Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Ориентировка во времени»
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Зубова Евгения Николаевна

Современное общество регулярно сталкивается с такой проблемой, как нехватка времени. Человеку необходимо уметь хорошо ориентироваться во времени, рационально его использовать для того, чтобы быть успешным  и  умение ориентироваться во времени является жизненной необходимостью. Элементарные представления о времени могут быть сформированы уже в младшем дошкольном возрасте.В связи с предстоящим обучением в школе у старших дошкольников проблема времени имеет особое значение. Ребёнок сам начинает контролировать свою деятельность в соответствии со временем, начинает обладать чувством времени. Если же эти умения у будущего школьника не сформировались, он будет испытывать сложности при  дальнейшем обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_vo_vremeni.docx601.59 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел  «Ориентировка во времени»

1.Дидактические игры.

Название игры.

Цель

Ход игры

Материал и иллюстрация

1.Игра «Назови пропущенное слово».

Цель: упражнять в соотношении различных

частей суток с деятельностью детей, с наиболее характерными признаками,

присущими данному отрезку

времени.

Педагог произносит фразу,

пропуская название части суток, а дети называют ее.

Например, «Мы завтракаем утром, а обедаем... (днем).

— Дети играют днем, а спят... (ночью).

— Люди идут на работу утром, а возвращаются с работы... (вечером).

— Солнышко встает утром, а заходит... (вечером)».

И т. д.

За каждый правильный ответ ребенок поощряется

фишкой.

фишки.

https://chudo-udo.info/images/11-Foto/naklejki-na-shkafchiki-dlya-detskogo-sada-smeshariki-i-ikh-druzya-2-mini.png https://mblx.ru/wp-content/uploads/2017/09/Kartinki-s-geroyami-multfilmov.jpg

2.Игра «Расставь по порядку»

Цель: закрепить знание о частях суток, о после

довательности смены одной части суток другой.

Педагог предлагает рассмотреть карточки с картинками, затем называет определенную часть суток, а дети находят соответствующую

картинку и показывают ее.

Далее дети раскладывают картинки в порядке следования частей суток.

Материал:

карточки с сюжетными

картинка

ми, изображающими разные части суток.

https://sun9-55.userapi.com/c858024/v858024070/1db1be/Ik72EyPpAnU.jpg

 Игра «Когда это бывает?»

Цель: знакомить детей с частями суток на осно

ве характерной

деятельности, выполняемой

в тот

или иной отрезок времени.

педагог предлагает рассмотреть картинки, затем называет часть суток, например, вечер, а дети должны поднять соответствующую

карточку.

Материал:

карточки с картинками,

на которых

изображены бытовые сцены, связанные с режимом дня

дошкольников (утро — зарядка, умывание; день — про-

гулки, игры на свежем воздухе и т. д.).

https://vip-divan.su/800/600/https/chelyabinsk.umitoy.ru/upload/iblock/aa1/aa14e3759818a8cabe387cef312f6d12.jpg

Игра «Что вы делали»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Выбирается один ведущий ребенок.  Взрослый говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.

2.Художественное слово

1.Загадка.

Две сестры:

Одна светлая,

Одна темная.

2.Скороговорка.

Век живи, век учись.

3.Считалки.

Утром вышли мы гулять,

Днем решили мы поспать.

Вечером мы рисовали,

Ночью очень крепко спали.

Кто не верит – это он

Выходи из круга вон.

4.Стихотворение.

Мы спросили у Емели…

Мы спросили у Емели:

«Назови нам дни недели».

Стал Емеля вспоминать,

Стал Емеля называть:

Дядька крикнул мне: «Бездельник!»

Это было в понедельник.

На забор я лез и дворник

Гнал меня метлой во вторник.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку –

Изорвал себе рубаху.

А в субботу – вот потеха! –

На свинье верхом проехал.

В воскресенье отдыхал –

На мосту сидел, дремал,

Да с моста свалился в реку.

Не везёт же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели!...

5.Сказка.  «Четыре принцессы» ( Сказка посвящена временам суток. В ней описаны четыре принцессы, которые никак не могли ужиться вместе. Волшебник Сутки дал принцессам имена и велел им оживать в заданном порядке).

3.Конспект занятия во второй младшей группе по разделу  на тему: "Как дети Ёжику помогли!"

Цель: продолжать формировать представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение сравнивать два предмета по размеру: широкий – узкий; закрепить умение понимать вопрос «сколько?»
  • при ответе пользоваться словами «много», «один».

Развивающие:

  • Развивать у детей внимание, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Демонстрационный и раздаточный материал:
Большие картинки иллюстрации – утро, день, вечер, ночь; мольберт.
Маленькие картинки с изображением утра, дня, вечера, ночи – на каждого ребёнка.
Игрушка – Ёжик; корзинка с яблоками по количеству детей.
Методы и приёмы:
Игровой, словесный, наглядный.
Ход занятия.

Вводная часть:
- Ребята, сегодня мы с вами будем играть в очень весёлую игру! (Вдруг раздаётся пыхтение и топот лапок).
- Ой! Ребята, слышите? Кто-то ходит у нас за дверью. Пойду, посмотрю – кто там. (Приносит из-за двери игрушечного ёжика).
- Посмотрите! Кто это к нам с вами пришёл в гости? (Ёжик)
- Давайте с ним поздороваемся! Здравствуй Ёжик. А почему ты такой не весёлый?
Ёжик: Сегодня, когда я отправился к вам в гости, моя мама сказала мне, что будет ждать меня обратно домой днём. А когда это будет, я не знаю. Как же я узнаю, когда мне нужно будет возвращаться домой в лес, к моей маме?
Воспитатель: Не печалься, Ёжик. Наши ребята, очень хорошо знают, когда наступает день. Они тебе помогут. Поможем ребята, Ёжику?
Воспитатель: Сейчас мы с ребятами вспомним, когда бывает утро, день, вечер и ночь. Поиграем в игру.
Игра «Когда это бывает»
- Давайте рассмотрим картинки на мольберте.
1 Картинка: Солнце просыпается, в небо поднимается. Когда это бывает?
Дети:Утром.

