Открытое занятие по математике в старшей группе "Математическая игра "Ребята и зверята"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Росянова Ирина Ивановна

Тема: Математическая игра «Ребята и зверята»

Цель: Умение ориентироваться на листе, устанавливать закономерности, считать в пределах 10 прямым и обратным счетом, соотносить количество с цифрой,  решать логические задачи, сравнивать и делать выводы.

Задачи: Образовательные: Продолжать формировать математические понятия: длина, ширина, высота; умение ориентироваться на листе. Устанавливать закономерности, классифицировать предметы по группам (форме, цвету, величине). Формировать умение выстраивать числовой ряд

Закреплять прямой и обратный счет в пределах 10, порядковый счет.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание,  память , математические,  коммуникативные способности, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать любовь к дикой природе, умение работать в команде, чувство взаимопомощи, коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan_matem.v_star._gr._._rebyata_i_zveryata.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе  «В»

Составила воспитатель Росянова И.И.

Тема: Математическая игра «Ребята и зверята»

Цель: Умение ориентироваться на листе, устанавливать закономерности, считать в пределах 10 прямым и обратным счетом, соотносить количество с цифрой,  решать логические задачи, сравнивать и делать выводы.

Задачи: Образовательные: Продолжать формировать математические понятия: длина, ширина, высота; умение ориентироваться на листе. Устанавливать закономерности, классифицировать предметы по группам (форме, цвету, величине). Формировать умение выстраивать числовой ряд

Закреплять прямой и обратный счет в пределах 10, порядковый счет.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание,  память , математические,  коммуникативные способности, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать любовь к дикой природе, умение работать в команде, чувство взаимопомощи, коллективизма.

Интеграция с другими областями: Закреплять знания о жизни диких животных в осенний период, названия диких животных и их детенышей, развивать умение отвечать полным предложением, упражнять в употреблении окончаний принадлежности (чей?, чья?, чьи?)

Оборудование: Мультимедийная презентация: слайды: лес с лесными обитателями, звуковое обращение к детям, слайд с изображением лисенка, деревьев разной высоты, толщины, 6 зайчат и 7 морковок  слайд для проверки задания белочки: веточки с чередующимися грибами и яблочками , звуки природы, музыкальная пауза, корзина с яблоками, конверты с заданиями, изображения заячьих ушей. Лисьей шерстки, медвежьих лап, беличьего хвоста, ежовых колючек, слайды для демонстрации заданий и проверки, флажки 7 штук, 10 ульев с цифрами разного цвета, поднос.

Раздаточный материал: зеленый лист, фигурки ели, гриба, птички, солнышка, облачка, цветочка, ежика;  карточки с изображением веточки , по 6 картинок грибочков, яблок , орешков на каждого ребенка, карточки с полосками, на каждого по 6 кружочков и 6 треугольников.

Полилингвальный компонент: - Сәлеметсіз бе , қонақтар –  здравствуйте, гости  , Hello,  

бір – один - one, екі – два - two , үш – три - three , төрт – четыре - four , бес – пять - five, алты – шесть - six , жеті – семь - seven , сегіз – восемь - eight , тоғыз – девять - nine , он – десять – ten.

Ход занятия

  1. Вступительная часть.

Ребята входят в группу, здороваются с гостями на 3х языках.

Рассаживаются.

  1. Сюрпризный момент: Видеозвонок. На экране изображение леса с лесными животными. Обращение к ребятам:

«Дорогие ребята! Вас приветствуют зверята из лесной школы. Мы, так же, как и вы, изучаем математику. А давайте сыграем с вами в математическую игру. Согласны? Победителей ждет приз. А получить его можно после того, как вы правильно выполните задания и ответите на все вопросы. А теперь – внимание: получайте конверт с заданиями

(стук в дверь, почтальон приносит конверты с заданиями)

  1. Основная часть.
  1. Вопрос. –Как вы думаете, чей это хвост? (лисий)

Вопрос от лисенка: (на экране картина с изображением деревьев разной высоты, толщины) Что здесь изображено?

