Конспект занятия с использованием УМН для проектной деятельности «Енотик» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

«Игра-путешествие в страну Математика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_otkrytoe_zanyatie.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      детский сад  № 56 «Искорка»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП

«Игра-путешествие в страну Математика»

             (с применением естественно научного комплекса «Енотик»)

                                                                                                           Воспитатели:

Насырова З.Е.

        Сургут, 2024г.

        

Тема:  «Игра-путешествие в страну Математика»

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить пространственные представления: слева, справа, вверх, вниз; знания о днях недели, временах года.
  2. Закрепить умение выкладывать числовой ряд, совершенствовать навыки о составе числа.
  3. Закрепить умение решать математические задачи, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ задач.
  4. Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
  2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
  2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Место проведения:  группа

Продолжительность занятия: 30 минут.

Предварительная работа:

Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.

Методические приёмы:

Игровой.

Наглядный.

Словесный.

Практический.

Материал:   Демонстрационный: Магнитная доска, карточки с числами и знаками,

Раздаточный:  Геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10,

I. Организационный момент (5 мин.)

II. Основная часть (22 мин.)

III. Итог (обобщение воспитателя) (3 мин.)

Организационный момент.

Воспитатель:  - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.

 Раз, два, три,  раз, два, три,  наши руки мы сплели!

Мы их подняли повыше, получилась красота!

Получились, не простые, золотые ворота!

Кто в ворота пройдет, в страну Математики попадет!

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Царь: - Добро пожаловать  ребята в мою страну - Математика. Присаживайтесь за столы (дети занимают сои места).  Ребята, я  решил  объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Стою я  думаю,  на чем же я могу путешествовать, и кто мне в этом поможет?

Воспитатель: - Ребята мы поможем Царю – батюшке?   (Да)

- Хорошо, сейчас мы подумаем и поймем, на чем мы отправимся в путешествие. А для этого  мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку. На листочке у каждого стоит красная точка. От этой точки будем работать дальше:

1 клеточка вправо , 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,3 влево,1 вниз,5 вправо, 1 вниз,1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 вправо, 8 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево.

Царь: - Вижу, у всех получились кораблики, мы отправляемся в путь. В начале пути немного расскажу про свою страну.

Математика очень нужная наука.

Без математики, друзья, никак нам не прожить.

Ничто не сможем посчитать, и цифры не сравнить.

Нам математика дана уж много сотен лет,

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

Воспитатель: - Верно  ребята,  без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, корабль, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другую технику. Во всем мире детей учат математике.

Царь:  - Для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием

«Не зевай, быстро на вопросы отвечай!». 

Воспитатель: Вставайте в круг (игра с мячом)

1. Какой сегодня день недели?

2. Какой вчера был день недели?

3. Какой завтра день недели?

4. Сколько всего дней в неделе?

5. Какой день идёт после вторника?

6. Как называется пятый день недели?

7. Как называются выходные дни?

8. Сколько времён года?

9. Какое время года наступает после зимы?

10. Какое время года наступает после лета?

11. Сколько частей в сутках?

Царь: - Молодцы, справились с разминкой! А первый город, в который мы отправимся,  называется  Числоград,  в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.  ( На магнитной доске  разбросаны цифры, дети составляют числовой ряд и считают в прямом и обратном порядке.) Молодцы ребята, помогли числам найти свои места!

Воспитатель:   - А теперь ребята выполним  игровое задание «Состав числа». Перед вами у каждого  планшет и цифра, с таким количеством кружочков. Нужно переворачивать кружочки так, чтобы их числа в сумме равнялись числу,  которое обозначает цифра перед вами (составить число из двух меньших, разными способами). В конце игры нужно спросить у детей, какими разными способами сложения можно получить число (например «5» - 1 и 4, 2 и 3; «6» - 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3; «7» - 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4; «8» - 4 и 4, 2и 6, 1 и 7, 2 и 5, 3 и 4). 

-Замечательно ребята и с этим заданием вы отлично справились!

Царь: - И мы отправляемся дальше. Следующий город – «Весёлые задачи».  Но для того чтобы нам до него добраться нам необходимо переплыть через Воспитатель:  Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

(Наклоны влево и вправо.)

Речка лентой впереди.

(Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди.

(Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения.)

Царь: - Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!

 В этом городе живут математические задачи. Если вы правильно решите, карта покажет, в какой город мы попадём дальше.  Попробуем решить эти задачи?

Воспитатель: - Перед вами ребята «Обучающий калейдоскоп». 

Игра «Кто, (что) второй?» Рассмотрите все рисунки на картинке и ответьте:  Кто или что изображен на рисунках справа и слева, чем то они похожи?  Что в них одинакового?

