Статья «Проектная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»
статья

Васильева Елена Николаевна

Использование проектного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»

           В настоящее время возрастает требование к качеству дошкольного образования. Педагог, работающий с дошкольниками, должен отвечать современным требованиям: проявлять активность, инициативность, творчество, стремиться к поиску новых знаний, овладевать новыми технологиями. В течение нескольких лет мы разрабатываем и внедряем различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из наших проектов — «Мини-музеи в детском саду».   Практика работы доказала эффективность проектного метода в повышении профессионализма педагогов нашего ДОУ.

Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Как показывают исследования, проектная деятельность способствует:

  • формированию проектного мировоззрения и мышления;
  • развитию творческих способностей и активности педагогов;
  • адаптации к современным социально - экономическим  условиям жизни;
  • развитию эрудиции и широкого кругозора.

Проектная деятельность осуществляется по следующим этапам:

  1. Подготовительный (организационный) этап – определяется тема, цели, задачи, проблемы, формируются команды, составляется план работы, назначаются ответственные.

  1. Основной этап – реализация проекта (проведение основных мероприятий по плану)

  1. Заключительный этап:

а) защита проекта. Оценка полученных результатов в свете поставленной цели;

б) определение перспектив развития проекта.

Проекты делятся на краткосрочные и долгосрочные, также по количеству участников:  групповой и индивидуальный.

Использование проектного метода в методической работе позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ, вывести на более высокий уровень интеграционное взаимодействие всех участников образовательного пространства ДОУ: детей, родителей, педагогов, социум.

        Санкт- Петербург  — город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в типичном «спальном» районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях

Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей часов и календарей появился в подготовительной группе, а для малышей создали мини-музей игрушек-забав. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду». В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков.

 Всю работу можно разделить на три этапа.

 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП  В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.

3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ  МИНИ-МУЗЕЙ.

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. На базе мини-музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс-выставками». Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», что определяет педагогические умения не как элементарное ...

Статья "Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окруж...

Статья на тему «Метод проектной деятельности в обучении детей дошкольного возраста к математике»

Статья на тему «Метод проектной деятельности в обучении детей дошкольного возраста к математике»...

Статья "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Согласно требованиям ФГОС на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности ...

Консультация для педагогов по теме:«Роль проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Представлена консультация для педагогов об актуальности применения проектной деятельности в рамках действующего законодательства в сфере образования....