«Путешествие в волшебную страну Математика»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_volshebnuyu_stranu_matematiki.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представления.
Тема «Путешествие в волшебную страну Математика»
Автор-разработчик: Логинова Л.В.
воспитатель ГБДОУ д/с № 75 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: 5-6 лет, старшая группа детского сада.
Длительность занятия: 25 минут.
Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Задачи:
- ОО «Социально - коммуникативное развитие»: способствовать формированию мыслительных операций; развивать умение развёрнуто отвечать на вопросы, умение договариваться друг с другом в группе детей.
- ОО «Познавательное развитие»: формировать умение решать математические задачи на сложение и вычитание; упражнять в счёте в пределах 10 (прямой и обратный счёт, соседи чисел); закреплять знания о последовательности дней недели; совершенствовать знания о геометрических фигурах, умение различать геометрические фигуры, сравнивать их по заданным свойствам (цвет, форма и величина, толщина). развивать умение детей ориентироваться на листе бумаги; Закреплять знания о видах транспорта.
- ОО «Речевое развитие»: развитие связной речи детей, развивать диалогическую и монологическую речь, умение отвечать на вопросы; умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; формировать умение детей говорить полным ответом, не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
- ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развитие мелкой моторики. развитие умения правильно держать карандаш. Закрепления знания основных цветов.
- ОО «Физическое развитие»: развивать двигательную активность детей, мелкую моторику.
Применяемые технологии: Здоровьесберегающая технология, игровая технология.
Предварительная работа: Решение логических и конструктивных задач; отгадывание загадок; работа по составлению задач по картинкам; рассматривание демонстрационного материала, работа с раздаточным материалом. Дидактические игры по ФЭМП («Числовые дорожки», «Поиграем, посчитаем», «Геометрическое лото», «Подбери по форме и цвету», «Деньки-недельки», «Времена года», «Части суток», «Направо-налево»). Игры с блоками Дьенеша.
Материалы: карточки и картинки для выполнения заданий, конверт с письмом от злого волшебника, замок от дворца с карточками символами, геометрические фигуры (блоки Дьенеша), счетные палочки.
Демонстрационный материал: картинки путаница «Найди кораблик», изображение Королевы Знаний, поляна для цифр, большая картина для ориентировки в пространстве, карточки с цифрами, картинки с днями недели, замок с символами.
Раздаточный материал: карточки для дидактических игр, геометрические фигуры (блоки Дьенеша), счетные палочки.
Примерный ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, вы сегодня утром поздоровались друг с другом?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы! Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости и я предлагаю поздороваться еще раз, по – особенному. Согласны?
Ответы детей:
Воспитатель: собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Тёплые у вас ладошки?
Ответы детей: (Да)
Воспитатель: тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом и добротой друг с другом и с окружающими вас людьми.
Воспитатель: я сегодня пришла на работу и увидела письмо. Прочитаем?
Ответы детей:
Воспитатель: здравствуйте девчонки и мальчишки, я злой волшебник и я похитил Королеву Знаний. Попробуйте-ка её спасти, ведь я приготовил для вас трудные задания. В каждом городе страны математики я оставил для вас письмо-задание.
Основная часть:
Воспитатель: вот беда так беда! ребята, поможем Королеве Знаний?
Ответы детей:
Воспитатель: чтобы пройти весь путь и помочь Королеве Знаний, мы должны быть внимательными, не отвлекаться, слушать, думать и отвечать, а также помогать друг другу!
Воспитатель: ребята, а на чем мы можем путешествовать?
Ответы детей: (на машине, на самолёте, на автобусе, на корабле).
Воспитатель: верно, а назовите это одним словом?
Ответы детей: транспорт.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Посмотрите внимательно на картинку. Какой транспорт там спрятался?
Ответ детей: (корабль).