 Воспитатель показывает на картинку, расположенную слева вверху (сектор модели закрашенный желтым цветом, две коровы),  просит взять фишку желтого цвета  и назвать второй предмет справа на картинке, количеством два. Аналогично анализируем картинки с изображением других предметов.

Царь: - Молодцы, вы решили все задачки!  И  мы  отправляемся  в  следующий город,  но вход в город закрыт на замок.  Узнаем название города, если найдем подсказки и  ключ от замка. Поищем в моем волшебном мешочке. «Геометрические фигуры». 

- Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные!

Вам предлагается задание «Танграмм»

Воспитатель: - Ребята вам надо сложить фигуры из частей головоломки так, чтобы, были использованы обязательно все части головоломки, и детали не перекрывали друг друга. Фигуры можно как угодно переворачивать, класть любой стороной вверх. В итоге получить одну геометрическую фигуру из мелких частей.

- Сначала можно назвать все геометрические фигуры.  При усвоении предыдущего этапа, задания усложняются.

1. Накладывание фигур на готовый образец-схему (размеры фигур совпадают с размером фигур на схеме, схема с контурными границами).

2. Выкладывание фигур рядом с образцом (размеры фигур может не совпадают с размером фигур на схеме, схема с контурными границами).

3. Выкладывание фигур по образцу-схеме без контурных границ фигур.

Царь: - Молодцы, и с этим заданием справились! Ребята встаем,  и  посмотрите, появилась конечная остановка, мы вернулись в «Резиденцию царя».

Воспитатель: - На этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА где встретим старых друзей и заведём новых.

Итог занятия.

Воспитатель: - А теперь давайте вспомним в какие города мы заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей) - Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)

- За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам золотые монеты. Сейчас мы попрощаемся с гостями и царем!

 

Самоанализ открытого занятия по ФЭМП на тему: «Игра – путешествие в страну Математика».

Обучающие:

  1. Закрепить пространственные представления: слева, справа, вверх, вниз; знания о днях недели, временах года.
  2. Закрепить умение выкладывать числовой ряд, совершенствовать навыки о составе числа.
  3. Закрепить умение решать математические задачи, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ задач.
  4. Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
  2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
  2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Структура НОД:

1. Вводная часть НОД предполагала организацию детей: переключение внимания и установку на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью игрового сюжета: выполнить задания царя страны Математики.

2. Основная часть НОД – это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных задач: основная — закрепление ранее изученного материала.

На этом этапе решалось сразу несколько задач:

- обобщение и обращение к ранее накопленному опыту (знание математических понятий);

- закрепить умение выкладывать числовой ряд;

- совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10;

- закрепить умение отгадывать математические задачки, - закреплять знания о днях недели, временах года;

- закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам;

- закрепить пространственные представления: слева, справа, центр, под над.

В течении занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления были проведены: физкультминутка «Приветствие», математическая разминка в виде игры «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» после графического диктанта, динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!».

На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера и в необходимом количестве. Я думаю, что их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в НОД.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, дополнительного объяснения. Для достижения результатов деятельности каждым ребенком, был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности.

3. Заключительная часть НОД — подведение итога деятельности. Я использовала метод анализа и самооценки детьми своих возможностей.

На занятии были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учетом их размещения и перемещения.

Был подведён итог с помощью ответов детей на вопросы.

В качестве поощрения детям были вручены медали и математические раскраски.

Формирование знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного задания к другому позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Для перехода к следующему заданию, обеспечила игровую мотивацию. Опираясь на знания детей, задавала проблемные вопросы. Всем детям предоставляла возможность проявить себя.

Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в группе детей младшего возраста"Как мы лук сажали"

Развитие познавательных способностей, творческого мышления и воображения....

"Сюрпризы на сказочной опушке "-сценарий итогового мероприятия по проектной деятельности -ФЭМП у детей младшего возраста .

В ходе проектной деятельности по ФЭМП у детей младшего возраста  одним из пунктов была работа с родителями , для этого подготовили сценарий развлечения по теме " Математика для малышей в сказках"...

В рамках проекта «Применение поликультурных практик в музыкально — игровой и познавательной деятельности.Сценарный план итогового занятия с использованием поликультурной практики «Осень бывает разной». Для детей старшего возраста 5-7 лет.

Что такое культурная практика?Культурная практика – этоЭто обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.Это разнообразные, основанные на текущи...

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технологии «Советы для Феи» для детей младшего возраста

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технологии «Советы для Феи» для детей младшего возраста Воспитатель: Торосян Ш.Л. Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технолог...

План по самообразованию, конспекты.(2019-2020 г.) Тема: "Применение проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста"

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободно...