Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 75 «Звездный»

                                                                                              Утверждено:

                                                                                      Приказом №    приказ 98-од от       08.08.2016  _________________

                                                                                             

Дополнительная

образовательная программа

кружка познавательно-математической направленности«Умники и Умницы»

 

Срок реализации программы 1 год

Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет

Составитель:

Елена Викторовна Лагутина

г. Смоленск

2016 – 2017 учебный год

Содержание

1. Пояснительная записка.

1.1. Общие сведения о кружке

1.2. Комплектование группы

1.3. Цели и задачи кружка

1.4. Формы организации детей

1.5. Формы работы с детьми

1.6. Методы работы

1.7. Актуальность кружка

2. Сведения о руководителе кружка

3. Время проведения кружка

4. Перспективно-календарный план работы кружка

4.1. Для детей 6-7 лет

5. Программно-методическое обеспечение работы кружка

6. Ожидаемые результаты

7. Мониторинг

I. Пояснительная записка

1.1. Общие сведения о кружке Рабочая программа кружка «Умники и умницы» МБДОУ №75 «Звездный» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Интеллектуальное развитие детей

• Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти)

Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год для детей 6 - 7 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год. Продолжительность занятий в подготовительной группе - 25-30 минут.

1.2. Комплектование группы.

. 2 Подготовительная группа  15 человек

Список детей,

посещающих кружок «Умники и Умницы»

Ф.И. ребенка

Дата рождения

1

Колесов Артем

2

Гуделова Лиза

23.03.2010

3

Калинин Демид

15.07.2010

4

Коротун Леня

04.08.2010

5

Мельникова Саша

6

Михеева Лера

07.02.2010

7

Минченкова Рита

21.02.2010

8

Наумов Саша

12.032010

9

Река Тимофей

30.07.2010

10

Сериков Егор

02.03.2010

11

Ткаченко Аня

26.12.2010

12

Удалова Полина

16.11.2009

13

Шашкунова Кира

17.12.2010

14

Шинкевич Илья

17.12.2010

1.3. Цели и задачи кружка «Умники и умницы»

 Цель. Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.

Задачи. 1. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

2. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.

3. Обогащение опыта самопознания дошкольников.

4. Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника. 1.4. Формы организации детей — Индивидуальные — Подгрупповые — Групповые

1.5. Формы работы с детьми — Игра — Ситуативный разговор — Беседа — Рассказ — Чтение — Интегративная деятельность — Проблемная ситуация 1.6. Методы работы с детьми — Словесные. — Наглядные. — Практические. 1.7. Актуальность кружка Характеристика мышления Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее. Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение. В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам). Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др. Возрастные особенности мышления у дошкольников. За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка - то, что нарисовано. Формируется способность к замещению - умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д. По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы - представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов. В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление. Мышление - сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью - основой абстрактно понятийного (словесно-логического) мышления. Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий с детьми.

II. Сведения о руководителе кружка «умники и умницы»

Фамилия Имя Отчество

Елена Викторовна

Образование

Высшее

Должность

Воспитатель

Квалификация

1категория

III. Время проведения кружка

Вторник - 16.00-16.25

IV. Перспективно-календарный план

Месяц

Неделя

Содержание занятий

Материал к занятию

Сентябрь

 «Загадочная страна – Математика»

Количество и счет, решение задач

Вводное занятие

Упражнение «Колечко»

Прописи

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи»,

Октябрь

1-я

1. Упражнение «Колечко» 2. Игра «Быстро сообрази» 3. Задача загадка

4.Рисую линии и штрихую

5. Логические задачи

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 6 Зазадачи загадки с использованием чисел и цифр

Рисую линии и штрихую стр. 4-5

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.4

2-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

2. . Задача загадка

3. Рисую линии и штрихую

4. Логические задачи

«Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3;

Зазадачи загадки с использованием чисел и цифр

Рисую линии и штрихую стр.6-7

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5

3-я

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».

2. Задача загадка

3. Рисую линии и штрихую

4. Задание на сравнение 5. Логические задачи

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 8,

Зазадачи загадки с использованием чисел и цифр

 № 4; Рисую линии и штрихую стр8-9

 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.6

4-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон».

 2. Загадка

3. Рисую линии и штрихую

 4. Логические задачи

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 9, № 5;

Задачи загадки с использованием чисел и цифр

 Рисую линии и штрихую стр.10-11

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.7

Ноябрь

1-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту».

 2. Задача шутка

3. Сказочные задачки

4. Логические задачи

5. Рисую линии и штрихую

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10,

Задача шутка 1

Сказочные задачки 1

№ 6; Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8-9

Рисую линии и штрихую стр12-13

2-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан».

