занятие по ФЭМП "В гости к гномам"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Людмила Николаевна Галямова

занятие по закреплению знаний у детей о времени

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе:

 «В гости к гномам»

Цель: 

Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10;

 Закреплять понятия «точка», «луч», «прямая», «отрезок», «замкнутая», «угол»; целая часть, половина, четвёртая часть

         Закреплять понятия «больше», «меньше», закреплять навыки сравнения чисел;

Закреплять представления о геометрических фигурах и геометрических изображениях;

Задачи:

          Развивать зрительное восприятие, познавательные процессы, общую     моторику, внимание и наблюдательность;

          Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывать навыки совместной работы, согласования своих действий;

Планирования совместной работы;

 Воспитывать культуру индивидуальной и коллективной работы.

Методические приемы:

Игровые приёмы (использование сюрпризного момента);

Наглядные приёмы (карточки с заданиями);

Словесные приёмы (инструкция, пояснения, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Предварительная работа:

Дидактические игры математического содержания;

         Моделирование из геометрических фигур;

         Решение логических задач;

Обучение прямому и обратному счету;

Знакомство с часами.

Средства: презентация, карточки с заданиями, часы, будильник, карточки с цифрами и буквами, круги.

ХОД:

Воспитатель: - Ребята, к нам на занятие пришли гости,

Давайте мы с ними поздороваемся.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Нам здороваться не лень.

Если каждый улыбнется- Утро доброе начнется.

- Доброе утро!

Все друг – другу подмигнем. (Гимнастика для глаз)

 И занятие начнем.

Форма работы с цифрами, стоя у столов.

Воспитатель: Сегодня у нас пройдет необычное занятие.

Это занятие для самых веселых, сообразительных и  находчивых.

         А как оно называется, вы сейчас постараетесь определить.

 Переходим к выполнению задания к столику

 вам необходимо выстроить карточки с числами в порядке возрастания от 1 до 10 (все вместе у стола)

         Теперь переверните их на обратную сторону, не нарушая последовательности и прочтите, что написано: МАТЕМАТИКА

- Верно, ребята, занятие математика. Сегодня мы с вами отправимся в гости к гномам, которых зовут «Пышка» и «Крошка», а вот с помощью чего и как мы будем двигаться в гости к гномам, вы попробуйте отгадать  

Загадка: 

Они ходят неустанно,                                                                                                 Ночью, днём и утром рано                                                                                      Стрелки всё бегут, бегут,                                                                                           И подсчёт минут ведут.   (Часы)

Воспитатель: Обращает внимание на часы. Отлично, это часы.      Часы нам помогут добраться до гномов Пышки и Крошки, которые подготовили  для нас сюрприз, видите над цифрами, через определённый промежуток,  сверху имеются карточки, если верно пройдём  и выполним все задания, то сюрприз гномов разгадаем, так что, ребята двинемся вперёд?

Дети: - ответы.

 Воспитатель: Чтобы двинутся вперёд, скажите, сколько времени показывают наши часы? (9 часов)

 Как вы определили?

Дети: Маленькая  стрелка, показывает 9, а большая стрелка 12.

 Молодцы, ребята, верно определили, но о часах мы поговорим подробнее чуть попозже, а для начала необходимо подготовиться к работе на занятии и ответить на ряд вопросов, будьте внимательны.

- Какой сегодня день недели?, а какой будет завтра?                                                      – Сколько всего дней в неделе?, а пятый какой день недели?                                   – Какое время года сейчас?, а сколько всего времён года?, какое время года сменила весна?                                                                                                                    - Какие арифметические знаки вы знаете?                                                                           - Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?                                                          - Если стол выше стула, то стул?                                                                                    - Сколько концов у двух палок?                                                                                    - Если сестра старше брата, то брат?                                                                              - Сколько углов у квадрата?                                                                                     - Если дорога шире тропинки, то тропинка?                                                               - Как называются все фигуры с четырьмя углами? (четырехугольник)                      - Назовите соседей числа 5, а какое число стоит между числом 9 и 7?

                  Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были внимательны и активны и заметили, что на часах большая стрелка передвинулась?

                 Значит, мы выполнили задания верно, и я так думаю, что мы первую карточку  можем взять и поставить слева на нашу доску, ведь мы должны узнать о сюрпризе, который приготовили гномы, верно?