Правильно, ребята. А вы утром, что делаете?

Дети: Просыпаемся, умываемся, идём в детский сад.
Ёжик: А я утром ещё зарядку для лапок делаю!
Воспитатель: Утром мы просыпаемся, умываемся, делаем зарядку. Ребята найдите у себя на картинке – утро и покажите Ёжику.
2 Картинка: Солнышко проснулось, детям улыбнулось. Посмотрите, какое красивое солнышко, оно светит ярко, день наступил. Когда солнышко светит ярко?

Дети:  Днём. Посмотрите, на картинке дети играют на прогулке, и солнышко светит им ярко, ярко. Когда это бывает?

Дети:  днём

А мы с вами, когда гуляем?

Дети: Днём.
- Ребята, найдите день у себя на картинке и покажите Ёжику. Ёжик, теперь ты понял, когда наступает день?
Ёжик: Солнышко светит ярко, все гуляют – это бывает днём. Правильно?
Воспитатель: Да. Но бывает не только утро и день. Давайте посмотрим на мои картинки и скажем, что ещё бывает.
3 Картинка: Небо потемнело, солнышко спать захотело. Глазки солнце закрывает, когда это бывает?

Дети: Вечером
- Когда солнышко уходит домой?

Дети:Вечером
- А, вы, ребятки, когда из садика домой уходите?

Дети:  Вечером
- Найдите вечер у себя на картинке и покажите Ёжику.
- А что ребята, бывает дальше? Что бывает после вечера?
4 Картинка:  Посмотрите, месяц на небе, звёздочки светят. Когда это бывает? (Ночью).
- Что мы делаем ночью?

:Воспитывать познавательный интерес;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Дети: Спим
- Ёжик, а ты когда спишь?
Ёжик: Ночью сплю.
Воспитатель: Найдите ночь на своей картинке и покажите Ёжику.
- Мы с вами рассмотрели все картинки про утро, день, вечер, ночь. Давайте ещё раз напомним Ёжику, что делают ребята и зверята утром, днём, вечером и ночью.

Дети: Утром – просыпаемся, делаем зарядку, умываемся. Днём – гуляем, кушаем суп. Вечером – уходим из детского сада домой, играем с мамой, смотрим телевизор. Ночью – спим.
- Молодцы ребята. Ёжик ты всё запомнил?
Ёжик: Всё запомнил. Теперь я знаю, когда бывает день.
Воспитатель: Ёжик, а теперь мы с ребятами, приглашаем тебя поиграть с нами.
Подвижная игра «День – ночь»
Дети бегают по ковру в рассыпную, изображая птичек. По команде «Ночь!» - приседают и замирают, а по команде «Утро!» - снова летают. Игра повторяется два, три раза.
Заключительная часть:
Ёжик: Мне очень понравилось с вами играть! Ой! Я совсем забыл! Я же принёс вам гостинца, их передала моя мама! (Воспитательница уходит с Ёжиком за дверь и возвращается с корзинкой яблок).
Воспитатель: Какое вкусное угощение! Ребята, что лежит в корзинке?

Дети: Яблоки.

Сколько яблок в корзинке?

Дети: Много.

Сколько яблок я взяла из корзинки?

Дети: Одно. Вы тоже возьмите по одному яблоку. Маша сколько у тебя яблок?

Дети: Одно

. Марат, сколько у тебя яблок?

Дети:одно.
- Давайте поблагодарим Ёжика за угощение и попрощаемся с ним – Ёжику пора в лес, а нам с вами на прогулку.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f38184b03596bf368edba650d319f21d_l-4229555-images-thumbs&n=13 https://img.labirint.ru/rcimg/0249ba53d19a55d7716d43e112c53d02/1920x1080/comments_pic/0836/01lab4gok1220345704.jpg?1220345706https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5828b5faac230/img_user_file_5828b5faac230_20.jpg 

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/4561793/img_id8316504325586240082.jpeg/orighttps://umitoy.ru/upload/iblock/055/055e6ad77713829ac7079839aa964922.jpghttps://fs3.fotoload.ru/f/0818/1534626658/1920x1080/b79520f0a7.jpg

https://chita.malyish.ru/upload/iblock/9a9/9a94c51b7fc128a5c8fe196f6174d539.jpghttps://chita.malyish.ru/upload/iblock/9a9/9a94c51b7fc128a5c8fe196f6174d539.jpghttps://b.3ddd.ru/media/cache/tuk_model_custom_filter_ru/model_images/0000/0000/0862/862442.589385c6686aa.jpeghttps://7dach.ru/uploads/images/25/48/73/2017/11/19/ea272f.jpghttps://images.freeimages.com/images/large-previews/d9e/apples-1328297.jpghttps://www.bookvoed.ru/files/1836/24/18/52/2.jpghttps://www.bookvoed.ru/files/1836/24/18/52/2.jpghttps://www.bookvoed.ru/files/1836/24/18/52/2.jpghttps://img.akusherstvo.ru/images/magaz/im42503.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»

Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...

Значение математического развития детей дошкольного возраста. Занимательные математические задачки.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,...

Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве

Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве....

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...

Развитие у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных...

Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Ориентировка в пространстве».

Пространственные представления  необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанным на установлении соотношений между предметами и явлениями, и...