Математика в сказках
план-конспект по математике по теме
Развитие элементарных математических представлений у детей с помощью сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_skazkah.docx | 74.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ
С раннего возраста ребенок сталкивается с необходимостью применения тех или иных математических знаний: нужно разделить пополам яблоко; нарисовать предмет определенной формы; уметь определить, сколько гостей придет на день рождения и хватит ли для всех стульев и т.д.
Некоторые математические знания дети усваивают самостоятельно во время игр, в процессе общения со сверстниками, но без участия взрослых опыт ребенка будет случайным. Математика – наука точная, и без системы в развитии математических представлений не обойтись.
ТРИ ГНОМА
Цель: Совершенствование умений детей сравнивать предметы по толщине и массе, различать пространственные направления (впереди слева и впереди справа, позади справа и т.д)
Демонстрационный материал: 3 гнома (их туловище – цилиндры одинаковой высоты, но разной толщины); 3 мешка с песком одинакового размера, но разной массы: 100, 200 и 300 г; 3 палочки-бревна разной толщины; 3 сундучка, в которые можно спрятать мешочки; широкая полоска голубой бумаги – речка.
Раздаточный материал: для каждого ребенка: 3 палочки одной длины, но разной толщины; вырезанные из картона елочки и березка.
Жили-были три брата, три гнома. Носили они разноцветные колпачки, поэтому их так и прозвали: Синий колпачок, Красный колпачок и Желтый колпачок. Заспорили как-то гномики, кто из них толще.
- Как им помочь в споре?
Гномики очень любили ходить в гости, особенно к детям, потому что те всегда дарили им подарки. Возвращались гномики как-то из гостей, тяжело им было нести мешки с подарками. Тут на дороге увидели гномики три палочки, да не знают, кому какую взять. Желтый колпачок, самый тоненький, подбежал и первый схватил самую толстую палку. Но сил у него не хватило поднять ее.
- А может, вы, ребята, посоветуете гномам, как разобрать палочки?/дети советуют/.
Повесили гномы свои мешочки на свои палочки и пошли дальше. Синий колпачок нес самый тяжелый мешок на самой толстой палке, у Красного колпачка был мешок полегче, и палка потоньше, а Желтый колпачок нес самый легкий мешок на самой тонкой палочке.
- Почему они так разобрали свои мешочки?
Шли, шли, устали. Поставили мешки все вместе на землю и сели отдохнуть под соседнее дерево.
- Но как же теперь гномы узнают, где чей мешок? Может, вы поможете?/дети взвешивают на руке мешочки, сравнивают в соответствии с весом, ставят напротив каждого гнома/.
Довольные гномы пошли домой через лес. Слева от дорожки росли березы, а справа – елки. Заспорили гномы. Желтый колпачок утверждает, что елки находятся слева, а Синий – справа.
- Ребята, разрешите их спор. Положите слева от себя елочку, а справа – березку.
Впереди показалась речка. Через нее перекинуты 3 бревнышка-мостика. Стоят гномы и решают, кому по какому мостику идти. Первым решил идти самый толстый гном, вторым – потоньше, а последним – самый тонкий.
По каким мостикам вы посоветуете пойти гномикам, чтобы все они одновременно оказались на другой стороне.
Перебрались гномы через речку и наконец попали к своему домику. Глядь, а мешочков с подарками нет! Правда стоят у домика какие-то сундучки да лежит записка. Это лесная колдунья решила подшутить над гномиками и спрятала мешочки. Но гномы не огорчались, она им написала, как найти каждому свой мешочек. «Ваши мешочки лежат в сундучках, у Красного колпачка – в сундучке впереди справа, у Синего колпачка – позади справа, у Желтого – позади слева».
А сундучки-то неодинаковые, да еще и на замок закрыты.
- Как же найти ключ, чтобы открыть сундучки?
И тут лесная колдунья пришла на помощь. В конце той записки, что лежала у домика, гномы прочитали: «Чтобы найти ключ, надо пройти назад влево».
- Ребята, поможем гномам отыскать ключ и открыть сундучки? А теперь проверим, свои ли мешочки они достали. /Ребята взвешивают в руках мешочки и раздают их гномам/.
КАК ЛЯГУШКИ БОЛОТО ИСКАЛИ
Цель: Совершенствование умений детей в количественном счете; в сравнении двух групп предметов, выраженных соседними числами 2, 3; в определении направления: от себя, направо, налево. Уточнение представлений о сменяемости времени суток.
Демонстрационный материал: 3 фигурки зеленых лягушек, 3 фигурки серых жуков, макет болота, 3 квадрата, 3 треугольника. Раздаточный материал: разноцветные полоски бумаги, плоскостные фигурки лягушек, жуков, квадраты (красные и желтые), треугольники (красные и желтые), круги. Каждый ребенок должен получить по три фигурки лягушек и жуков, по два красных квадрата и треугольника, по одному желтому квадрату и треугольнику.
Жили-были в лесу на зеленой лужайке две веселые лягушки.
