Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная логика» возраст обучающихся: 4-5 лет
рабочая программа по математике (средняя группа)

Интеллектуальное развитие ребенка — это важнейшая составная часть его психического развития. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.

Программа предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.

Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika_4-5.docx81.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка»  (п.г.т. Барсово)

Утверждено:

Приказом

МБДОУ д/с «Рябинка» (п.г.т.Барсово)

приказ №1274 от «15» ноября 2023г.

Заведующий __________ Г.М.Рытова

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Занимательная логика»

возраст обучающихся: 4-5 лет

срок реализации 1 год

Автор-составитель:

Эмиралиева Роза Кадимовна, воспитатель

2023-2024 учебный год

Содержание

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

4

1.3.

Содержание программы

4

1.4.

Планируемые результаты

7

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.

2.2.

2.3.

Календарный учебный график Учебный план

Календарно тематическое планирование

8

8

10

2.4

Расписание занятий

18

2.5.

Материально-техническое обеспечение

19

2.6.

Оценочные материалы (мониторинг)

19

Список литературы

20

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Интеллектуальное развитие ребенка — это важнейшая составная часть его психического развития. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.

Программа предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.

Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.

  1. Цели и задачи программы

Цель: развитие приёмов логического мышления, творческих и

 интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия в играх;
  2. Совершенствовать        у        детей        процессы        анализа,        сравнения        и        синтеза, воображения и памяти;
  3. Способствовать накоплению детского познавательно        –        творческого        опыта через практическую деятельность;
  4. Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения видеть противоположные свойства в предметах и явлениях;
  5. Поощрять        у        детей        проявление        самостоятельности,        инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности;
  6. Расширять словарный запас и общий кругозор детей;
  7. Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач.

1.3.   Содержание программы

Организация детской деятельности направлена на развитие творческих способностей, гибкости и подвижности ума у детей. Проблемные ситуации в игровом сюжете развивают у детей самостоятельность мышления, способность находить решение, иногда нестандартное или фантастическое, и попробовать доказать его правильность.

Вопросы «почему» помогают детям устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют простые сюжетные рассказы (например, на тему «Что увидел сказочный герой во время путешествия?»), беседуют друг с другом и со взрослым. В процессе освоения математического содержания происходит обогащение приобретенного сенсорного опыта за счет применения в практической деятельности системы сенсорных эталонов (например, поиск в окружающей обстановке предметов, определенных формы и цвета). Происходит дальнейшее постижение геометрических форм, пространственных отношений (ориентировка на плоскости, понимание положения предметов относительно друг друга). Ребенку 4—5 лет предлагается решение несложных логических задач на поиск предметов по признакам, пересечение множеств, сравнение групп предметов по количеству, обозначение чисел цифрами. Одним из приемов активизации детской мыслительной деятельности является использование приема специально допущенной ошибки или загадки, которую совершает или загадывает персонаж.

Программа разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы.

Для реализации программы используются развивающие игры Воскобовича,  Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры по технологии ТРИЗ

Содержание программы «Занимательная логика» представлено в виде игровых ситуаций, которые являются организованной образовательной деятельностью детей и взрослых. При ее организации взрослый говорит от лица автора – рассказчика и имени сказочного персонажа. Сказочные герои появляются в игровых ситуациях постепенно в течение всего учебного года. Взрослый и дети рассматривают и описывают нового персонажа, беседуют о нем. Характерные проявления героя предполагают использование различных методических приемов, например, умный загадывает загадки, аккуратный сортирует, а легкомысленный допускает ошибки.

Взрослый как участник игры предоставляет возможность детям 4—5 лет подумать и самостоятельно выполнить действия, решить задачу, ответить на вопрос.

Организационные формы работы на занятиях определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, работа в парах и индивидуальная.

При реализации программы применяются следующие методы работы:

а) методы организации и осуществления деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и        мотивации        учения        (методы        формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый);

  • Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плаката, фото). Занятия рассчитаны на группу 5 человек. Занятия проводятся 2 раз в неделю.

При реализации программы учитываются следующие принципы:

  • Работа в зоне ближайшего развития ребёнка;
  • Комплексность занятий (сочетание методов двигательного, когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников);
  • Подбор адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей;
  • Выстраивание заданий в четкой последовательности (от простого к сложному);
  • Предоставление        оптимальной        помощи        с        постоянным        ее        сокращением        в зависимости от успехов детей;
  • Применение        разнообразных        образцов,        их        иллюстраций,        использование наглядного материала;
  • Эмоциональное вовлечение детей в процесс взаимодействия между собой и со взрослым;
  • Поддержка        инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности;

-Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

1.4. Планируемые результаты

К концу года у детей будет сформированы: Предметные результаты:

  • различать,        называть        геометрические        фигуры,        составлять        плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
  • использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости;
  • повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
  • высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Метапредметные результаты:

  • развита у детей способность к качественному и творческому усвоению новых знаний и способов деятельности; возможность самостоятельного, творческого переноса усвоенных знаний и способов действий на выполнение других задач в других условиях;
  • ребёнок умеет выбирать необходимую информацию;
  • ребёнок умеет обобщать способы и средства своей деятельности;
  • дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь - доказательство, речевое общение; умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца; умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
  • у детей развита мелкая моторика кистей рук.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование интереса к развивающим играм.

