Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Цель: Формирование умения детей дошкольного возраста решать логические задачи на разбивания по свойствам.
Образовательные задачи:
- упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания;
- уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему;
- закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.
Развивающие задачи:
- развивать пространственные воображения, умение синтезировать и комбинировать;
- развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;
- развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать инициативу, настойчивость в достижение цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;
- развивать самоконтроль выполненного задания и контроль задания, выполненного товарищем;
- поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.
Предварительная работа:
- дидактические игры с блоками Дьенеша, палочками Кюзьнера, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек, морфотаблиц.
Оборудование:
- демонстрационный: блоки Дьенеша; конверт с содержанием: таблица с именем героя, письмо; магнитные буквы; иллюстрации героев; кодированные карточки блоков Дьенеша; 3 разноцветных обруча;
- раздаточный материал: набор блоков Дьенеша (на каждого ребенка); форма пирожного (круглая), морфотаблица для оформления пирожного; набор палочек Кюизнера; кодовые карточки; листы с таблицей для выполнения математического диктанта, простой карандаш на каждого ребенка.
Прогнозируемый результат:
Дети смогут моделировать важные понятия математики и информатики.
У них ускориться развитие способностей к логическому структурному мышлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotova.docx | 316.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в сказочную страну»
Цель: Формирование умения детей дошкольного возраста решать логические задачи на разбивания по свойствам.
Образовательные задачи:
- упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания;
- уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему;
- закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.
Развивающие задачи:
- развивать пространственные воображения, умение синтезировать и комбинировать;
- развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;
- развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать инициативу, настойчивость в достижение цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;
- развивать самоконтроль выполненного задания и контроль задания, выполненного товарищем;
- поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.
Предварительная работа:
- дидактические игры с блоками Дьенеша, палочками Кюзьнера, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек, морфотаблиц.
Оборудование:
- демонстрационный: блоки Дьенеша; конверт с содержанием: таблица с именем героя, письмо; магнитные буквы; иллюстрации героев; кодированные карточки блоков Дьенеша; 3 разноцветных обруча;
- раздаточный материал: набор блоков Дьенеша (на каждого ребенка); форма пирожного (круглая), морфотаблица для оформления пирожного; набор палочек Кюизнера; кодовые карточки; листы с таблицей для выполнения математического диктанта, простой карандаш на каждого ребенка.
Прогнозируемый результат:
Дети смогут моделировать важные понятия математики и информатики.
У них ускориться развитие способностей к логическому структурному мышлению.
Ход нод:
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Ребята, нам пришло письмо. На конверте написано - кому оно отправлено «Детям детского сада». Как называется наш детский сад? Какой у нас адрес? На конверте стоит печать, но на ней не разобрать даты прибытия. Назовите - какой сегодня день недели, число, месяц и время года (ответы детей).
Воспитатель: Ну что, давайте откроем и узнаем от кого же письмо. (достает из конверта письмо):
«Здравствуйте дорогие дети, вам пишет ваш друг Буратино. Карабас Барабас украл меня у папы Карло и запер в чулане. Я очень долго нахожусь у него и не знаю, сколько дней прошло и какое сегодня число. Но мне обязательно нужно выбраться отсюда, чтобы в сентябре пойти в школу. Помогите, спасите меня от Карабаса. Я нахожусь в сказочной стороне. Он коварный и злой человек и сделает всё, чтобы вы не смогли меня спасти. Он ключ сломал и раскидал по сказочной стране, если вы найдете все части, то сможете меня спасти. Я успел отправить свой волшебный кавер самолет, который доставит вас в сказочную страну». Ну что ребята поможем? (да)
Игра на внимание «Принеси нужный билет-блок» (Дети ищут нужный блок). Детям даются задания найти свой билет- блок по карточкам, где изображены символы свойств и символы отрицания (4 признака блоков).
Воспитатель: Для того, чтобы нам с вами отправится в волшебную страну, нужно найти свой билет- блок по карточкам, чтобы занимать свои места на ковре самолёте. Возьмите пожалуйста на столе карточки и определите какой блок изображён на карточке.
- Дима, какой билет - блок ты принес? (Красный, толстый, большой квадрат).
- А ты, Арина? Молодцы, ребята! Вы все принесли правильные билеты.
Воспитатель: Располагайтесь поудобней, мы отправляемся в полет. (звук самолёта). Для взлета мы должны закрыть глаза и произнести волшебные слова:
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся,
Тише, тише, не качайся.
Не пугай наших ребят,
Хорошо они сидят.
Ниже, ниже опускайся, тише, тише, приземляйся!
Воспитатель: Наш самолет совершил посадку. Вот мы и в сказочной стране. Встаем пожалуйста. Ребята это же друг Буратино, Пьеро. И записка какая-то. Давайте прочтем и узнаем, что в записке. «Дорогие дети если вы нашли эту записку значит вы уже в сказочной стране. Мой друга Пьеро решил построить домики для друзей. И просит вас ему в этом помочь». Ну что ребята поможем? (Да). Проходите в творческую мастерскую и поможем Пьеро.
ЗАДАНИЕ: постройте дом с помощью палочек Кьиюзнера.
Вам нужно построить стены. Подумайте, какие палочки вы возьмете, чтобы каждая досочка была равна 10. А пол из какой досочки вы построите? А еще нужно построить основу для крыши и крышу.
Ребята, правильно ли вы построили свои дома? Давайте расскажем, из каких досочек вы построили стены? (2-3 детей спросить).
Самоконтроль, самопроверка, взаимопроверка
Молодцы, ребята! У вас получились красивые дома.
