"Математика в сказках"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Занятие по познавательному развитию У детей формируются представления о признаках сходства и различия между предметами. Учатся объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким – либо признаком. Дети учится «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких, используя в работе блоки Дьенеша. У детей развивается практическо – действенное мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_skazkah.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 301 Красноармейского района Волгограда»
НОД по ФЭМП
на тему:
«Собираем урожай»
для детей старшего дошкольного возраста
Составила:
Махно Надежда Васильевна
воспитатель первой квалификационной категории
Волгоград 2023 г.
Цель:
- Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.
- Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким – либо признаком.
- Продолжать учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление.
Предварительная работа: работа с блоками.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, корзинка, шапочки зайчиков (на всех) и лисы (одна), картинки с изображением ягод и грибов, макет дерева – ель, иллюстрации к задачам, конверты с картинками, плакат с изображением яблони.
Раздаточный – кубики: пять красных и один жёлтый; мешочки или коробочки для кубиков, индивидуальные схемы, блоки Дьенеша, яблоки (красные и зелёные по кол-ву детей).
Ход занятия:
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: – Ребята, кто бы это мог к нам прийти? Хотите узнать? (Да.)
Тогда слушайте загадку:
«Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку»
- Кто это? (Зайчик.)
- Правильно ребята — это Зайчишка. Он очень рад, что вы его узнали и хотел бы с вами отправиться в путешествие и поиграть.
- Вы согласны? (Ответы детей.)
Игра «Соберём урожай».
Дети сидят на ковре вокруг воспитателя. Рядом с ним – корзина, игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы.
Воспитатель: - Кто знает какое сейчас время года? (Осень.)
- Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов.)
- Наш Зайка тоже решил собрать урожай на своём огороде. Что он положил в свою корзинку?
Дети по желанию кладут в корзинку муляжи овощей. По ходу действия воспитатель задаёт детям вопросы.
- Какая по цвету морковка? (Ответы детей.)
- Какой по форме огурец? (Ответы детей.)
- Какая по размеру редиска? (Ответы детей.)
- Что растёт на земле (под землёй, над землёй)? (Ответы детей.)
- А почему вы не положили ромашку? Она ведь тоже может расти в огороде? (Ромашка – цветок, а Зайка собирал овощи.)
- А почему осталось яблоко? (Яблоко – фрукт, а не овощ.)
- Какие же предметы вы выбирали и по какому признаку?
Зайчонок: - Наверное потому, что они сочные, крупные, вкусные и их используют в пищу. (Ответы детей. Нет. Всё это – овощи, они растут в огороде.)
Ну что же ребята вы прекрасно справились с этим заданием.
А сейчас Зайчишка вас приглашает сесть за стол.
(На столах у детей пять кубиков красного цвета и один жёлтый и по «волшебному мешочку».)
Воспитатель: - Что у вас на столах? (Кубики.)
- Чем они похожи? (Они одинаковые по форме, по размеру, пластмассовые.)
- Какое свойство их отличает друг от друга? (Они отличаются только по цвету.)
- Положите в свой «волшебный мешочек» кубики с одинаковыми свойствами
- Какие кубики вы положили? (Ответы детей.)
- Какие остались? – Почему? (Положили 5 красных кубиков – у них одинаковый цвет, форма, размер, материал. Остался жёлтый кубик – он не подходит по цвету.)
Динамическая пауза:
Стой, зайчонок, не беги
По тропинке узенькой,
Лучше ты побереги
Хвостик свой кургузенький.
Лис крадётся вдоль тропы
Вряд ли ищет он грибы.
Один ребёнок изображает крадущегося лиса, а остальные – бегущих зайчиков. Зайчики замирают. А потом разбегаются от лисы по местам – «домикам».
- Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. А сейчас продолжим вместе с нашим Зайчонком путешествие: отправимся в лес. Я загадаю вам несколько загадок. И. думаю, вы сразу догадаетесь, о чём они.
Под кустами, под листами
Мы попрятались в траву.
Нас в лесу ищите сами
Мы не крикнем вам: «Ау!» (Грибы, ягоды)
Воспитатель: - Назовите ягоды, изображённые на первой картинке. (Малина, рябина, клубника.)
- Какие ягоды вы ещё знаете? (Ответы детей.)
- Какие из них растут в лесу, в саду? (Ответы детей.)
- Какие растут только в лесу?
- Кто в шляпке родится? (Грибы.)
- Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Лисичка, белый, мухомор.)
- Что между ними общего? (У каждого гриба есть шляпка и ножка. Все они растут в лесу.)
