План кружковых занятий с использованием технологии ТРИЗ «Умники и умницы» с детьми старшей группы
методическая разработка по математике
План кружковых занятий
с использованием технологии ТРИЗ
«Умники и умницы»
с детьми старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhkovyh_zanyatiy.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План кружковых занятий
с использованием технологии ТРИЗ
«Умники и умницы»
с детьми старшей группы
Учебный план первый год обучения.
Месяц | Тема материала | Количество |
Сентябрь | 1.Приглашение в старшую группу 2.Знаю ли я себя? 3.«Выбираем транспорт» 4.«Все работы хороши» | 4 |
Октябрь | 1.Ставрополье – наш край. 2.Зеленый шар на столе 3.Откуда азбука пришла 4.Знаки и символы вокруг нас | 4 |
Ноябрь | 1. Кто как считает и измеряет время? 2.Как появился календарь? 3.Дни и сутки. 4.Неделя, месяц, год и век. | 4 |
Декабрь | 1.Гиганты прошлого. 2.Арктика, Антарктика. 3.Путешествие по тундре. 4.Путешествие по тайге. | 4 |
Январь | 1.Степь. 2.Пустыня 3.Тропический лес | 3 |
Февраль | 1.Домашние животные. 2.Дикие животные. 3.Царство растений – удивительное и прекрасное. 4.Наша Армия. | 4 |
Март | 1.Моя семья. 2.Культурные и дикие растения. 3.Весна – красна. 4.Чудесные свойства растений | 4 |
Апрель | 1.Моя страна – Россия. 2.Правила личной безопасности. 3.Огонь – друг, огонь – враг. 4.Пасхальные праздники. | 4 |
Май | 1.Космос. 2.Правила дорожного движения. 3.Инструменты | 3 |
Итого занятий: | 32 занятия в год |
Перспективный план занятий с использованием технологии ТРИЗ
с детьми 6-го года жизни.
Сентябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Приглашение в старшую группу. Программное содержание: Обогатить представление детей о некоторых правилах поведения в разных ситуациях. Познакомить с формами вежливого обращения и мансийскими традициями приёма гостей. Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать внимательность и логическое мышление. Воспитывать любовь к своей культуре, нации и нациям, которые живут рядом с тобой. | Придумай что-нибудь интересное и необычное для нашей группы; Как бы ты хотел, чтобы выглядела наша группа? |
2. | Знаю ли я себя? Программное содержание: Закрепить знание детей о частях тела, о значении каждого органа в жизни человека. Развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять различные изображения единым сюжетом. Воспитывать у детей потребность в освоении способов сохранение своего здоровья, в выборе здорового образа жизни. | Зарисовка – системный оператор «Что было, есть и будет?» Если бы ты сейчас сразу стал взрослым? |
3. | «Выбираем транспорт» Программное содержание: Обобщить и систематизировать представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах (виды транспорта). Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах. | Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле. «Машина XXI века» |
4. | «Все работы хороши» Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей. Развивать воображение, логическое мышление, внимательность. Воспитывать уважение к людям любых профессий. | Если бы профессии исчезли? |
Октябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Ставрополье – наш край. Программное содержание: Уточнять и расширять знания детей о фольклоре народа , традициях, быте. Формировать представление у детей о культурно-исторических жизненных взаимообусловленных связей природного мира и мира людей. Воспитывать любовь к родному краю. | Оживим героев. |
2. | Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли. Программное содержание: Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, значение и роль цвета на глобусе; познакомить с историей появления и использования географической карты. Развивать и активизировать любознательность, воображение. Воспитывать желание заботиться о нашей Земле. | Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на нашей планете? |
3. | Откуда азбука пришла, истории о необычных азбуках Программное содержание: Подвести детей к осмысленному восприятию алфавита (знаковой системы). Развивать познавательную активность и основы культуры и мыслительной деятельности. Вызвать желание знакомиться с буквами, читать и писать, на примере алфавитов, иероглифов разных стран. | Придумай свою азбуку. |
4. | Знаки и символы вокруг нас. Программное содержание: Ввести понятие «знака» и «символа». Показать роль и значение различных знаков и символов в нашей жизни. Познакомить с конкретными знаками: простыми и универсальными (дорожные, астрономические, математические, нотные, воинские, денежные); символы (флаги, гербы). Развивать у детей интерес к знаковой системе, способность к преобразованию. Прививать уважение к символике нашей республике и страны. | Зарисуй свою сказку символами или знаками и расскажи её. |
Ноябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Кто как считает и измеряет время? Программное содержание: Вызвать интерес к понятию «время» через отдельные, интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения и фиксирования времени. Развивать чувство времени, способность к фантазированию. Формировать уважительное отношение к чужому времени. | Что было бы, если бы люди не ценили и не следили за временем? Зарисовка (системный оператор): «Что было, есть, будет». |
2. | Как появился календарь? Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения календаря. Рассказать и показать разные виды календарей. Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности. Воспитывать стремление планировать свою жизнь. | Придумай свой календарь. |
