Математика в сказках.
проект по математике (старшая группа)

Марина Сергеевна Филиппова
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем. Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Математика – настоящее волшебное царство… а цифры, числа, геометрические фигуры, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • Детский сад № 192 г. Ростова-на-Дону
  • Проект
  • «Математика в сказках»
  • Старшая группа компенсирующей направленности №2
  • Воспитатель высшей категории:
  • Филиппова М.С.
  • 2023г.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Математика – настоящее волшебное царство… а цифры, числа, геометрические фигуры, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи.

Тема проекта: «Математика в сказках». Дети любят слушать сказки и с интересом решают примеры и задачки со сказочными сюжетами.

Проблема: Как с помощью сказок можно привить любовь к математике?

Участники проекта: Дети старшей группы компенсируют направленности, родители, воспитатели.

Тип проекта:

  • По содержанию: информационно-практико-творчески ориентированный.
  • По числу участников: групповой (дети старшей группы).
  • По времени проведения: среднесрочный (февраль –март- апрель)
  • По характеру: в рамках ДОУ.

Цель проекта:

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в совместной игровой деятельности через сказочный сюжет.

Задачи проекта:

  • Образовательные:

Закреплять детям представления о геометрических фигурах на основе составления сказок.

Выделять особые признаки фигур с помощью, осязательно-двигательного анализатора, соотносить форму предмета с известными геометрическими фигурами.

Создавать множества из разных по количеству элементов. Определять равенство и неравенство.

Формировать представления о количественном и порядковом счете . Соотносить каждое числительное только с одним предметом.

  • Развивающие:

Развивать познавательный и творческий интерес ,активное участие в математике через сказочный сюжет.

Развивать логическое мышление, внимание, память у детей.

Способствовать развитию эмоциональной сферы детей в учебно-игровой деятельности.

  • Воспитательные:

Воспитывать дружеские чувства детей друг к другу, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности.

Поощрять желание детей принимать участие в совместном решении математических заданий.

Предполагаемый результат проекта.

Используя сказочные сюжеты :

- Дать детям представления о множестве, равенстве, неравенстве.

- Учить количественному и порядковому счету.

- Уметь отвечать на вопросы сколько?, который по счету?, на котором месте?

- Иметь представления о геометрических фигурах, выделять их особые признаки, сравнивать.

Проект включает в себя три этапа:

  • Подготовительный

Определение темы проекта.

Постановка цели и задач проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

  • Основной (исследовательский)

Реализация проекта через разные виды детской деятельности:

Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Домино», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Танграм», «Волшебные круги», «Чудесный мешочек» и т.д.

Музыкальные игры: «Лесенка», «Научи матрёшку считать», «Слушай и хлопай», «Учёный кузнечик».

Пальчиковые игры (на закрепление счёта).

Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Третий лишний», «На одной ножке по дорожке», «Ловишки на одной ноге».

Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

Слушание сказок: «Репка», «Три медведя», «Сказка по глупого мышонка», «Волк и семеро козлят», «Царевна лягушка», «Теремок», «Цветик семицветик», «Три поросенка», чтение сказок Пушкина А.С.

Циклы игр по теме: «Цифры», «Веселый паровоз», «Количество и счёт»,

«Волшебные фигуры», «Весёлый счет», «Найди пару»

  • Заключительный

Использование сюжетов сказок в математической работе.

Совместная деятельность родителей и детей по сочинению авторских математических сказок.

Изготовление пособий по математике.

Провести занятие «Волшебная математика».

Структура проекта

Дорожная карта

Блок

Содержание, формы организации

«Знакомство со сказками»

Цель: познакомить детей с народными сказками.

  • Просмотр презентаций;
  • Рассказ воспитателя;
  • Рассматривание иллюстраций

«Математика в мире сказок»

Цель: вызвать интерес к математике, систематизировать знания детей о сказках и математических навыках.

  • Чтение, прослушивание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, видеопрезентаций по сказкам.
  • оформление уголка «Друзья математики», книжного уголка..
  • Рассматривание иллюстраций, книг.
  • Беседы о прочитанном.
  • Математические викторины по сказкам.
  • Театрализация.
  • Использование различных видов игр: дидактических, настольно – печатных, инсценировок и других.

Изучаем и мастерим

Цель: развивать творческие способности детей, продолжать прививать интерес к сказкам и через продуктивную деятельность.

  • аппликация, лепка сказочных героев. Раскрашивание.
  • Конструирование из геометрических фигур

«Вместе с мамой, вместе с папой»

Цель: привлечь родителей к осуществлению проекта через домашнее чтение книг, участие в творческой выставке «Математические сказки».