- А какой гриб здесь лишний и почему? (Мухомор – ядовитый гриб, несъедобный, а остальные – съедобные.)
- Да, действительно, о мухоморе даже стихотворение есть:
Стоит на дорожке
На тоненькой ножке,
Пёстрой шляпкою покрыт,
Несъедобен, ядовит.
- А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Ответы детей.)
Воспитатель дополняет ответы детей. (Мухомор могут есть лоси. В народной медицине используют мухомор как лекарство – для приготовления растирки.)
Зайчишка: - Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с этим заданием! А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
(Ребята вместе с Зайчонком выполняют движения.)
Дети оглядываются по сторонам и понимают, что они заблудились. Из леса доносится вой волка (звучит аудиозапись).
Дети: - Но где же Зайчишка? Куда он делся? (Дети ищут Зайчишку на лесной полянке.)
Воспитатель: - Ребята, кажется, кто-то спрятался под ёлочкой.
- Кто же это? (Зайчик)
(Дети берут Зайчишку на руки.)
- Да он весь дрожит, толи от страха, толи от холода.
- Ребята, а кого в лесу боится Зайчишка? (волка)
Волка все в лесу боятся,
Очень любит он кусаться.
Воспитатель - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте поскорее найдём дорогу.
Игра «Найди дорожку в детский сад». (С блоками Дьенеша)
(Работа за столами.)
Перед каждым из вас лежат схемы. С помощью карточки вам нужно найти фигуру, которая вас и приведёт в детский сад. А Зайчишка будет внимательно за вами наблюдать.
(Во время игры воспитатель задаёт вопросы)
- Почему ты выбрал эту фигуру? (Ответы детей.)
- Какую фигуру ты ищешь? (Ответы детей.)
- Почему ты выбрал эту дорожку? 9Ответы детей.)
Зайчик: - Какие вы молодцы! Как у вас всё здорово получилось.
Пока вы искали дорогу в детский сад ваши глазки немного устали. Давайте отдохнём.
Гимнастика для глаз
(Дети ещё раз любуются красотой осеннего леса)
Вот стоит осенний лес! Выполняют круговые движения глазами
В нём много сказок и чудес!
Слева – сосны, справа – ели Выполняются движения глазами влево – вправо
Дятел сверху, тук да тук. Выполняются движения глазами вверх – вниз
Глазки ты закрой – открой
И скорей беги домой!
Теперь вы знаете дорогу и нам пора возвращаться.
Но прежде чем мы возвратимся в детский сад я предлагаю вам отгадать весёлые задачки.
Игра «Весёлые задачки».
(Сидя на модулях, дети играют в игру)
- Ребята, я вам буду задавать вопросы, а ответ на них вы будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное – говорить в этой игре нельзя.
- Сколько глаз у светофора? (3)
- Сколько пальцев на правой руке? (5)
- Сколько носов у двух кошек? (2)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
Зайчонок. - Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали!
Шли мы, шли,
Шли мы, шли,
И в детский сад пришли.
Итог занятия:
- Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. Ему очень понравилось, как вы выполняли задания.
- А вам понравилось путешествие с Зайчонком? (Ответы детей.)
- Какая игра на занятии вам больше всего понравилась? (Свободное высказывание детей.)
- Что вызвало трудность?
А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красное яблоко на подносе и наклейте его на яблоню на плакате, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось, и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте зеленое яблоко. (Дети оценивают свою работу.)
Занятие закончилось, спасибо Зайчишке за наше путешествие! Скажем ему до свидания, ведь ему пора отправляться в свои лесные владения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика в сказках
Развитие элементарных математических представлений у детей с помощью сказок....
Математика в сказках
Игра - развлечение для детей средней группы....
План-конспект занятия по теме: Занятие по математике с детьми среднего дошкольного возраста. "Математика в сказках".
Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-н...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе: «Помочь королеве Математике освободить сказки».
Сегодня к нам в гости пришла королева математики. Она попросила нас освободить всех сказочных героев, так как их спрятал Карабас Барабас....
конспект по математике ФЭМП " Математика в сказках"
Конспект по ФЭМП в старшей группе " Математика в сказках" развивать у детей сообразительность, логическое внимание, учить решать арифметические задачи....
Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Математика в сказках»
Программное содержание. 1) Упражнять в прямом, обратном и порядковом счёте в пределах 20. 2) Продолжать учить решать примеры в пределах 10. 3) Закреплять знания состава числа 9....
Консультация для родителей «Математика и сказки»ика и сказки»
Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Одна из...