2. Логические задачи

3. Рисую линии и штрихую

4. Задача шутка

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10,

№ 7

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.10-11

Рисую линии и штрихую стр.14-15

Задача шутка №2

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Лигические задачи
  3. Рисую линии и штрихую

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников №11стр 14

3. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.12-13

Рисую линии и штрихую стр.15-16

Рисую линии и штрихую стр16

4-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан»,

2 «Логические задачи

  1. Сказочные задачки

Задачи шутки

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр14-15

Сказочные задачки 2-3

Задачи шутки 1

Декабрь

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.  Логические задачи
  2. Занимательные задачи  в стихах

,Л.Ф. Тихомирова«Логика для дошкольников»,  , стр. 22, № 21;  ;

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр 16-17

2-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка

3. Логические задачи

Сказочная задача

Задача шутка

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 42, № 38

Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.18-19

Сказочная математика 4-5

3-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка 3. Задание на сравнение 4. Логические задачи

Л.Ф. Тихомирова«Логика для дошкольников»,  стр. 43№49

. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.20-21

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Задача загадка
  3. Сказочная задачка

Л.Ф.Тихомирова«Логика для дошкольников»,  стр.36 №40

Сказочная задачка 6-7

Январь

2-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка 3. Задачи шутки

4. Логические задачи

Сказочная задачка

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников»,  стр.  36№39

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.22-23

Сказочная задачка 8-9

Прописи цифры стр1

3-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2. Прописи цифры

3. . Логические задачи

Сказочная задачка

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников»,  стр27, №28

 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи»,22-23

Прописи цифры стр2

Сказочная задачка

10-11

4-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. 3. Логические задачи

 4. Занимательные задачи

5. Прописи цифры

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

Л.Ф. Тихомирова, «Логика для дошкольников»,  стр. 77№64

 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.24-25 .

Прописи цифры стр.3

Сказочная задачка 12-13

Пишу цифры и считаю

Стр. 4

Февраль

1-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

 2.. Логические задачи

 3 Занимательные задачи

 Прописи цифры

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

 Л.Ф. Тихомирова, «Логика для дошкольников»,, стр. 65,№78

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.26-27

Прописи цифры стр.4

Сказочная задачка 14-15

Пишу цифры и считаю

Стр. 5

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

.2.Логические задачи

 3 Занимательные задачи

 Прописи цифры

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

 Л.Ф. Тихомирова«Логика для дошкольников», стр. 77,
№ 97Е.В. Колесникова «Я решаю логические стр.28-29

Прописи цифры стр.5

Сказочная задачка 16-17

Пишу цифры и считаю

Стр. 6

3-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи

3. Занимательные задачи

 Прописи цифры

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

Л.Ф. Тихомирова«Логика для дошкольников», стр. 76,№96

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.30-31

Прописи цифры стр.6

Сказочная задачка 18-19

Пишу цифры и считаю

Стр. 7

4-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2. Логические задачи

3. Занимательные задачи

 Прописи цифры

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

Л.Ф. Тихомирова, «Логика для дошкольников»,  стр. 79.№100

Е.В.Колесникова  «Я решаю логические задачи», стр.32-33

Прописи цифры стр.7

Сказочная задачка 16-17

Пишу цифры и считаю

Стр. 8

Март

1-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2. Логические задачи

3. Занимательные задачи

 Прописи цифры

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

 Л.Ф. Тихомирова, «Логика для дошкольников»,  стр.85№ 109 Л.Ф. «Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.34-35

Прописи цифры стр.8

Сказочная задачка 18-19

Пишу цифры и считаю

Стр. 9

2-я

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

 2. Логические задачи

3. Прописи цифры

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 80, № 101;

«Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36-37

Прописи цифры стр.9

Сказочная задачка 20-21

Пишу цифры и считаю

Стр.10

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Логические задачи

3. Прописи цифры

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников стр.107 №138 Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.38-39

Прописи цифры стр.10

Сказочная задачка 22-23

Пишу цифры и считаю

Стр.11

4-я

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.40-41

Пишу цифры и считаю

Стр.12

Сказочная задачка 24-25

Апрель

1-я

Упражнения«Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.42-43

Пишу цифры и считаю

Стр.13

Сказочная задачка 26-27

2-я

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

 Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.44-45

Пишу цифры и считаю

Стр.14

Сказочная задачка 28-29

3-я

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.46-47

Пишу цифры и считаю

Стр.15

Сказочная задачка 30-31

4-я

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Пишу цифры и считаю

Сказочная задачка

Задача шутки

Задача в стихах

Загадка

Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.48

Пишу цифры и считаю

Стр.16

Сказочная задачка 32-33

V. Программно-методическое обеспечение работы кружка «Умники и умницы».

Перечень программ и технологий:

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с. Обеспечение.

Перечень пособий Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи» - Сфера, 2010. - 48с.

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия развития, 1999. - 256 с.: ил. - (Серия: Развивающее обучение).

Прописи. Рисую линии и штрихую

Прописи цифры

Прописи. Пишу цифры и считаю

VI. Ожидаемые результаты К концу обучения по программе кружка «Умники и умницы» у детей сформировано:

 • умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие

• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание) • произвольная память

• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.

• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я». Дети умеют:

  1. выделять самое существенное в предметах;

2.. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;

3. пользоваться различными схемами и планами;

4. рассуждать,

5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Решать занимательные задачи в стихах, сказочные задачи, задачи-шутки,

VII. Мониторинг. Мониторинг развития у детей форсированности логического мышления проводится 1раз в год ( май ). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Умники и умницы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....

Программа по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"

Программа может быть использована  педагогами дополнительного образования....

Программа интеллектуально-развивающей направленности «Умники и умницы» для дошкольников от 5 до 7 лет по играм В.В.Воскобовича

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекв...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»

Программа «Умники и умницы»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умники и умницы»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую нап...

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы» Возраст обучающихся: 3 - 4 года

Цель данной программы: профилактика речевых и психомоторных нарушений у младших дошкольников (3 – 4 года)...