3. | Дни и сутки. Программное содержание: Показать (с использованием средств наглядности) зависимость наступления утра, дня вечера и ночи от положения Земли по отношению к Луне; при смене времен года (к Солнцу). Продолжать учить устанавливать связи, развивать у детей способность наблюдать. Воспитывать навыки и умение распределения времени, бережного отношения к нему. | Что было бы, если бы весь год была ночь? |
4. | Неделя, месяц, год и век. Программное содержание: Пополнить знания и представления детей историческими фактами о названиях месяцев у разных народов. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели, летних и осенних месяцев и количестве месяцев в году. Ввести понятие – век. Развитие мыслительных действий – суждения, выводы. Воспитывать умение и стремление планировать свою жизнь. | «Зарисуем год» |
Декабрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Гиганты прошлого. Программное содержание: Ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующие сегодня (динозавры, мамонты). Развитие познавательного интереса, любознательности, воображения. Сформировать представления у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей. | Что было бы, если эти животные жили бы сейчас? Зарисовка животных и птиц прошлого по воображению детей. |
2. | Арктика, Антарктика. Программное содержание: Познакомить детей с Арктикой и Антарктикой; их природными и погодными явлениями; животным миром. Учить детей отличать по характерным признакам Арктику от Антарктики. Создать предпосылки для формирования у детей основ абстрактного мышления, понимание причинно-следственных связей. Воспитывать охранительно-бережное отношение к природе. | Если бы вы оказались в Арктике (Антарктике), что бы вы могли увидеть? |
3. | Путешествие по тундре. Программное содержание: Познакомить детей с тундрой (природа, животный и растительный мир, погода). Формирование адекватно природно-образных представлений о внешних и внутренних взаимосвязях. Прививать любовь к красоте нашей Земли. | Моделирование маленькими человечками ископаемых тундры (нефть, газ, уголь, металлы). |
4. | Путешествие по тайге. Программное содержание: Познакомить детей с природой, погодными явлениями, животным и растительным миром. Активизировать процессы внимания, памяти, мышления. Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект и как природно-культурную среду его жизни. | Зарисовка системного оператора (сосна). Если бы вы потерялись в тайге, как бы вы себя повели? |
Январь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Степь. Программное содержание: Познакомить детей с природой, погодными явлениями, животным и растительным миром. Развитие познавательного интереса, любознательности, воображения. Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. | Моделирование растений. Путешествие животных. |
2. | Пустыня. Программное содержание: Познакомить детей с понятием «пустыня». Природа, погода, животный и растительный мир. Развивать у детей понимание причинно-следственных связей, любознательности. Воспитывать желание заботиться о нашей Земле. | Придумай, как изменить ситуацию в пустыне. |
3. | Тропический лес. Программное содержание: Познакомить детей с тропическим лесом, саванной; растительным и животным миром; природой. Развивать творческий потенциал ребенка, любознательность, познавательную активность. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе | Что бы увидели в тропиках, если бы вы туда попали? Придумывание фантастического животного. Если вырубить весь лес? |
Февраль
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Домашние животные. Программное содержание: Закрепить у детей представление о домашних животных. Познакомить с интересными фактами из жизни домашних животных. Развитие мыслительных действий – суждения, аналитико-сианетические, выводы. Способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним животным. | Д. игра «Хорошо – плохо». «Чудесное животное» – какие полезные части можно взять от разных домашних животных. |
2. | Дикие животные. Программное содержание: Закрепить у детей представление о диких животных. Показать уникальность в жизни диких животных. Развитие понимания причинно-следственных связей, любознательности, фантазирование. Способствовать осознанию детьми особого отношения людей к диким животным (невмешательство в их жизнь). | Придумай фантастическое государство, в котором живут разные виды животных. |
3. | Царство растений – удивительное и прекрасное. Программное содержание: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть ещё один мир – мир растений. Ввести и обосновать классификацию растений на дикие и культурные. Развитие познавательного интереса, любознательности, творческого потенциала. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. | Моделирование растений. Придумай необычное растение. |
4. | Наша Армия. Цель: Расширять представление о нашей Российской Армии (о родах войск), о воинских званиях; героизме солдатов, офицеров в годы войны. Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности. Воспитывать любовь к нашей Родине, к родному краю. | Каким ты видишь армию будущего? |
Март
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Моя семья. Программное содержание: Продолжать формировать уважительное отношение к родителям (старшим) – этические нормы (доброта, помощь). Объяснить, что семья – ниточка между прошлым и будущим (ленточка жизни). Формировать способности эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, развивать нравственные качества. Воспитывать любовь к своей семье и близким. | Вы изобрели помощника маме для тяжелой работы, каков он будет? Придумывание фантастического дома, для своей семьи. |
