Самообразование по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа)
повышение качества развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посредством дидактической игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_po_teme.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование по теме:
«Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»
Цель: повышение качества развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посредством дидактической игры.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по сенсорному развитию и воспитанию;
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- формировать у детей умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвет, величина, форма);
- воспитывать интерес, как к традиционным, так и к нетрадиционным дидактическим играм, способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, вызвать положительные эмоции у детей.
Актуальность выбранной темы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Основные направления в работе
1. Формирование практических способов ориентировки: формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их
2. Формирование восприятия цвета: для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сравнению цветов (дается инструкция: « Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).
На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.
На третьем ребенок сам называет тот или иной цвет.
3. Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры и упражнения (различения шара, круга и их размеров и т.д ). Действия сопровождаются речью.
4. Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, конструктором, игры со сборными игрушками. Проводятся игры с матрешками и различными пирамидками.
Сентябрь 1. Подбор литературы по данной теме. 2. Оформление уголка сенсорики. 3. Оформление выставки «Осень, осень в гости просим» (совместная работа детей и родителей). 4. Знакомство с сенсорными эталонами на содержание дидактической игры «Волшебная скатерть». 5. Организация серии игр со строительным материалом. | Октябрь 1. Организация дня «Вопрос специалисту». Консультация по проблеме. 2. Аппликация «Листопад» (флористика). 3. Оформление альбома «Волшебные пальчики» (рисование пальчиками, ладошками). 4.Изготовление сухого бассейна – горох, фасоль (совместная работа воспитателя и родителей); 5. Разучивание пальчиковой игры «Сорока - Белобока». | Ноябрь 1. Семинар 2. Подбор игр с прищепками «Солнышко», «Кто что ест». 3. Проведение родительского собрания «Сенсорное развитие малышей». 4. Пополнение предметно-развивающей среды играми-шнуровками. 5. Изготовление дидактической игры «Секретик». |
Декабрь 1. Изготовление дидактической игры с пробками (работа с родителями). 2. Разучивание комплекса массажа ладоней ( су - джок). 3. Проведение конкурса-выставки «Новогодняя игрушка» (работа родителей и детей). 4. Изготовление снежных построек. 5. Разучивание дидактической игры «Ёлочка» (прищепки). | Январь 1. Создание картотеки дидактических игр «Игра и цвет». 2. Открытое занятие. 3. Определение содержания работы с родителями по дидактическим играм («Собери картинку» - пазлы; пальчиковая игра «Снежинки»). 5. Пополнение предметно-пространственной среды материалом и оборудованием для мелкой моторики - «Дидактический куб» (совместно с родителями). | Февраль 1. Изготовление панно «Домашние животные» (совместно с родителями). 2. Пополнение альбома «Волшебные пальчики» рисунками детей («Петушок»). 3. Создание условий для организации дидактических игр с нетрадиционным материалом: «Собери бусы» (макароны), «Ёжик» (прищепки). 5. Консультация «Сенсорное развитие ребёнка». |
Март 1. Изготовление тактильных тарелочек (пуговицы, крупа, деньги и т.д.). 2. Изготовление поздравительной открытки «Кружечка с цветами». 3. Создание условий для организации дидактических игр (вкладыши, «Составь предмет» (счетные палочки), «Найдём матрёшкам платочек по цвету»). 4. Включение в режим дня «Час игры» (родители). | Апрель 1. Разучивание комплекса массажа ладоней (с грецкими орехами) 2. Изготовление «Пасхальных яиц» для самостоятельной деятельности (пластилин). 3. Оформление выставки практического материала по теме. 4. Проведение открытого итогового мероприятия. | Май 1. Изготовление пальчикового театра «Теремок». 2. Проведение серии наблюдений за самостоятельной организацией игр младших дошкольников (педагогическая диагностика) - «Машина-конструктор», лото «Цветные фигурки», «Собери картинку» (кубики). 3. Обобщение опыта по проблеме. |
Литература :
1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988; 2. «Развивающие игры с детьми 3-4 лет» -Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
3. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Сенсорное воспитание дошкольников»//дошкольное воспитание,2004,№ 13
4.Выгодский Л.С. «Педагогическая психология» под ред. В. Давыдова,1999г
5.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Л.А. Венгер,2008г
6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников» 1996г
7.Л.С. Усова «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» М.,2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.
Материал по сенсомоторике....
Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.
Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада....
Отчет по самообразованию Тема: « Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр».
Моя тема по самообразованию « Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр».Цель: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих младшему дошкольнику в...
Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст, это один из важнейших этапов в становлении личности ребенка, во время которого особое внимание необходимо уделять сенсорному развитию. ...
Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада».
Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для созданияу детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в усло...
Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»
Методическая разработка по теме:«Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»...
План самообразования «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»
План по самообразованию в группе раннего развития...