Мастер-класс по логике
материал по математике (старшая группа)

Кудрякова Елена Федоровна

Развивать логическое мышление детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya_master-klass.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развиваем логическое мышление у ребенка 5-6 лет»

Мастер-класс.

Подготовила: Кудрякова Е. Ф.

Развитие логического мышления – это очень важная задача для педагогов и воспитателей. Хорошо развитое логическое мышление — это прежде всего способность проанализировать любую жизненную ситуацию и сделать правильные выводы.

Поэтому необходимо у ребенка 5-6 лет ходе мыслительной деятельности развивать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Для этого можно использовать различные упражнения и игры, головоломки и загадки, предлагать детям задачи для сравнения и установления закономерностей, последовательности событий. Взрослый должен помогать ребенку осмысливать события и явления, устанавливать их причины и следствия. Например, с помощью таких вопросов:

- Почему осенью люди теплее одеваются?

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?

- Почему зайца трудно увидеть на снегу?

Мы будем побуждать ребенка задумываться над тем, что и почему происходит в окружающем мире. Они будут учиться задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, делать умозаключения, формулировать выводы.

Полезным упражнением для развития логического мышления могут стать загадки.

•       Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается. (Кот)

•       Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)

•       Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

•       Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)

•       Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

Для развития логического мышления у нас в детском саду имеется разнообразный дидактический материал: пособия, игрушки, настольно печатные и компьютерные игры.

  • «Дорисуй недостающую фигуру» - упражнять в умении определять, какой фигуры нет, ориентируясь на представленные фигуры.
  • «Игры со счетными палочками».

По дороге в детский сад или домой вы можете поиграть с ребенком в следующие словесные игры:

 Для развития умения классифицировать:

«Четвертый лишний»: Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, огурец, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето.

- ребенок может назвать «лишнее» слово, потому что хорошо знаком с такими понятиями как посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные, птицы, насекомые, инструменты, транспорт, времена года, дни недели и другими.

Вы можете также предложить ему такие варианты игры:

Вариант 2. Найти «лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

Вариант 3. Найти «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал.

Игра «Назови одним словом». Перечисляем несколько предметов, просим ребенка сказать, что их объединяет, а затем - как их можно назвать одним словом:

1.  суп, каша, гуляш, кисель;

2.  лошадь, корова, овца, свинья;

3.  курица, гусь, утка, индейка;

4.  волк, лиса, медведь, заяц;

5.  капуста, картофель, лук, свекла;

6.  пальто, шарф, куртка, костюм;

7.  туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8.  шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

Игра «Продолжи ряд». Когда взрослый по очереди с ребенком называют овощи или фрукты, птиц или животных. Эта игра поможет развивать умения не только классифицировать, но и обобщать - называть, одним словом, ряд предметов, имеющих сходные качества или свойства.

Игра «Скажи наоборот» направлена на развитие умений сравнивать.  Взрослый называет слово, а ребенок в свою очередь – называет слово с противоположным значением. Например: длинный – короткий, большой- маленький, много- мало, холодно- жарко и др.

Игра «Закончи предложение». Взрослый начинает предложение, а ребенок его продолжает. Например:

1.Лимоны кислые, а сахар...

2. Собака лает, а кошка...

3.Ночью темно, а днем....

4.Трава зеленая, а небо...

5.Зимой холодно, а летом....

6.Ты ешь ртом, а слушаешь...

7.Утром мы завтракаем, а днем...

8.Птица летает, а змея...

9.Лодка плывет, а машина...

10.Ты смотришь глазами, а дышишь...

11. У человека две ноги, а у собаки...

12.Птицы живут в гнездах, а люди...

13.Зимой идет снег, а осенью...

14.Из шерсти вяжут, а из ткани...

15.Балерина танцует, а пианист...

16.Дрова пилят, а гвозди...

17.Певец поет, а строитель...

18.Композитор сочиняет музыку, а музыкант....

Игра    «Кем (чем) был раньше этот предмет?

  • цыпленок - яйцом;
  • лошадь - жеребенком;
  • корова- теленком;
  • дуб -желудем;
  • рыба -икринкой;
  • яблоня - семечком;
  • лягушка -головастиком;
  • бабочка - гусеницей;
  • хлеб -мукой;
  • птица -птенцом;
  • овца -ягненком;
  • шкаф -доской;
  • велосипед -железом;
  • рубашка -тканью;
  • ботинки -кожей;
  • дом -кирпичом;
  • сильный -слабый;
  • листок -почкой;
  • собака -щенком;

Уважаемые воспитатели, я для вас подготовила ряд презентаций с упражнениями, направленными на развитие умений сравнивать, обобщать и классифицировать. Их можно использовать для организации полезного и увлекательного досуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...

Мастер-класс на тему: «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство  развития логического мышления у дошкольников»...

Мастер класс по игре "Логико- Малыш для детей дошкольного возраста.

Вашему вниманию предоставляется статья по данной теме....

Мастер-класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей на тему:«Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»...

Мастер – класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер - класс для воспитателей "Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников"...

Мастер-класс «Вариативное использование логико –математических игр с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера»

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи,это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предме...