- Сколько лягушек жило на лужайке?
На лужайке им было скучно. Лягушки любили купаться в болоте, а на лужайке болота не было. И решили лягушки пойти поискать болото. Но было уже поздно, солнце шло на закат, и они легли спать. Первым проснулось солнышко.
- Когда просыпается солнышко?
Солнышко улыбнулось и обогрело своими лучами лягушек. Лягушки проснулись, потянулись, умылись росой, позавтракали и отправились искать болото. Прыгали они, прыгали и встретили двух жуков, которые грелись на солнышке.
- Сколько жуков встретили лягушки?
- По сколько жуков и лягушек?
Обрадовались лягушки встрече и стали веселиться. Долго они резвились. Их веселый смех услышала еще одна лягушка и прискакала к ним. /Воспитатель уточняет, кого стало больше/. Еще громче стали квакать лягушки и жужжать жуки. Они прыгали, песни пели. И вдруг увидели, что к ним по дорожке торопиться еще один жук.
- Сколько жуков бежало по дорожке? Сколько стало жуков?
Долго веселились они. Тем временем солнышко на небе поднялось высоко, стало жарко.
- Ребята, а когда солнышко поднимается на небе и становится жарко? /днем/.
Солнышко им говорит: «Если вы так долго будете веселиться, то не успеете отыскать болото».
Пообедали лягушки и жуки и заторопились в путь. Лягушки прыгают, жуки бегут. Все вместе и пришли к болоту. А болото вот такое круглое. Понравилось лягушкам и жукам болото. Стали они купаться, плескаться, загорать. Но тут заметили, что солнышко на небе начало опускаться вниз.
Испугались лягушки и жуки, что вечер вот-вот наступит, а домиков-то у них нет. Пошли искать себе домики. Лягушки запрыгали по болоту налево.
- Покажите, куда?
И здесь, с левой стороны от болота, нашли домик. /Покажите квадрат/.
- Какой формы домик у лягушек?
Жуки пошли по болоту вправо.
- Покажите, куда?
И нашли себе вот такой домик справа от болота.
- Какой формы домик у жуков? /треугольной/
У вас на столах тоже есть маленькие болота и домики. Положите слева от болота красные домики для лягушек, а справа – красные домики для жуков.
- Посчитайте, сколько домиков у лягушек? /два/
- Каждая лягушка имеет свой домик?
- Сколько еще нужно домиков? /один. Положите его/.
- Есть ли у каждого жука свой домик?
- Хватит ли каждому жуку по домику? Сколько еще нужно домиков?/положите последний домик/.
- А теперь сколько домиков стало? Хватит ли домиков жукам?
- Сколько домиков? Сколько жуков? /Дети устанавливают равенство лягушек и квадратных домиков, жуков и треугольных домиков/.
Солнышко спряталось, стало темно.
- Какое время суток наступило?
Лягушки и жуки спрятались в свои домики и легли спать. Пока они с пят, давайте вспомним и составим из разноцветных полосок день, когда путешествовали лягушки.
- Когда они начали свое путешествие? /Утром/. Утром небо было голубое-голубое.
- Какой полосочкой мы обозначим утро? /голубой/.
- А когда лягушки нашли свое болото? /днем/. Днем солнышко сияло, и было очень светло. Обозначим эту часть суток желтой полосой.
- Когда лягушата начали искать себе домики? /вечером/. Какой полоской обозначим вечер? /серой/.
- Когда лягушки и жуки легли спать? /ночью/. Черной полоской обозначим ночь. Почему черной? /потому что темно и ничего не видно/.
- Какое время суток сейчас? /день/. А что делают в детском саду дети днем? /Гуляют/. Вот и мы сейчас пойдем гулять.
Квадрат и треугольник
Е. Паин
Жили два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший был квадратный,
Добродушный и приятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире;
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат,
Я же старше, я — квадрат».
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он — нет квадрата...
Онемел, стоял без слов...
Вот так месть!
Теперь у брата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика в сказках
Игра - развлечение для детей средней группы....
План-конспект занятия по теме: Занятие по математике с детьми среднего дошкольного возраста. "Математика в сказках".
Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-н...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе: «Помочь королеве Математике освободить сказки».
Сегодня к нам в гости пришла королева математики. Она попросила нас освободить всех сказочных героев, так как их спрятал Карабас Барабас....
конспект по математике ФЭМП " Математика в сказках"
Конспект по ФЭМП в старшей группе " Математика в сказках" развивать у детей сообразительность, логическое внимание, учить решать арифметические задачи....
Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Математика в сказках»
Программное содержание. 1) Упражнять в прямом, обратном и порядковом счёте в пределах 20. 2) Продолжать учить решать примеры в пределах 10. 3) Закреплять знания состава числа 9....
Консультация для родителей «Математика и сказки»ика и сказки»
Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Одна из...
Конспект интегрированного занятия по математике «Математика в сказке»
Цель: Закрепить знания числового ряда, предыдущее и последующее число, умение решать примеры на сложение и вычитание....