План кружковых занятий с использованием технологии ТРИЗ «Умники и умницы» с детьми подготовительной группы
методическая разработка по математике
План кружковых занятий
с использованием технологии ТРИЗ
«Умники и умницы»
с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhkovyh_zanyati1.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
План кружковых занятий
с использованием технологии ТРИЗ
«Умники и умницы»
с детьми подготовительной группы
Учебный план второй год обучения.
Месяц | Тема материала | Количество |
Сентябрь | 1. Приглашение к путешествию. 2.Береги себя. 3. Готовим угощение. 4.Кем быть. | 4 |
Октябрь | 1. Широка страна моя родная. 2. Глобус и карта. 3. Выбираем транспорт. 4.Рассказы об осени. | 4 |
Ноябрь | 1. Месяцы года. 2. Настенный календарь. 3. День и ночь. 4. Неделя, месяц, год и век. | 4 |
Декабрь | 1. Динозавры и ихтиозавры. 2. Южная Америка, Северная Америка. 3 .Путешествие на Северный полюс. 5. Зимушка – хрустальная. | 4 |
Январь | 1.Степь и ее обитатели. 2. Горы 3. Путешествие в смешанный лес. | 3 |
Февраль | 1. Домашние птицы. 2. Дикие птицы. 3. Царство грибов. 4.Российская Армия. | 4 |
Март | 1.Моя родословная . 2.Лекарственные растения. 3.Весна в степи. 4.Вода и ее свойства. | 4 |
Апрель | 1.Австралии, Антарктида, Америка. 2. Если хочешь быть здоров. 3.Огонь – друг, огонь – враг. 4.Праздник «Встреча птицы вороны». | 4 |
Май | 1.Звёздное небо. 2.Правила дорожные детям знать положено . 3.Старичок-годовичок. | 3 |
Итого занятий: | 34 занятия в год |
Перспективный план занятий с использованием технологии ТРИЗ
с детьми 7-го года жизни.
Сентябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | «Приглашение к путешествию» Программное содержание: Обогатить представление детей о некоторых правилах поведения в разных ситуациях. Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать внимательность и логическое мышление. Воспитывать любовь к историческим (достопримечательности города)местам, которые есть в нашем городе рядом с нами. | Придумай что-нибудь интересное и необычное для направления путешествия ; Как бы ты хотел, чтобы выглядела место куда мы направляемся в путешествие? |
2. | «Береги себя» Программное содержание: Закрепить умение по отождествлению себя в проблемной ситуации. Воспитывать у детей потребность в освоении способов сохранение своего здоровья. | Зарисовка – системный оператор «Что было, есть и будет?» Покажи и расскажи о том, что ты почувствуешь, если будешь пожарным и вдруг услышишь, как в горящем доме плачет ребенок. |
3. | «Готовим угощение». Программное содержание: Закрепить умение по отождествлению себя в проблемной ситуации. Воспитывать у детей потребность в освоении приготовлении блюда из наглядных моделей. Уточнить и расширить представления детей о полезных продуктах.. | На кольце Луллия поселились продукты: мясные, овощи, фрукты. Дети вращают круги и выбирают из каких продуктов какое блюдо приготовят. ( составить меню из трех блюд) |
4. | «Кем быть» Программное содержание: Продолжать расширять представления детей о профессиях людей. Развивать воображение, логическое мышление, внимательность. Воспитывать уважение к людям любых профессий. | Если бы профессии исчезли? |
Октябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | «Широка страна моя родная» Программное содержание: Уточнять и расширять знания детей о России, традициях, быте народа России Формировать представление у детей о культурно-исторических жизненных взаимообусловленных связей природного мира и мира людей. Воспитывать любовь к родной стране. | Придумай фантастическое государство, в котором живут необычные люди с необычной природой. |
2. | «Глобус и карта» Программное содержание: Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, значение и роли карты ,соответствие карты и глобуса; познакомить с использования географической карты. Развивать и активизировать любознательность, воображение. Воспитывать желание заботиться о нашей Земле. | Рассмотреть планету Земля на СО. Система – планета Земля, подсистема – моря, горы, равнины, суша, человек и т.д., надсистема – Галактика; прошлое системы – космическая пыль, будущее – прямое сообщение с другими планетами. Как улучшить жизнь на нашей планете? |
3. | «Выбираем транспорт» Программное содержание: учить классифицировать транспорт по видам. Обобщить и систематизировать представление детей о видах транспорта. Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения | Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле. Структурный подход: наземный, воздушный, водный. Выложить карточки с изображением видов транспорта: от самого медленного к самому быстрому. |
4. | «Рассказы об осени» Программное содержание: дать детям представление о системе – предмете, явлении и т.п. Учить самостоятельно создавать развернутые рассказы о ней. Учить воспринимать окружающий мир как живой, постоянно меняющийся и во многом зависящий от нас. Воспитывать охранительно бережное и действенное отношение к природе. | Игра «Чудесная лестница» (схема-алгоритм) На каждой лестницы в виде символов отражены методы и приемы ТРИЗ и РТВ. Можно менять количество ступенек в зависимости от того, какие приемы и методы ТРИЗ и РТВ используются на занятии. |
Ноябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | «Месяцы года». Программное содержание: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных переменах месяцах в течении года, продолжать учить самостоятельно называть их. Развивать чувство времени, способность к фантазированию. Формировать уважительное отношение к перемене времени года. | У детей карточки с изображением осени, зимы, весны, лета( осенние месяцы, зимние, весенние, летние ) или схемы, выбранные вместе с детьми для изображения каждого месяца. -построй «паровозик времени», назови каждый «вагон», назови первый, средний и последний месяцы года. -что раньше: октябрь или ноябрь и т.д ? |