Воспитатель: Отлично. А корабль этот не простой, а волшебный «летучий корабль». И на нем мы с вами отправимся в путь. А для того, чтобы начать путешествие надо провести математическую разминку, которая называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!».
- Ребята, какое время года сейчас на улице? (Весна)
- А сколько месяцев длится весна? (Три)
- Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)
- Какой сейчас весенний месяц? (Март)
- Сколько всего времён года? (4)
- Назовите их по порядку (Весна, лето, осень, зима)
Воспитатель: Молодцы, справились с разминкой!
А сейчас нам пора отправляться в путешествие, для этого всем надо взяться за руки и повторить слова.
Если мы глаза закроем и подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем о котором не забудем
И перед нами появился первый город. Этот город называется «Числоград».
Посмотрите, а вот и письмо задания. Давайте посмотрим, что там написано.
«Я заколдовал все цифры, чтобы они забыли свои места.
Воспитатель: ну что ребята, предлагаю начать выполнять задание и для этого нам надо выложить числовую дорожку.
Игра «Выложи числовую дорожку»
«Все цифры разбежались, на дорожке заигрались.
Попрошу я всех ребят построить цифры быстро в ряд».
Дети выкладывают числовой ряд из карточек с изображением цифр.
12 3 4 5 6 7 8 9 10
Воспитатель: Какое число в числовом ряду наименьшее?
Ответы детей: (1)
Воспитатель: Какое число в числовом ряду наибольшее?
Ответы детей: (10)
Воспитатель: Назовите соседей числа 7, 3, 8, 5, 4…
Ответы детей:
Воспитатель: молодцы, все цифры вы вернули на свои места.
С заданием вы справились, и мы можем отправляться дальше на помощь Королеве Знаний.
Вот мы шли, шли и посмотрите, на горизонте появился следующий город, «Город загадочных знаков сравнения». А вот и конверт с заданием.
Игра «Расставьте знаки»
Воспитатель: Математические знаки просят помощи. Нам нужно сравнить количество предметов и правильно поставить знаки >, <, =.
Внимательно считаем и знаки проставляем.
(Перед каждым ребёнком — карточка с изображением нескольких пар предметов, между которыми нужно расставить знаки «больше», «меньше», «равно»).
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы прекрасно справились. Ребята, отправляемся дальше.
Вот мы шли, шли и в следующий город мы пришли, а город этот называется «Веселая неделя».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот письмо с заданием от волшебника. Волшебник специально перепутал последовательность дней недели, и они забыли свои названия. Чтобы помочь им все вспомнить, нам надо выполнить задание, но сначала я предлагаю вам поиграть.
Игра «Быстро отвечай, дни недели называй.
Воспитатель: В полукруг скорей вставайте, на вопросы отвечайте.
Сколько дней в неделе?
Ответы детей: (7)
Сколько рабочих дней в неделе?
Ответы детей: (5)
Назовите выходные дни.
Ответы детей: (Суббота, воскресенье)
Какой сегодня день недели?
Ответы детей:
Какой день недели был вчера?
Ответы детей:
Какой день недели будет завтра?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы! Мы долго путешествуем и вы, наверное, устали, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка «Дни недели».
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали,
Плясали,
Дни недели – посчитали».
Воспитатель: отдохнули? А теперь давайте выполним задания волшебника.
Игра «Что мы делаем сегодня?»
(На мольберте расположены карточки с цифрами и картинками. Картинки необходимо расположить в соответствии с днем недели).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились. Готовы двигаться дальше?
А мы шли, шли , шли и в город «Геометрик» мы пришли.
Воспитатель: А вот и письмо - задание!
«Эти палочки волшебные, могут превращаться в геометрические фигуры, но, чтобы их расколдовать нужно загадки отгадать! (Если выполнить задание правильно, то появиться часть ключа от темницы, где находится Королева Знаний)».
«Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем?» (Ромб).
«Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это …» (круг).
«На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый…» (треугольник).
«Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…» (квадрат).
«Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…» (прямоугольник).
Воспитатель: Все загадки разгадали, принимаемся за дело!
Игра «Составь фигуру из палочек»
Дети составляют фигуры по заданию воспитателя.
- Постройте фигуру, у которой все стороны равны. (Квадрат)
- Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. (Треугольник)
- Сделай так, чтобы получилось 1 прямоугольник и 2 квадрата.
- Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны. Что получилось? (Треугольник)
- Преставьте к нему 2 палочки, чтобы получилось 2 треугольника. Какая фигура получилась? (Ромб)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились! Продолжаем наше приключение!
А мы шли, шли, шли к городу «Художников» мы подошли.
Воспитатель: вот письмо от волшебника. «Я заколдовал все картины. Чтобы расколдовать город Художников, вам нужно оживить картину выполняя мои указания».
Воспитатель: сейчас мы будем оживлять картину. Я вам буду называть место на картине и изображение, которое надо туда поместить.
Под скамейкой посадите три цветочка, между деревом и скамейкой один гриб, в верхнем правом углу солнышко. Слева над деревом две бабочки и на дерево белочку.
Воспитатель: молодцы! вы справились и с этим заданием. Продолжаем наш путь!
А мы шли, шли, шли и к дворцу пришли.
Воспитатель: ребята, я вижу дворец, в котором злой волшебник спрятал от нашу королеву Знаний.
Воспитатель: злой волшебник закрыл дворец на замок, Давайте ребята, рассмотрим этот замок.
Чтобы открыть замок нам надо выложить геометрические фигуры в соответствии с символами.
Геометрические фигуры на замке.
Воспитатель: Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(Сравнение по форме, цвету, величине, толщине)
Воспитатель: чем фигуры отличаются?
Воспитатель: молодцы, злые чары сняты! Дверь открылась, и мы освободили Королеву Знаний.
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
Если мы глаза закроем и подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся, мир волшебный не забудем.
Вот мы и вернулись в нашу группу.
Рефлексия:
Воспитатель: мы в стране Математики побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Воспитатель: ребята, вот и завершилось наше увлекательное путешествие.
В каких городах мы сегодня побывали, какие задания там выполняли?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие задания вам удалось выполнить легко, а какие вызвали у вас затруднения?
Ответы детей:
Воспитатель: ребята, вы молодцы и мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Посмотрите, а вот и ваша награда от Королевы Знаний, подходите, получайте!
А сейчас давайте наведем порядок в группе, а потом если вы захотите вы можете еще поиграть в знаки и числа.
Предполагаемый результат: формирование умения детей считать в пределах 10.
Различать количественный и порядковый счёт в пределах 10. Записывать решение математической загадки с помощью математических знаков и цифр.
Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Знать геометрические фигуры и их свойства. Располагать цифры в убывающем и возрастающем порядке. Называть последовательно дни недели и месяцы. Понимать задание и выполнять его самостоятельно. Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Дальнейшая работа: Развивать математические способности детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математическому развитию:"Путешествие в волшебную стран "Математика." для детей старшего дошкольного возраста.
Закрепить счёт в пределах десяти, умения работать с карандашом и с бумагой. Развивать умения решать математические задачи, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать сообразительность, вооб...
Планирование совместной образовательной деятельности по проекту «Путешествие в волшебную страну Математика»
Планирование работы с логико-математическими играми Никитина, Кюизенера, Дьенеша, математическим планшетом + контспект математического развлечения....
«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»
Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10 на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...
Конспект НОД по познавательной деятельности ( математике) в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну Математики»
Конспект представлен в виде увлекательного путешествия с разнообразными заданиями для детей....
конспект занятия по математике "Путешествие в волшебную страну Математику"
интересное познавательное занятие по математике....
Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»
Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»...
Конспект открытого занятия по математике «Путешествие в волшебную страну математики»
Конспект итогового мероприятия в старшей группе по математике...