-Где сидит лисенок?. (под самым высоким деревом, под сосной). На каком по счету месте оно находится? (на 3ем)

-Назовите самое низкое дерево. ( ель). На каком оно месте?

-На каком по счету  месте находится дерево с самым толстым стволом? ( на первом). Как оно называется? (дуб)

- Что можно сказать о дереве береза? ( у него самый тонкий ствол)

-На каком по счету месте растет дерево с осенними листочками? ( на 5м).

-Как оно называется? (клен)

Какая тропинка находится между березой и кленом? (узкая)

-Какая дорожка находится около ели? (широкая)

Работа в парах : 

-Помогите лисенку составить карту лесной полянки. В центре полянки растет ель. Справа от ели растет грибок. А слева – цветок. Над елью летит птичка, а под елью сидит ежонок

В правом верхнем углу находится солнышко. В  верхнем левом – облачко. В правом нижнем углу сидит бельчонок, а в нижнем левом углу – зайчонок.

Проверка: - У вас так? ( на экране загорается картинки для проверки). Команда получает флажок.

  1. Вопрос.  – Чьи это уши? (заячьи)

Вопрос от зайчонка:

- Зайчонок сбегал в деревню и насобирал морковки.  Как узнать, хватит ли зайчатам морковок? (посчитать). Считают: всего 5 зайчат.

-Выложите столько же кружочков на верхнюю полоску. Сколько кружочков вы выложили? ( 5).

- Хватит ли морковок зайчатам? Как проверить? ( раздать морковки зайчатам, посчитать морковки).

-На нижнюю полоску выложите столько же треугольников, сколько морковок в корзинке у зайчонка (6).

-Чего больше, морковок или зайчат? (морковок больше) А зайчат? (меньше). Как вы узнали? (посчитали, сравнили).

-Как еще можно узнать? (способом приложения)

-Одну морковку  зайчонок по дороге съел. Сколько морковок осталось? (5). Что нужно сделать? (убрать один треугольник)

-Что теперь можно сказать о количестве зайчат и морковок? (морковок и зайчат поровну)

- Молодцы! Получайте флажок!

  1. Вопрос.  – Чья это шерстка? (беличья). Вопрос от бельчонка.

Работа в парах. Дифференцированный подход.

Вопрос от бельчонка:

-Белочка собирала на зиму грибы и яблочки, и нанизывала их на веточки. Помогите белочке продолжить ряд в таком же порядке. (карточки с веточками). Проверка. Команда получает флажок.

  1. Вопрос. – Чьи это лапы? (медвежьи) Поиск. Работа в группе.

Вопрос от медвежонка: -У папы медведя была пасека. В ульях жили пчелы. Но пчелы всегда путали свои улья и залетали в чужой улей. Медвежонок очень хотел помочь папе, но не знал, как?

-Помогите медвежонку придумать, как же пчелам различать улья? (дети предлагают свои варианты. Останавливаются на том, чтобы их подписать  покрасить.)

-Медвежонок так и сделал. Подписал улья.

Задание: Медвежонок просит расставить улья в порядке возрастания, от одного до 10.  (дети берут улья с цифрами и становятся в порядке возрастания. Остальные дети проверяют и отвечают на вопросы)

- Сколько всего ульев у папы медведя? ( 10). Правильно ли медвежонок подписал улья? ( он пропустил цифры)

-Какие цифры он пропустил? (4, 6). Проверяем.

Полилингвальный компонент: считают улья на 3х языках: бір – один - one, екі – два - two , үш – три - three , төрт – четыре - four , бес – пять - five, алты – шесть - six , жеті – семь - seven , сегіз – восемь - eight , тоғыз – девять - nine , он – десять – ten.

-А теперь другие дети построятся в порядке убывания, от самого большого числа до самого маленького. Проверяем.

-Молодцы! Вы справились с заданием! Получайте флажок.

  1. Вопрос. –Чьи это колючки? (ежовые). На экране ежик с листьями.

Вопрос от ежонка. Классификация по группам.

