при ответе пользоваться словами «много», «один».
Развивающие:
- Развивать у детей внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Демонстрационный и раздаточный материал:
Большие картинки иллюстрации – утро, день, вечер, ночь; мольберт.
Маленькие картинки с изображением утра, дня, вечера, ночи – на каждого ребёнка.
Игрушка – Ёжик; корзинка с яблоками по количеству детей.
Методы и приёмы:
Игровой, словесный, наглядный.
Ход занятия.
Вводная часть:
- Ребята, сегодня мы с вами будем играть в очень весёлую игру! (Вдруг раздаётся пыхтение и топот лапок).
- Ой! Ребята, слышите? Кто-то ходит у нас за дверью. Пойду, посмотрю – кто там. (Приносит из-за двери игрушечного ёжика).
- Посмотрите! Кто это к нам с вами пришёл в гости? (Ёжик)
- Давайте с ним поздороваемся! Здравствуй Ёжик. А почему ты такой не весёлый?
Ёжик: Сегодня, когда я отправился к вам в гости, моя мама сказала мне, что будет ждать меня обратно домой днём. А когда это будет, я не знаю. Как же я узнаю, когда мне нужно будет возвращаться домой в лес, к моей маме?
Воспитатель: Не печалься, Ёжик. Наши ребята, очень хорошо знают, когда наступает день. Они тебе помогут. Поможем ребята, Ёжику?
Воспитатель: Сейчас мы с ребятами вспомним, когда бывает утро, день, вечер и ночь. Поиграем в игру.
Игра «Когда это бывает»
- Давайте рассмотрим картинки на мольберте.
1 Картинка: Солнце просыпается, в небо поднимается. Когда это бывает? Дети:Утром.
Правильно, ребята. А вы утром, что делаете?
Дети: Просыпаемся, умываемся, идём в детский сад.
Ёжик: А я утром ещё зарядку для лапок делаю!
Воспитатель: Утром мы просыпаемся, умываемся, делаем зарядку. Ребята найдите у себя на картинке – утро и покажите Ёжику.
2 Картинка: Солнышко проснулось, детям улыбнулось. Посмотрите, какое красивое солнышко, оно светит ярко, день наступил. Когда солнышко светит ярко?
Дети: Днём. Посмотрите, на картинке дети играют на прогулке, и солнышко светит им ярко, ярко. Когда это бывает?
Дети: днём
А мы с вами, когда гуляем?
Дети: Днём.
- Ребята, найдите день у себя на картинке и покажите Ёжику. Ёжик, теперь ты понял, когда наступает день?
Ёжик: Солнышко светит ярко, все гуляют – это бывает днём. Правильно?
Воспитатель: Да. Но бывает не только утро и день. Давайте посмотрим на мои картинки и скажем, что ещё бывает.
3 Картинка: Небо потемнело, солнышко спать захотело. Глазки солнце закрывает, когда это бывает?
Дети: Вечером
- Когда солнышко уходит домой?
Дети:Вечером
- А, вы, ребятки, когда из садика домой уходите?
Дети: Вечером
- Найдите вечер у себя на картинке и покажите Ёжику.
- А что ребята, бывает дальше? Что бывает после вечера?
4 Картинка: Посмотрите, месяц на небе, звёздочки светят. Когда это бывает? (Ночью).
- Что мы делаем ночью?
:Воспитывать познавательный интерес;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Дети: Спим
- Ёжик, а ты когда спишь?
Ёжик: Ночью сплю.
Воспитатель: Найдите ночь на своей картинке и покажите Ёжику.
- Мы с вами рассмотрели все картинки про утро, день, вечер, ночь. Давайте ещё раз напомним Ёжику, что делают ребята и зверята утром, днём, вечером и ночью.
Дети: Утром – просыпаемся, делаем зарядку, умываемся. Днём – гуляем, кушаем суп. Вечером – уходим из детского сада домой, играем с мамой, смотрим телевизор. Ночью – спим.
- Молодцы ребята. Ёжик ты всё запомнил?
Ёжик: Всё запомнил. Теперь я знаю, когда бывает день.
Воспитатель: Ёжик, а теперь мы с ребятами, приглашаем тебя поиграть с нами.
Подвижная игра «День – ночь»
Дети бегают по ковру в рассыпную, изображая птичек. По команде «Ночь!» - приседают и замирают, а по команде «Утро!» - снова летают. Игра повторяется два, три раза.
Заключительная часть:
Ёжик: Мне очень понравилось с вами играть! Ой! Я совсем забыл! Я же принёс вам гостинца, их передала моя мама! (Воспитательница уходит с Ёжиком за дверь и возвращается с корзинкой яблок).
Воспитатель: Какое вкусное угощение! Ребята, что лежит в корзинке?
Дети: Яблоки.
Сколько яблок в корзинке?
Дети: Много.
Сколько яблок я взяла из корзинки?
Дети: Одно. Вы тоже возьмите по одному яблоку. Маша сколько у тебя яблок?
Дети: Одно
. Марат, сколько у тебя яблок?
Дети:одно.
- Давайте поблагодарим Ёжика за угощение и попрощаемся с ним – Ёжику пора в лес, а нам с вами на прогулку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»
Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...
Значение математического развития детей дошкольного возраста. Занимательные математические задачки.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,...
Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве
Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве....
Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.
В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...
Развитие у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...
Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Ориентировка в пространстве».
Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанным на установлении соотношений между предметами и явлениями, и...