Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Поможем медвежонку найти мёд!"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Айнетдинова Сория Исхаковна

Цель: расширять кругозор детей; упражнять в отсчете предметов в пределах 5; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки; закреплять знания о геометрических фигурах;  пополнять опыт сопереживания сказочному персонажу, желание ему помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-pomozhem_medvezhonku.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

        План - конспект занятия с детьми средней группы по формированию      

      элементарных математических представлений.

Тема: «Поможем медвежонку найти мёд!»

Интеграция образовательных областей:

 Познавательное развитие,

 Речевое развитие,

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи: 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

   - расширить кругозор детей, стимулировать познавательную активность, развивать логическое мышление при отгадывании загадок;

   -упражнять в отсчете предметов в пределах 5(с использованием в речи количественных и порядковых числительных).

  -закреплять знания о  геометрических фигурах( круг, квадрат, треугольник, овал, трапеция, прямоугольник); 

       Образовательная область «Речевое развитие»

      -способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

    - развивать речь детей; ввести в активный словарь детей слова: трапеция,

       шестиугольник, овал, круг, треугольник,  квадрат, прямоугольник;

    -продолжать учить детей при сравнении двух предметов выделять          

     параметр длины, высоты, использовать в речи слова “длиннее - короче”,  

      “выше - ниже”;

   Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

     -развивать сообразительность, умение самостоятельно решать              

        поставленную задачу;

    - сформировать умение делать выводы в процессе игровой деятельности;

    - способствовать установлению доброжелательных отношений между

           детьми, развивать эмоциональную отзывчивость;

   -пополнять опыт сопереживания сказочному персонажу, развивать желание ему помочь.

Предварительная работа: занятия по расширению кругозора по теме «Геометрические фигуры», рассматривание альбома, иллюстраций «Герои мультфильмов», работа с загадками, чтение литературы; работа с детской энциклопедией, беседы о насекомых, рисование.

Оборудование:  

  1. Раздаточный материал (по количеству детей) полоски по высоте в количестве 5 штук;
  2. Иллюстративно- демонстративный материал картинки пчелок;
  3. Иллюстративно- демонстративный материал (типы ульев с различными отверстиями из геометрических фигур);
  4. Кукла Вини-Пух (из мультфильма «Вини-Пух и все, все, все», магнитофон (CD диск с песней «Хорошо живет на свете Вини-Пух…»).

Методы и приемы: 

1.Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).

2.наглядный (наблюдения, рассматривание картинок);

3.Практический (упражнения, игры, моделирование, исследовательно - поисковая деятельность, показ воспитателя).

4.Словесный (чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова, указания, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Формы организации деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

 Физминутка.  «Медведь и пчелы».       

Цель: Снятие мышечного тонуса, оптимизация двигательной активности.

Познавательно - исследовательская

Дид/игра «Подумай и скажи»

Цель: развивать интерес к окружающему миру в процессе  деятельности, следить за развитием действия в игре, выполнять творческое задание,  Упражнять в отсчете предметов в пределах 5 (с использованием в речи количественных и порядковых числительных).

  Дид/игра «Сложи лесенку» 

Цель: проявлять интерес к познавательно-исследовательской деятельности, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы воспитателя, развивать умения применять свои знания для аналитической деятельности: умение сопоставлять, анализировать, мыслить логически;  продолжать учить детей при сравнении двух предметов лесенок выделять  параметр длины, высоты;

Коммуникативная

Игра «Загадай, мы отгадаем»   

Цель: вовлекать   детей в игровую ситуацию, проявлять у детей интерес к отгадыванию загадок о геометрических фигурах.) Закреплять знания о  геометрических фигурах( круг, квадрат, треугольник, овал, трапеция, прямоугольник); 

Игра «Будь внимателен»

Цель: развивать внимание, речевую инициативу, наблюдательность, память. Проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Научить обследовать предметы, выполнять творческое задание, делать выводы, правильно угадывать геометрические фигуры-отверстия домиков.