-Ежонок насобирал много осенних листочков. Как вы думаете, для чего? (утепляет на зиму норку)

Помогите ежонку навести порядок.

- Как можно навести порядок? (разложить по группам)

-Рассмотрите листочки. Чем они отличаются?

-По каким признакам можно объединить листочки? ( по цвету, по форме, по величине).

Работа в 3х группах. (дети объединяют листочки по цвету, по форме, по размеру). Выполняют задание. Проверяют, получают флажок.

  1. Итог. Ребята подсчитывают флажки.

Голос с экрана: «Мы, зверята из лесной школы, поздравляем вас с победой! Молодцы! Вы показали себя настоящими знатоками математики! До свиданья! До новых встреч!»

Стук в дверь, почтальон приносит приз: корзину с яблоками.

Рефлексия:

-Какие зверята учатся в лесной школе? (лисята, ежата, зайчата. Бельчата, медвежата)

-Чье задание вам больше всего понравилось?

- Зайчонку было  радостно, что он сумел подсчитать морковки и угостить всех зайчат. У кого из ребят такое же настроение?

-Медвежонок Немного огорчился, что никак не мог поставить улики для пчел по порядку, все время ошибался У кого такое же настроение?

-Лисенок немного волновался, что не сможет правильно составить карту и добраться до дома. У кого из ребят такое же настроение?

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «В»

Воспитатель: Росянова И. И.

Образовательная область – Познание

Раздел – ФЭМП        

Тема: Математическая игра «Ребята и зверята»

Цель: Умение ориентироваться на листе, устанавливать закономерности, считать в пределах 10 прямым и обратным счетом, соотносить количество с цифрой,  решать логические задачи, сравнивать и делать выводы

Задачи: : Образовательные: Продолжать формировать математические понятия: длина, ширина, высота; умение ориентироваться на листе. Устанавливать закономерности, классифицировать предметы по группам (форме, цвету, величине). Формировать умение выстраивать числовой ряд

Закреплять прямой и обратный счет в пределах 10, порядковый счет. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание,  память , математические,  коммуникативные способности, развивать познавательный интерес. Воспитательные: Воспитывать любовь к дикой природе, умение работать в команде, чувство взаимопомощи, коллективизма.

Интеграция с другими областями: Закреплять знания о жизни диких животных в осенний период, названия диких животных и их детенышей, развивать умение отвечать полным предложением, упражнять в употреблении окончаний принадлежности (чей?, чья?, чьи?)

Оборудование: Мультимедийная презентация: слайды: лес с лесными обитателями, звуковое обращение к детям, слайд с изображением лисенка, деревьев разной высоты, толщины, 6 зайчат и 7 морковок  слайд для проверки задания белочки: веточки с чередующимися грибами и яблочками , звуки природы, музыкальная пауза, корзина с яблоками, конверты с заданиями, изображения заячьих ушей. Лисьей шерстки, медвежьих лап, беличьего хвоста, ежовых колючек, слайды для демонстрации заданий и проверки, флажки 7 штук, 10 ульев с цифрами разного цвета, поднос.

Раздаточный материал: зеленый лист, фигурки ели, гриба, птички, солнышка, облачка, цветочка, ежика;  карточки с изображением веточки , по 6 картинок грибочков, яблок , орешков на каждого ребенка, карточки с полосками, на каждого по 6 кружочков и 6 треугольников.

Полилингвальный компонент: - Сәлеметсіз бе , қонақтар –  здравствуйте, гости  , Hello,  

бір – один - one, екі – два - two , үш – три - three , төрт – четыре - four , бес – пять - five, алты – шесть - six , жеті – семь - seven , сегіз – восемь - eight , тоғыз – девять - nine , он – десять – ten.

 

№ п.п.

Этапы

Действия воспитателя

Деятельность детей

Учет

I

Мотивационно-побудительный

1.

Орг.момент

Вступительная часть. Приветствие гостям.

