Конспект по ФЭМП "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Цель: создание условий для активизации мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_puteshestvie_po_skazkam.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»
города Рубцовска Алтайского края
658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89;
телефон: 4-21-84, 4-45-45
e-mail: ds41-zr@yandex.ru
Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений у детей.
Тема: «Путешествуем по сказкам».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Воспитатель: Самохина Наталья Александровна |
г. Рубцовск, 2020 г
Тема: «Путешествие по сказкам».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» - ФЭМП, «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: создание условий для активизации мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Задачи:
Образовательные
- Закрепить название текущего месяца года, месяцев года; последовательность всех дней недели, времен года.
- Создать условия для развития представлений о геометрических фигурах.
- Развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам, понимать слова: «разные», «одинаковые», «большие», «маленькие».
- Создать условия для моделирования пространственных отношений с помощью плана, схемы; определения движения в пространстве, развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями;
- Создать условия для закрепления навыков порядкового счета и представлений о взаимном расположении в ряду: слева, справа, посередине, рядом, между, перед, за, до.
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную речь.
Развивающие:
- Способствовать развитию направленного воображения.
- Создать условия для развития пространственного представления, зрительного восприятия в процессе анализа плана - схемы.
- Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.
- Активизировать речь с помощью игр и упражнений.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу.
- Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь тем, кто оказался в беде (в трудной ситуации) - героям сказки.
Словарная работа: пассивный словарь (план – схема, карточки с символами свойств), активный словарь (слева, справа, посередине, вверху, внизу, рядом, между, перед, за, до, толстый – тонкий, большой – маленький, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
Материалы и оборудование: наборы геометрических фигур из бумаги, блоки Дьенеша, карточки с символами свойств к блокам Дьенеша, иллюстрации к сказкам. Методы и приемы: словесные (беседа, инструкция, художественное слово), наглядные (показ), игровые (игра-драматизация), проблемно–практические (анализ схемы), дидактическая игра, сюрпризный момент, проблемно-поисковый, наглядный.
Предварительная работа: чтение сказок: Н. Носов: «Приключения Незнайки», В. Сутеев: «Яблоко», русская народная сказка: «Летучий корабль», Вадим Коростылев: «Вовка в Тридевятом Царстве», Шарль Перро: «Пряничный домик».
Ход ОД:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Цель: Создание положительного эмоционального настроя, условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети собираются вокруг воспитателя.
Воспитатель читает карточки, на которых записаны мысли детей. Дети с воспитателем находятся на ковре. Раздается стук в групповую дверь, воспитатель открывает, лежит посылка. Дети слушают как педагог зачитывает письмо. Отвечают на поставленные вопросы, рассматривают предложенную план-схему. | Воспитатель: Давайте встанем в круг и улыбнёмся друг другу. Ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится всем тепло и хорошо. Сейчас я прочту вам, о чем могут думать дети. Если мы какую-либо мысль берем с собой в путь, вы хлопаете в ладоши, если не берем – вы молчите. - Я справлюсь. - У меня все получится. - Я не смогу. - Мне очень грустно. - Я буду бояться. - Все будет хорошо. Вот такие мысли будут с нами. Воспитатель: Ребята, нам пришла посылка. Давайте откроем ее. Да здесь письмо! Письмо от Василисы Премудрой. Интересно, что она нам пишет? Прочитаем? Письмо: «Здравствуйте ребята! Пишет Вам Василиса Премудрая из волшебной страны «Сказок». Мне сказали, что вы уже взрослые, и скоро пойдете в школу. Мне очень нужна ваша помощь, ведь вы самые старшие в детском саду! У нас в стране произошла беда, злая Кикимора заколдовала сказки, и маленькие дети не могут с ними познакомиться! Чтобы их расколдовать нужно выполнить задания. Вот схема вашего путешествия. Нужно помочь пяти сказкам. А в помощь вам волшебный клубочек». Чтобы оказаться в волшебной стране, необходимо сказать волшебные слова: «Ты клубочек покатись в наших сказках очутись!» Посмотрите на план - схему. Найдите начало путешествия. До 1 сказки нужно идти направо или налево? Здесь написано: пройдите столько шагов, сколько у нас времен года. Назовите времена года! Сколько сделаем шагов? |