Воспитатель: Пьеро остался доволен вашими домами.
Воспитатель: Вы были очень внимательны. Давайте все аккуратно уберем на свои места. Смотрите ребята Пьеро оставил какой-то кусок бумаги. Д — это же часть ключа. Здорово, спасибо ему. Ребята у вас наверно глаза устали, давайте сделаем зарядку для глаз! (Комплекс упражнений по выбору педагога).
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Воспитатель: Молодцы. Ну что же продолжим наш путь. Ребята смотрите, письмо. Интересно от кого. Д это же от Мальвины. Она пишет, что ждет гостей, но не успевает приготовить пирожные к их приходу. Ей нужна наша помощь. Поможем? Проходите пожалуйста на кухню.
ЗАДАНИЕ: Воспитатель: Перед вами лежит тарелочка круглой формы, вам надо выложить заданные с помощью морфотаблицы блоки Дьенеша.
Морфотаблица Дети выполняют задание.
Красный, большой, толстый треугольник
Желтый, маленький, тонкий квадрат.
Желтый, маленький, тонкий круг.
Синий, большой, толстый прямоугольник.
Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные пирожные у нас получились. Давайте все аккуратно уберем на свои места. Смотрите ребята я нашла еще одну часть ключа. Прежде чем продолжим наш путь давайте сделаем зарядку как Буратино и продолжим поиск остальных частей ключа. Выходите на ковер.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Воспитатель: Вижу еще одного сказочного героя мудрую черепаху Тортилла. Может она подскажет, где можно искать остальные части. Смотрите ребята записка. Давайте прочитаем. «Часть ключа я нашла и положила в сейф, но забыла код, если вы решите задание, то найдете номер кода в замке и откроеете». Пройдите пожалуйста за столы.
Игра с палочками Кьюзинера.
Задание: В этом задании вам нужно найти место для недостающих палочек и записать число.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Воспитатель: все выполнили? (да). Скажи пожалуйста Маша, какую полочку положила между числом 5 и 7? Почему? (спросить 2 детей.
Воспитатель: Молодцы. Вот еще одна часть ключа. Нам осталось найти еще одну часть ключа. Мы продолжаем наш путь. Смотрите это же дом Артемона. Давайте узнаем у него, может подскажет, где можно поискать последнюю часть ключа. Артемон любит цветы и выращивает их сам на клумбах. Смотрите на клумбе бумажка какая-то валяется. Д- это же последняя часть ключа. Ребята все части нашли теперь мы можем помочь Буратино. Но посмотрите клумба пустая, а давайте посадим цветы на клумбу. Думаю Артемону очень понравится.
ЗАДАНИЕ: разложить в три обруча блоки по свойствам.
(В каждый круг помещается карточка с обозначением признака объекта).
В синюю клумбу посадим цветы синего цвета. В зеленую клумбу цветы с толстым стебельком, а в красную клумбу посадим цветы круглой формы. Ребята а по центру клумбы какой цветок посадим? (синий толстый круглый цветок). Почему?
Дети, раскладывая блоки, одновременно объясняя свой выбор.
Например:
- Я кладу красный большой круг в красный обруч, потому что в нем лежат красные блоки.
- У меня синий толстый квадрат. Я кладу его в желтый круг, потому что он квадратной формы.
- Я кладу желтый толстый треугольник в зеленый круг, потому что здесь должны быть толстые блоки.
- Я кладу красный толстый круг на пересечение красного круга и зеленого, потому что блок относится к красным фигурам и толстым.
- У меня красный толстый квадрат. Он относится к красному кругу, так как он красный, к зеленому кругу, так как он толстый и к желтому кругу, так как он квадратной формы. Я ложу его на пересечение всех кругов.
- Я кладу желтый тонкий треугольник за круги, потому что он не красный, не квадратный, не толстый.
Воспитатель: Молодцы! Артемон очень рад.
Воспитатель: Ну что же давайте соберем ключ и спасем Буратино.
Нужно положить перед собой вертикально желтый прямоугольник. С верху желтого прямоугольника нужно положить красный прямоугольник. С верху красного прямоугольника положите желтый маленький, толстый квадрат, а над толстым квадратом положите красный маленький, толстый прямоугольник. С права и с лево от маленького толстого квадрата и маленького красного прямоугольника положите 2 больших тонких прямоугольника желтого цвета и красного цвета. С правой стороны внизу от желтого прямоугольника положите маленький тонкий прямоугольник синего цвета. Что получилось? (Ключ). Ну что же пойдемте поможем Буратино. (открываем дверь, а там Буратино. Буратино отблагодарил и угостил сладостями).
Воспитатель: А сейчас нам надо возвращаться обратно в детский сад. Занимаем свои места в нашем волшебном самолете. Садимся поудобней. Закрываем глаза и произносим волшебные слова:
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся,
Тише, тише, не качайся.
Не пугай наших ребят,
Хорошо они сидят.
Ниже, ниже опускайся, тише, тише, приземляйся!
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Наш самолет совершил посадку. Встаем пожалуйста. Ребята, вы молодцы! Помогли Буратино в сентябре он пойдет в школу и продолжать получать новые знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная. Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюи...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная. Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюи...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Путешествие в город геометрических фигур" с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Путешествие в город геометрических фигур"...
Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Путешествие к Царю Единица» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Путешествие к Царю Единица» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: "Поможем другу из Африки познакомиться с зимой" с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера ,ИКТ
Закрепление у детей полученных знаний,при использовании развивающих игр,формировать умение радоваться ,достигая цели....
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Занятие очень интересное, детям очень понравилось, так же закрепляем геометрические фигуры, цифры....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну пиццы"
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну пиццы"...