НОД по образовательной области «Формирование элементарных математических представлений» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну насекомых»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Цель : совершенствовать математические знание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_femp_puteshestvie_v_stranu_nasekomyh_srednyaya_gruppa.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №69 «Марина» присмотра и оздоровления
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
НОД по образовательной области
«Формирование элементарных математических представлений»
для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в страну насекомых»
Воспитатель:
Клочко Л.Н.
Санкт-Петербург
2024 год
Цель : совершенствовать математические знание детей.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять порядок следования числительных от 1 до 5;
- Различать количества в пределах 5, считать до 5, осуществлять отсчёт и пересчёт в пределах 5;
- Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);
- Закреплять использование усвоенных понятий: «большой», «поменьше», «ещё меньше», «самый маленький».
- Развивать умение ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях, умение правильно употреблять наречия: вправо, влево, прямо, поближе.
- Узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов.
- Закрепить в сознании детей соотношение числа с цифровой символикой.
- Конкретизировать и обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях между двумя группами предметов: «столько же, сколько», «больше, чем», «меньше, чем».
- Активизировать использование предлогов для обозначения местоположения предметов в пространстве и относительно себя.
- Продолжать учить отгадывать загадки и сказки.
Развивающие:
- Развивать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
- Способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления.
- Активизировать словарный запас. Развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому
Материалы и оборудование: конверт с письмом, пять ключей разного цвета; Насекомые (бабочка, божья коровка, муравей, кузнечик, паук, таракан, жук, муха, стрекоза, пчела) сюжетная картинка «На полянке», цветы, «Звуки природы», картинки для фланелеграфа к сказке «Репка».
Методы и приёмы:
- Игровой;
- Словесный (объяснение, постановка проблемных вопросов, задания);
- Наглядный (атрибуты, демонстрационный материал).
Предварительная работа:
- Занятия по ФЭМП, проведение дидактических игр, индивидуальная работа в свободной деятельности, чтение художественной литературы по теме «Насекомые»
Материалы и оборудование
Демонстрационный:
Мяч, картинка «Дома страны Геометрии», фланелеграф «Репка», карта.
Раздаточный: бабочки и цветочки, вырезанные из картона
Ход занятия
-Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Здороваются с воспитателями).
Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх) Здравствуй, небо голубое. Здравствуй, легкий ветерок. (покачивают руками из стороны в сторону) Здравствуй, маленький цветок. (приседают и начинают потихоньку подниматься) Здравствуй, утро. (правую руку в сторону) Здравствуй, день. (левую руку в сторону) Нам здороваться не лень. (обнимают друг друга) Здравствуйте, гости, дорогие….
Звучит музыка «Звуки природы»
Воспитатель: Посмотрите, где мы с вами очутились? (ответы детей) Правильно, на полянке. И вот перед нами поляна. Что может расти на поляне? Ответы детей (Кусты, деревья, цветы). Назовите цветы, которые растут на поляне? Ответы детей (Колокольчик, ромашка, одуванчик, мак, василек). Если эти цветы растут на поляне, то как они называются? Ответы детей (Полевые) Если на лугу? Ответы детей (клевер, луговой василек, тимофеевка (Луговые). А если в саду? Ответы детей (ирис, лилейник, лилия, нарцисс (Садовые). Сколько ромашек, колокольчиков и васильков? Ромашек больше или одуванчиков (поровну). На сколько больше одуванчиков, чем васильков? Воспитатель: Ой, посмотрите, какая красивая полянка. А как много здесь цветов. Но, почему здесь так тихо? Никто не стрекочет, не жужжит, не порхает. Ой, а кто это сидит на пне? Давайте спросим, что произошло на полянке, где её жители? Здравствуй, Зайчик. Зайчик: Здравствуйте, ребята. Нашу полянку заколдовала злая фея и всех насекомых выгнала за 5 островов, далеко-далеко. Чтобы расколдовать их надо пройти 5 островов, решить все задачи и спасти насекомых. Мы с ребятами постараемся помочь.
- Посмотрите, здесь ещё что-то есть. Воспитатель читает письмо. Карта указывает, где находится остров, на котором спрятаны насекомые. Но чтобы добраться до них, вам нужно отправиться в путешествие по этим островам. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за выполненное задание-испытание вы сможете получить ключи-помощники, только тогда вы сможете отыскать насекомых.
- А на чём же мы поплывём? (На корабле). Мы станем очень дружной морской командой. Я буду капитаном, а вы моряками
- Ну что, поплывем? Тогда в путь. Итак, первый остров - остров «Наоборот».
На этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется «Наоборот» Задание. Игра «Наоборот» низкий - высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный. --Я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный. Большой подарок – маленький. Светлое небо – …Чистое платье – …Хорошее настроение – …Теплая погода - …Летом листочки зеленые, а осенью - …
Сахар сладкий, а лимон - Днем светло, а ночью - …Лампочка вверху, а пол - …Дорога широкая, а тропинка - …Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Воспитатель: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Первый, синий). Отправляемся дальше (обращаемся к карте). Обыгрывается ситуация с кораблём - дети руками имитируют плавающие движения.
Остров «Геометрических фигур».
Воспитатель: - Рассмотрите дома геометрической страны.
Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура? Чей дом самый высокий (низкий)? Чей дом самый широкий (узкий)? К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка.
Третий остров «Бабочек» На нижней части прямоугольной карточки надо расположить цветочки в правильной последовательности. Прилетели бабочки, сели на цветочки. Нужно посчитать количество точек на крылышках каждой бабочки и посадить бабочку на цветок с соответствующей цифрой.
Гимнастика для глаз: садимся на корабль. Ребята, замрите. Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Поднимите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через небо и садится на западе.
Упражнения для глаз с веселым солнышком (демонстрационная картинка):
Глазки смотрят на солнышко влево,
Глазки смотрят на солнышко вправо,
Глазки вверх, глазки вниз, вверх, вниз.
Солнышко встает, по небу идет (глазками следят за солнышком по кругу,
Солнышко садится, спать ложится (глазки закрыть на несколько секунд)
А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она- то приближается, то удаляется от нас.
Физминутка. В. – Ребята, мы немного устали. Давайте отдохнём.
«А крокодильчик просто класс»
Приплыли, где-то должен быть замок. Посмотрим в свои бинокли. (Кулачки сжали)
- Ребята, мы ищем 4-й ключ, который находится в избушке из сказки «Репка». Справа от избушки растёт ель, слева- дерево, за избушкой стоит дед, перед избушкой- бабка, в избушке- внучка. В верхнем левом углу- солнышко, в правом- облачко.
Задание выполнено правильно. Вот мы и нашли четвёртый ключ.
- Нас ждёт последний остров – Пятый остров «Сказочного дворика».
Перемещаемся на последний остров.
Восп: Вот мы и на острове. «Сказочного дворика». Задание. Угадайте сказки. Добавь словечко к названию сказки»
- Гуси -(Лебеди) - Царевна -(Лягушка) - Аленький - (Цветочек) - Вини -…(Пух) - Маша и …(Медведь)-- Крошечка -…(Хаврошечка)- Мальчик (с пальчик) - Красная (Шапочка) - Спящая …(Красавица)
Задание. Угадайте сказки
- Сидит в корзине девочка у мишки за спиной. Он сам, того не ведая, несет ее домой. (Маша и Медведь)
- Удивляется народ: едет печка, дым идет, а Емеля на печи ест большие калачи! (По-щучьему велению)
- Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)
- Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К брату третьему потом. Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)
- Посадил дед в огороде чудо - овощ для еды, вот и лето уж проходит, дед идет смотреть труды. Стал тянуть он – не выходит, не обойтись здесь без семьи. Только с помощью норушки овощ вытянуть смогли. (Репка)
- Домик этот уж не мал, стольких гостей он собрал. Каждый место здесь нашел, каждый друга здесь обрёл. Но медведь приковылял, этот домик разломал. (Теремок)
Воспитатель. Ребята, молодцы, вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок. Вот мы и добрались до сундучка, где находятся заколдованные насекомые. Каким же ключом надо открывать?
Задание. Чтобы сундук открылся нужно развесить ключи в порядке убывания. (Большой, меньше, поменьше, еще меньше, самый маленький)
Сундук открывается. В сундуке находятся заколдованные насекомые. Надо отгадать загадки и расколдовать насекомых. Хотите узнать, что это за насекомые? (ответы детей)
- Тогда, я буду загадывать загадки, а вы их старайтесь отгадать:
Шевелились у цветка все четыре лепестка). Я поймать его хотел –он вспорхнул и улетел (бабочка). В – Сколько крыльев у бабочки? (4) Следующее насекомое. Он работник настоящий, очень - очень работящий. Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей) Восп. - Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, не зря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму. - А как называется дом муравьев? - А как вы думаете, из чего строят дом муравьи? (из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева).
На ромашку у ворот опустился вертолёт — Золотистые глаза, кто же это? (Стрекоза)Целый день летает, всем надоедает, Ночь настаёт, тогда перестаёт. (Муха)Летит — жужжит, сядет — молчит. (Жук)Если ты увидишь на цветах и листочках на красной спинке чёрные точки, летает и бегает ловко скажи-ка скорее кто это? (божья коровка) Правильно. Мы любим ее за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля – это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели, и поэтому Божью коровку называют санитарами садов и огородов.
Восп: Давайте, поселим Божью коровку на нашей полянке.
А в траве зеленой тихо
Скачет по травинкам лихо
Весь в зеленом человечек
Шустрый маленький …
(Кузнечик)
Зайчик: Какие вы молодцы, испытание прошли, на все вопросы ответили правильно и все загадки отгадали, всех жителей расколдовали.
Восп. Вот и подошло наше приключение к концу. Какие вы молодцы! Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад (на корабле)- Скажите, где мы сегодня с вами были и что делали? (ответы детей) О ком сегодня разговаривали? (ответы детей) Что нового узнали? (ответы детей) Что вам понравилось? (ответы детей).
- Какие все молодцы! Вы очень внимательные и любознательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в группе среднего дошкольного возраста "Путешествие в замок цифр"
Конспект по ФЭМП в средней группе "Путешествие в замок цифр"...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказок"
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказок" с использованием современных образовательны...
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Математики"
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Формы образовательной деятельности: совместная деятельность с детьми, самостояте...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Математика»
Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, умение...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством Steam-технологии «Математическое развитие» «Путешествие в сказку Гуси - лебеди»
Конспект нод по позновательному развитию....
Интерактивное занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Незнайки в страну чисел"
Цель: создание благоприятных условий для лучшего усвоения детьми чисел и цифр в пределах первого десятка.Задачи: Способствовать формированию представлений детей о числах первого десятка, их порядке в ...