«Путешествие в волшебную страну Математика»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Логинова Людмила Владимировна

Конспект занятия по формированию элементарных математических представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_volshebnuyu_stranu_matematiki.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представления.

Тема «Путешествие в волшебную страну Математика»

Автор-разработчик: Логинова Л.В.

воспитатель ГБДОУ д/с № 75 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: 5-6 лет, старшая группа детского сада.

Длительность занятия: 25 минут.

Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников.

Задачи:

  1. ОО «Социально - коммуникативное развитие»: способствовать формированию мыслительных операций; развивать умение развёрнуто отвечать на вопросы, умение договариваться друг с другом в группе детей.
  2. ОО «Познавательное развитие»: формировать умение решать математические задачи на сложение и вычитание; упражнять в счёте в пределах 10 (прямой и обратный счёт, соседи чисел); закреплять знания о последовательности дней недели; совершенствовать знания о геометрических фигурах, умение различать геометрические фигуры, сравнивать их по заданным свойствам (цвет, форма и величина, толщина). развивать умение детей ориентироваться на листе бумаги; Закреплять знания о видах транспорта.
  1. ОО «Речевое развитие»: развитие связной речи детей, развивать диалогическую и монологическую речь, умение отвечать на вопросы; умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; формировать умение детей говорить полным ответом, не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
  2. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развитие мелкой моторики. развитие умения правильно держать карандаш. Закрепления знания основных цветов.
  3. ОО «Физическое развитие»: развивать двигательную активность детей, мелкую моторику.

Применяемые технологии: Здоровьесберегающая технология, игровая технология.

Предварительная работа: Решение логических и конструктивных задач; отгадывание загадок; работа по составлению задач по картинкам; рассматривание демонстрационного материала, работа с раздаточным материалом. Дидактические игры по ФЭМП («Числовые дорожки», «Поиграем, посчитаем», «Геометрическое лото», «Подбери по форме и цвету», «Деньки-недельки», «Времена года», «Части суток», «Направо-налево»). Игры с блоками Дьенеша.

Материалы: карточки и картинки для выполнения заданий, конверт с письмом от злого волшебника, замок от дворца с карточками символами, геометрические фигуры (блоки Дьенеша), счетные палочки.

Демонстрационный материал: картинки путаница «Найди кораблик», изображение Королевы Знаний, поляна для цифр, большая картина для ориентировки в пространстве, карточки с цифрами, картинки с днями недели, замок с символами.

Раздаточный материал: карточки для дидактических игр, геометрические фигуры (блоки Дьенеша), счетные палочки.

Примерный ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, вы сегодня утром поздоровались друг с другом?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы! Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости и я предлагаю поздороваться еще раз, по – особенному. Согласны?

Ответы детей:

Воспитатель: собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Тёплые у вас ладошки? 

Ответы детей: (Да)

Воспитатель: тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом и добротой друг с другом и с окружающими вас людьми.

Воспитатель: я сегодня пришла на работу и увидела письмо. Прочитаем?

Ответы детей:

Воспитатель: здравствуйте девчонки и мальчишки, я злой волшебник и я похитил Королеву Знаний. Попробуйте-ка её спасти, ведь я приготовил для вас трудные задания. В каждом городе страны математики я оставил для вас письмо-задание.

 Основная часть:

Воспитатель: вот беда так беда! ребята, поможем Королеве Знаний? 

Ответы детей:

Воспитатель: чтобы пройти весь путь и помочь Королеве Знаний, мы должны быть внимательными, не отвлекаться, слушать, думать и отвечать, а также помогать друг другу!

Воспитатель: ребята, а на чем мы можем путешествовать?

Ответы детей: (на машине, на самолёте, на автобусе, на корабле).

Воспитатель: верно, а назовите это одним словом?

Ответы детей: транспорт.

Воспитатель: Молодцы! Правильно. Посмотрите внимательно на картинку. Какой транспорт там спрятался?

Ответ детей: (корабль).