2. | Настенный календарь. Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения настенного календаря. Рассказать и показать разные виды календарей. Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности. Воспитывать стремление планировать свою жизнь. | Придумай свой настенный календарь. |
3. | День и ночь. Программное содержание: Закреплять умение находить (с использованием средств наглядности) зависимость наступления утра и ночи от положения Земли по отношению к Луне, к Солнцу. Закреплять умение устанавливать связи, развивать у детей способность наблюдать. Воспитывать навыки и умение распределения времени, бережного отношения к нему. | Что было бы, если бы весь год была ночь? |
4. | Неделя, месяц, год и век. Программное содержание: Закреплять пополнять знания и представления детей историческими фактами о названиях месяцев у разных народов. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели, летних и осенних месяцев и количестве месяцев в году. Ввести понятие – век. Развитие мыслительных действий – суждения, выводы. Воспитывать умение и стремление планировать свою жизнь. | «Зарисуем век» |
Декабрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Динозавры и ихтиозавры. Программное содержание: Ввести понятие «динозавры» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующие сегодня (динозавры,ихтиозавры ). Развитие познавательного интереса, любознательности, воображения. Сформировать представления у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей. | Что было бы, если эти животные жили бы сейчас? Зарисовка животных и птиц прошлого по воображению детей. |
2. | Южная Америка, Северная Америка. Программное содержание: Познакомить детей Южная Америка, Северная Америка. ; их природными и погодными явлениями; животным миром. Учить детей отличать по характерным признакам Южную Америку от Северной Америки. Создать предпосылки для формирования у детей основ абстрактного мышления, понимание причинно-следственных связей. Воспитывать охранительно-бережное отношение к природе. | Если бы вы оказались в Южной Америке ( Северной Америке). что бы вы могли увидеть? |
3. | «Путешествие на Северный полюс»Программное содержание:Познакомить детей с Северным полюс ом(природа, животный и растительный мир, погода). Формирование адекватно природно-образных представлений о внешних и внутренних взаимосвязях. учить выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку. Прививать любовь к красоте нашей Земли. | Игра «Я еду на Север». Если бы вы оказались на Северном полюсе что бы вы могли увидеть? Моделирование маленькими человечками |
4. | Зимушка – хрустальная. Программное содержание: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Развивать категориальное видение целостной картины образа природы детьми. Приобщать к эстетическим ценностям природы. | Фантазирование: «Ты попал в Царство Мороза!» «Дед Тепла – каким ты его представляешь». |
Январь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Степь и ее обитатели Программное содержание: Познакомить детей с природой, погодными явлениями, животным и растительным миром. Развитие познавательного интереса, любознательности, воображения. Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. | Моделирование растений. Путешествие животных. |
2. | Горы Программное содержание: Познакомить детей с понятием «горы». Природа, погода, животный и растительный мир. Развивать у детей понимание причинно-следственных связей, любознательности. Воспитывать желание заботиться о нашей Земле. | Придумай, как изменить ситуацию в горах. |
3. | «Путешествие в смешанный лес». Программное содержание: Познакомить детей со смешанным лесом; растительным и животным миром; природой. Развивать творческий потенциал ребенка, любознательность, познавательную активность. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе | Что бы увидели в смешанном лесу, если бы вы туда попали? Придумывание фантастического животного. Если вырубить весь лес? |
Февраль
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Домашние птицы Программное содержание: Закрепить у детей представление о домашних птицах. Познакомить с интересными фактами из жизни домашних птиц. Развитие мыслительных действий – суждения, аналитико-сианетические, выводы. Способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним птицам. | Д. игра «Хорошо – плохо». «Чудесная птица» – какие полезные части можно взять от разных птиц. |
2. | Дикие птицы. Программное содержание: Закрепить у детей представление о диких птицах.. Показать уникальность в жизни диких птиц. Развитие понимания причинно-следственных связей, любознательности, фантазирование. Способствовать осознанию детьми особого отношения людей к диким птицам (невмешательство в их жизнь). | Придумай фантастическое лесное государство , в котором живут необычные виды птиц. |
3. | Царство грибов. Программное содержание: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть ещё один мир – мир грибов. Ввести и обосновать классификацию грибов на полезные и ядовитые . Развитие познавательного интереса, любознательности, творческого потенциала. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. | Моделирование растений. Придумай необычное грибное царство. |
4. | Российская армия. Цель: Продолжать расширять представление о нашей Российской Армии (о родах войск), о воинских званиях; героизме солдатов, офицеров в годы войны. Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности. Воспитывать любовь к нашей Родине, к родному краю. | Каким ты видишь армию будущего? |
Март
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Моя родословная . Программное содержание: Продолжать формировать уважительное отношение к семейным ценностям. Объяснить, что семья – ниточка между прошлым и будущим (ленточка жизни). Формировать способности эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, развивать нравственные качества. Воспитывать любовь к своей семье и родствееникам. | Придумывание фантастического древа , для своей семьи. |
