Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы» (развитие логико-математического мышления) для дошкольников 3-7 лет
рабочая программа по математике
Дополнительная образовательная программа "Умники и умницы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_logike.docx | 208.96 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46 комбинированного вида»
юридический адрес: 624440го Краснотурьинск, ул. Чапаева, 18. Тел.
фактический адрес: 624440го Краснотурьинск, ул. Чапаева, 18.
электронный адрес: mdou-46@mail.ru
телефон: 8(34384)6-54-35
Дополнительная образовательная программа
«Умники и умницы»
(развитие логико-математического мышления)
для дошкольников 3-7 лет
Составила воспитатель
Мартыненко О.Н.
го Краснотурьинск
2021
Содержание
Пояснительная записка…………………….………………..…..1
Условия реализации программы………….…..……….………...…….….2
Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада……………………………………….. ……………….……..2
- Характерные особенности программы ………………….………….....….3
Цель. Задачи. Проблема………..………… ……......………………….…..3
- Основные направления и содержание деятельности…………………….4
- Примерное построение занятия…………………………………...………6
Принципы построения занятия……………………………………………6
- Предметно-пространственная среда……………………………………....7
- Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников………………………………………………………………7
- Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников….8
- Логико-математическое развитие и освоение краеведческими представлениями дошкольниками………...9
- Логико-математическое и речевое развитие дошкольников……...…10
- Логико-математическое и физическое развитие дошкольников…….11
- Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников…………………………………………………...………12
- Ожидаемые результаты…………………………………………..………12
- Приложение № 1………………………………………………………….17
- Приложение №2………………………………………………………......22
- Приложение № 3……………………………………………………….....27
- Список литературы……………………………………………………….34
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.
Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.
Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. К таким уникальным по своим возможностям дидактическим материалам относятся логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом. Таким образом, проблема логико-развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.
Условия реализации программы подразумевают наличие:
– развивающей предметно-пространственной среды;
– математических игр, учебно-игровыми пособиями;
– специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности;
– литературы по детской педагогике и психологии;
– новейших научных разработок в данной области;
– временных возможностей: одно занятие в неделю по 15–30 минут;
– возрастного принципа формирования группы;
– учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Методическое условие реализации программы предполагает наличие
методик:
- Логика и математика для дошкольников Носова Е. А., Непомнящая Р. Л., Носова Е.А. Непомнящая Р.Л., 2004 г., Изд.: Детство-пресс,
- Математика от трех до семи составитель Авт -., Михайлова Зинаида, Иоффе Эльфрида, Эльфрида Иоффе, 2006 г., Изд.: Детство-пресс,
- Первые шаги в математику: проблемно-игровые ситуации для детей. Михайлова З. А., 2007 г., Изд.: Детство-пресс,
- А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников»,
- З.А.Михайлова, Е.А.Носова «Логико – математическое развитие дошкольников».
Дидактическое :
- В.П.Новикова. Л.И.Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
- Т.Шапошникова. Цвета и формы
- Л.А.Ефросинина .Циферка.
- «Блоки Дьенеша»
Характерные особенности программы:
- Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
- Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
- Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
- Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
- Использование новейших разработок по теме “Математическое развитие дошкольников”. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
- Применение здоровье-сберегающих технологий.
- Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
- Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
- Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.
Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.
Примечание. В работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.
Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.
3. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.
4. Воспитание у детей умения активно включаться в коллективную игру; помогать сверстнику в случае необходимости; свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, упражнений, в том числе и придуманных детьми.
Проблема:
Одно из требований современности – форсированное развитие логики уже у маленьких детей. При этом возникают следующие несоответствия:
-Во-первых, традиционно логическое мышление противопоставляется творческому мышлению. На наш взгляд, развитие креативности является важным условием успешности ребенка и возможности его эффективной самореализации, поэтому мы ставим проблемный вопрос: выработать стратегию, позволяющую гармонично развивать оба вида мышления.
- Во-вторых, традиционные формы развития логико-математического мышления не соответствуют психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста. Поэтому вторым проблемным вопросом является формирование такой образовательной среды и разработка такого методического комплекса, которые позволят развивать умственные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития ребенка, также учитывающей индивидуальные особенности детей.
Основные направления и содержание деятельности
Программа включает в себя следующие направления, работа по которым рассчитана на четыре года: с детьми 3–7 лет.
- “Игры дидактические, развивающие, подвижные, интерактивные”.
Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску. - Логические блоки Дьенеша”.
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями. - “Палочки Кюизенера”.
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. - “Художественно-творческая деятельность”.
Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование). - “Опыты и исследовательская деятельность”.
Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы. - “Математические праздники и викторины”.
- Проектная деятельность.
Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций).
Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем.
В конце учебного года с помощью специально разработанных методик целесообразно провести проверку уровня овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Занятия проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора. К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15–30 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября.
Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.
Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.
Примерное построение занятия:
1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)
Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.
Установление благожелательного эмоционального контакта.
Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):
2. Основная часть.
Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.
Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (10–25 мин.)
3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)
Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.
Программа построена на основе следующих принципов дошкольного образования, определенных ФГОС:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие в сотрудничестве детей и взрослого, признание ребенка полноценным участником (субьектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей;
- стимулирование познавательных интересов и действий ребенка;
- сотрудничество с семьей;
– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества. – Комплексности работы – проведение праздников и викторин включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов ДОУ.
В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми всевозможные игры с математическим содержанием. В подготовке к празднику активное участие принимают и родители.
Предметно-пространственная среда
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие богатой игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала. Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.
10. Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников
В современных образовательных программах использование принципа интеграции является одним из значимых. Интеграция подразумевается:
- на уровне сочетания содержания (например, логико-математического и экологического, художественно-эстетического);
- интеграции содержания содержательных тем и разделов;
- по технологическим особенностям: проведение занятий по развитию познавательных способностей, вместо отдельных занятий по определенным разделам содержания; организация интегрированных занятий; использование синтеза искусств. В рамках программы в процессе освоения математического содержания предусматривается обогащение представлений детей об окружающей действительности (элементы географической, астрономической, экономической, художественно-эстетической, социально-нравственной направленности). Математические представления и действия выступают средством освоения мира; «инструментом» познания.
На доступных примерах показана взаимосвязь математических категорий и событий и явлений мира (как бы «математика в окружающей действительности», математика в сочетании эстетических, познавательных, эмоционально-образных, ценностных моментов). Например, детям предстоит «поиск явлений (физических, химических, биологических, эстетических, социальных), в которых проявляет себя данное свойство или отношение». Так, дошкольники в процессе освоения числа 1 обсуждают, что единственным бывает «Земля, солнце, мама, каждый из нас, произведения искусства и т.п.»; числа 4 - четыре части суток, четыре сезона, четыре части света, четыре угла у квадрата и прямоугольника, четыре конечности у животных и т.п. Содержание различной направленности как бы группируется по заданной категории (например, числу) и насыщается, в том числе, мифологической информацией. Значимо, что идея интеграции реализуется и посредством сочетания познавательной, творческой и игровой деятельности детей. Например, предполагается «поиск «явлений» свойства в предметном мире, в природе и искусстве»); организация изобразительной деятельности, в которой отражаются впечатления детей от освоенного; ознакомление с представленностью данной категории в различных видах искусства (ритм в музыке, движении, декоративном искусстве, литературе).
Идея интеграции основана на том, что природа является интересным объектом познания для дошкольника, представляющим разнообразные связи, отношения, зависимости. Изначально приспособление человека к природе (её изменению, зависимостям) определяло изучение и фиксирование связей. Например, изменения в природе диктуют разделение суток на четыре части (утро-день-вечер-ночь), сезоны, цикличность (год). Богатство природных объектов создает условия для эффективного освоения многообразия форм, размеров, пропорциональных соотношений, симметрии и асимметрии и т.п. (листья, побеги разной формы, размера; симметричное/асимметричное расположение побегов и т.п.). Так, с целью развития наблюдения дошкольников знакомят с различными эталонами форм, проявляющимися в природе; для уточнения представлений и развития восприятия предусматривается использование пересчета количества листьев, анализ расположения черенков на стебле (симметрия и асимметрия в природе) и т.п.; используется моделирование видов листьев, стебля растений и т.п.; применяются различные сенсорные модели, детей знакомят с правилами моделирования (кодирования значимых свойств).
Вариантом интеграции содержания может являться организация:
исследовательских и информационных проектов «Размер в природе» (обсуждение разнообразие размеров растений, животных в аспекте связи со средой их обитания, жизнедеятельностью и т.п.);
использование природного материала (листьев, шишек, плодов) в процессе упражнений и игр на группировку, сортировку, упорядочивание (по типу игр с обручами), в которых сочетается развитие логических операций, действий со множествами (математический
аспект) и освоение особенностей данных природных материалов (различия видовые, размерные, цветовые и т.п. - экологический аспект).
10.1 Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников.
Идея интеграции основана на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); а также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т.п.), анализировать условие, рассуждать.
Технология направлена на уточнение, конкретизацию и обобщение некоторых представлений экономической направленности, развитию умений и качеств (бережливость, аккуратность, заботливое отношение к окружающим предметам и т.п.). В процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах-расходах, бюджете (на доступных примерах из опыта семьи) создаются ситуации, требующие применения и развития математических представлений и действий (подсчета доходов и трат; сравнения и измерения величин и т.п.).
Методами и приемами являются:
- ознакомление детей с денежными единицами (как правило, монетами различного достоинства и использовании их в ролевых играх типа «Магазин», что создает условия для упражнения дошкольников в вычислительных действиях;
- организация опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть-целое, взвешивание, сравнении по размеру, объему и т.п.) в процессе сюжетно-ролевых игр или освоения «кулинарии» (заварка чая (определение количества воды), замешивания теста, выпечка пирожных (какая формочка поместиться больше раз на пласте теста); деления торта на определенное число гостей (установление функциональной зависимости) и т.п.).
- использование сюжетно-ролевых игр. Например, «Супермаркет» (варианты «Портняжная мастерская», «Ателье», «На кухне»), в котором представлены разные отделы: бакалея, кондитерские изделия, отдел овощи и фрукты и т.п. Детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку (форме, размеру и т.п.), осуществить взвешивание, завертывание и т.п. Используется касса, монеты и т.п.В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет и т.п.) и математические представления и умения.
10.2 Логико-математическое развитие и освоение краеведческими представлениями дошкольниками.
