Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
статья по математике (подготовительная группа) на тему
Как через кружковую деятельность формировать мтематические представления у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Свистунова Татьяна Викторовна,
воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 14 «Оляпка»», город Соликамск, Пермский край
Изменение требований к условиям реализации и результату дошкольного образования определяет актуальность содержания образования и направленности взаимодействия ребенка и взрослого в организованной и свободной деятельности. Одним из целевых ориентиров, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, выступает ребенок, который проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Кроме того, завершение дошкольного образования характеризуется наличием у ребенка начальных знаний о себе, о природном и социальном мире, сформированность элементарных представлений из области живой природы, естествознания, математики.
Отметим, что формирование представлений об окружающем мире начинается с раннего детства и включает в себя представления о различных признаках и свойствах предметов - цвете, форме, величине, об их пространственном расположении, количестве. Так, постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарных математических представлений и понятий. [1, с. 27].
В реализуемой образовательной программе дошкольного образования «Радуга» большое внимание уделяется освоению ребенком знаковых символов (математические представления, знакомство с буквами, символами и т.п.), развитию начал логического мышления, речевому развитию, формированию элементарного осознания языковых явлений. Занятия математикой способствуют интеллектуальному развитию детей, формируют их познавательные и творческие способности. Но, как показывает опыт, у многих дошкольников освоение математики вызывает определенные трудности, что актуализирует поиск форм содействия успешному формированию математических представлений детей дошкольного возраста. [3, с. 48].
Развивающие возможности кружковой деятельности (на примере кружковой деятельности «Занимательная математика») и интегративный характер предлагаемого детям содержания определяют интерес к подобной деятельности.
Цель кружковой деятельности «Занимательная математика»: закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе, обеспечение обогащенного, познавательного и математического развития детей, совершенствование математических представлений детей, развитие логического мышления, воображения, памяти, внимания.
Основными задачами являются:
1. Формировать познавательные, интеллектуальные способности детей, способность принимать предложенные им задачи и решать их самостоятельно через развивающие игры и упражнения, проблемные ситуации.
2. Развивать у детей активную мыслительную деятельность через логические операции, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и создание интереса к поставленной задачи.
Содержание программы кружка «Занимательная математика» состоит из пяти блоков: «Развиваем вычислительные навыки», «Развиваем геометрические представления», «Развиваем логическое мышление», «Развиваем пространственные и временные отношения», «Развиваем конструктивные способности». [2, с. 111].
Программа направлена на развитие математических представлений для детей 6-7 лет и рассчитана на один год обучения. Содержание программы включает в себя задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, использование ИКТ. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. Работа кружков проводится во второй половине дня. Количество учащихся в одном кружке не более десяти человек, что позволяет осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом их возможностей и способностей. [4, с. 25].
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
Таким образом, развитие математических представлений детей через кружковую деятельность «Занимательная математика» одновременно решает комплекс значимых с позиции дошкольного и последующего образования задач: способствует развитию логического мышления детей, внимания, памяти, воображения. Кроме того, формируются мыслительные операции – обобщение, сравнение, классификация, систематизация, а также представления о пространстве и времени, количестве и качестве, причине и следствии.
Литература
1. Букатов В. М., Шулешко Е. Е., Ершова А. П. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ, 2001. – 177с.
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, просвещение, 1989. – 127с.
3. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект / [С.Г. Якобсон, Т.А. Гризик, Т. Н. Доронова, и др.; науч. Рук. Е.В. Соловьёва]. - М.: просвещение, 2014. – 232с.
4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Москва, просвещение, 1990. – 95с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "
«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."
Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

Предметно - развивающая среда, как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста
В работе описаны принципы построения предметно - развивающей среды и её наполнение. В том числе, дидактические игры и пособия....

Проект "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" Интеллектуальные игры и веселые задачи как средство обучения элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста
Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процес...

Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала
Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и...

Фольклор как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Использование фольклора как средство развития математических представлений...