Воспитатель: Продолжаем дальше. Сегодня в работе нам помогают часы, а для чего нужны часы?

Из чего состоят часы?

Что помогает нам определить время на часах?  

Что показывает большая стрелка, а что показывает маленькая стрелка?

Сейчас наша маленькая стрелка передвинулась на сколько делений?

                 Значит, на сколько минут шагнула маленькая стрелка?

 Если часы показывают 12 часов, то где должна быть маленькая стрелка и где большая стрелка?

Если часы показывают половина 6, то где должна быть маленькая стрелка и где большая стрелка?

А мы с вами знаем пальчиковую гимнастику о часах, давайте мы, ее  выполним.

 Пальчиковая игра

Ходят часики - тик-так, (шагаем пальчиками по столу)
Они не ленятся, не спят. (грозим пальчиком)
Все бегут, бегут, бегут, (шлепаем ладошками по воздуху)
Никуда не убегут. (разводим руки в стороны)

А сейчас возьмите 1круг, у вас их 2,  на столе и представьте, что круг это часы, мы сказали, что когда большая стрелка пройдёт весь круг, (воспитатель показывает на модели часов) то значит – пройдёт 1 час, так?

А теперь давайте сравним, что больше 1 час, или половина часа, для этого возьмите 2 круг, как сравнить 1 час и половину часа? (ответы).

Верно, мы сейчас круг согнём пополам - это у нас половина круга, что соответствует половине часа (воспитатель обращает внимание на макет) и затем делаем сравнение (путём наложения), сравниваем, делаем вывод.                                                          

Воспитатель: Вы ребята, просто молодцы, очень хорошо знаете время, значит, в школу вы никогда не будете опаздывать, верно?

Обратите внимание, наша стрелка на часах вновь передвинулась, значит, задание нами выполнено, возьмём вторую карточку и поставим рядом с первой.

Воспитатель:  Ребята, подумайте и скажите, какие виды часов вы знает?

 Посмотрите, какой формы наши часы?

 А какой формы они ещё могут быть? (квадратные, прямоугольные, овальные, треугольные, или другие формы самые затейливые).

         А по цвету часы одинаковые или разные?

 А по размеру?

Посмотрите, у вас на столах имеются карточки №1, где изображены определённые фигуры. Как их можно назвать одним словом? (геометрические фигуры). У вас на столах карточки с геометрическими фигурами, все фигуры разного размера, разные по цвету и форме.

 Сейчас слушайте задание: первый парта – зачеркните карандашом геометрические фигуры большого размера, второй парта – маленького размера, третья парта – фигуры красного цвета, а сейчас всем задание -  зачеркните фигуры треугольной  формы.

 Воспитатель проводит проверку на мониторе.

Стрелка передвинулась дальше, какое время она показывает?(9.30).

Карточку забираем и выставляем на доску слева.

 Сейчас мы продолжаем работать с карточкой с геометрическими фигурами.

         Мы должны посчитать и узнать, сколько всего у нас больших геометрических фигур, а сколько маленьких? А для того чтобы сравнить, какие нам нужны будут знаки?(> < =) 

Работа с цифрами, дети выкладывают и выставляют соответствующие знаки.

Посчитайте сколько красных фигур и сколько зелёных, записываем и ставим соответствующий знак.

Посчитайте сколько квадратов и сколько трапеций, запишите и поставьте соответствующий знак.

         Посчитайте сколько фигур с углами, а сколько без углов, запишите и поставьте соответствующий знак.

 Ребята, вы выполнили очень много заданий, и пришло время отдохнуть.

Физкультминутка 

В понедельник мы купались, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовали. (изображаем рисование)

В среду долго умывались, («умываемся»)

А в четверг в футбол играли. (бег на месте)

В пятницу мы прыгали (прыгаем)

Очень долго танцевали. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день мы отдыхали. (дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают).

Воспитатель:   Отдохнули и теперь продолжаем работу.

         А сейчас, ребята, для вас необычный вопрос, геометрические фигуры вы хорошо знаете, а вот это что? Что здесь нарисовано?

 Показ на мониторе

(Точка, Луч, Прямая, Отрезок, Замкнутая, Кривая, Ломанная, Угол).  Это фигуры или геометрические изображения?