Сюрпризный момент: Видеозвонок. На экране изображение леса с лесными животными. Обращение к ребятам:

«Дорогие ребята! Вас приветствуют зверята из лесной школы. Мы, так же, как и вы, изучаем математику. А давайте сыграем с вами в математическую игру. Согласны? Победителей ждет приз. А получить его можно после того, как вы правильно выполните задания и ответите на все вопросы. А теперь – внимание: получайте конверт с заданиями

(стук в дверь, почтальон приносит конверты с заданиями)

Ребята входят в группу, здороваются с гостями на 3х языках.

Рассаживаются.

Слушают. Соглашаются

«Ситуация успеха»

Основная часть.

  1. Вопрос. –Как вы думаете, чей это хвост? (лисий)

Вопрос от лисенка: (на экране картина с изображением деревьев разной высоты, толщины) Что здесь изображено?

-Где сидит лисенок?.

-На каком по счету месте оно находится? (на 3 ем)

-Назовите самое низкое дерево. ( ель). На каком оно месте?

-На каком по счету  месте находится дерево с самым толстым стволом? ( на первом). Как оно называется? (дуб)

- Что можно сказать о дереве береза?

-На каком по счету месте растет дерево с осенними листочками? ( на 5м).

-Как оно называется? (клен)

Какая тропинка находится между березой и кленом? (узкая)

-Какая дорожка находится около ели? (широкая)

Ориентировка на листе. Работа в парах : 

-Помогите лисенку составить карту лесной полянки. В центре полянки растет ель. Справа от ели растет грибок. А слева – цветок. Над елью летит птичка, а под елью сидит ежонок

В правом верхнем углу находится солнышко. В  верхнем левом – облачко. В правом нижнем углу сидит бельчонок, а в нижнем левом углу – зайчонок.

Проверка: - У вас так? ( на экране загорается картинки для проверки). Команда получает флажок.

Отвечают на вопросы

Деревья

(под самым высоким деревом, под сосной).

( у него самый тонкий ствол)

Ориентируются на листе по основным направлениям 9Сверху, снизу Справа, слева  Раскладывают картинки в соответствии с заданием

Проверяют

I

Организационно-поисковый

1.

Поиск

  1. Вопрос.  – Чьи это уши? (заячьи)

Вопрос от зайчонка:

- Зайчонок сбегал в деревню и насобирал морковки.  Как узнать, хватит ли зайчатам морковок? (посчитать).

-Выложите столько же кружочков на верхнюю полоску. Сколько кружочков вы выложили? ( 5).

- Хватит ли морковок зайчатам? Как проверить?

-На нижнюю полоску выложите столько же треугольников, сколько морковок в корзинке у зайчонка (6).

-Чего больше, морковок или зайчат? (морковок больше) А зайчат? (меньше). Как вы узнали? (посчитали, сравнили).

-Как еще можно узнать? (способом приложения)

-Одну морковку  зайчонок по дороге съел. Сколько морковок осталось? (5). Что нужно сделать? (убрать один треугольник)

-Что теперь можно сказать о количестве зайчат и морковок? (морковок и зайчат поровну)

- Молодцы! Получайте флажок!

  1. Вопрос.  – Чья это шерстка? (беличья). Вопрос от бельчонка.

Работа в парах. Дифференцированный подход.

Вопрос от бельчонка:

-Белочка собирала на зиму грибы и яблочки, и нанизывала их на веточки. Помогите белочке продолжить ряд в таком же порядке. (карточки с веточками).

Проверка. Команда получает флажок.

Считают: всего 5 зайчат.

 ( раздать морковки зайчатам, посчитать морковки).

Рассуждают, отвечают на вопросы, сравнивают разными способами. Делают выводы о количестве морковок и зайчат

Находят закономерность и выкладывают, продолжают чередование грибов и яблок

Проверяют

физминутка

Вот маленький улей.

В нем пчелы сидят.

Сидят и жужжат: Ж-Ж-Ж,   Ж-Ж-Ж

Стали пчелы вылетать: 1, 2 ,3, 4. 5,

Летят и жужжат: Ж-Ж-Ж   Ж-Ж-Ж_

Выполняют движения в соответствии с текстом

2.

Применение новых знаний

4.Вопрос. – Чьи это лапы? (медвежьи) Поиск. Работа в группе.

Вопрос от медвежонка: -У папы медведя была пасека. В ульях жили пчелы. Но пчелы всегда путали свои улья и залетали в чужой улей. Медвежонок очень хотел помочь папе, но не знал, как?

-Помогите медвежонку придумать, как же пчелам различать улья? (дети предлагают свои варианты. Останавливаются на том, чтобы их подписать  покрасить.)

-Медвежонок так и сделал. Подписал улья.

Задание: Медвежонок просит расставить улья в порядке возрастания, от одного до 10.  (дети берут улья с цифрами и становятся в порядке возрастания. Остальные дети проверяют и отвечают на вопросы)

- Сколько всего ульев у папы медведя? ( 10). Правильно ли медвежонок подписал улья? ( он пропустил цифры)

-Какие цифры он пропустил? (4, 6). Проверяем.

Полилингвальный компонент: считают улья на 3х языках: бір – один - one, екі – два - two , үш – три - three , төрт – четыре - four , бес – пять - five, алты – шесть - six , жеті – семь - seven , сегіз – восемь - eight , тоғыз – девять - nine , он – десять – ten.

-А теперь другие дети построятся в порядке убывания, от самого большого числа до самого маленького. Проверяем.

-Молодцы! Вы справились с заданием! Получайте флажок.

Рассуждают, высказывают свои предложения

Берут улья с цифрами и выкладывают числовой ряд в порядке возрастания

Называют пропущенные цифры

Считают на 3х языках.

Другая подгруппа выстраивается в порядке убывания

5.Вопрос. Классификация по группам.

–Чьи это колючки? (ежовые). На экране ежик с листьями.

Вопрос от ежонка.

-Ежонок насобирал много осенних листочков. Как вы думаете, для чего? (утепляет на зиму норку)

Помогите ежонку навести порядок.

- Как можно навести порядок? (разложить по группам)

-Рассмотрите листочки. Чем они отличаются?

-По каким признакам можно объединить листочки? ( по цвету, по форме, по величине).

Работа в 3х группах. (дети объединяют листочки по цвету, по форме, по размеру). Выполняют задание. Проверяют, получают флажок

Отвечают на вопросы. Рассуждают, предлагают свою помощь.

Называют признаки, раскладывают  по группам

III

Рефлексивно-корригирующий

1.

Итог

Итог. Ребята подсчитывают флажки.

Голос с экрана: «Мы, зверята из лесной школы, поздравляем вас с победой! Молодцы! Вы показали себя настоящими знатоками математики! До свиданья! До новых встреч!»

Стук в дверь, почтальон приносит приз: корзину с яблоками

 

Выражают радость, восторг

2.

Рефлексия:

-Какие зверята учатся в лесной школе? (лисята, ежата, зайчата. Бельчата, медвежата)

-Чье задание вам больше всего понравилось?

- Зайчонку было  радостно, что он сумел подсчитать морковки и угостить всех зайчат. У кого из ребят такое же настроение?

-Медвежонок Немного огорчился, что никак не мог поставить улики для пчел по порядку, все время ошибался У кого такое же настроение?

-Лисенок немного волновался, что не сможет правильно составить карту и добраться до дома. У кого из ребят такое же настроение?

Дети определяют  свое настроение после окончания занятия

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: отвечают на вопросы, выполняют задания

Понимают: Продолжать формировать математические понятия: длина, ширина, высота; умение ориентироваться на листе. .

Применяет: Устанавливать закономерности, классифицировать предметы по группам (форме, цвету, величине). Формировать умение выстраивать числовой ряд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"

Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия:  закрепление навыков количественного счета в...

Открытое занятие по математике Путешествие в город математики

Продолжать закрепление детей  в счёте ( обратный и прямой) ; закреплять умение детей: расставлять числа  в порядке убывания и возростания ; называть соседей числа; решать приеры...

Открытое занятие для детей второй младшей группы "Веселые зверята"

Физкультурное занятие для детей второй младшей группы...

Конспект занятия по математике средняя группа . Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ

Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знак...