Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Юные помощники-математики"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Кузнецова Светлана Сергеевна

Представляю вашему вниманию конспект занятия на развитие математических способностей детей (6-7 лет) средствами проблемных ситуаций. Основной упор этого занятия отводится теме о прямой и обратной пропорциональной зависимости между величинами (две величины будут являться прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз. Две величины будут обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ФЭМП

«Юные помощники-математики»

Программные задачи:

  • Средствами проблемных ситуаций формировать представление у детей о прямой и обратной пропорциональной зависимости между величинами (две величины будут являться прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз. Две величины будут обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз).
  • Развивать способность к анализу ситуаций, рассуждению, умозаключению. Воспитывать дружеские отношения при совместной работе.

Дидактический материал для совместной деятельности педагога с детьми:

  1. для проблемной ситуации 1: две коробки разной величины и цвета, но одинаковой формы; набор мячей одинакового размера для наполнения коробок.
  2. Для проблемной ситуации 2: две коробки одинаковые по величине. Большая коробка пустая и к ней набор больших мячей для наполнения, вторая коробка наполнена маленькими мячами и плотно закрыта крышкой.
  3. Для проблемной ситуации 3: две коробки с конфетами (большая и маленькая), конфеты в коробках одинакового размера, количество конфет в коробках одинаковое, но в большой коробке конфеты расположены на большем расстоянии друг от друга, в маленькой коробке конфеты лежат плотно друг к другу.
  4. Для проблемной ситуации 4: ленты (палки или шнуры) разного цвета (дорожки) одинаковой и разной длины.
  5. Для проблемной ситуации 5: бумажный самолетик для каждого ребенка.

Ход НОД:

Педагог: Ребята, сегодня мне все утро звонил какой-то человек, но я на звонок не отвечала. А потом мне пришло от него письмо, в котором говорилось:

Математика очень нужная наука.

Без математики, друзья, никак нам не прожить!

Ничто не сможем посчитать, померить и решить.

Нам математика дана уж много сотен лет,

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

Педагог: И тут я поняла, мне звонил Знайка с планеты Математимкс! Оказывается, он прислал еще одно письмо.

Знайка: Здравствуйте, ребята. Я очень люблю математику и помогаю своему брату Незнайке выполнять по ней школьные задания. Но у меня случилась беда, я заболел… И мой брат Незнайка остался без помощника. Я слышал, что вы ответственные, юные математики. Я хочу попросить у вас помощи – помогите, пожалуйста, Незнайке выполнить задания по математике. Только учтите, он очень сильно любит спорить.

Педагог: Ребята, у Знайки случилась беда, а без нашей помощи Незнайка не справится со сложными заданиями. Мы выручим Знайку? Поможем Незнайке?

(Ответы детей)

Педагог: Пока мы ждем Незнайку, нам нужно чем-то заняться. Я как раз приготовила интересное и увлекательное для вас задание! Выполним его вместе?

Проблемная ситуация 1.

На столе стоят две коробки большая и маленькая.

Педагог: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоят две коробки. Чем они отличаются друг от друга?

Возможные ответы детей: они разного цвета, одна большая другая маленькая, одна больше другой, они разной величины.

Педагог: Да, эти коробки разные по величине, одна больше, а другая меньше. Сейчас мы будем с вами складывать в эти коробки мячи. Как вы думаете, в какую коробку мечей поместится больше, а в какую меньше?

Предполагаемые ответы детей: В большую войдет мячей больше, а маленькую меньше.

Педагог предлагает проверить данные предположения.

Педагог: Сейчас Настя будет складывать мячи в большую коробку так, чтобы крышка коробки свободно закрылась, а мы с вами будем все вместе хором считать, сколько мячей вошло в нее. (Один, два, три….).

Педагог: Так сколько мячей в большой коробке? (10 мячей).

Педагог: А теперь давайте будем считать, сколько мячей войдет в маленькую коробку. Предположите, сколько? (дети высказывают свои предположения). А теперь Полина пойдет и положит мячи в маленькую коробку так, чтобы крышка коробки свободно закрылась, а мы с вами будем все вместе хором помогать Полине считать эти мячи.

Педагог: Сколько мячей вошло в маленькую коробку? (5 мячей).

Педагог: Так почему в одну коробку вошло больше мячей, а во вторую меньше?

Предполагаемые ответы детей: Потому, что одна коробка больше другой, потому, что они разные по величине и т.п.

Вывод педагога: Следовательно, чем больше коробка, тем больше мячей в нее входит, а чем меньше коробка, тем _____меньше мячей в нее входит.

Педагог: Ребят, к нам наконец пришел Незнайка со своими заданиями. Что тебе задали, Незнайка?

Проблемная ситуация 2.

Незнайка: Всем здравствуйте. У меня есть коробки одинаковые по величине, и в них тоже лежат мячи. Давайте посчитаем, сколько мячей в первой коробке.

Педагог: Наташа, помоги пересчитать мячи, а мы все вместе тебе поможем.

Дети считают мячи выкладывая их из коробки.

Педагог: Сколько мячей в коробке? (7 мячей). Это коробка полная, туда войдут еще мячи так, чтобы закрылась крышка коробки? (Нет, не войдут).

Педагог: А вот Незнайка утверждает, что во второй, такой же коробке по величине, у него лежат 10 мячей и коробка закрыта крышкой. Такое может быть? Почему?

Предполагаемые ответы детей: Нет, иначе крышка бы не закрылась.

Педагог: Но Незнайка с нами не согласен. Он утверждает, что в такой же по величине коробке мячей лежит 10 штук. Давайте проверим.

Дети открывают коробку и пересчитывают мячи, их 10.