Предусматривается «насыщение» процесса освоения краеведческих представлений математическим содержанием; математические действия и представления являются своеобразным инструментом, помогающим уточнить знания о достопримечательностях города. Например, детям предстоит решить логические задачи на поиск лишнего, арифметические задачи, содержательной стороной которых являются некоторые интересные факты из истории и культуры города; осуществить решение примеров и через соотнесение ответа (числа) и буквы - узнать названия рек; решить ребусы, загадки о городе, в которых используются математические данные и т.п. В практике детских садов возможна интеграция в форме организации исследовательских и информационных проектов;
«Архитектура города» (включающего освоение размерных отношений, формы, пропорции, симметрии - асимметрии в архитектуре и математике; осуществление счета (колон, этажей зданий и т.п.), установление связей между этажами, размером домов и т.п.).
Организация экскурсий в город (музей, театр), в процессе которых предстоит выполнить задание «Найти (заметить) необычное по... форме (размеру, числу и т.п.)», «Найти объектов, которых по 2 (3-5)». Например, упражнение «Где спряталось число 2 (3,4,5)?» «Найти необычные (оригинальные, интересные) объекты по размеру» (высокий шпиль, длинный балкон, высокий пешеход, длинная машина- лимузин и т.п.), по форме (постамент памятника необычной формы (не кубический), необычной формы шапочка у ребенка, круглое окно под крышей старинного дома, клумба зигзагом и т.п.). Результаты обсуждения можно записывать (зарисовывать) в альбоме (блокноте «Путешествия по любимому Городу»).
10.3 Логико-математическое и речевое развитие дошкольников.
Разрабатывались идеи использования разнообразных литературных средств (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки, в которых представлено некоторое математическое содержание) в процессе логико-математического развития дошкольников. Это своего рода интеграция (синтез) художественного слова (искусства) и математического содержания. В художественных произведениях в образной яркой эмоционально насыщенной форме представлено некоторое познавательное содержание, «интрига», новые (незнаковые) математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т.п.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников. Как правило, стилистика и «мелодика» языка, используемых оборотов способствует активизации интереса к информации, её запоминанию.
Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения - серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена), истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава» и т.п.). Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.
В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указание числа (например «12 месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.п.). В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И. Токмако-вой «Сколько?», стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми, и являются как бы «пусковым механизмом» припоминания способа их написания.
Помимо обогащения литературного опыта дошкольников, широко используется интеграция на уровне речевого творчества:
сочинения историй, в которых используются некоторые математические представления (персонажи сочинений - цифры, формы; интрига рассказа может строиться в аспекте изменения размера, веса, формы предмета (персонажа); предусматривается применение счета, измерения, взвешивания для решения коллизии сюжета);
сочинение математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета (проанализировать форму, размер, назначение и т.п.) и представить их в образной форме.
10.4 Логико-математическое и физическое развитие дошкольников.
В связи с тем, что для освоения некоторых разделов содержания логико-математического развития необходим опыт движений в пространстве, развитие двигательных механизмов, интересны возможности интеграции с физическим развитием детей.
Освоение систем отсчета в пространственных ориентировках связаны с изменением опыта движений у дошкольников. Освоение «пространства-карты» и «пространства-движения», различение правой и левой руки, основных направлений, дифференцированное восприятие расположения предметов в пространстве основаны на опыте передвижения и движений.
Игры, упражнения:
составление планов пространства игрушечной и групповой комнат и осуществление ориентировки по ним (определение расположения спрятанного предмета, осуществление движения по заданному маршруту и т.п.);
освоение временных интервалов и некоторых показателей (например, скорости (быстрее -медленнее)) в процессе наблюдения и участия в соревнованиях (бег, прыжки и т.п.), использовании секундомера и обсуждение временных эталонов; установление размерных отношений (дальше - ближе) при метании, определении расстояния маршрута и т.п.;
упражнения, обеспечивающие накопление тактильно-двигательного опыта, необходимого для освоения счета, измерения (счет движений, выполняемых ребенком (приседаний, прыжков);
игра типа «Пляшущие человечки» (Л. А. Венгер), предусматривающие декодирование схемы и воспроизведение заданного движения или кодирование - схематичная запись придуманной интересной позы.
Интеграция возможна не только за счет установления «межпредметньгх связей», но данные игры и упражнения могут использоваться на интегрированных занятиях, совместных проектах, мероприятиях. Вариантом такой интеграции может являться упражнение-экспериментирование: детям предлагается пробежать по контуру разным форм (квадрата, треугольника, овала, круга), ответить: «Какая трасса длиннее?», для проверки измерить метром расстояние, сравнить; выбрать по какой трассе-фигуре бежать оказалось легче и т.п.; обсуждение зависимость движений (точности метания, легкости в использовании) предметов от размера (например, мяча, скакалки), формы (метание тарелки и мяча, городка и т.п.).
10.5 Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Взаимосвязь логико-математического и художественного эстетического содержания (изобразительной деятельности) проявляется в нескольких моментах: - единство использования некоторых сенсорных эталонов (форма) и категорий (размер, пропорции, пространственные отношения, и т.п.), которые в разных аспектах, но рассматриваются в данных разделах содержания и освоение которых принципиально для обоих направлений; некоторые общие законы (например, «законы симметрии и асимметрии», передачи трехмерного мира средствами рисунка, важны как для математического, так и художественно-эстетического (изобразительного творчества) развития детей. Относительно музыкальной деятельности общность состоит в использовании временных интервалов, освоении таких категорий как длительность, продолжительность, темп, скорость, высота звука и т.п., использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т.п.
11.Ожидаемые результаты:
Первый год обучения:
- умеют считать до 5 (прямой и обратный счет);
- умеют различать геометрические фигуры и использовать их в играх
(плоскостные и объемные фигуры);
- умеют определять логические связи и отражать их в речи;
- умеют классифицировать, объединять предметы по определенным (двум и более) признакам;
- проявляют интерес в заданиях на развитие логического мышления.
Второй год обучения
– измеряют величины различными условными мерками;
– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
– умеют словесно описывать фигуру;
– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
– классифицируют предметы по двум свойствам;
– умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.
Третий год обучения:
– анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
– преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей;
– выделяют пространственные и временные отношения;
– владеют делением целого на части, определяют зависимости;
– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
– определяют объем жидких и сыпучих материалов;
– владеют приемами построения и перестроения из палочек;
– умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
– измеряют длину различными мерками;
– умеют определять состав числа из единиц и меньших чисел;
– владеют приемами кодирования и декодирования информации;
– знают графические изображения всех цифр;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
– составляют и решают математические задачи со счетом;
– умеют отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Четвёртый год обучения:
- выделяют свойства предметов; находить предметы, обладающие заданными свойствами, классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функции в практической жизни;
- умеют разбивать множества на подмножества, характеризующиеся заданным свойством;
- умеют обобщать по некоторому признаку, находить закономерности по признаку;
- умеют сопоставлять целое и части для предметов и действий, сравнивать предметы между собой;
- умеют расставлять события в правильной последовательности;
- умеют выполнять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
- умеют находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- умеют проводить аналогию между разными предметами, переносить свойства одного предмета на другие;
- владеют информационно - коммуникативными технологиями для развития логического мышления.
Приложение №1
Перспективное планирование
(средняя группа)
месяц | № занятия | Тема | Цель |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1. 2.
3. 4.
| Сравнение групп предметов. Один, много. Сравнение групп предметов. Круг. Пространственные отношения : большой, маленький. Сравнение множеств предметов. Круг. Пространственные отношения : слева, справа. Число и цифра 1. Длинна. | Учить сравнивать группы предметов, пользоваться словами-терминами «один», «много», «мало». Познакомить с геометрической фигурой круг. Учить классифицировать предметы по размеру, цвету. Формировать умения сравнивать две группы предметов. Учить сравнивать две группы предметов по величине и количеству. Формировать умения различать понятия слева, справа, налево, направо. Учить и сравнивать предметы по длине методом накладывания. Познакомить с цифрой 1. Закрепить умения соотносить число и цифру. |
О К Т Я Б Р Ь | 5.
6-7. 8. | Число и цифра 2. Ширина. Ориентирование во времени. Высокий, низкий. Пара. Число и цифра 3. Пространственные отношения: над, под. | Учить сравнивать предметы по величине методом накладывания; различать процесс счета и его результат. Упражнять в счете вслух. Познакомить с образованием числа 2, цифрой 2. Учить называть и различать части суток: утро, день, вечер, ночь. Развивать умение сравнивать и рассказывать о результатах сравнивания, употребляя слова : низкий, высокий, разный по высоте. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой. Познакомить с числом и цифрой 3. Упражнять в счете в пределах 3. Закрепить умение сравнивать группы предметов с использованием слов : столько же, одинаково, поровну. Развивать умение ориентироваться в пространстве, используя слова над, под. |
Н О Я Б Р Ь |
9. 10. 11. 12. | Треугольник. Сравнение множеств. Пространственные соотношения : вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево. Части суток. Пространственные соотношения : толстый, тонкий. Сравнение двух групп предметов. Пространственные соотношения: длинный, короткий. Сравнение предметов по цвету, размеру и форме. | Познакомить с геометрической фигурой треугольник. Учить классифицировать предметы по форме, величине. Закрепит умение считать и сравнивать группы предметов по количеству. Учить указывать место расположения предметов, используя слова вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево. Развивать умения различать и называть части суток утро, день, вечер, ночь. Развивать умение сравнивать предметы и рассказывать о результатах сравнения. Закрепить умение считать предметы, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Кого (чего) больше?», «Кого (чего) меньше?» Учить сравнивать предметы методом накладывания и прикладывания. Упражнять в умении классифицировать предметы по форме, величине, цвету. Закрепить количественный счет. |
Д Е К А Б Р Ь |
13. 14. 15. 16. | Порядковый счет. Временные отношения: раньше, позже, потом. Пространственные соотношения : глубокий, мелкий. Порядковый счет. Число и цифра 4. Пространственные соотношения: слева, справа, перед, за. Квадрат. Сравнение форм предметов, Сравнение множеств. | Упражнять в порядковом счете, правильно отвечать на вопросы «Какой?», «Сколько всего?». Продолжать сравнивать предметы по величине, форме, цвету. Учить определять временные отношения раньше, позже, потом. Упражнять в сравнении двух предметов и определять словами результат сравнения: мелкий, глубокий. Учить считать в пределах 5, правильно называть числительные по порядку. Познакомить с образованием числа 4, цифрой 4. Упражнять в увеличении и уменьшении числа на 1; умении пользоваться цифрами. Закрепить умение ориентироваться в пространстве, используя слова слева, справа, перед, за. Познакомить с геометрической фигурой квадрат. Учить исследовать и сравнивать фигуры. Упражнять в умении классифицировать предметы по форме и величине. |
Я Н В А Р Ь | 17.
18.
19. 20. | Сравнение предметов по цвету и форме. Пространственные отношения: под, над, выше, ниже. Сравнение предметов по цвету, размеру и форме. Установление закономерности. Соответствие числа и цифры. Пространственные соотношения: перед, за, между. Прямоугольник. Сравнение множеств. | Продолжать учить сравнивать предметы по форме, величине, цвету. Закрепить количественный счет. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя слова под, над, выше, ниже. Закрепить знания названий геометрических фигур; умение исследовать их . Учить соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в умении классифицировать предметы по форме, цвету и величине. Упражнять в счете в пределах 5, в сравнении количества предметов в пределах 4. Учить соотносить число и цифру, составлять предмет из геометрических фигур. Закрепить умение ориентироваться в пространстве, используя слова : перед, за, между. Познакомить с геометрической фигурой прямоугольник. Упражнять в нахождении одинакового и отличного в фигурах. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой. |
Ф Е В Р А Л Ь | 21-22. 23. 24. | Пространственные соотношения: над, под, перед, за, слева, справа. Количественный и порядковый счет. Счет трех групп предметов. Число и цифра 5. Шар, куб. Установление закономерностей. Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. | Учить отличать количественный от порядкового счета, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой?» Учить считать три группы предметов, правильно согласовывать существительное с числительным. Упражнять в ориентировании в пространстве, используя слова над, под, перед, за, слева, справа. Закрепить знания о кубе и шаре, учить замечать очертания фигур в окружающих предметах. Упражнять в умении раскладывать цифры по порядку и называть их. Упражнять в счете в пределах 5, в умении называть числительные по порядку, правильно соотносить число с цифрой. Учить сравнивать предметы по высоте, результат обозначать словами выше, ниже. |
М А Р Т | 25. 26. 27. 28. | Сравнение множеств предметов. Счет предметов. Временные отношения: быстро, медленно. Называние чисел в обратном порядке. Пространственные отношения: справа, слева. Количественный счет в пределах 5 при помощи зрительных, касательных и слуховых анализаторов. Пространственные отношения: впереди, сзади. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру. Счет групп предметов. | Упражнять в счете на слух в пределах 5. Закрепить умения увеличивать или уменьшать число на 1. Упражнять в назывании временных отрезков: быстро, медленно. Упражнять в счете способом касания в пределах 5, называя числа в прямом и обратном порядке. Закрепит умение ориентироваться в пространстве. Упражнять в счете в пределах 5 при помощи зрительных, касательных и слуховых анализаторов. Учить правильно соотносить число и цифру, определять место расположения предмета относительно себя: впереди, сзади. Продолжить учить сравнивать три группы предметов, согласовывая существительное с числительным. Упражнять в классификации предметов по величине, форме. Закрепить знание названий геометрических фигур. |
А П Р Е Л Ь | 29. 30. 31. 32. | Цилиндр. Счет четырех групп предметов. Сравнение предметов по толщине. Объёмные фигуры. Количественный и порядковый счет. Цилиндр. Круг. Количественный счет в пределах 5. Порядковый счет предметов. Сравнение по количеству: столько же, больше, меньше. | Познакомить детей с геометрической фигурой цилиндр, учить соотносить фигуры с окружающими предметами. Закрепить представление о плоских и объемных геометрических фигурах. Учить рассказывать о результатах сравнения, используя слова толще, тоньше. Закрепить знания о плоских и объемных геометрических фигурах. Упражнять в количественном и порядковом счете. Развивать умение правильно отвечать на вопросы «Какой?», «Сколько?» Упражнять в счете в пределах 5, формировать умение определять предыдущие и последующие числа. Закрепить знание названий геометрических фигур. Упражнять в счете в пределах 5. Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить число и цифру. Продолжать учить сравнивать две группы предметов |
М А Й | 33. 34. | Соотношение числа и цифры. Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Геометрические фигуры. Счет предметов. Сравнение множеств. | Учить называть числа до 5, раскладывать цифры по порядку, называя их. Закрепить умение соотносить цифру и число. Учить сравнивать геометрические фигуры из счетных палочек. Формировать умение различать понятия слева, справа. Указывать местонахождение предмета. Упражнять в установлении равенства и неравенства между двумя признаками предметов. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить отличия между фигурами. |
Приложение №2
Конспект открытого занятия по математике на тему :
«Приключения «Почемучек» на планете Логика»
Дидактическая цель:
Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; закрепление ориентировки на листе бумаги, геометрических фигур, продолжать учить пользоваться схемой. Закреплять обратный счёт в пределах 10.
Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать сопереживание и желание помочь друзьям, навыки индивидуальной и групповой работы.
Предварительная работа с детьми:
отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.
Методические приёмы:
Игровой - использование сюрпризных моментов.
Наглядный - использование иллюстрации.