Если дети хлопают в ладоши, воспитатель отдает им карточку. Дети читают карточки и запоминают какие мысли они берут в путь. Постановка проблемной ситуации Чтение письма. | |
2. Основная часть Цель: Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы. Формирование умений коммуникативного общения с окружающими. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети сделали 4 шага направо. На столе лежит конверт, открываем и читаем письмо. Дети активно вступают в диалог, отвечают на вопросы. Находят пути решения проблемы. Помогают товарищам правильно посчитать. Дети приходят к следующему столу, открываем конверт, воспитатель читает письмо. Дети собирают из геометрических фигур Летучий корабль и получают картину корабля за выполненное задание. Дети садятся на стульчики за столами. Вступают в диалог, отвечают на вопросы. Дети выполняют задания самостоятельно, потом рассказывают, из каких фигур построен корабль. Девочки делят яблоки на 2 части, а мальчики на 4 части. Девочки делят яблоки на 4 части, а мальчики на 2 части. Дети получают иллюстрацию из сказки за выполненное задание. Дети продолжают сидеть за столами. Дети приходят к следующему столу, открываем конверт, воспитатель читает письмо. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Дети подходят к следующему столу, открываем конверт, воспитатель читает письмо. Дети выкладывают задачу, используя математические наборы. Обсуждение (один ребёнок проговаривает вслух, проверяют друг у друга). Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу. Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других (любуется, огорчается, равнодушен). Дети садятся на стульчики за столами. Вступают в диалог, отвечают на вопросы. Дети получают сундучок от Василисы Премудрой с благодарностью |
- О какой сказке нам пишет Василиса Премудрая? (Н. Носов «Приключения Незнайки»). Воспитатель: Да, но Незнайка не умел считать, а сказку расколдовать могут те люди, которые умеют считать. Вы умеете? Педагог предлагает детям выполнить первое задание, чтобы расколдовать сказку. Посчитайте от 1 до 10; от 3 до 14; от 10 до 5; от 6 до 12; Назовите соседей числа 3; 6; 8; Назовите число которое больше 2 на 1, больше 7 на 1, меньше 10 на 1, меньше 5 на 1. Педагог хвалит детей, вешает портрет Незнайки на доску. Продолжим наше путешествие. Посмотрите на схему путешествия, используя слова: налево, направо, вперед, назад расскажите куда нам двигаться до сказки №2. Дети: нам нужно идти назад. Здесь написано: столько шагов, сколько зимних месяцев. Назовите зимние месяцы, сколько шагов мы сделаем?
Воспитатель: Что бы расколдовать эту сказку, нужно выполнить задания. Перед Вами доска, на которой расположены геометрические фигуры, ваша задача сказать, где расположена геометрическая фигура, которую я вам покажу, сказать, как она называется, описать ее. Например: это квадрат, он расположен в левом верхнем углу доски, у квадрата все стороны равны, у него 4 угла, углы у квадрата прямые. Воспитатель: молодцы ребята, но это еще не все, у вас на столах лежат конверты с геометрическими фигурами. Предлагаю вам разделиться по 3 человека, и собрать из них Летучий корабль. Молодцы, ребята, справились! Расколдовали нашу сказку.
Воспитатель: Правильно! А может кто-то из вас знает автора этой сказки? Чтобы расколдовать эту сказку нужно выполнить задание: разделить целое яблоко на 2 и 4 части. Воспитатель: Малыши - медвежата пошли гулять на полянки. На одну полянку пришло 2 медвежонка, а на другую 4 медвежонка. Медвежата нашли по одному яблоку и не знают, как их поделить, помогите им, пожалуйста. (Дети выполняют задание самостоятельно.) Воспитатель: (обращается к девочкам). На сколько частей поделили каждое яблоко? (4;) мальчики насколько частей поделили (2). Как можно назвать одну часть? (1/2;1/4). А если целое поделить на 5; 6; и т. д. частей, то, как будет называться одна часть? (1/5; 1/6;). Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Расколдовали нашу сказку: «Яблоко». Получите в подарок иллюстрацию из сказки!
Давайте отправимся дальше, определите по схеме маршрут движения! Дети: идем направо! Здесь написано: столько шагов, сколько дней недели. Назовите дни недели! Сколько шагов мы сделаем направо?
