Мастер-класс по логике
материал по математике (старшая группа)
Развивать логическое мышление детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya_master-klass.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развиваем логическое мышление у ребенка 5-6 лет»
Мастер-класс.
Подготовила: Кудрякова Е. Ф.
Развитие логического мышления – это очень важная задача для педагогов и воспитателей. Хорошо развитое логическое мышление — это прежде всего способность проанализировать любую жизненную ситуацию и сделать правильные выводы.
Поэтому необходимо у ребенка 5-6 лет ходе мыслительной деятельности развивать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Для этого можно использовать различные упражнения и игры, головоломки и загадки, предлагать детям задачи для сравнения и установления закономерностей, последовательности событий. Взрослый должен помогать ребенку осмысливать события и явления, устанавливать их причины и следствия. Например, с помощью таких вопросов:
- Почему осенью люди теплее одеваются?
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Почему зайца трудно увидеть на снегу?
Мы будем побуждать ребенка задумываться над тем, что и почему происходит в окружающем мире. Они будут учиться задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, делать умозаключения, формулировать выводы.
Полезным упражнением для развития логического мышления могут стать загадки.
• Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается. (Кот)
• Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
• Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
• Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)
• Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
Для развития логического мышления у нас в детском саду имеется разнообразный дидактический материал: пособия, игрушки, настольно печатные и компьютерные игры.
- «Дорисуй недостающую фигуру» - упражнять в умении определять, какой фигуры нет, ориентируясь на представленные фигуры.
- «Игры со счетными палочками».
По дороге в детский сад или домой вы можете поиграть с ребенком в следующие словесные игры:
Для развития умения классифицировать:
«Четвертый лишний»: Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, огурец, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето.
- ребенок может назвать «лишнее» слово, потому что хорошо знаком с такими понятиями как посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные, птицы, насекомые, инструменты, транспорт, времена года, дни недели и другими.
Вы можете также предложить ему такие варианты игры:
Вариант 2. Найти «лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
Вариант 3. Найти «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал.
Игра «Назови одним словом». Перечисляем несколько предметов, просим ребенка сказать, что их объединяет, а затем - как их можно назвать одним словом:
1. суп, каша, гуляш, кисель;
2. лошадь, корова, овца, свинья;
3. курица, гусь, утка, индейка;
4. волк, лиса, медведь, заяц;
5. капуста, картофель, лук, свекла;
6. пальто, шарф, куртка, костюм;
7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;
8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;
9. липа, береза, ель, сосна;
10.зеленый, синий, красный, желтый;
11.шар, куб, ромб, квадрат;
12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;
Игра «Продолжи ряд». Когда взрослый по очереди с ребенком называют овощи или фрукты, птиц или животных. Эта игра поможет развивать умения не только классифицировать, но и обобщать - называть, одним словом, ряд предметов, имеющих сходные качества или свойства.
Игра «Скажи наоборот» направлена на развитие умений сравнивать. Взрослый называет слово, а ребенок в свою очередь – называет слово с противоположным значением. Например: длинный – короткий, большой- маленький, много- мало, холодно- жарко и др.
Игра «Закончи предложение». Взрослый начинает предложение, а ребенок его продолжает. Например:
1.Лимоны кислые, а сахар...
2. Собака лает, а кошка...
3.Ночью темно, а днем....
4.Трава зеленая, а небо...
5.Зимой холодно, а летом....
6.Ты ешь ртом, а слушаешь...
7.Утром мы завтракаем, а днем...
8.Птица летает, а змея...
9.Лодка плывет, а машина...
10.Ты смотришь глазами, а дышишь...
11. У человека две ноги, а у собаки...
12.Птицы живут в гнездах, а люди...
13.Зимой идет снег, а осенью...
14.Из шерсти вяжут, а из ткани...
15.Балерина танцует, а пианист...
16.Дрова пилят, а гвозди...
17.Певец поет, а строитель...
18.Композитор сочиняет музыку, а музыкант....
Игра «Кем (чем) был раньше этот предмет?
- цыпленок - яйцом;
- лошадь - жеребенком;
- корова- теленком;
- дуб -желудем;
- рыба -икринкой;
- яблоня - семечком;
- лягушка -головастиком;
- бабочка - гусеницей;
- хлеб -мукой;
- птица -птенцом;
- овца -ягненком;
- шкаф -доской;
- велосипед -железом;
- рубашка -тканью;
- ботинки -кожей;
- дом -кирпичом;
- сильный -слабый;
- листок -почкой;
- собака -щенком;
Уважаемые воспитатели, я для вас подготовила ряд презентаций с упражнениями, направленными на развитие умений сравнивать, обобщать и классифицировать. Их можно использовать для организации полезного и увлекательного досуга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"
Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...
Мастер-класс на тему: «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»
Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»...
Мастер класс по игре "Логико- Малыш для детей дошкольного возраста.
Вашему вниманию предоставляется статья по данной теме....
Мастер-класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»
Мастер-класс для воспитателей на тему:«Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»...
Мастер – класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»
Мастер - класс для воспитателей "Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников"...
Мастер-класс «Вариативное использование логико –математических игр с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера»
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи,это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предме...