Воспитатель: Отлично. А корабль этот не простой, а волшебный «летучий корабль». И на нем мы с вами отправимся в путь. А для того, чтобы начать путешествие надо провести математическую разминку, которая называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!».

  1. Ребята, какое время года сейчас на улице? (Весна)
  2. А сколько месяцев длится весна? (Три)
  3. Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)
  4. Какой сейчас весенний месяц? (Март)
  5. Сколько всего времён года? (4)
  6. Назовите их по порядку (Весна, лето, осень, зима)

Воспитатель: Молодцы, справились с разминкой!

А сейчас нам пора отправляться в путешествие, для этого всем надо взяться за руки и повторить слова.

Если мы глаза закроем и подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем о котором не забудем

И перед нами появился первый город. Этот город называется «Числоград».

Посмотрите, а вот и письмо задания.  Давайте посмотрим, что там написано.

 «Я заколдовал все цифры, чтобы они забыли свои места.

Воспитатель: ну что ребята, предлагаю начать выполнять задание и для этого нам надо выложить числовую дорожку.

Игра «Выложи числовую дорожку»

«Все цифры разбежались, на дорожке заигрались.

Попрошу я всех ребят построить цифры быстро в ряд».

Дети выкладывают числовой ряд из карточек с изображением цифр.

12 3 4 5 6 7 8 9 10 

Воспитатель: Какое число в числовом ряду наименьшее?

Ответы детей: (1) 

Воспитатель: Какое число в числовом ряду наибольшее? 

Ответы детей: (10)

Воспитатель: Назовите соседей числа 7, 3, 8, 5, 4…

Ответы детей:

Воспитатель: молодцы, все цифры вы вернули на свои места.

С заданием вы справились, и мы можем отправляться дальше на помощь Королеве Знаний.

 Вот мы шли, шли и посмотрите, на горизонте появился следующий город, «Город загадочных знаков сравнения».  А вот и конверт с заданием.

Игра «Расставьте знаки»

Воспитатель: Математические знаки просят помощи. Нам нужно сравнить количество предметов и правильно поставить знаки  >, <, =.

Внимательно считаем и знаки проставляем.  

(Перед каждым ребёнком — карточка с изображением нескольких пар предметов, между которыми нужно расставить знаки «больше», «меньше», «равно»).

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы прекрасно справились. Ребята, отправляемся дальше.  

Вот мы шли, шли и в следующий город мы пришли, а город этот называется «Веселая неделя».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот письмо с заданием от волшебника.  Волшебник специально перепутал последовательность дней недели, и они забыли свои названия. Чтобы помочь им все вспомнить, нам надо выполнить задание, но сначала я предлагаю вам поиграть.

Игра «Быстро отвечай, дни недели называй.

Воспитатель: В полукруг скорей вставайте, на вопросы отвечайте.

Сколько дней в неделе? 

Ответы детей: (7)

Сколько рабочих дней в неделе? 

Ответы детей: (5)

Назовите выходные дни. 

Ответы детей: (Суббота, воскресенье) 

Какой сегодня день недели? 

Ответы детей:

Какой день недели был вчера?

Ответы детей:  

Какой день недели будет завтра? 

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы! Мы долго путешествуем и вы, наверное, устали, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка «Дни недели». 

В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали,
Плясали,
Дни недели – посчитали».

Воспитатель: отдохнули?  А теперь давайте выполним задания волшебника.

Игра «Что мы делаем сегодня?»

(На мольберте расположены карточки с цифрами и картинками. Картинки необходимо расположить в соответствии с днем недели).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились. Готовы двигаться дальше?

А мы шли, шли , шли и в  город «Геометрик» мы пришли.

Воспитатель: А вот и письмо - задание!

 «Эти палочки волшебные, могут превращаться в геометрические фигуры, но, чтобы их расколдовать нужно загадки отгадать! (Если выполнить задание правильно, то появиться часть ключа от темницы, где находится Королева Знаний)».

«Чуть приплюснутый квадрат

Приглашает опознать:

Острый угол и тупой

Вечно связаны судьбой.

Догадались дело в чем?

Как фигуру назовем?» (Ромб).

«Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это …» (круг).

«На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый…» (треугольник).

«Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…» (квадрат).

«Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат…» (прямоугольник).

Воспитатель: Все загадки разгадали, принимаемся за дело!

Игра «Составь фигуру из палочек»

Дети составляют фигуры по заданию воспитателя.

  1. Постройте фигуру, у которой все стороны равны. (Квадрат)
  2. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. (Треугольник)
  3. Сделай так, чтобы получилось 1 прямоугольник и 2 квадрата.
  4. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны. Что получилось? (Треугольник)
  5. Преставьте к нему 2 палочки, чтобы получилось 2 треугольника. Какая фигура получилась? (Ромб)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились! Продолжаем наше приключение!

А мы шли, шли, шли к городу «Художников» мы подошли.

Воспитатель: вот письмо от волшебника.  «Я заколдовал все картины.  Чтобы расколдовать город Художников, вам нужно оживить картину выполняя мои указания».

Воспитатель: сейчас мы будем оживлять картину. Я вам буду называть место на картине и изображение, которое надо туда поместить.

    Под скамейкой посадите три цветочка, между деревом и скамейкой один гриб, в верхнем правом углу солнышко. Слева над деревом две бабочки и на дерево белочку.

Воспитатель: молодцы! вы справились и с этим заданием. Продолжаем наш путь!

А мы шли, шли, шли и к дворцу пришли.

Воспитатель: ребята, я вижу дворец, в котором злой волшебник спрятал от нашу королеву Знаний.

Воспитатель: злой волшебник закрыл дворец на замок, Давайте ребята, рассмотрим этот замок.

Чтобы открыть замок нам надо выложить геометрические фигуры в соответствии с символами.

Геометрические фигуры на замке.

Воспитатель: Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

(Сравнение по форме, цвету, величине, толщине)

Воспитатель: чем фигуры отличаются?

Воспитатель: молодцы, злые чары сняты! Дверь открылась, и мы освободили Королеву Знаний.

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.

Если мы глаза закроем и подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся, мир волшебный не забудем.

Вот мы и вернулись в нашу группу.

Рефлексия:

Воспитатель: мы в стране Математики побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад. 

Воспитатель: ребята, вот и завершилось наше увлекательное путешествие.

В каких городах мы сегодня побывали, какие задания там выполняли? 

Ответы детей:

Воспитатель: Какие задания вам удалось выполнить легко, а какие вызвали у вас затруднения?

Ответы детей:

Воспитатель: ребята, вы молодцы и мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Посмотрите, а вот и ваша награда от Королевы Знаний, подходите, получайте!

А сейчас давайте наведем порядок в группе, а потом если вы захотите вы можете еще поиграть в знаки и числа.

Предполагаемый результат: формирование умения детей считать в пределах 10.

Различать количественный и порядковый счёт в пределах 10. Записывать решение математической загадки с помощью математических знаков и цифр.

Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Знать геометрические фигуры и их свойства. Располагать цифры в убывающем и возрастающем порядке. Называть последовательно дни недели и месяцы. Понимать задание и выполнять его самостоятельно. Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Дальнейшая работа: Развивать математические способности детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому развитию:"Путешествие в волшебную стран "Математика." для детей старшего дошкольного возраста.

Закрепить счёт в пределах десяти, умения работать с карандашом и с бумагой. Развивать умения решать математические задачи, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать сообразительность, вооб...

Планирование совместной образовательной деятельности по проекту «Путешествие в волшебную страну Математика»

Планирование работы с логико-математическими играми Никитина, Кюизенера, Дьенеша, математическим планшетом + контспект математического развлечения....

«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»

Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10  на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...

Конспект НОД по познавательной деятельности ( математике) в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну Математики»

Конспект представлен в виде увлекательного путешествия с разнообразными заданиями для детей....

конспект занятия по математике "Путешествие в волшебную страну Математику"

интересное познавательное занятие по математике....

Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»

Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»...

Конспект открытого занятия по математике «Путешествие в волшебную страну математики»

Конспект итогового мероприятия в старшей группе по математике...