Статья "Счетные палочки Кюизенера как средство формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста"
статья по математике (старшая группа)
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ Х.КЮИЗЕНЕРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика дает огромные возможности для развития мышления? она занимает особое место в интеллектуальном развитии детей. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дошкольники сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью. Происходит усвоение детьми таких исходных математических представлений и понятий как геометрические фигуры и формы предмета. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий, и вооружение их приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. [3]
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Проблема формирования геометрических представлений и знакомство детей с геометрическими фигурами и формой предмета изучается с конца 19 – начала 20 века, как в отечественной, так и зарубежной педагогике. Осуществляется поиск путей совершенствования, методики формирования геометрических представлений у дошкольников. Данной проблеме педагоги уделяют особое вниманиетак как формирование элементарных математических представлений, а именно формировании знаний о геометрических фигурах в дальнейшем положительно влияет на освоение начального образования и станет именно той прочной ступенью, которая обеспечит освоение курса математики. [2]
В дошкольной педагогике имеется огромное количество разнообразных дидактических игр и пособий. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. По мнению Л. Н. Бондаренко, Р.Л. Непомнящей, А.И. Кирилловой, эффективными в плане формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста, являются цветные палочки Х.Кюизенера. [1] Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Используя их, можно создать модели различных геометрических фигур. Следовательно, они должны наиболее эффективно использоваться в работе с дошкольниками. Данное положение позволило определить цель исследования. Целью являлось изучить дидактические основы и эффективность формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием цветных счётных палочек Кюизенера.
Теоретическое изучение вопроса использования счетных палочек Кюизенера в формировании геометрическом представлении дошкольников поставило нас перед необходимостью проведения опытно-экспериментальной работы на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» г. Черногорска. В исследовании приняли участие 22 ребенка старшей группы «Непоседы». Возраст детей – от 5 до 6 лет. Для определения исходного уровня сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста использовались диагностические задания направленные на выявление: знаний о названиях геометрических фигур, умение классифицировать геометрические фигуры, знаний о признаках отличия одной геометрической фигуры от другой, умений определять форму окружающих предметов, умение моделировать геометрические фигуры.
Основываясь на полученных данных, низкий уровень-36%, средний уровень-50%, высокий уровень-14%, мы определили общий уровень сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в группе педагогами ведётся работа по формированию геометрических представлений, но не на достаточном уровне и требует изменений.
На формирующем этапе эксперимента акцент в работе был сделан на использование игр с цветными счётными палочками Х.Кюизенера для формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Мы составили картотеку игр и работали по ней с детьми. В картотеке содержались следующие игры: «Сделай фигуру», «Разноцветные флажки», «Хвойный бор», «Строительство домов», «Бусы», «Сушим полотенца».
Таким образом, использование игровых ситуаций с палочками Кюзинера разнообразило процесс формирования элементарных геометрических представлений и повысило интерес детей к образовательной деятельности. Повторная диагностика, проведенная на контрольном этапе эксперимента, выявила существенную динамику в уровнях сформированности геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста. Было установлено, что высокий уровень сформированности геометрических представлений повысился: высокий уровень составил – 36 %, средний ‒ 50 %, низкий-14%. Результаты исследования свидетельствуют о преобладании среднего и высокого уровня сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно палочки Кюизенера можно использовать в различных упражнениях и играх, которые помогут детям лучше запомнить и закрепить изученный материал.
Таким образом предположение об эффективности использования палочек Кюизенера при формировании геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста подтвердилось, цель исследования достигнута.
Библиографический список:
- Непомнящая, Р.А., Михайлова, З. А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников/ Р. А. Непомнящая, З. А. Михайлова.-Л.: ЛГПИ им.А. И. Герцена, 2003.-220с.
- Полякова, М., Михайлова, З. Первые шаги в математику/ М. Полякова, З. Михайлова // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 12.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-566454-1421498626.jpg)
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
Как через кружковую деятельность формировать мтематические представления у детей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-920572-1493302969.jpg)
Предметно - развивающая среда, как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста
В работе описаны принципы построения предметно - развивающей среды и её наполнение. В том числе, дидактические игры и пособия....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-1314702-1613225160.jpg)
"Рисование цифрами как средство развития количественных представлений детей старшего дошкольного возраста"
Статья посвещяна влиянию рисования цифрами на развития количественных представлений старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1348166-1632234568.jpg)
Фольклор как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Использование фольклора как средство развития математических представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-661953-1444976439.jpg)
Презентация "ТИКО-конструирование как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста" (часть 2)
Презентация разбита на 2 части, т.к. привышает 3 мб....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-661953-1444976439.jpg)
Презентация "ТИКО-конструирование как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста" (часть 1)
Презентация разбита на 2 части, т.к. превышает 3 мб....