Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 75 «Звездный»
Утверждено:
Приказом № приказ 98-од от 08.08.2016 _________________
Дополнительная
образовательная программа
кружка познавательно-математической направленности«Умники и Умницы»
Срок реализации программы 1 год
Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет
Составитель:
Елена Викторовна Лагутина
г. Смоленск
2016 – 2017 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Общие сведения о кружке
1.2. Комплектование группы
1.3. Цели и задачи кружка
1.4. Формы организации детей
1.5. Формы работы с детьми
1.6. Методы работы
1.7. Актуальность кружка
2. Сведения о руководителе кружка
3. Время проведения кружка
4. Перспективно-календарный план работы кружка
4.1. Для детей 6-7 лет
5. Программно-методическое обеспечение работы кружка
6. Ожидаемые результаты
7. Мониторинг
I. Пояснительная записка
1.1. Общие сведения о кружке Рабочая программа кружка «Умники и умницы» МБДОУ №75 «Звездный» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Интеллектуальное развитие детей
• Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти)
Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год для детей 6 - 7 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год. Продолжительность занятий в подготовительной группе - 25-30 минут.
1.2. Комплектование группы.
. 2 Подготовительная группа 15 человек
Список детей,
посещающих кружок «Умники и Умницы»
№ | Ф.И. ребенка | Дата рождения |
1 | Колесов Артем | |
2 | Гуделова Лиза | 23.03.2010 |
3 | Калинин Демид | 15.07.2010 |
4 | Коротун Леня | 04.08.2010 |
5 | Мельникова Саша | |
6 | Михеева Лера | 07.02.2010 |
7 | Минченкова Рита | 21.02.2010 |
8 | Наумов Саша | 12.032010 |
9 | Река Тимофей | 30.07.2010 |
10 | Сериков Егор | 02.03.2010 |
11 | Ткаченко Аня | 26.12.2010 |
12 | Удалова Полина | 16.11.2009 |
13 | Шашкунова Кира | 17.12.2010 |
14 | Шинкевич Илья | 17.12.2010 |
1.3. Цели и задачи кружка «Умники и умницы»
Цель. Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
Задачи. 1. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
2. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.
3. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
4. Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника. 1.4. Формы организации детей — Индивидуальные — Подгрупповые — Групповые
1.5. Формы работы с детьми — Игра — Ситуативный разговор — Беседа — Рассказ — Чтение — Интегративная деятельность — Проблемная ситуация 1.6. Методы работы с детьми — Словесные. — Наглядные. — Практические. 1.7. Актуальность кружка Характеристика мышления Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее. Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение. В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам). Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др. Возрастные особенности мышления у дошкольников. За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка - то, что нарисовано. Формируется способность к замещению - умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д. По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы - представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов. В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление. Мышление - сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью - основой абстрактно понятийного (словесно-логического) мышления. Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий с детьми.
II. Сведения о руководителе кружка «умники и умницы»
Фамилия Имя Отчество | Елена Викторовна |
Образование | Высшее |
Должность | Воспитатель |
Квалификация | 1категория |
III. Время проведения кружка
Вторник - 16.00-16.25
IV. Перспективно-календарный план
Месяц | Неделя | Содержание занятий | Материал к занятию |
Сентябрь | «Загадочная страна – Математика» Количество и счет, решение задач | Вводное занятие Упражнение «Колечко» | Прописи Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», |
Октябрь | 1-я | 1. Упражнение «Колечко» 2. Игра «Быстро сообрази» 3. Задача загадка 4.Рисую линии и штрихую 5. Логические задачи | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 6 Зазадачи загадки с использованием чисел и цифр Рисую линии и штрихую стр. 4-5 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.4 |
2-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» 2. . Задача загадка 3. Рисую линии и штрихую 4. Логические задачи | «Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3; Зазадачи загадки с использованием чисел и цифр Рисую линии и штрихую стр.6-7 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5 | |
3-я | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь». 2. Задача загадка 3. Рисую линии и штрихую 4. Задание на сравнение 5. Логические задачи | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 8, Зазадачи загадки с использованием чисел и цифр № 4; Рисую линии и штрихую стр8-9 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.6 | |
4-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон». 2. Загадка 3. Рисую линии и штрихую 4. Логические задачи | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 9, № 5; Задачи загадки с использованием чисел и цифр Рисую линии и штрихую стр.10-11 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.7 | |
Ноябрь | 1-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту». 2. Задача шутка 3. Сказочные задачки 4. Логические задачи 5. Рисую линии и штрихую | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, Задача шутка 1 Сказочные задачки 1 № 6; Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8-9 Рисую линии и штрихую стр12-13 |
2-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан». 2. Логические задачи 3. Рисую линии и штрихую 4. Задача шутка | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 7 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.10-11 Рисую линии и штрихую стр.14-15 Задача шутка №2 | |
3-я |
| Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников №11стр 14 3. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.12-13 Рисую линии и штрихую стр.15-16 Рисую линии и штрихую стр16 | |
4-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», 2 «Логические задачи
Задачи шутки | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр14-15 Сказочные задачки 2-3 Задачи шутки 1 | |
Декабрь | 1-я |
| ,Л.Ф. Тихомирова«Логика для дошкольников», , стр. 22, № 21; ; Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр 16-17 |
