Открытое занятие. «Мнемотехника в математике» 25 минут. Тема: «Число и цифра 7»
материал по математике (средняя группа)

Цель: Познакомить детей с составом числа 7 из двух меньших. Закрепить знания о геометрических фигурах.

Вводная часть:

Вы проснуться все успели?

А теперь вперёд за дело!

Будьте все внимательны,

А ещё старательны.

Математика нас ждёт,

Новые знания нам даёт.

1.Игра «Волшебный мешочек». Ребята, у меня в волшебном мешочке лежит цифра, попробуйте угадать на ощупь эту цифру, не вытаскивая её из мешочка. (дети по очереди опускают руку в мешочек, на ощупь определяют цифру, не произнося вслух.) Ребята, какую цифру вы нащипали? (варианты ответов детей). Давайте проверим. Кто был прав.(достаёт цифру 7).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

      Открытое занятие. «Мнемотехника в математике» 25 минут.

                     Тема:   «Число и цифра 7»

Цель: Познакомить детей с составом числа 7 из двух меньших. Закрепить знания о геометрических фигурах.

Вводная часть:

Вы проснуться все успели?

А теперь вперёд за дело!

Будьте все внимательны,

А ещё старательны.

Математика нас ждёт,

Новые знания нам даёт.

1.Игра «Волшебный мешочек». Ребята, у меня в волшебном мешочке лежит цифра, попробуйте угадать на ощупь эту цифру, не вытаскивая её из мешочка. (дети по очереди опускают руку в мешочек, на ощупь определяют цифру, не произнося вслух.) Ребята, какую цифру вы нащипали? (варианты ответов детей). Давайте проверим. Кто был прав.(достаёт цифру 7).

Основная часть:

2.Сегодня мы с вами ребята знакомимся с цифрой 7 .  Давайте с вами посмотрим на эту цифру. Как вы думаете, на что похожа цифра 7? (коса, кочерга, подъёмный кран, клюшка, бумеранг)

Цифра 7 –подъёмный кран

Заглянула в гости к нам

Семь цветов с собой взяла

В небе радугу зажгла.(показ ассоциативного примера коллаж на цифру 7) 

Загадки:

На косу она похожа,

Но косить она не может:

Не наточена совсем

 И не косит цифра…(семь)

Я такую кочергу

Сунуть в печку не смогу.

Про неё известно всем,

Что зовётся…(цифра семь) 

-А где мы можем встретить число семь? (пример: Белоснежка и семь гномов, Волк и семеро козлят,  радуга, Цветик семицветик, Семь нот, У недели семь дней)

Игра «Посчитай-ка». К вам у гости пришли сказочные герои. (на магнитной доске выставляются картинки, гномики в цветных колпачках по цветам радуги, ровно 7).  Кто же пожаловал к нам? (гномики). Посмотрите, сколько их? Гномик в красном колпачке, каким стоит по счёту? В зелёном? И т.д.

Игра «Какой цифры не стало». Ребята, гномики для вас принесли с собой цифры, их именно столько, сколько гномиков. Давайте поиграем с цифрами. (далее, детям раздаются цифры. Дети с цифрами выходят, держа их перед собой в руках, выстраиваются в числовом порядке от 1 до 7). Назовите пожалуйста соседей числа 3, числа 5. А теперь закрывайте глаза и не подглядывайте. А я одну из цифр разверну к вам спиной, а вы должны угадать, какой цифры не хватает. Будьте внимательны. (проводится игра)

Ребята, на занятиях мы с вами часто рассматриваем таблицу, в виде домиков, где живёт нужная нам цифра и кто может быть соседом у этой цифры,  так называемые «Числовые домики» (показ)

Сегодня, я вам предлагаю познакомиться с новым способом состава числа. И нам поможет мнемотаблица. Давайте её рассмотрим. Что вы видите? (обсуждение, рассуждение детей)

Знакомство с мнемотаблицей «Состав числа 7» .

-Треугольник с квадратом. (треугольник имеет три угла, квадрат четыре угла, в сумме 3+ 4 =7)

-5 –я звезда и 2 палочки (звезда 5 конечная +2 палочки= 7)

-6 лепестков и 1 лепесток (получается Цветик семицветик)

-цифра 7 и буква С (слово «Семь» начинается с буквы С)

-костяшка домино, три точечки и четыре.(в домино есть такая костяшка в сумме получается 7)

Физкультминутка. Нейроигра на внимание. Показ картинки, выполнение движений.

Мяч –прыжок

Колокольчик –хлопок 3 раза

Цифра 7 – погладить себя по голове правой рукой 7 раз

Девочка – бег на месте.

Посмотрите, что у меня в руках? (геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб).  Сколько фигур я вам показала? (7) Я сейчас проверю, хорошо ли вы знаете эти фигуры. (раскладывает на полу) на полу лежат геометрические фигуры. Я буду загадывать загадки, а вы подходите к той геометрической фигуре, о которой была загадка.

-Он похож на колесо, а ещё на букву О.

По дороге катится, и в ромашке спрячется.

Что это за геометрическая фигура? (круг) (дети подходят к фигуре и называют её)

-На фигуру посмотри, три угла, три стороны,

Получился не угольник, а красивый…(треугольник) (дети подходят и называют фигуру)

-Я фигура- хоть куда, все углы во мне равны и четыре стороны.

Кубик мой любимый брат, потому что я….(квадрат)

-Он похожий на яйцо, или на твоё лицо,

Вот такая есть окружность (показ)

Очень странная наружность.

-Круг приплюснутым вдруг стал, получился вдруг…(овал)

-Треугольник подпилили, И фигуру получили:

Два тупых угла внутри, и два острых  -посмотри.

Не квадрат, не треугольник, а похож на многоугольник (трапеция)

Игра с блоками Дъенеша. (показ набора) В чём особенность этой игры. (фигуры могут отличатся по трём признакам; формой, цветом, размером). Игра, в которую сегодня мы поиграем,  называется «Паровозик». Каждый из вас возьмите по одной фигуре, садитесь на ковёр в круг. Послушайте, как мы будем играть. Будем составлять один длинный паровозик так , чтобы каждая последующая фигура не была похожа на предыдущую не по одному из признаку, значит она должна быть; другой формы, другого размера, другого цвета. (дети по очереди выкладывают паровозик из блоков). Молодцы.

Дети проходят за столы.

«Пальчиковая гимнастика». Давайте сядем за столы и продолжим. Перед тем как приступить к следующей игре, давайте разомнём пальчики:

-Жили-были гномики, в расчудесном домике.

Папа гном –дрова рубил.

Гномик сын- дрова носил.

Гномик мама –суп варила.

Гномик дочка – суп солила.

Гномик тётушка – стирала.

Гномик бабушка – вязала.

Дед- окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал.

Практическое задание.

За столами.(счётные палочки )

1).Отсчитайте пожалуйста и положите перед собой семь счётных палочек. И сделаем одну фигуру из трёх палочек, а рядом другую фигуру из четырёх палочек. Что у вас получилось? (треугольник и квадрат) сколько углов у треугольника? У квадрата? Если сложить углы, какой пример у нас получится:  3+4 = 7. Если соединить эти две фигуры вместе, что получится? (домик)

2). Для вас ребята, у меня приготовлены математические тренажёры. Послушайте пожалуйста, что вам надо будет сделать. (индивидуальное задание для каждого ребёнка)

«Соедините между собой фигуры, НЕ похожие друг на друга ни по одному свойству».

Рефлексия. Ребята, с какой цифрой мы с вами сегодня познакомились? (7).  Вы хотите попробовать её написать? (да). а на чем мы можно написать цифру 7? (на бумаге). Но у меня не подготовлены листочки и карандаши, давайте подумаем, с помощью чего мы можем написать цифру 7? (в воздухе, на песке, с помощью воды, мелками на асфальте).

Да, предлагаю написать цифру 7 с помощью воды. (дети подходят к школьной доске, опускают палец в воду, пишут цифру)

 Какая игра вам понравилась больше всего? Было ли задание сложное для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике на тему "Число и цифра 7" (по программе "Радуга)

Тема: Число и цифра 7Цель: 1) Закрепить представления о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей.2) Закрепить пространственные отношения, приёмы присчитывания и отсчитывания единиц на ч...

Конспект занятия для детей старшей группы. Тема : «Число и цифра 7»

Конспект занятия для детей старшей группы Тему : «Число и цифра 7»Группа №6 «Теремок» старшая (возраст 5-6 лет)Провела воспитатель Орлова Татьяна ЮрьевнаЦель: сформировать представление о числе и цифр...

План-конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе " Число шесть. Цифра 6"

План-конспект окрытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Проведено 21 марта 2018г. Тема6 "Число 6. Цифра 6"....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 9»

Закрепить счет порядковый и обратный в пределах 10, называть соседей  числа.Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа....

Конспект открытого занятия по математике в средней группе : Тема: Число и цифра «4» Сюжетная игра «Поварята»

В игровой форме с детьми :   -Закрепляем умение считать в пределах «4», познакомим с порядковым значением числа, учим отвечать на вопросы «Сколько?», «Который п...

Конспект НОД по дополнительной образовательной деятельности «занимательная математика» на тему: «Числа и цифры 1 и 2»

занемательная математика с  детьми 3-4 лет.изучение " Числа и цифрй 1 и 2" простое и интересное занятие...