«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр с использованием ТРИЗ»
проект по математике
Предварительный просмотр:
МДОУ «Кизильский детский сад №3»
«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр с использованием ТРИЗ»
Выполнила: Плотникова С.Е.
2022-2023г.
Актуальность:
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время мы часто задаем себе вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок мог активно развиваться, а в будущем легко овладел профессией? Что дать малышу универсального и в какой форме для обеспечения таких качеств как умение творчески мыслить, всюду и везде искать новые и нестандартные пути решения задач, которые ставит жизнь?». Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных сними логических операций. Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Особую остроту этой проблемы подчеркивал Л. С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственный ребенку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту. Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым, однако лишь в силу того, как программа взрослых становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Этот тип обучения Л.С. Выготский назвал спонтанно-реактивным. И если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре, как деятельности, заключающей цели в самой себе, то воспитательная ее ценность будет более значимой.
Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Но в существующих методиках по формированию математических представлений очень мало места отводится выполнению детьми заданий логического характера, они практикуются лишь эпизодически. Поэтому, надо направить свою работу на активизацию творческих процессов ребенка. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Игра – это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологии ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умения находить нестандартные решения, смекалку. Широко используются следующие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
- «Какое число потерялось?»
- «Где встречаем в жизни это число?»
- «Где встречаем эти линии?»
- «Где спрятались геометрические фигуры?»
- «Игры головоломки»
Игры с применением игрового материала:
- «Измерить длину предмета»
- «Выложить узор»
- «Построение объектов по заданию»
Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских взаимоотношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом. Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют к успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию.
Используя в своей работе на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимает задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельные решения, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.
Цель:
- Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
- освоить с детьми 5-6 лет обобщенный способ с проблемными ситуациями.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования...)
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Научить детей объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах.
- Развивать у детей чувствительность к противоречиям через анализ и оценку проблемных ситуаций.
- Учить детей формулировать противоречие и решать его с помощью приемов: во времени, пространстве, по сравнению, объединение с другими системами, замена объекта моделью.
- Учить детей при решении проблемной ситуации (творческой задачи) находить ресурсы и идеальный конечный результат.
По продолжительности : 1 учебный год
Планируемые результаты усвоения программы
В результате обучения у детей:
- возникнет положительное эмоциональное отношение к занятиям;
- возрастёт познавательная активность и интерес;
- ответы станут нестандартными, раскрепощенными;
- расширится кругозор, появится стремление к новизне, к фантазированию;
- речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.
Форма представления материала : проведение открытого занятия.
Этапы реализации работы по самообразованию.
Названия этапов | Содержание деятельности | Предполагаемые результаты |
| #1054;боснование актуальности темы, мотивация ее выбора. #1060;ормулирование задач и целей работы. #1057;бор, накопление материала. | #1055;овышение уровня мотивации к занятиям. #1056;аскрытие творческого потенциала каждого ребенка. |
| #1040;нализ предстоящей деятельности #1042;ыбор средств, методов, приемов. #1056;азработка перспективного планирования. #1056;азработка игр, интегративных занятий по данной теме. #1055;роведение консультативной работы с родителями | Повышение уровня мотивации к занятиям. Раскрытие творческого потенциала развития каждого ребенка. Воспитание у дошкольников интереса к самому процессу познания математики, потребности стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели. Развитие у детей изобретательской смекалки, творческого воображения, коммуникативных навыков общения. Повышение уровня формирования математических представлений. Формирование у родителей положительной установки на взаимодействие с ДОУ. |
| Оценка реализации работы по данной теме. | Проведение открытого занятия |
Календарно-тематическое планирование (2022-2023г.)
№ | Тема занятия кружка | Цель занятия кружка | Источник |
1 | Противоречия в погоде Сентябрь 1 неделя | Активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы. | Гин С.Н. «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с.10-11 |
2 | Противоречия в предметах 2 неделя 3-4 недели мониторинг | Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов. | с.12-13 |
3 | Противоречия в предметах (продолжение) Октябрь 1 неделя | Систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию. | с.14-15 |
4 | Противоречия в ситуациях 2 неделя | Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни. | с.16 |
5 | Противоречия в Размерах 3 неделя | Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных. | с.17-18 |
6 | Противоречия в количестве 4 неделя | Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества. | с.19-21 |
7 | Противоположные признаки Ноябрь 1 неделя | Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма». | с.22-23 |
8 | Обобщающее занятие по противоречиям 2 неделя | Систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей. | с.24 |
9 | Подсистемы человека 3 неделя | Систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение. | с.24-25 |
10 | Подсистемы предметов: объект «чайник» 4 неделя | Систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать. | с.26-27 |
11 | Подсистемы предметов: объект «машина» Декабрь 1 неделя | Систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения. | с.28-29 |
12 | Обобщающее занятие по подсистемам 2 неделя | Систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение. | с.30-31 |
13 | Метод «маленьких человечков» 3 неделя | Познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины. | с.32-33 |
14 | «Твердые и жидкие человечки» 4 неделя | Активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов. | с.34-35 |
15 | «Газообразные человечки» Январь 2 неделя | Активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться. | с.36-37 |
16 | «Цветные человечки» 3 неделя | Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление. | с.38-39 |
17 | Обобщающее занятие по ММЧ 4 неделя | Развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы. | с.40-33 |
18 | Функции подсистем Февраль 1 неделя | Систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление. | с.42-43 |
19 | «Системный лифт» 2 неделя | Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте. | с.44-46 |
20 | Надсистемы и подсистемы объекта 3 неделя | Активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта. | с.47-48 |
21 | Обобщающее занятие по над- и подсистемам 4 неделя | Закрепить представления о над- и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт». | с.49-50 |
22 | Прошлое Март 1 неделя | Обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать. | с.51-52 |
23 | Будущее человека 2 неделя | Систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации. | с.53-54 |
24 | Будущее предметов 3 неделя | Развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать. | с.55-56 |
25 | «Системный оператор» 4 неделя | Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»; развивать внимание. | с.57-58 |
26 | Обобщающее занятие по «системному оператору» Апрель 1 неделя | Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление. | с.59-60 |
27 | Анализ сказки по «системному оператору» 2 неделя | Формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию. | с.61-63 |
28 | Использование ресурсов для сочинения сказки 3 неделя | Обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. | с.64-65 |
29 | Другая точка зрения 4 неделя | Систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию. | с.66-67 |
30 | Обобщающее занятие за год Май 2 неделя | Закрепление пройденного. | с.68 |
5. Материально-техническое обеспечение программы.
-Дидактическая игрушка – кукла Даша;
- наличие дидактического и наглядного материала.
- Работа с родителями.
- Консультация для родителей «ТРИЗ в повседневной жизни детей».
- Папка-передвижка «Проблемные ситуации детям 5-6 лет».
- Рекомендации родителям «Развитие математических способностей у детей 5-6 лет.»
Особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды.
Игры и упражнения на развитие творческих способностей являются средством достижения заявленной цели программы.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным.
Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т. к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.
#1048;нтеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности. Закреплять знания детей об осторожном обращении с объектами живой и неживой природы.
«Речевое развитие»: Поощрять желание задавать вопросы, логически выстраивая своё суждение. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Чтение и обсуждение с детьми художественных произведений, созвучных с темой проекта.
«Физическое развитие»: Осуществлять контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении нормальный температурный режим, регулярное проветривание; формировать умение соблюдать элементарные правила игр, ориентироваться в пространстве.
«Социально-коммуникативное развитие»: Обеспечивать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (приготовить материал к НОД, расставить столы, раздать рабочие тетради).
«Художественно-эстетическое развитие»: закреплять умение раскрашивать заданный предмет, картинку, логическую раскраску по контуру, ровно нанося штрихи, развивать мелкую моторику. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, используемое на физкультминутках.
Список используемой и рекомендуемой литературы
Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение./Сост. А. Б.Селюцкий. Петрозаводск, 1991.
Гин А. А. «Да» и «нет» говорите...//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2.
Гин С. И. Мир фантазии. М., 2000.
Гин С. И. Мир человека. М., 1993.
Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.
Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.," 2000.
Ладошкина С. Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1990.
Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки. СПб, 1995.
Мурашковска И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика + ТРИЗ». Гомель, 1997.
Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником //Познание. Рига, 1993.
РодариДж. Грамматика фантазии. М., 1978.
Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.
Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.
Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997.
Страунпнг А. М. Росток. Программа ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.
Творческие задания в работе с дошкольниками / Под общ.ред. ТА. Сидорчук. Челябинск, 2000.
Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка. М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
план по самообразованию " Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
В данном материале рассказывается как у ребенка старшего дошкольноговозраста сформировать элементарные математические представления....
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
методические рекомендации...
План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"
План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...
Самообразование на тему "Дидактические игры как средство формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста".
Перспективный план...
Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...
План работы по самообразованию по теме: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
План работы по самообразованию по теме:«Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...