2. | Лекарственные растения. Программное содержание: Закрепить у детей представление о лекарственных растениях. Подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают. Закрепить представление о диких растениях (многообразие, значение при лечении ). Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать обобщать. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе. | Что было бы, если бы исчезли растения? Моделирование растений. |
3. | «Весна в степи» Программное содержание: Закрепить знания детей о весне в степи, её признаках, приметах, погоде. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Осознание у ребёнка себя, как части природы, определять гуманную позицию в природной среде. | Игра «Хорошо – плохо». Какой ты представляешь себе царицу весну в степи? |
4. | «Вода и ее свойства» Программное содержание: Закрепить знание детей о состояниях воды. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы, экспериментировать, моделировать. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе. | Нахождение общего между водой и льдом, различие между ними. Моделирование маленькими человечками состояний воды. |
Апрель
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | «Австралии, Антарктида, Америка» Программное содержание: Расширять и закреплять знания детей о флоре и фауне Австралии, Антарктиды, Америки,многообразии и красоты природы разных стран, людях, населяющих Австралию, Антарктиду, Америку. Развитие мыслительных действий – суждения, выводы, сравнение, анализ. Воспитывать уважительное отношение к разным странам. | Структурный подход. Классификация представителей флоры и фауны Австралии, Антарктиды, Америки. |
2. | «Если хочешь быть здоров» Программное содержание: Закрепить знания о правилах безопасности, умение применить их в различных жизненных ситуациях. Развивать умение действовать адекватно в экстремальной ситуации. Воспитывать у детей – самоценность. | Как надо себя вести, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. |
3. | Огонь – друг, огонь – враг. Программное содержание: Продолжать расширять представление об огне, огонь может быть, как помощником, так и врагом. Развивать умение анализировать, фантазировать, преобразовывать, делать выводы. Сформировать представление у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей. | Что будет, если пропадет огонь? |
4. | Праздник «Встреча птицы вороны» Цель: Познакомить детей с историей, старинными традициями, с её обрядами и обычаями народа ханты и манси Развивать и активизировать процессы внимания, памяти, мышления. Приобщать к нравственным и эстетическим ценностям. | Придумай праздник. |
Май
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Правила дорожные детям знать положено Программное содержание: Продолжать расширять знания детей о правилах дорожного движения. Развивать внимательность, логическое мышление, любознательность, систематизирование, анализирование. Формирование навыка применения правил дорожного движения в жизни. | «Если бы исчезли правила дорожного движения или бы их не соблюдали». |
2. | Звездное небо. Программное содержание: Продолжать расширять знания о космосе, Вселенной, звёздах. Развивать любознательность, воображение, фантазирование, логическое мышление. Продолжать учить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. Осваивать культуросообразные способы её познания. | Придумай звезду. Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел? |
3. | Старичок-годовичок. Программное содержание: Закреплять знания детей о временах года (признаки, предметы, погода, как одеваются люди). Развивать умение подмечать изменения в жизни людей, животных, растений с переходом одного времени года в другой. Развивать у ребенка способность чувствовать и осознавать себя частью природы. | Придумай сказку про двенадцать месяцев. Встреча двенадцати месяцев одновременно, к чему бы это привело? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая викторина "Умники и умницы" с детьми подготовительной группы
Задачи: развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки; закрепить и уточнить знания, полученные на логопедических занятиях; воспитывать умение слушать собеседника...
Конспект игрового занятия с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича с детьми подготовительной группе №4. Тема «Школа волшебства».
Цель: Продолжать учить детей составлять предмет по схеме из частей.Формировать навыки приемов конструирования из геометрических форм.Формировать отчетливые представления о предметах ближайшего окружен...
Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»
Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»...
Презентация опыта "Использование технологии пластилинографии в создании пейзажных образов детьми подготовительной группы"
Дети проявляют интерес ко всем видам искусства, но из всего многообразия его видов дети отдают предпочтение изобразительному. Особый интерес в старшем дошкольном возрасте представляет сюжетное рисован...
КОНСПЕКТ занятия с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ в подготовительной группе.
КОНСПЕКТ занятия с использованием технологии ТРИЗ и ИКТв подготовительной группе....
План по самообразованию. Тема: «Использование технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в социализации детей подготовительной группы» (автор – Н.П.Гришаева)
Актуальность: Технология «Ежедневный рефлексивный круг» способствует сплочению детского коллектива, формирует умения слушать и понимать друг друга, способствует формированию общей позиции ...
План кружковых занятий с использованием технологии ТРИЗ «Умники и умницы» с детьми старшей группы
План кружковых занятийс использованием технологии ТРИЗ«Умники и умницы»с детьми старшей группы...