Дополнительная образовательная программа "Умники" для детей 5 - 6 лет. (математическое развитие.)
рабочая программа по математике (старшая группа)
Актуальность программы
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.
Математика в настоящее время, а тем более в будущем, будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Математическое развитие - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами и знаками, символами.
Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование основных приемов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительня образовательная программа по математическому развитию детей 5 -6 лет "Умники". | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы
Школа № 1161
Корпус 4
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«УМНИКИ»
Для детей 5-6 лет
На 2021 - 2022 учебный год
Выполнила:
Воспитатель
Герасимлюк Оксана Геннадьевна
Москва, 2021 год
Пояснительная записка
Дошкольное детство — время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально — практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем счастливее его детство.
Программа направлена на интеллектуальное и математическое развитие ребенка.
Предлагаемые игры, упражнения, задачи направлены на познание детьми свойств, объектов, отношений, закономерностей, чисел, величин; развитие внимания, памяти, воссоздающего и творческого воображения, мыслительных процессов, сообразительности, самостоятельности и творчества.
Решая разнообразные математические задачи, маленький человечек учится проявлять волевые усилия, учится действовать целенаправленно, доводить начатое дело до конца. Математика воспитывает привычку к точности и аккуратности, способность к самоконтролю.
Для того, чтобы вызвать у маленького ребенка интерес к решению математических задач, необходимо сделать процесс обучения наиболее привлекательным, поэтому развивать математические навыки лучше всего с помощью простых и веселых игр. Этой цели служат картинки, забавные стихи, загадки, настольные и подвижные игры, игровые задания.
Одна из особенностей дошкольной ступени программы «Школа 2000..», части «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей 5 — 6 лет заключается в том, что ее содержание представлено на достаточно высоком уровне сложности (при этом не выходящем за верхнюю границу зоны ближайшего развития детей).
Представленное в программе содержание не является обязательным для освоения каждым ребенком. Темп продвижения у каждого ребенка будет свой, связанный с его индивидуальными психофизиологическими и личностными особенностями.
Программа нацелена не только на то, чтобы обеспечить каждому ребенку свой максимальный результат, но и возможность самоутверждения: «Я могу!».
Актуальность программы
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.
Математика в настоящее время, а тем более в будущем, будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Математическое развитие - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами и знаками, символами.
Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование основных приемов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных ^ признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использования игровой формы деятельности.
Познание материала должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.
Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил ребенка, качеств его личности.
Приоритетными задачами в программе «Школа 2000..» являются:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии.
- Развитие образного и вариативного мышления фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.
Условия реализации программы:
- самостоятельная деятельность детей, принятие ими осознанных решений;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей;
- развитие умения работать в группе сверстников»
- взаимодействие с семьей по реализации Программы.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся во второй половине дня с обязательной физкультминуткой. Занятия включают в себя систему дидактических игр, заданий и игровых упражнений, теоретическую и практическую части.
- По математике «Раз - ступенька, два - ступенька» (Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина).
Отличительная особенность программы - использование комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка каждом возрастном этапе обучения.
Возраст детей - 5 — 6 лет
Сроки реализации программы - 1 год
Продолжительность одного занятия - 30 минут
Форма организации занятия - групповая, индивидуальная
Форм проведения занятий - игровая, учебно - тренировочные занятия.
Планируемые результаты
К концу обучения по программе «Раз - ступенька, два — ступенька...» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:
Уровень А
- Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- Умение находить части целого и целое по известным частям.
- Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их 2 способами.
- Умение считать в пределах» |10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
- Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- Умение соотносить цифру с- количеством предметов.
- Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
- Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
- Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
- Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Уровень Б
- Умение продолжить заданную закономерность с 1 — 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
- Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения и знаки >,<,=/
- Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.
- Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков <,>,=.
- Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
- Умение непосредственна сравнивать предметы по длине, массе, объему(вместимости), площади.
- Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.) Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
- Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
3 год | Октябрь 2021 года | Май 2021 года | 32 недели | В неделю 30 минут В месяц 120 минут | 1 раз в неделю во второй половине дня |
Календарно - тематическое планирование по математическому
развитию «Раз - ступенька, два - ступенька».
№ занятия | Тема | Количество занятии |
1-5 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | 5 |
6-8 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | 3 |
9 | Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) | 1 |
10 | Пространственные отношения: на, над, под. | 1 |
11 -12 | Пространственные отношения: справа, слева. | 2 |
13 | (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). | 1 |
14 | Пространственные отношения: между, посередине. | 1 |
15 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один, много. | 1 |
16 | Число 1 и цифра 1 | 1 |
117 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 |
18 | Число 2 и цифра 2. Пара | 1 |
19 | Представление о точке и линии. | 1 |
20 | Представление об отрезке и луче. | 1 |
21 | Число 3 и цифра 3. | 1 |
22 | Представление о замкнутой и незамкнутой линиях. | 1 |
23 | Представление о ломаной линии и многоугольнике. | 1 |
24 | Число 4 и цифра 4. | 1 |
25 | Представление об углах и видов углов. | 1 |
26 | Представление о числовом отрезке. | 1 |
27 | Число 5 и цифра 5. | 1 |
28 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | 1 |
29-30 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше. | 2 |
31 | Временные отношения: раньше, позже. | 1 |
32 | Упражнения по выбору детей | 1 |
Литература
1) Петерсон.Л.Г., Холина Н.П.
Раз - ступенька, два - ступенька.. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.:Баласс, 2004. — 256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет
Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познание» направление - (математическое развитие) подготовительная группа Тема: «Математический КВН»
Цель: Выявить интеллектуальные и творческие способности у детей....
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по математическому развитию в старшей группе «Морское путешествие»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги, учить детей составлять число четыре из двух меньших чисел, упражнять в прямом счёте до 10; закреплять знания детей о свойствах воды...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей по математическому развитию в средней группе по теме «Математическая сказка Репка»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей по математическому развитию в средней группе по теме «Математическая сказка Репка» Автор конспек...