Словесный - напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование и материалы:
Конверт с заданиями для детей из космоса, объемные геометрические фигуры, ТСО, дидактические игры «Нелепицы», «Танграм», «Лабиринт», «Ребусы», счетные палочки, схема к игре «Танграм», листы бумаги в клетку, карандаши на каждого ребенка, макет вулкана, иллюстрация «Вулканы».
Ход занятия:
Дети входят в группу
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем.
Приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: « - Доброе утро!»
- Доброе утро! Солнцу и птицам.
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Смотрите, к нашему окну ветром принесло кокой-то конверт. (Достать конверт.) Совсем необычный. Интересно, для кого это письмо? А вот и адрес.
«Планета Земля
г. Луганск, д. с.№ 41
Детям группы «Почемучки»»
Вот это да! Значит это письмо к нам прилетело с другой планеты. Ну, раз это письмо для нас, значит ,мы его можем открыть и прочитать.
«Здравствуйте, ребята!
У нас беда! На нашу планету упал огромный метеорит. Все на нашей планете перевернулось вверх дном. Пожалуйста, помогите!»
Воспитатель: Странное письмо! Как помочь? Ведь в письме даже не указано название планеты… А вот в конверте еще какой-то лист.
«Название нашей планеты зашифровано здесь:
Г О К Л А И
3 2 5 1 6 4»
Дети разгадывают ребус: Ключевое слово ЛОГИКА.
Воспитатель: Ребята, значит, нам надо лететь на планету под названием Логика. Но это очень далеко, в другой галактике. Полетим? (Да)
Воспитатель: Я знаю маршрут, по которому мы полетим, поэтому я буду диспетчером. Слушайте внимательно, выполняйте все команды точно и аккуратно. Если линии будут неровными, нашу ракету будет трясти, и она может выйти из строя. Вылетаем ровно в 10 часов. Для того, чтобы взлететь, считаем в обратном порядке:
10, 9 ,8 ,7,6,5,4,3,2,1 Пуск!
Воспитатель читает инструкцию(Графический диктант)
Воспитатель: Догадались, какой у нас маршрут? Связь с планетой Земля прервалась, выполняем полет сами, а я проконтролирую. Будьте внимательны, чтобы не случилась авария.
Воспитатель: Ну, кажется все в порядке. Долетели. А нас уже встречают.
Инопланетянин: Здравствуйте! Вы кто и откуда прилетели?
Дети: Здравствуйте! Мы – дети из группы «Почемучки», прилетели с планеты Земля. Мы сегодня от вас получили письмо.
Инопланетянин: Как здорово! Наконец-то мы вас дождались! Только из ракеты смогут выйти только те дети, которые умеют решать примеры. В конверте лежат билеты-пропуска. Возьмите себе по одному билету. Встаньте все возле ленты. Каждый, по-очереди, решает свой пример и делает столько шагов вперед, какой ответ у него получился.
1 3 5
6-5 1+2 2+3
4-3 6-3 4+1
5-4 5-2 6-1
3-2 4-1 3+2
2-1 2+1 1+4
Инопланетянин: Молодцы, вы умеете решать примеры. И теперь вы на планете Логика. А меня зовут Логик. Я смотрю вы устали после перелета. Я предлагаю вам поиграть.
Подвижная игра «Найди свою фигуру»
Инопланетянин: Вы стоите в трех колоннах. Перед первой командой стоит – куб, перед второй – цилиндр, перед третьей – конус. Пока играет музыка – вы играете, танцуете. Как только музыка закончилась, вы должны найти свою фигуру, и построиться возле нее. (3 раза)
Воспитатель: Дорогой, Логик! Мы прилетели, чтобы помочь вам. Расскажите, что мы можем для вас сделать.
Инопланетянин: Наша планета называется Логика. И всегда на ней все было логически правильно и закономерно. Но после того , как метеорит упал на нашу планету, все законы логики нарушились. А мы сами теперь не поймем,что правильно, а что – нет. Вот посмотрите на эти снимки, и объясните мне,что здесь неверно.
Дидактическая игра «Нелепицы»
Инопланетянин: Спасибо вам. Теперь все стало на свои места.
А вы знаете, на нашей планете тоже есть школа. Хотите немного побыть учениками планеты Логика? (Да) Тогда вам придется пройти по лабиринту.
«Лабиринт»
Инопланетянин: Вот мы и в логической школе. И я предлагаю вам решить несколько логических задач.
- Когда вы вылетали с планеты Земля, какое время показывали часы? (10 часов ровно). До планеты Логика надо лететь 2 часа. Какое время показывали часы, когда вы прилетели? (12 часов ровно)
- В космический лесной магазин привезли воздушные шары. Пошли Волк и Заяц за шарами. Волк говорит:
-Я куплю себе 3 воздушных круглых шара, а ты, Заяц, купи себе 2 овальных.
Вышли из магазина, у Волка 3 круглых шарика, а у Зайца две веревочки с шарами, а на каждой веревочке по 2 овальных шарика.
Рассердился Волк и как закричит: «Ну ,Заяц, погоди!» Почему рассердился Волк? (У Зайца было 4 шара, а 4>3) На сколько шаров больше было у зайца? (На 1). Сколько всего шаров они купили?( 4+3=7)
- На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)
4)Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3 часа)
5)Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)
6)Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, остальные птицы улетели)
7)Упражнение со счетными палочками.