2-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка 3. Логические задачи Сказочная задача Задача шутка | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 42, № 38 Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.18-19 Сказочная математика 4-5 | |
3-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка 3. Задание на сравнение 4. Логические задачи | Л.Ф. Тихомирова«Логика для дошкольников», стр. 43№49 . Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.20-21 | |
4-я |
| Л.Ф.Тихомирова«Логика для дошкольников», стр.36 №40 Сказочная задачка 6-7 | |
Январь | 2-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка 3. Задачи шутки 4. Логические задачи Сказочная задачка | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 36№39 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.22-23 Сказочная задачка 8-9 Прописи цифры стр1 |
3-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Прописи цифры 3. . Логические задачи Сказочная задачка | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр27, №28 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи»,22-23 Прописи цифры стр2 Сказочная задачка 10-11 | |
4-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. 3. Логические задачи 4. Занимательные задачи 5. Прописи цифры Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Л.Ф. Тихомирова, «Логика для дошкольников», стр. 77№64 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.24-25 . Прописи цифры стр.3 Сказочная задачка 12-13 Пишу цифры и считаю Стр. 4 | |
Февраль | 1-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.. Логические задачи 3 Занимательные задачи Прописи цифры Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Л.Ф. Тихомирова, «Логика для дошкольников»,, стр. 65,№78 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.26-27 Прописи цифры стр.4 Сказочная задачка 14-15 Пишу цифры и считаю Стр. 5 |
2-я |
.2.Логические задачи 3 Занимательные задачи Прописи цифры Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Л.Ф. Тихомирова«Логика для дошкольников», стр. 77, Прописи цифры стр.5 Сказочная задачка 16-17 Пишу цифры и считаю Стр. 6 | |
3-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Занимательные задачи Прописи цифры Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Л.Ф. Тихомирова«Логика для дошкольников», стр. 76,№96 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.30-31 Прописи цифры стр.6 Сказочная задачка 18-19 Пишу цифры и считаю Стр. 7 | |
4-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Занимательные задачи Прописи цифры Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Л.Ф. Тихомирова, «Логика для дошкольников», стр. 79.№100 Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.32-33 Прописи цифры стр.7 Сказочная задачка 16-17 Пишу цифры и считаю Стр. 8 | |
Март | 1-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Занимательные задачи Прописи цифры Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Л.Ф. Тихомирова, «Логика для дошкольников», стр.85№ 109 Л.Ф. «Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.34-35 Прописи цифры стр.8 Сказочная задачка 18-19 Пишу цифры и считаю Стр. 9 |
2-я | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Прописи цифры Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 80, № 101; «Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36-37 Прописи цифры стр.9 Сказочная задачка 20-21 Пишу цифры и считаю Стр.10 | |
3-я |
2.Логические задачи 3. Прописи цифры Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников стр.107 №138 Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.38-39 Прописи цифры стр.10 Сказочная задачка 22-23 Пишу цифры и считаю Стр.11 | |
4-я | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.40-41 Пишу цифры и считаю Стр.12 Сказочная задачка 24-25 | |
Апрель | 1-я | Упражнения«Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.42-43 Пишу цифры и считаю Стр.13 Сказочная задачка 26-27 |
2-я | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.44-45 Пишу цифры и считаю Стр.14 Сказочная задачка 28-29 | |
3-я | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.46-47 Пишу цифры и считаю Стр.15 Сказочная задачка 30-31 | |
4-я | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». Пишу цифры и считаю Сказочная задачка Задача шутки Задача в стихах Загадка | Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.48 Пишу цифры и считаю Стр.16 Сказочная задачка 32-33 |
V. Программно-методическое обеспечение работы кружка «Умники и умницы».
Перечень программ и технологий:
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с. Обеспечение.
Перечень пособий Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи» - Сфера, 2010. - 48с.
Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия развития, 1999. - 256 с.: ил. - (Серия: Развивающее обучение).
Прописи. Рисую линии и штрихую
Прописи цифры
Прописи. Пишу цифры и считаю
VI. Ожидаемые результаты К концу обучения по программе кружка «Умники и умницы» у детей сформировано:
• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание) • произвольная память
• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я». Дети умеют:
- выделять самое существенное в предметах;
2.. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
3. пользоваться различными схемами и планами;
4. рассуждать,
5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Решать занимательные задачи в стихах, сказочные задачи, задачи-шутки,
VII. Мониторинг. Мониторинг развития у детей форсированности логического мышления проводится 1раз в год ( май ). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Умники и умницы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....
Программа по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"
Программа может быть использована педагогами дополнительного образования....
Программа интеллектуально-развивающей направленности «Умники и умницы» для дошкольников от 5 до 7 лет по играм В.В.Воскобовича
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекв...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»
Программа «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умники и умницы»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую нап...
Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы» Возраст обучающихся: 3 - 4 года
Цель данной программы: профилактика речевых и психомоторных нарушений у младших дошкольников (3 – 4 года)...