2. | Культурные и дикие растения. Программное содержание: Закрепить у детей представление о культурных растениях. Подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают. Закрепить представление о диких растениях (многообразие, значение, интересные представители). Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать обобщать. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе. | Что было бы, если бы исчезли растения? Моделирование растений. |
3. | Весна – красна. Программное содержание: Закрепить знания детей о весне, её признаках, приметах, погоде. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Осознание у ребёнка себя, как части природы, определять гуманную позицию в природной среде. | Игра «Хорошо – плохо». Какой ты представляешь себе царицу Весну? |
4. | Чудесные свойства воды. Программное содержание: Закрепить знание детей о трех агрегатных состояниях воды. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы, экспериментировать, моделировать. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе. | Нахождение общего между водой и льдом, различие между ними. Моделирование маленькими человечками трех агрегатных состояний воды. |
Апрель
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Моя страна – Россия. Программное содержание: Расширять и закреплять знания детей о нашей стране, её символике, истории, многообразии и красоты природы, людях, населяющих нашу страну. Москва – столица нашей страны. Развитие мыслительных действий – суждения, выводы, сравнение, анализ. Воспитывать уважительное отношение к нашей стране. | Какой бы ты хотел видеть нашу страну? |
2. | Правила личной безопасности. Программное содержание: Закрепить знания о правилах безопасности, умение применить их в различных жизненных ситуациях. Развивать умение действовать адекватно в экстремальной ситуации. Воспитывать у детей – самоценность. | Как надо себя вести, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. |
3. | Огонь – друг, огонь – враг. Программное содержание: Расширять представление об огне, огонь может быть, как помощником, так и врагом. Развивать умение анализировать, фантазировать, преобразовывать, делать выводы. Сформировать представление у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей. | Что будет, если пропадет огонь? |
4. | Пасхальные праздники. Цель:Познакомить детей с историей, старинными традициями, с её обрядами и обычаями. Дать понятие о символике яйца, народном искусстве крашения яиц. Развивать и активизировать процессы внимания, памяти, мышления. Приобщать к нравственным и эстетическим ценностям. | Придумай праздник. |
Май
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Правила дорожного движения. Программное содержание: Продолжать расширять знания детей о правилах дорожного движения. Развивать внимательность, логическое мышление, любознательность, систематизирование, анализирование. Формирование навыка применения правил дорожного движения в жизни. | «Если бы исчезли правила дорожного движения или бы их не соблюдали». |
2. | Космос. Программное содержание: Продолжать расширять знания о космосе, Вселенной, планетах. Развивать любознательность, воображение, фантазирование, логическое мышление. Продолжать учить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. Осваивать культуросообразные способы её познания. | Придумай космический корабль. Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел? |
3. | Инструменты. Программное содержание: Расширять и углублять знания детей об инструментах (виды, изготовление). Развивать у детей способы познания своего эмоционального состояния и другого человека средствами музыки. Воспитывать основы музыкально-эмоциональной культуры. | Фантастический инструмент. Инструмент будущего. Придумай сказку об инструменте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая викторина "Умники и умницы" с детьми подготовительной группы
Задачи: развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки; закрепить и уточнить знания, полученные на логопедических занятиях; воспитывать умение слушать собеседника...
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...
Путешествие в сказку умников и умниц. Познание, ФЭМП, старшая группа
Увлекательное путешествие со сказочными героями в мир математики - зто то, что дает положительный результат, помогает подружиться нашим маленьким "почемучкам" с точной, вседа серьезной, а порой и стро...
Конспект викторины «Умники и умницы» с детьми старшего дошкольного возраста 6-7лет.
Задачи:- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.- Развивать внимание, мышление, коммуникативные навыки.- Воспитывать у детей...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «В гости к Зимушке-Зиме» (старшая группа)
Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.Задачи:1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.2. Обогащать словарь...
Конспект итогового оод по формированию элементарных математических представлений «Викторина «Умники и умницы» (для детей старшей группы)
Представлен конспект викторины по ФЭМП, который используется в качестве итогового занятия....
План кружковых занятий с использованием технологии ТРИЗ «Умники и умницы» с детьми подготовительной группы
План кружковых занятийс использованием технологии ТРИЗ«Умники и умницы»с детьми подготовительной группы...