Планирование совместной образовательной деятельности по проекту «Путешествие в волшебную страну Математика»
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Планирование работы с логико-математическими играми Никитина, Кюизенера, Дьенеша, математическим планшетом + контспект математического развлечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_scenariy.doc | 552 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование совместной образовательной деятельности по проекту «Путешествие в волшебную страну Математика»
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель.
Вид проекта: познавательно - игровой, долгосрочный, групповой.
Цель проекта: систематизация знаний, стимулирующая познавательные и творческие способности детей.
Задачи проекта:
Развитие познавательных способностей: закреплять представление о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве); развивать логическое мышление, сосредоточенность, память; закрепить умение различать количественный и порядковый счет; закрепить умение группировать предметы по двум свойствам: цвет и форма; расширение кругозора детей.
- Развитие связной речи: Учить отвечать полными предложениями; развивать доказательную речь; закреплять умение согласовывать числительные с существительными.
- Воспитательные задачи: поддерживать интерес к играм математического содержания, используя игровой сюжет; развивать чувство уверенности в своих знаниях; формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе; продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога.
Развивающая среда: диск с видео и аудио материалами; игра Никитина «Сложи узор» (плоскостной вариант); математические планшеты; палочки Кюизенера (плоскостной вариант); числовые домики; карточки с заданиями.
Взаимодействие с семьей: Анкетирование «Логико – математические игры в развитии детей». Родительское собрание «Интеллектуальное развитие детей логико – математическими играми». Выпуск газеты детского сада «Аистенок»: «Поиграйте дома», «Играйте по правилам», «Логические блоки Дьенеша»
Итоговое событие: совместная деятельность «Дорогою добра».
Познавательно-речевое развитие
Познание | Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, счетными палочками, математическим планшетом, кубиками Никитина «Сложи узор». Беседы: «Если бы не было часов..», «Что значит: время бежит, идет, тянется?», |
Коммуникация Чтение художественной литературы | Разучивание стихов, пословиц, поговорок о цифрах; песни «Дорогою добра». А. Лопатина «Добрая математика», А. Тюняев «Счет со зверюшками», М. Мышковская «Геометрия в стихах и картинках», «Смушок начинает учиться. Цифры», Т. Дубровкина «Дни недели», В.Катаев «Цветик-сеицветик», Г.Остер «Как хорошо дарить подарки». |
Социально-личностное развитие | |
Социализация | С/р игры «Почтальон принес письмо», «Магазин» (деньги - палочки Кюизенера или блоки Дьенеша), «Зоопарк», «Бензозаправочная станция». Этикет межличностых отношений «Мне нравится с тобой дружить», «Рисуем вместе», «Построим вдвоем» |
Безопасность | Служба спасения 112 работает круглосуточно. Зачем нужно знать свой адрес и телефон? ТРИЗ «Хорошо-плохо», игра «Один дома». |
Труд | Художественное - эстетическое развитие Книжки-малышки: «Жили-были геометрические фигуры» (для детей младшей группы); «Превращения квадратика» (Танграм); «Кулинарная книга» (алгоритм приготовления блюд); «Медицинские карты» (с/р игра «Поликлиника»). |
Художественное творчество Музыка | Аппликация + рисование: «Жил-был треугольник», «В жаркой Африке» (Слон – монгольская игра), «Лиса и заяц» (Танграм), «Сказочная страна» (Вьетнамская игра), «Теремок» (Монгольская игра). Разучивание песни «Дорога добра»; артикуляционной гимнастики «А – О – У». Аудиозапись «Голоса птиц». Игры «Сколько слышишь инструментов?», «Музыкальное эхо» (определение силы звука по модели, составленной из полосок разной длины). |
Физическое развитие | |
Физическая культура | Подвижные игры: «Мы – веселые ребята», «Ловкие ребята», «Догони свою пару», «День и ночь», «Два и три». Физминутки: «Здравствуйте», «Мы вместе», «Мы дружные», «Вежливый», «Добрый», «Веселый». |
Здоровье | Кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения для глаз «Посмотри направо - налево, вверх-вниз», релаксация «Представьте себе…» Задачи с экологическим содержанием: «Вредно-полезно», «Можно - нельзя». |
Приготовьте, дети, ушки!
Приготовьтесь гости, слушать!
Кто-то бросил к нам в оконце
Посмотрите, письмецо.
-Ребята, это письмо пришло к нам из Волшебной страны Математики. Принцесса Циферька просит помощи. В стране случилась беда – стали исчезать краски. Чтобы помочь друзьям, нам надо взять все цвета нашей прекрасной планеты Земля. Давайте посмотрим на волшебный экран, а затем каждый перечислит, что он больше всего запомнил (приложение 1).
- Сенсорное развитие, развитие внимания и памяти.
- Молодцы! Теперь, мы можем отправляться в путешествие. Возьмемся за руки и досчитаем до 10.
- Закрепление порядкового счета от 1 до 10. Дети считают и под музыку переносятся в Волшебную страну Математику.
1 остановка. Город Геометрических фигур
- Вот мы и попали в Волшебную страну Математику. Это город…Геометрических фигур. А как вы догадались? (ответы детей). В городе Геометрических фигур и дома и жители необычные. Они состоят из геометрических фигур. Давайте перечислим их. (Ответы детей: круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, треугольник, четырехугольник, многоугольник).
-А вот и наш друг Геометрик. Здравствуй, Геометрик. Что-то ты не весёлый! Что у тебя случилось?
- К нам в гости приходил гномик Ух. Мы показали ему наш зоопарк, а потом у нас почему-то исчезли все звери.
-Ребята, давайте поможем Геометрику вернуть зверей в зоопарк. Но сначала сделаем зарядку для пальчиков.
- Кинезиологическая гимнастика
- «Внимание»: «Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить»
- «Ладошки»: Мы ладошки разотрём, силу пальчикам вернём».
Педагог напоминает, что и животные в этом городе состоят из геометрических фигур.
- Развитие комбинаторных способностей, чтение. Игра Никитина «Сложи узор»: дети выкладывают животных и расселяют их по вольерам, прочитав название (приложение 2).
-Молодцы! Вы вернули всех зверей, жителям города Геометрических фигур: слона, черепаху, тигра, ослика, белку, жука, лебедя, сову, петушка. А скажите, в природе встречаются тигры белого цвета? (ответы детей). На самом деле – встречаются, и не только тигры. Тех, у кого в коже, в волосах и в глазах недостает темного красящего вещества, называют альбиносами. Скажем вместе: «АЛЬБИНОСЫ». Давайте посмотрим на волшебный экран и перечислим зверей – альбиносов. (Ответы детей).
-А нам пора отправляться в путь. Впереди нас ждут новые приключения.
Дети, взявшись за руки, идут змейкой под песню «Дорога добра» (Слова Ю. Энтина; Музыка М. Минкова)
Спроси у жизни строгой: -Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? | Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом. Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! |
2 остановка. Лес загадок
- Вот мы и подошли к лесу. Но он не похож на лес Загадок. Ребята, какой он? (Ответы детей: страшный, опасный, вселяющий ужас, грозный, жуткий, зловещий, мрачный, некрасивый, пугающий, тревожный, уродливый, ужасный). А вот и Мудрая сова. Давайте спросим, что же случилось в волшебном лесу.
Сова рассказывает, что таким лес стал, после того , как здесь пробегал гномик Ух. А чтобы лес стал прежним, нужно отгадать разноцветные загадки.
-Это не беда. Мы сможем помочь вернуть краски лесу Загадок. Правда, ребята?
- Развитие логического мышления. Отгадывание загадок (приложение 3)
- Посмотрите, каким красивым, разноцветным стал лес Загадок. Прислушайтесь! Каких птиц вы узнаете? (ответы детей: дятел, кукушка, соловей). Мы помогли мудрой Сове и нам пора отправляться в путь, впереди – город Веселых Мастеров. А на чем мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.
С теплым воздухом он,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
- Дыхательная гимнастика «Вот мы шарик надуваем, и рукою проверяем!» Дети «надувают» воздушные шары, произнося звук «ш-ш-ш», берут их в правую руку и под музыку бегут по кругу.
3 остановка. Город Веселых мастеров
- Перед нами город Веселых Мастеров, давайте отпустим шары («с-с-с»). А вот и Палочкин - Считалочкин. Здравствуй, веселый человечек. А у вас что случилось?
-Гномик Ух разрушил разноцветную пирамидку, которую мы построили и стёр надпись «ПИРАМИДКА».
-Давайте поможем веселым человечкам. Сначала мы соберем разноцветную пирамидку (палочки Кюизенера). А теперь каждый, с помощью математического планшета сложит одну букву, а вместе у нас получится слово «ПИРАМИДКА». (Дети выполняют задание).
-Вот и в городе Веселых Мастеров мы помогли навести порядок.
4 остановка. Река Времени.
-Перед нами река Времени. Мы сможем переправиться через неё, если вспомним, что мы знаем о времени (ответы детей).
- Молодцы! А теперь мы сможем перейти реку Времени по волшебному мосту. А чтобы было веселей, давайте споем нашу песенку.
- Речевое упражнение на развитие дыхания, голоса, артикуляции «А – О – И - У».
5 остановка. Цифроград
-Перед нами главный город Волшебной страны Математики – Цифроград. Нас встречают его жители – цифры. А вот и принцесса Циферька.
-Здравствуйте, ребята! Я внимательно наблюдала за вашими успехами, - вы настоящие волшебники.
- Принцесса Циферька, ребята не волшебники. Они просто очень добрые и дружные, а еще любят играть с цифрами и геометрическими фигурами. Поэтому они и смогли помочь жителям твоей страны.
-Вы молодцы! А теперь помогите, пожалуйста, цифрам найти свои домики!
- Игры «Цифровые домики». Дети решают примеры и расселяют цифры по домикам. (Цифра на крыше показывает, сколько жильцов должно жить в каждом домике.)
- Вы справились со всеми заданиями. И в награду за ваш ум и смекалку, за вашу доброту и дружбу – вот вам игра. Давайте и дальше будем дружить!
-Принцесса Циферька, нам пора возвращаться в детский сад.
-Ой! А что же делать с гномиком, который натворил столько бед?
- Ребята, а давайте возьмем гномика Уха с собой и научим его не только считать и писать, но и как правильно себя вести. До свидания, принцесса Циферька!
-До скорой встречи, ребята!
- Закрепление обратного счета от 10 до 1.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы смогли помочь друзьям,
узнали новое слово– альбинос.
А вы, гости дорогие,
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Пришло время расставанья,
Говорим вам: «До свидания!»
Используемая литература
- Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. – М.: Амрита – Русь, 2009.
- Михайлова З.А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство – пресс, 2007.
- Михайлова З.А. Математика до школы - СПб.: Детство – пресс, 2000.
- Моисеева М.Ф., Федорова А.И. Сказочная угадайка. – СПб.: Смарт, 1996.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика – синтез,2009.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математическому развитию:"Путешествие в волшебную стран "Математика." для детей старшего дошкольного возраста.
Закрепить счёт в пределах десяти, умения работать с карандашом и с бумагой. Развивать умения решать математические задачи, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать сообразительность, вооб...
«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»
Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10 на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...
Конспект НОД по познавательной деятельности ( математике) в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну Математики»
Конспект представлен в виде увлекательного путешествия с разнообразными заданиями для детей....
конспект занятия по математике "Путешествие в волшебную страну Математику"
интересное познавательное занятие по математике....
Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»
Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»...
Конспект открытого занятия по математике «Путешествие в волшебную страну математики»
Конспект итогового мероприятия в старшей группе по математике...
Методическая разработка конспекта непосредственно – образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну математики»
Цель: закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи: Образовательная:- закреплять знания детей о геометрических фигурах;- продолжать учить решать задачи на сложени...