Музыкально - художественная

Слушание аудиозаписи песни Вини-Пуха.
Цель: Развивать слуховое внимание, художественно-эстетический вкус при прослушивании аудиозаписи журчании воды.

Игровая

Знакомство со сказочным персонажем  Вини-Пухом.

Цель: проявлять любознательность, эмоциональный отклик в игровых ситуациях, развивать дружеские отношения, принимать участие в обсуждении. 

          Логика образовательной деятельности.

п/п

Деятельность    

воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Моделирует игровую ситуацию с целью постановки проблемы и создание мотивации

Дети входят в группу.

Воспитатель (с игрушкой Вини-Пух)

-Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Вини-Пуха. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось? И он мне сказал, что рано утром он проснулся, огляделся вокруг и понял, что у него в доме закончился мёд.

Затем он выглянул на улицу и подумал, а до лето-то  далеко.

- Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем?

Мотивация на познавательную деятельность.

Общаются, предлагают помочь Вини-Пуху.

Проявляют любознательность, эмоциональный отклик. Умеют объединяться со сверстниками для игры в группу, принимают участие в обсуждении.

2.

Воспитатель обращается к сказочному персонажу:

-Присаживайся Вини-Пух на стул. Наши ребята помогут тебе.

Воспитатель обращается к детям:   -Ребята, что посоветуем Вини-Пуху? Предлагайте варианты ответов.

Принимают участие в обсуждении, предлагают варианты помощи герою. Объясняют Вини-Пуху, что нужно отправится к пчелкам и попросить у них мёд.

Вовлечены в игровую ситуацию, проявляют интерес к сказочному персонажу, предлагают варианты помощи Вини-Пуху

3.

Воспитатель спрашивает: -Ребята, скажите, а где живут пчелы? Как нам их найти?

- А вы знаете, что пчелки живут высокой лужайке. И чтобы добраться до них, нужно пройти по лесенке

Проявляют интерес, участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Свободное высказывание, эмоциональный отклик.

4.

Воспитатель, предлагает вместе с детьми и Вини-Пухом обратить внимание на магнитную доску.  Выкладывает демонстрационный материал (лесенку, состоящую из разноцветных полосок разные по высоте).    

-Ребята посмотрите на магнитную доску, назовите, что на ней изображено. Это наша лесенка, давайте посчитаем ступеньки нашей лесенки (дид/игра «Подумай и скажи».

- А теперь, я предлагаю вам собрать по высоте свои лесенки (дид./игра «Сложи лесенку».

Дети рассаживаются за столы. Используя индивидуальные комплекты полосок составляют изображение лесенки, считают полоски-ступеньки, выкладывают их по высоте.

Проявляют фантазию, смекалку, сообразительность. Вежливо общаются со сверстниками, выполняют условия игры.

5.

Воспитатель, рассказывает и выкладывает на магнитную доску 5 пчелок: - Ребята, вот мы и добрались до наших пчелок.

- Давайте с ними поздороваемся.

-Ребята, а кто хочет сосчитать наших пчелок?

Дети выражают свои эмоции по поводу предложенной ситуации.

Отсчитывают, отвечают на вопрос и объясняют, что пчелок всего пять.

Умеет самостоятельно выполнять действие. Сформировано умение считать до 5.

6.

Воспитатель говорит от имени Вини-Пуха: Пчелки, милые пчелки а дайте мне мёд.

Воспитатель от имени пчел обращается к Вини-Пуху и к детям: Сначала на наши загадки ответьте, а потом мёд просите.

Воспитатель предлагает поиграть в Дид/игру «Загадки и отгадки», загадывает загадки детям и Вини-Пуху о геометрических  фигурах.

-Нет углов у меня и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо. Кто же я такой друзья? Назовите вы меня!

-Четыре угла и четыре сторонки похожи точно родные сестренки. В ворота его не закатишь, как мяч, и он за тобою не пустится вскачь. Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? Ведь это …

-Три вершины, три угла, три сторонки кто же я…

-Растянули мы квадрат и представили на взгляд, на кого он стал похожим или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник, стал квадрат…

-Если взял бы я окружность, с двух сторон немного сжал, отвечайте дети дружно- получился бы …

-Для  пчелы фигуры этой. В целом мире лучше нету…

Дети выражают свои эмоции по поводу предложенной ситуации.

Дети отвечают на вопросы-загадок о геометрических фигурах, рассуждают, делают умозаключения

Дети дают правильные ответы

(круг)

(квадрат)

(треугольник)

(прямоугольник)

(овал)

(шестиугольник)

Формирование эмоционального отклика на ситуацию

 Проявляет интерес к познавательно- исследовательской деятельности.  

Развито логическое мышление, память. Обеспечение максимальной мыслительной деятельности.

7.

Физ.минутка «Медведь и пчелы»

 -Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.

Облизывает лапу сластёна косолапый,

А пчёлы налетают, медведя прогоняют.

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка».

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. 

Дети идут вразвалочку

«Достают» мёд рукой.

(Имитация движения)

«Отмахиваются от пчел»

Слегка пощипывают себя за нос и щеки

Идут вразвалочку

Кладут руки под щеку, наклоняют голову на бочок (имитируют засыпание)

Снятие мышечного тонуса, оптимизация двигательной активности.

8.

Воспитатель выкладывает на магнитную доску картинки-улья с отверстиями   из разных геометрических фигур и предлагает сосчитать улья.

Воспитатель от имени пчел обращается к Вини-Пуху:

-Ты медведь, любишь из ульев мёд таскать, вот и скажи, из каких геометрических фигур состоят отверстия в наших домиках-ульях?

Воспитатель предлагает ребятам помочь медвежонку Вини-Пуху угадать геометрические фигуры отверстие для домиков.


Воспитатель: - Давайте ребята, внимательно рассмотрим и угадаем где спрятан мед, в каком улье? Нам нужно внимательно рассмотреть отверстия домиков-ульев.Дид/игра «Будь внимателен»

Воспитатель: - Какая самая любимая геометрическая фигура у пчел? Догадались?

- Давайте хором повторим слово…

Воспитатель сообщает детям, что они нашли улей, где спрятан мёд.

Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма «Хорошо живет на свете Вини-Пух»

Дети рассматривают на магнитной доске домики-улья для пчел с разными отверстиями. Отсчитывают предметы, отвечают на вопрос и объясняют, что ульев всего пять.

Наблюдают, рассуждают, обследуют предметы, делают умозаключения.

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, дают правильный ответ.

Дети выражают эмоции по поводу удачно завершенной деятельности.

Повторяют хором «шестиугольник»

Слушают музыкальную песенку на СD-диске из мультфильма «Вини-Пух и все, все, все»

Развита речевая инициатива, наблюдательность, память. В диалоге умеют услышать и понять заданный вопрос, проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Умеют обследовать предметы, выполнять творческое задание.

9.

Рефлексия.

Воспитатель задает вопросы:

- Кто приходил к нам в гости?

-О какой помощи нас просил Вини-Пух?

-Как мы дошли до лесной лужайки?

- Кто нас встретил возле домиков-ульев?

-Что понравилось/ не понравилось вам ребята?

- О каких геометрических фигурах вы узнали?

Дети рассуждают, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

В процессе игровой деятельности развит интерес к окружающему миру, следят за развитием действия в игре. Сформировано умения анализировать свою деятельность и деятельность группы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средняя группа для детей с задержкой психического развития Тема: Число и цифра 3

Содержание работы:Образовательные:-Закреплять навык пересчета предметов, воспитание количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.-Учить считать до трех, называть числи...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа.

      Конспект занятия по формированию элементарных математических ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средней группе детского сада.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средней группе детского сада....

Конспект занятия по формированию элементарного математического представления Средняя группа Тема: «Птичий двор. Цифра 5»

Цель: Познакомить с цифрой и числом 5.Задачи: 1. Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»;2. Упражнять в нахождении геометрических фигур в формах п...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (средняя группа). Тема: «Путешествие в страну Математики»

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.Задачи: упражнять в прямом и обратном счёте до 10; совершенствовать умение находить место чис...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений(средняя группа)...