ТРИЗ
занимательные факты по математике (младшая группа)

Татьяна Николаевна Рябова

«А что такое педагогика?..»

Пусть вам не покажется странным вопрос «Что такое педагогика?» Коль скоро мы собрались разбираться с основами ТРИЗ-педагогики, вполне логично сначала вспомнить, что мы подразумеваем собственно под педагогикой.

С одной стороны, мы все вроде как понимаем, что значит педагогика и педагог, слышали слова «педагогично» и «непедагогично», и догадываемся, что в педагогическом университете не просто так люди учатся 5 лет. Видимо, есть чему учиться.

С другой стороны, у большинства людей это знание и понимание носит весьма сумбурный характер, в котором смешано буквально все, от попыток научить младенца первым словам и шагам до мотивации и подготовки к поступлению в вуз старшеклассников.

На самом деле, термин «педагогика» происходит от древнегреческого παιδαγωγική (читается как «педагогики»), причем этим словом называли раба, который сопровождал детей в школу, а отнюдь не учителя или преподавателя.

Возможно, такое происхождение термина как-то проливает свет на поистине рабское положение многих учителей, живущих от зарплаты до зарплаты и вынужденных угождать всем вокруг, от директора и не всегда адекватных проверяющих из районов до родителей учеников, тоже не всегда адекватных.

Но вернемся в Древнюю Грецию. В обязанности раба-педагога входила физическая охрана ребенка от возможных опасностей – драк, потасовок, нападений. Зачастую этому же человеку поручали научить ребенка элементарной грамоте до поступления в школу. Тем не менее, для определения профессии учителя в греческом языке есть другое слово δάσκαλος (читается как «даскалос»).

Педагогика как отдельное направление в системе научных знаний существует с начала 17 века. Начало такому положению дел положил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Сегодня педагогика – это целостная самодостаточная наука о воспитании и обучении подрастающего поколения.

Практическая педагогика подразделяется на педагогику дошкольного возраста, педагогику младшего, среднего и старшего школьного возраста, специальную педагогику и дефектологию для детей, нуждающихся в специальных условиях обучения.

Особняком стоит педагогика профессионально-технического образования и педагогика высшей школы, где решается задача подготовки молодежи к профессиональной деятельности.

В целом, можно сказать, что педагогика складывается из двух основных составляющих:

  • Воспитание
  • Образование.

В свою очередь, образование тоже складывается из двух взаимосвязанных элементов:

  • Усвоение знаний, накопленных человечеством.
  • Умение учиться, генерируя новые знания и новые подходы к решению задач.

Речь идет как о решении уже известных, так и новых задач, которые встают перед человеком по мере развития научно-технического прогресса. И вот как раз основа ТРИЗ-технологий в педагогике и состоит в том, чтобы «научить учиться» решать нестандартные задачи, находить нестандартные решения для уже известных задач и генерировать новое знание.

Собственно, научить изобретательству – это и есть первоначальная амбициозная задача, которую поставили авторы ТРИЗ изобретатели и «по совместительству» писатели-фантасты Генрих Альтшуллер (1926-1998) и Рафаэль Шапиро (1926-1993). Они проанализировали сотни изобретений и нашли общие закономерности процесса рождения нового знания и нового изобретения, что заставило пойти дальше и задаться вопросом: а можно ли этому научить?

Учить – это как раз из сферы педагогики. Тем более что авторы ТРИЗ считали важным начать не столько с технических нюансов, сколько с психологических, о чем и рассказали в своей совместной книге «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956]. Рассмотрим принципы, лежащие в основе ТРИЗ, в контексте педагогики и образования.

Принципы и основы ТРИЗ-педагогики

ТРИЗ-педагогика в качестве научно-педагогического направления в нашей стране сформировалась в конце 80-х годов. В ее основу были положены идеи, высказанные авторами ТРИЗ Генрихом Альтшуллером и Рафаэлем Шапиро. За рубежом в английском языке помимо транслитерации TRIZ используется акроним TIPS, что переводится как theory of inventive problem solving.

И у нас, и за рубежом ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование творческого аналитического мышления, воспитание разносторонне развитой творческой личности, которая будет психологически готова к поиску нестандартных решений, и при этом будет владеть основными приемами творческого поиска.

Принципы, лежащие в основе ТРИЗ-образования:

  • Принцип субъектности, согласно которому ученик является субъектом обучения, самостоятельным участником образовательного процесса, разделяющим ответственность за результаты своего обучения.
  • Принцип целостности знаний, который подразумевает формирование целостного мировоззрения, понимания взаимосвязей между предметами и явлениями окружающего мира.
  • Принцип развития креативности, что подразумевает развитие самостоятельного мышления, умения выходить за рамки уже известного и при этом творчески использовать ранее накопленные знания.
  • Принцип получения знаний через творчество, что предполагает множество практических исследовательских задач.
  • Принцип приоритета методов мышления, согласно которому инструменты и подходы к решению задач столь же важны, как и базовые знания.

Все эти принципы являются прямым следствием основных постулатов ТРИЗ-педагогики, сформулированных авторами теории решения изобретательских задач [Г. Альтов, 1989]. Заметим, что Генрих Альтшуллер многие свои книги, особенно для детей, выпустил под псевдонимом Генрих Альтов, который запомнить намного проще, чем фамилию автора.

Основы ТРИЗ-педагогики:

  • Знания важнее природных ресурсов.
  • Навыки важнее знаний.
  • Умение учиться важнее навыков.
  • Умение творчески адаптировать и применять знания важнее умения учиться.

Эти формулировки стали своего рода «взглядом в будущее», в котором человек становится главным ресурсом. Человечество прошло немалый путь от сырьевой экономики до экономики впечатлений, и именно в экономике впечатлений креатив и нестандартные подходы обретают особый вес.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...