Воспитатель: Молодцы, ребята, это не геометрические фигуры, а геометрические изображения, они используются в математике, и  знать мы их тоже должны, мы их активно будем использовать в школе.

Воспитатель:  С заданиями мы справились верно, так как большая стрелка наших часов передвинулась дальше, переместим карточку в левый угол.

Воспитатель:   Мы с вами, ребята, сказали, что часы бывают очень разных форм, даже в форме других предметов, например в форме яблока, в форме гитары, в форме домика, может у вас дома есть часы интересной формы? (ответы)

Так вот, ребята, послушайте, что я вам сейчас скажу:

 в наш детский сад купили 5 будильников  в форме машины и 4 будильника в форме велосипеда.

         Сколько всего часов купили в детский сад?

          Что я вам сейчас сказала? (Это задача)

А из каких частей состоит задача?

 Назовите условие задачи.

         Каким будет решение?

Записали решение.

 А какой вопрос в нашей задаче?

 Каким будет ответ?

Ставим знак равно и записываем решение, затем ещё раз прочитываем

         Воспитатель: С заданием мы справились, стрелка наших часов продвинулась дальше, заберём нашу карточку и поставим рядом с другими.

Воспитатель:  Видите, ребята мы с вами подходим к финишу, задания заканчиваются, осталось, как мы видим, одно задание.

 У вас карточки № 2, рассмотрите, здесь опять нарисованы часы, но не на всех часах указано время. Посмотрите внимательно на них и определите,  какое время пропущено, время впишите.

Молодцы, с заданием справились.

Дети выполняют задание на логику. Воспитатель ведёт проверку.

Воспитатель:   Вот большая   стрелка наших часов пришла в исходную точку, таким образом, часы прошли целый час, было 9, а стало? (10), заберём последнюю карточку.

 Появляются на мониторе гномы Пышка и Крошка.

– Молодцы, ребята,  со всеми заданиями вы справились очень хорошо, никто не подвёл друг друга, мы этому очень рады -  это замечательно, значит вы очень дружные ребята.

Расскажите - какое задание для вас было самым интересным?

 Самым трудным?

Вспомните, из каких частей состоят часы?

Что они показывают?

Значит, вы все готовы идти в школу?  

Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе?

 Конечно 5!

Мы предлагаем вам оценить себя. У нас есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку». (ответы детей).

         Вот, ребята наш сюрприз - переверните карточки, что изображено?

 На карточках изображены школьные принадлежности?

 Это дети наш сюрприз для вас – подарки, спасибо.

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали.                                                                                                             Глазки у ребят устали!                                                                                                      Посмотрите все в окно.                                                                                                                  Ах, как солнце высоко.                                                                                                                 Мы глаза сейчас закроем                                                                                                                     А потом мы их откроем.                                                                                                             Вверх по радуге пойдем                                                                                                           Вправо, влево повернем.                                                                                                                      А потом скатимся вниз                                                                                                            Жмурься сильно, но держись.

«Глазки»

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через  речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.


Пальчиковая игра

Ходят часики - тик-так, (шагаем пальчиками по столу)
Они не ленятся, не спят. (грозим пальчиком)
Все бегут, бегут, бегут, (шлепаем ладошками по воздуху)
Никуда не убегут. (разводим руки в стороны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»

Конспект  интегрированного  занятия   с детьми  6-го года жизни (ОНР)   с использованием здоровьесберегающих технологий   «В гостях у Гномов»....

Музыкальное доминантное занятие по движениям "В гостях у гнома" для подг. гр.

Особенностью работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста в тесной взаимосвязи с различными дисциплинами как эстетического цикла, так и других, яляется стимулирование ...

Музыкальное доминантное занятие по движениям "В гостях у гнома" для подг. гр.

Особенностью работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста в тесной взаимосвязи с различными дисциплинами как эстетического цикла, так и других, яляется стимулирование ...

Конспект музыкального занятия "В гостях у гномов"

Предлагаю Вашему вниманию конспект музыкального занятия для подготовительной группы,с использованием элементов логоритмики и психогимнастики.В подготовке данного конспекта использовала материалы книги...

"В гости к Гному" конспект занятия в старшей группе.

Знакомство с камнями, с неживой природой, с янтарем....

Конспект открытого занятия по физической культуре «В гости к гномам»

Конспект открытого занятия  по физической культуре  с элементами хатхи-йоги...