Педагог: Так почему в первую коробку вошло только 7 мячей, а во вторую больше, целых 10?

Предполагаемые ответы детей: Мячи меньше, чем в первой коробке.

Вывод педагога: Следовательно, чем меньше мячи, тем больше их войдет в коробку, а чем больше мячи, тем _____меньше их входит в коробку.

Педагог: Незнайка, ты что, принес нам конфеты? Хочешь угостить нас с ребятами?

Незнайка: Мне жаль, но нет, это всего лишь задание (обманывает).

Проблемная ситуация 3.

Незнайка: У меня есть две коробки конфет, одна большая, а другая маленькая. Как вы думаете, в какой из них конфет может быть больше, а в какой конфет меньше.

Педагог: Ребят, может быть в большой коробке больше конфет? При каких условиях? (Конфеты одинаковые по величине и в большую коробку вошло конфет больше, а в маленькую меньше).

Педагог: А может быть одинаковое количество конфет в этих коробках? При каких условиях? (В маленькой коробке лежат маленькие конфеты, а в большой коробке конфеты больше по величине).

Педагог: А Незнайка нам говорит, что конфеты в этих коробках одинакового размера. Так в какой коробке их больше? (В большой коробке конфет больше, а в маленькой – меньше.) А давайте конфеты пересчитаем.

Педагог попеременно открывает коробки и вместе с детьми пересчитывает конфеты. Конфет в коробке поровну.

Педагог: Ребята, верно, что конфеты одинаковые по величине? (Да)

Педагог: Верно, что одна коробка больше другой? (Да).

Педагог: А почему тогда, в коробках одинаковое количество конфет?

Предполагаемые ответы детей: Они расположены по-разному. В маленькой коробке они лежат плотно (близко) друг к другу, а в большой коробке они лежат на большем расстоянии друг от друга.

Педагог: То есть, чем плотнее конфеты друг к другу тем в коробке их будет …. (больше), а чем большее расстояние между конфетами в коробке, тем их в коробку войдет … (меньше).

Подвижная игра «Кто быстрее пройдет по дорожке?»

Проблемная ситуация 4.

Педагог: А теперь давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем. Сейчас мы посмотрим, кто из нас быстрее пройдет по одной и той же дорожке. Идти будем парами, но при следующих условиях. Рита пойдет медленно, с маленькой скоростью, а Я буду идти быстро, с большей скоростью. Как вы думаете. Кто пройдет дорожку из девочек быстрее?

Дети высказывают предположения и объясняют их. Я думаю, что Вы пройдете быстрее, потому, что ее скорость больше.

Вывод педагога: Правильно, чем больше скорость, тем быстрее будет пройдена дорожка, а чем меньше скорость, тем дольше мы будем идти.

Педагог: А теперь попробуйте проверить сами, правильно ли мы предположили.

Педагог: А вот сейчас, Аня с Валей будут идти с одинаковой скоростью, но Аня пойдет по длиной дорожке, а Валя по короткой. Кто из них придет раньше? Дети высказывают свои мнения.

Подвижная игра «Чей самолет полетит дальше»

Проблемная ситуация 5.

Педагог: Ну а теперь, чтобы нас стало еще веселее, мы с вами запустим самолетики. Самолеты наши одинаковые. Но один мы запустим прикладывая большую силу, а другой запустим, прикладывая меньшую силу. Как вы думаете, какой из них полетит дальше?

Дети высказывают предположения и объясняют их.

Вывод педагога: Следовательно, дальность полета зависит от силы, которую мы приложили при запуске самолетика. Чем больше сила, приложенная нами, тем дальше полетит самолет. А если сила запуска меньше, то и дальность полета будет ___короче.

Педагог: Ну что, Незнайка, мы все выполнили задания, которые ты принес?

Незнайка: Да! Спасибо вам огромное за помощь! Вы знаете в математике толк. В знак своей благодарности, мы вместе со Знайкой приготовили вам подарок.

Незнайка вручает ребятам значки «Юные математики».

Педагог: Давайте попрощаемся с Незнайкой и пожелаем ему больших успехов в учебе, особенно по математике!

Рефлексия:

Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали на занятии? (Если одна величина возрастает, то вторая величина может возрастать вместе с ней (коробка больше по размеру, значит мячей в нее войдет ____ больше). Но может быть и наоборот. Одна величина будет расти, а другая может уменьшаться (чем расстояние между конфетами в коробке будет больше, тем конфет в нее войдет _____меньше, чем быстрее мы будем идти, тем меньше времени нам потребуется на дорогу).

- А что на занятии вам понравилось больше всего?

- Спасибо вам большое, вы все молодцы, мне и Незнайке было приятно с вами учиться и играть. А те игры, которые вам больше всего понравились мы повторим на прогулке. А Знайка в знак своей благодарности предложил нам попить чай с теми самыми конфетами из задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Цель: познакомить детей с новым знаком - «х», формировать интерес к задачам с этим знаком, совершенствовать навыки детей в счёте первого десятка. Совершенствовать мыслительный потенциал дошкольников, ...

Конспекты занятий по ФЭМП в подготовительной к школе группе

МДОУ д/сад № 30 «Сказка»г. Вольск Конспект занятия по ФЭМПв подготовительной к школе группеВоспитатель: Клюева Т.БПрограммные задачи: 1.      Закрепить знания ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.

Занятие проводится в игровой форме и направлено на закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 10,ориентировке на ограниченной поверхности,на развитие внимания,памяти....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Тема: История часов.Цель: познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.Интеграция образовательных областей: позна...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.            Задачи: Упражнять в опре...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Путешествие на луну"

Интересный конспект по математике для детей подготовительной группы детского сада...