  • Выставка творческих работ по сказкам «Любимый сказочный персонаж из геометрических фигур»

Дата

Задачи

Содержание деятельности

Работа с родителями

1 – 13

февраля

#1055;одбор математических сказок и элементов фольклора используемых в непосредственно - образовательной деятельности.

#1057;обеседование с детьми

(цель: диагностика ФЭМП и выявить представления детей о сказках)

#1048;гровая беседа. «Сутки». Сказка «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

#1048;зготовление игр, книжек малышек.

#1054;формление стендовой информации для родителей.

Анкетирование: «Сказка в жизни вашего ребёнка».

14– 28 февраля

1 -17

Марта

20 марта -15 апреля

На протяжении всего проекта

Сформировать представления детей и родителей о роли математики в жизни ребёнка

Систематизировать и расширить знания детей о математике и сказках.

Развивать творческие способности детей.

Сформировать представления у детей о социально - нравственных ценностях.

Тематическая неделя «В мире математики»

Речевое развитие.

#1063;тение стихов по теме математика: «Родились у нас котята…» - Михалков, загадки про геометрические фигуры.

#1063;тение художественной литературы: «Забавная математика» по русской народной сказке «Теремок», «Три котёнка» В.Сутеев. «Цветик семицветик» и т.д.

#1044;идактические игры «Три медведя» - создать условия для ознакомления детей с величиной, размером, «Отгадай загадку» и другие.

#1057;овместная и самостоятельная деятельность в книжных уголках и уголке математики (рассматривание иллюстраций книг, мини викторины)

#1056;азгадывание загадок, кроссвордов.

#1056;ассказывание по иллюстрациям книг.

#1055;росмотр мультфильмов: «Остров ошибок», «В стране невыученных уроков».

Познавательное развитие

#1047;анятие «Путешествие в сказку».

#1057;оздание альбома «Математические сказки»

#1052;ини – викторины (тесты) по пройденному материалу

Художественно – эстетическое развитие

#1055;родуктивная деятельность лепка «Декоративные цифры», выкладывание геометрических фигур из счётных палочек, раскрашивание геометрических фигур, цифр.

#1050;онструирование на плоскости по сказкам.

#1042;ыставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений из геометрических фигур.

Социально – коммуникативное развитие.

#1055;альчиковая игра «1,2,3,4,5 будем пальчики считать» с концовкой о том, что руки не совсем чистые.

#1053;астольно – печатные игры: «Разрезные картинки», «Пазлы», «Мягкие вкладыши», «Мозаика»

#1044;идактические игры «Четвёртый лишний», «Из какой сказки предмет» и другие.

#1048;гры – викторины в математическом уголке.

Знакомство с математическими сказками и стихами.

Чтение математических сказок.

21-28 апреля

Побуждать желание испытывать радость от проделанной работы.

#1052;атематическая тест – игра «Сказочная математика»

#1060;отоотчет.

#1050;онсультация для родителей «Весёлая математика дома»

Участие в совместной творческой выставке «Любимый сказочный персонаж из геометрических фигур»

Достигнутые образовательные результаты.

  1. Развитие интереса дошкольников к слушанию книг, повышение интереса к изучению математики.
  2. Пополнение развивающей среды книгами, играми, пособиями по сказкам и математике.

Перспективы дальнейшего развития проекта

На основе данного проекта продолжить дальнейшее знакомство детей с детской литературой, детскими писателями и математическими сказками и математикой в целом.

Используемая литература:

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991)

3. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.

4. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.

5. «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина, Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика в сказках

Развитие элементарных математических представлений у детей с помощью сказок....

Математика в сказках

Игра - развлечение для детей средней группы....

План-конспект занятия по теме: Занятие по математике с детьми среднего дошкольного возраста. "Математика в сказках".

Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-н...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе: «Помочь королеве Математике освободить сказки».

Сегодня к нам в гости пришла королева математики. Она попросила нас освободить  всех сказочных героев, так как их спрятал Карабас Барабас....

конспект по математике ФЭМП " Математика в сказках"

Конспект по ФЭМП в старшей группе " Математика в сказках" развивать у детей сообразительность, логическое внимание, учить решать арифметические задачи....

Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Математика в сказках»

Программное содержание. 1)  Упражнять в прямом, обратном и порядковом счёте в пределах 20.  2) Продолжать учить решать примеры в пределах 10.  3) Закреплять знания состава числа 9....

Консультация для родителей «Математика и сказки»ика и сказки»

Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Одна из...