(сказка «Пряничный домик». Автор: Шарль Перро). Воспитатель: Чтобы расколдовать эту сказку нужно построить домики для жильцов. Но для начала мы с вами проведем гимнастику для наших пальчиков. Упражнение с массажными мячиками Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке). Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью). Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально). И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально). Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки). Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке). В руку правую возьмём, в кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке). В руку левую возьмём, в кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом). Мы положим шар на стол и посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, потрясём свои ладошки. Воспитатель: Построим домики из блоков Дьенеша. Нужно выбрать для каждого дома строительный материал. Последовательность действий (алгоритм) игры. • Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. • Воспитатель вынимает из стопки любую карточку. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам (Цвет, форма, размер и толщина). • Дети находят строительный материал с такими свойствами. Воспитатель: Молодцы, ребята, справились, построили домики! Расколдовали нашу сказку. Получите в подарок картину: «Пряничный домик». Педагог предлагает детям отправиться дальше и определить маршрут движения! Вперед столько шагов, сколько осенних месяцев.
Воспитатель: А вы знаете, что такое задача? Дети: Да! Воспитатель: Хорошо. А из каких частей состоит задача? Дети: Условие, вопрос, решение, ответ. Воспитатель: Да, это правильно. Давайте присядем за столы, я вам прочитаю задачи, которые не смог решить Вовка, а вы постарайтесь их решить. Задача 1. «На день рождения ослику Иа подарили: хвост и 6 надувных шариков. Сколько всего вещей подарили ослику Иа». (Всего 7 вещей.) Задача 2. У незнайки было 9 конфет, 3 конфеты он потерял по дороге. Сколько конфет осталось у Незнайки? (Осталось 6 конфет) Задача 3. На березе росло 5 яблок, а на тополе 8 яблок. Сколько яблок росло на деревьях? Дети: Нисколько, на березе и тополе яблоки не растут. Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Расколдовали нашу сказку! Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Вы выполнили все задания и помогли Василисе Премудрой. Нам пора возвращаться в детский сад, но для этого нам нужно сказать волшебные слова: «Ты клубочек покатись в нашей группе очутись». Ой, а что это за сундучок, давайте посмотрим. Василиса Премудрая приготовила для вас подарок. Воспитатель открывает сундучок и раздаёт детям раскраски с изображением сказочных героев. | Проблемная ситуация: «Помоги Незнайке». (Вешаем портрет Незнайки на доску). У доски лежит третий конверт с заданием. В играх с нахождением отличия по 1 - 4 свойствам используются блоки Дьенеша. Цель игры: развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам; понимать слова: «разные», «одинаковые»; подводить к пониманию отрицания свойств. Дети получают в подарок картину: «Пряничный домик» и вешают на доску. | |
3. Заключительная часть Цель: поддерживать у детей эмоционально-положительное настроение, удовлетворение от результатов деятельности. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Отвечают на вопросы хором и индивидуально. Прощаются. | -Дети, расскажите, где мы с вами побывали? -Какие полезные дела вы совершили? -Кому помогли? -Что вам запомнилось? Что было трудно? Легко? -Нам пора возвращаться в группу. Дети прощаются с гостями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект литературной викторины по сказкам «В гостях у сказки»
Конспект литературной викторины по сказкам «В гостях у сказки» для старшей и подготовительной групп...
Конспект культурно – досуговой деятельности «Сказка для мамы» Инсценировка для детей подготовительной группы по мотивам сказки "Волк и семеро козлят"
Цель: постановка мини-спектакля к дню матери по сказке "Волк и семеро козлят".Задачи:- развитие эмоциональной отзывчивости, артистизма, выразительности исполнения;- воспитание интереса к театрализован...
Конспект занятия : Тема «Математическая сказка» по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью»
Непосредственно образовательная деятельность с использованием интерактивной доски...
План-конспект развлечения по авторской сказке Нищевой Н.В. «Белая сказка»
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей де...
Конспект театрализованной деятельности по сказке С.Я Маршака "Сказка о глупом мышонке " в средней группе.
В рамках проекта "Мой друг-С. Я Маршак" для родителей детьми средней группы была показана сказка С. Я. Маршака "Сказка о глупом мышонке". Предлагаю Вам методическую разработку данн...
Конспект по развитию речи "Сказка за сказкой"
Продолжать способствовать формированию интереса к литературным произведениям....
Конспект открытого мероприятия « Неделя сказки в детском саду» «Театрализация по мотивам стихотворения С. Михалкова и сказки Ю. Картушиной «Заяц-портной».
Конспект театрализации по мотивам сказки "Заяц- портной на" Неделе сказок" в детском саду....