"Рисование цифрами как средство развития количественных представлений детей старшего дошкольного возраста"
статья по математике (старшая группа)

Текучева Дарья Борисовна

Статья посвещяна влиянию рисования цифрами на развития количественных представлений старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kollichestvennye_predstavleniya.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ условий эффективного использования рисования цифрами для формирования количественных представлений детей старшего дошкольного возраста

Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Познавательное развитие предполагает: знакомство с миром природы и формирование экологического сознания; знакомство с социальным миром; развитие элементарных математических представлений.

Целью направления познавательного развития является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте по Программе «От рождения до школы» в соответствии ФГОС ДО дается следующее предметное содержание развития количественных представлений:

Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).

Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10)

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).

Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета)

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Счёт и измерение - действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определённой последовательности. Поэтому в игре, где используются счёт или измерение, воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность выполнения каждым ребёнком математических действий. Однако при авторитарном руководстве педагога возникает опасность нарушения самостоятельного характера детской игры. Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно обучать ребят основам математики, а именно операциям счёта и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникла объективная необходимость в практическом применении счёта и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

В настоящее время уделяется большое внимание когнитивным процессам, педагогика направлена на быстрое и эффективное обучение детей счету и работе с цифрами,  для дальнейшего  успешного обучения детей в школе. Но не стоит исключать тот факт, что легче и продуктивнее запоминается то, что вызывает эмоциональный отклик, то что ребенок создает самостоятельно.

Выдающийся русский  педагог и психолог Н.М. Гробов еще в 1915 году писал: «Степень отсталости ребенка характеризуется теми играми, на которые он способен. В процессе игры ребенок познает все, что недоступное ему в окружающей деятельности. В восторге, не замечает, что учится - запоминает, углубляет приобретенный раньше опыт, сравнивает запас представлений с повседневной жизнью.»

Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А.М. Леушина, З.А Михайлова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности изобразительной деятельности  как средства формирования математических представлений, в том числе и количественных.

Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста создает психолого-педагогические условия для обучения устному счету и написанию цифр. В процессе деятельности возникают потенциальные возможности для становления психических процессов: восприятия, речи, памяти, мышления и др., развивается интеллект и мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сериация важные для последующего формирования количественных представлений.

После того, как дети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их с обозначением чисел цифрами, как печатными, так и рукописными. Цифру можно вылепить из глины, из пластилина, выложить из камешков, косточек, написать па снегу, па песке. А так же рассмотреть и с помощью взрослого, а потом и самостоятельно, придумать им образ, и увидеть  них какой-либо предмет или животное. И на основе этих наблюдений нам откроется огромный спектр занятий и игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа направленная на развитие количественных представлений проводилась с детьми и ранее и они давно были знакомы  и с числовыми фигурами, математическим планшетом и многими другими дидактическими материалами. Мы предполагаем, что введение нового использования уже знакомых детям пособий с помощью  рисования цифрами и создания для них «волшебных» и «живых» образов. Что дает нам эмоциональный отклик детей и интерес к таким занятиям повышается, ведь появляются новые друзья с которыми гораздо интереснее будет происходить процесс развитие количественных представлениях.

Первым условием является – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста"

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок старшего дошкольного возраста умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В этом возрасте лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

Вторым условием является - сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД) что, как правило, является фронтальной формой  работы с детьми.

Достоинствами этой формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Для успешной работы нам необходимо сочетать эти формы работы, так как каждый ребенок работает в своем индивидуальном ритме и одному ребенку будет достаточно непосредственной образовательной деятельности, а второму необходим индивидуальный подход для усвоения или закрепления материала. Так же не стоит забывать о детях пропустивших одно или несколько занятий из цикла, им тоже необходимо уделить время для индивидуальной работы.

Третьим условием является - педагогическая поддержка формирования количественных представлений посредством рисования цифрами детьми старшего дошкольного возраста;

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

Педагогика поддержки необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема воспитанника. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.

В формировании количественных представлений путем рисования цифрами детьми старшего дошкольного возраста так же немало важным является педагогическая поддержка. Рисование цифрами – творческая деятельность, а именно в ней имеет первостепенную роль принятие ребенка как личности, с собственными интересами и вкусами, уважение, признание права самовыражения, и поощрение и одобрения самостоятельности и проявления индивидуальности.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Познание – один из наиболее трудных областей знаний и умений. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. А если ребенок будет эмоционально воспринимать число и оно будет близко и понятно ему, то есть вызовет эмоциональный отклик, условия для развития интереса к математике и формирования количественных представлений будут выполнены.

На первоначальном этапе познания чисел ведущим выступает восприятие множества («образ числа»). Ребенок-дошкольник постигает сущность числа и действие с числами на протяжении длительного периода. В этот же период или несколько позже дети овладевают счетом. Счет является способом определения численности множеств и способом их опосредованного сравнения. В процессе счета дети постигают число как показатель мощности множества. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов и совокупности в целом. Именно в этот период происходит и знакомство с цифрами ? знаками для обозначения чисел.

В научных исследованиях педагогов, занимающихся проблемой восприятия детьми дошкольного возраста, отражены особенности восприятия детьми числа и цифры. Одна из теорий - взгляд на число как на «образ». Согласно этой теории, первоначальное представление о числе у детей складывается на основе восприятия множеств (групп предметов) и называния их числом. Одновременно ребенок начинает соотносить цифру, как знак числа, с адекватным количеством. Субитация - непосредственная оценка числа предметов без счета. Явление субитации чисел - это восприятие малых множеств: в том случае, когда используется множество с очень малым числом объектов, человек может непосредственно и примерно оценивать их количество. Как и взрослые малыши обладают способностью к субитации, то есть к определению численности группы объектов прямо на глаз (на слух), не считая их, пока группа не очень велика. Учитывая это явление необходимо широко опираться на зрительные образы, подчеркивающие количественный состав числа.

Мы составили план наших действий, в котором конкретно рассказано в каком порядке и как бы проходил процесс формирования количественных представлений. Считаем, что, соблюдая план действий, наша работа будет систематична и эффективна.

Далее мы выяснили, чем является техника рисования цифрами как начинать использовать ее, а так же ознакомились усложнениями работы с детьми .

На основе изученного материала, мы делаем вывод, что рисование цифрами будет способствовать формированию количественных представлений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно - развивающая среда, как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста

В работе описаны принципы построения предметно - развивающей среды и её наполнение. В том числе, дидактические игры и пособия....

Использование техники нетрадиционного рисования «Батик» как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

laquo;Батик» - техника росписи по ткани интересна и доступна, но еще недостаточно разработана и востребована в дошкольных образовательных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста. Озн...

Фольклор как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование фольклора как средство развития математических представлений...