Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»
методическая разработка

Растрепенина Елена Владимировна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум

на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Задачи:

•   сформировать у участников практикума мотивацию на использование лего – конструирования для развития предпосылок инженерного мышления;

• вызвать у педагогов желание использовать в своей практической деятельности современные средства развития инженерного мышления детей.

Теоретическая часть.

Задачи:

  1. Обосновать актуальность данного направления работы как средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам и школьникам предстоит:

– работать по профессиям, которых пока нет,

– использовать технологии, которые еще не созданы,

– решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

На данном этапе развития страны наиболее востребованной является профессия инженера. На заседании Совета по науке и образованию В.В. Путин призвал рассчитать потребности России, отдельных регионов и крупных предприятий в инженерных кадрах на пять-десять лет вперед и «заглянуть за горизонт». По словам президента страны, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости. В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера.

По Т.В. Кудрявцеву инженерное мышление – вид технического мышления, который развивается в условиях решения конструктивно-технических задач и направлен на исследование, создание техники, технологии. На основе особенностей инженерного мышления, представленных в научной и методической литературе, были сформулированы особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста, которые нужно учитывать в своей работе:

  1. Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.
  2. Разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе организации различных видов детской деятельности.
  3. Необходимо осуществление поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Исходя из понимания этих особенностей, мною разработана и реализуется программа кружка «Удивительный мир Лего». Она направлена на создание условий для развития предпосылок ИМ, развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно -техническое творчество.

Приглашаю вас ознакомиться с некоторыми приемами этого вида конструирования для возможного применения их в своей практической деятельности.

Практическая часть.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с игровыми приемами технологии Лего-конструирования, способствующими развитию предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Давайте заглянем на наши занятия в Лего-студию, где мы можем увидеть разные виды конструкторов, с которыми работают ребята.

Обратите внимание на комплекты лего-конструкторов перед вами. Из моего опыта работы с Лего считаю наиболее эффективными и незаменимыми в плане формирования умения учиться, добиваться результата и способствующие развитию предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Предлагаю Вам окунуться в мир Лего и увидеть, как это происходит на практике.

1. Задание.  Игра «Самая высокая и устойчивая башня».

Башня – инженерное сооружение, отличающееся значительным преобладанием высоты над стороной или диаметром основания. Башни бывают разные: смотровые башни, маяки, колокольни, оборонительные башни, водонапорные, телебашни и т.д.

За ограниченное количество времени каждой группе нужно построить самую высокую и устойчивую башню. При строительстве башни нужно обязательно учитывать, что она не должна быть слишком узкая, иначе, она может упасть. Слишком широкую башню тоже строить не следует, вы потратите много времени на её строительство и не успеете ее построить. Башня может быть полая внутри. ВЫПОЛНЯЕМ.

Сравним башни. Какое условие построения было?  Расскажите о своей башне, для чего человек строит такие башни?

2. Задание. Игра «Собери модель по ориентирам».

Если в первой игре было только одно условие (какое?), то в этой я уже буду задавать конкретные условия, которые надо выполнить обязательно. Внимание! Я называю деталь определённой формы, размера и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на платформе.

       Для начала выберите цвет квадрата, на который будете выставлять детали.

Используются разные ориентиры положения: «левый верхний угол «середина правой стороны», «под», «справа от» и тп.

Возьмите кирпичик желтого цвета 2 на 2 и выставите его в левый верхний угол и т.д. У Вас должна получится бабочка. 

3. Задание. На формирование изобретательских навыков и творческого воображения.

Возьмите по 6 деталей конструктора, назовите их. Вам необходимо подумать и построить из всех деталей одну постройку. Когда построите, нужно рассказать, что построили.

Рефлексия.

В заключение нашей встречи предлагаю построить башенку эмоций.

Кирпичик красного цвета означает, что вам все понятно, зеленого – то, что хочу работать с лего - технологией, желтого – могу работать с этой технологией, синий – буду работать с такой технологией, белый – интересная технология, коричневый – не просто, фиолетовый – универсальная технология.

Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития предпосылок инженерного мышления дошкольников

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Важнейшей задачей модернизации образования  является повышение...

Статья "Развитие речевой деятельности детей дошкольников посредством лего-конструирования"

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ  ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ...

Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»

повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет....

Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...

Консультация - практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инженерного ...

Опыт работы на тему "Развитие предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества"

Формирование инженерного мышления у дошкольников возможно посредством  конструктивной  деятельности и архитектурного творчества....

Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством конструирования

С раннего возраста современный ребенок находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Инженерное мышление необходимо детям уже с малых лет, сооружая, играя с наглядными моделями, им легче ...