Инопланетянин: Какие вы молодцы!
Воспитатель: Логик, а вы можете показать ребятам что-нибудь интересное, необычное.
Опыты «Извержение вулкана»
Воспитатель: Спасибо, Логик. Нам очень понравилось! Но нам пора возвращаться.
Инопланетянин: Очень жаль! Вы сейчас улетите и у меня ничего не останется на память о вас.
Воспитатель: Дорогой, Логик. Мы с ребятами сделаем для тебя и остальных жителей планеты Логика голубей. Ведь голубь – это символ мира. Пусть на вашей планете всегда будет мир.
Оригами «Голубь»
(схема)
Дети дарят голубей.
Воспитатель: Ну что, ребята, нам пора обратно на Землю. Попрощайтесь с Логиком и занимайте свои места в ракете. Пристегнули ремни. Начинаем обратный отсчет:
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 Пуск!!!
Ну, вот мы опять дома. Понравилось на планете Логика? Чем мы помогли жителям этой планеты? Что интересное вы узнали? Спасибо, за вашу помощь. Молодцы.
Приложение № 3
Логические задачи
Сколько лет в яйце цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра…
(ноль)
Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и собой гордится,
Цифра-столбик…
(единица)
Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
Сколько у сома усов
У планеты полюсов,
Сколько в целом половинок,
В паре — новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра…
(два)
Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра…
(три)
Сколько лапок у мангуста,
Лепестков в цветке капусты,
Пальцев на куриной ножке
И на задней лапе кошки,
Рук у Тани вместе с Петей
И всего сторон на свете
Да и океанов в мире,
Знает циферка…
(четыре)
Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра…
(пять)
Сколько букв есть у дракона
И нулей у миллиона,
Разных шахматных фигур,
Крыльев у трех белых кур,
Ног у майского жука
И сторон у сундука.
Коль не можем сами счесть,
Нам подскажет цифра…
(шесть)
Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра…
(семь)
Сколько на море ветров,
И копыт у двух ослов,
Щупалец у осьминога,
И клыков у пары догов?
Сколько ног у паука,
Паука-крестовика?
Если мы про это спросим
Нам ответит цифра…
(восемь)
Сколько в дюжине пиратов,
Если три ушли куда-то,
Месяцев в году без лета,
Исполнителей нонета,
Жизней у бродячей кошки,
И в десятке мух без мошки?
Не ищи ответ нигде, ведь
Есть ответ у цифры…
(девять)
Шуточные задачи по математике для дошкольников
* В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек находилось в комнате? (4 кошки)
* Как в решете воды принести? ( Воду можно заморозить, на дно положить пакет…)
* Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
* Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
* У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?
* Сколько орехов в пустом стакане? (Ни сколько)
* На стройке работал каменщик. В первый день он построил 2 двадцатиэтажных дома, во второй – 1 десятиэтажный дом. Сколько домов он построил за два дня? (Ни сколько)
* По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул?
* В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе?
* 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?
* Какая птица выводится из яйца, а сама яиц не несет? (Петух)
* На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
* Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же, как и мешок, в котором находится пшеница? (Надо в один мешок вставить другой)
* У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
*Задумай число до 5. Прибавь к нему 2, а я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?
* У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (Возможно ни одной.)
* Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата? (На 4 треугольника по диагоналям)
* На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Переложить один из тех, который короче.)
* Первый Иван шел на базар, второй Иван – с базара. Какой Иван купил товар, какой шел без товара?
* Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, у каждой кошки по 3 котёнка. Сколько ног было на мельнице? (Две ноги, у кошек лапы.)
* Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
* Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2.)
* Летела стая гусей. Один гусь впереди, два – сзади. Один гусь между двумя и три гуся рядом. Сколько гусей в стае? (3)
* Сестра старше брата на 5 лет. На сколько лет она будет старше брата через 7 лет?
* Двое пошли – 3 гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут? (Скорей всего ничего не найдут.)
* Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Только баба.)
* Почему парикмахер в Женеве скорее предпочтет постричь двух французов, чем одного немца? (Потому что заработает в два раза больше.)
* Почему крышки уличных люков делают не квадратными, а круглыми?
* Представьте, что у вас в кармане коробок с одной спичкой. Вы вошли ночью в темную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку)
* Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? ( 6 )
* Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
* Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
* Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (Все месяцы, кроме февраля.)
* Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?
* Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Дни разделяет ночь.)
* Пошли на охоту два сына и два отца. Убили трех зайцев. Возвращаясь, каждый нес по зайцу. Могло ли так случиться? (Шли дед, отец и сын)
* Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоят 5 рыб? (5 рублей.)
* Кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весят 5 кирпичей? (10 кг.)
* В колеснице 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (Нарисуйте)
* Книжный червь прогрыз от первого листа первого тома до последнего листа второго тома, стоящего справа от первого. В каждом томе по 600 страниц. Сколько страниц он прогрыз? (Только переплеты.)
* Врач прописал больному 3 укола, по одному через каждые полчаса. Через сколько времени будут сделаны все уколы? (Через 2 часа)
* Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут)
* Где может спрятаться маленький шарик в пустой комнате, чтобы его не раздавил большой мяч? (В углу)
* Есть ли первое мая в Австралии? (Есть)
* Ты пилот самолета, летящего из Парижа в Москву с посадкой в Киеве. Время в полете – 2 часа. Сколько лет пилоту?
* Маяк то потухнет то погаснет. Давно ли горит маяк? (Он и не горел)
* Когда козе исполнится 6 лет, что будет? (Ей пойдет седьмой год)
* Какого цвета стоп-кран в поезде и в самолете? (В самолете нет стоп-крана)
* В два часа дня в Новгороде шел дождь. Может ли быть в Новгороде солнечная погода через десять часов? (Нет, будет ночь)
* Во дворе гуляют куры и собаки, на всех – 10 ног. Сколько во дворе кур и сколько собак? (1 собака и 3 курицы, 2 собаки и 1 курица)
* В комнате стояло 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться? (Мальчики встали)
* Вдоль дорожки друг за другом растут 10 деревьев, между которыми стоят скамейки. Сколько всего скамеек? (9 )
* Из-под забора видны четыре ноги и четыре лапы. Сколько живых существ стоит за забором? (Возможно 2 человека и 1 собака, 1 конь и 1 кошка, придумайте еще ответ)
* Отец с двумя детьми катались на велосипедах. Велосипедов было 3, а колес 7. Как это могло быть? (Один велосипед был с 3 колесами)
* Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник на коне)
* Сколько ушей у трех мышей?
* На озере плавало 5 уток, охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (0)
* Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка.)
Серьезные задачи
* Коля вылепил 4 солдат, а Слава – 1. Сколько всего солдат вылепили ребята?
* В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?
* В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось?
* На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось?
* В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе?
* На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло?
* На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?
Математические задачи на »Больше/ меньше»
* Таня нашла 3 желудя, а Марина на 1 больше чем Таня. Сколько желудей нашла Марина?
* Костя нарисовал 4 самолета, а его брат на 2 больше. Сколько нарисовал брат?
* Мальчики решили строить дом. Дима принес 5 кубиков, а Саша на 2 меньше. Сколько принес Саша?
* Садовник подстригал кусты. В первый день он подстриг 6 кустов, а во второй – на 1 куст меньше. Сколько подстриг во второй день?
* Брату 9 лет, а сестра младше на 3 года. Сколько ей лет?
* В банке 4 стакана клюквы, а в тарелке на 2 стакана больше. Сколько в тарелке?
* У Саши полоска длиной 9 см, у Пети на 3 см короче. Какой длины полоска у Пети?
* Ученик сделал 7 флажков, из них несколько зеленых и 4 красных. Сколько он сделал зеленых флажков?
Обратные математические задачи.
* В большую лодку сели 7 детей, в маленькую – 3 ребенка. Сколько детей сели в две лодки?
* 10 детей сели в 2 лодки. В большую лодку село 7 детей, а остальные – в маленькую. Сколько село в маленькую?
* На дереве сидели птички. После того как прилетели еще 2 птички, их стало 6. Сколько птичек сидело вначале?
Список литературы
- Логика и математика для дошкольников. Е.А. Носова.Р.Л. Непомнящая. “Детство-Пресс”. 2006г
- Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. и др. Детство-Пресс. 2010 г.
- Методические советы к программе “Детство” Детство-Пресс. 2007 г.
- Как работать с палочками Кюизенера. Л.Д.Комарова. М.: 2008 г.
- Комплект “Ступеньки к школе”.М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа. 2000 г.
“Учимся находить одинаковые фигуры”;
“Азбука счета”;
“Цвет”;
Учимся находить противоположности”;
“Развиваем логическое мышление и память”. - Дошкольник 4–5 лет в детском саду. Детство-Пресс. 2007 г.
- Математика – это интересно. З.А.Михайлова. 2006 г.
- Книга по математике для детей и воспитателей “Пых”.В.А. Козлова. “Школьная Пресса”. 2002 г.
- Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Мозаика–Синтез. 2009 г.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Детство-Пресс”. 2001 г.
- Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии.
- Смоленцева А.А. Математика до школы. “Акцидент”. 1998 г.
- Михайлова З.А. Математика от трех до шести. “Акцидент”. 1997 г.
- Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
- Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
- Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.
- Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
- Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.
- Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
- Дошкольное воспитание , 1969г. № 9 стр. 57-65.
- Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.
- Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
- Житомирский,В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: 1996.
- Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л.: 1990г. стр.47-62.
- Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2009г.
- Корнеева,Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М.,2000.
- Корнеева,Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. /Г.А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998, № 2.
- Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.
- Леушина,А. М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. - М., 1995.
- Леушина,А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.
- Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.
- Менджерицкая,Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред.Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982г.
- Носова,Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,1990.
- Смоленцева,А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.:Просвещение, 1987.
- Столяр,А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....
Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников....
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»...
Дополнительная образовательная программа "Умники и умницы"
Дополнительная образовательная программа по математике "Умники и умницы" предназначена для детей подготовительной группы....
Дополнительная общеразвивающая программа логико - математической направленности для старших дошкольников, на основе использования развивающих технологий: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и игр Воскобовича.
Данный материал представляет вторую часть уже реализованоой дополнительной программы по логико - математическому направлению, на основе развивающих технологий. В данной публикации представлены м...
Дополнительная образовательная программа "Умники" для детей 5 - 6 лет. (математическое развитие.)
Актуальность программыДошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.Математик...