Раздел №2. Комплекс организационно – педагогических условий

  1. Календарный учебный график

№ п/п

Содержание

ДОП

1.

Наименование

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

 «Занимательная логика»

2.

Возраст детей

4 – 5 лет

3.

Срок обучения

1 года

4.

Продолжительность учебной недели

5 дней

5.

Выходные дни

Суббота, воскресенье, праздничные дни в соответствии с производственным

календарем на учебный год

6.

Начало учебного года

15.11.2023

7.

Окончание учебного года

31.05.2024

Сроки проведения каникул

30.12.2023г.-08.01.2024г

В каникулярное время занятия не проводится и в календарном учебном графике не учитывается

8.

Сроки проведения мониторинга качества освоения программного

материал

26.12.2023-30.12.2023г

25.05.24 - 31.05.2024г

9.

Количество недель в учебном году

28 недель

10.

Продолжительность занятия (длительность условного часа)

20 мин

11.

объем недельной образовательной нагрузки

2 академических часа в неделю

12.

Расписание занятий

Вторник  и Четверг  

 15.15-15.35  15.45-16.05

  1. Учебный план

  1. Календарно-тематическое планирование

Тема

Программные задачи

Материалы / игры

Ноябрь

1.

«День Рождение Каркуши»

(знакомство с блоками Дьенеша)

  1. Закрепить цвет, форму, размер, порядковый счёт;
  2. Развивать        логическое мышление (игровое упражнение

«Бусы»,    «Оформим    подарок»,

«Клумба с цветами»).

  1. Учить читать карточки-схемы и по ним находить нужные блоки, выкладывать постройку

по образцу.

  1. Блоки Дьенеша
  2. Схемы
  3. Обручи

2.

«Поможем доктору Айболиту»

  1. Упражнять детей в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, величине.
  2. Закреплять знания о геометрических фигурах, умение считать в пределах 4.
  3. Воспитывать у детей доброжелательность в общении

со сверстниками.

  1. Блоки Дьенеша
  2. Бумажные        бабочки        с геометрическими

фигурами

  1. Пять бумажных ключей

3.

«Построим цыплятам домики»

  1. Познакомить детей с цветными палочками Кюизенера.
  2. Закреплять представления о длине: короткая, длинная; о форме: треугольная, квадратная, прямоугольная.
  3. Закреплять порядковый счёт до
  4. Развивать        умение ориентироваться в пространстве: лево, право, вниз, вверх,

посередине.

  1. Палочки Кюизенера
  2. Распечатанные изображения цыплят

4.

«Путешествие в волшебную страну»

1. Формировать умение зрительно воспринимать и  понимать        алгоритм выполнения задания по

картинкам-схемам.

  1. Развивать        логическое мышление, внимание.
  2. Развивать        творческие способности, воображение.
  1. Палочки Кюизенера
  2. Блоки Дьенеша
  3. Схемы

Декабрь

5.

«У нас в гостях слон и  слоник»

  1. Формирование у детей умения составлять предложения с простыми предлогами перед, после, между;
  2. Учить        определять местонахождение                квадрата относительно других квадратов; («Подарки слона Лип-лип»)
  3. Упражнять в построении объектов на основе схемы;
  4. Активизировать речь детей; 5.Формировать умение обводить карандашом сконструированную фигуру        по        контуру,        развивать зрительно-моторную

координацию.

  1. Мини-ларчик (Разноцветные квадраты);
  2. Игра «Чудо-цветик»;
  3. Герои        слон        Лип-лип, слоник Ляп-ляп;
  4. Схема        «Чудо-цветик» (Собака)

6.

«Гномики идут друг к другу в гости»

  1. Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, о назначении        пешеходного перехода, светофора, о его сигналах; («Перекрёсток»);
  2. Стимулировать стремление помогать        окружающим, приобщать к элементарным правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым;
  3. Развивать зрительную память («Чего не стало?»);
  4. Развивать речь;
  5. Развивать знание основных цветов («Как гномики Желе и Кохле пошли в гости к гномику

Зеле»).

1.Мини-Ларчик (Разноцветные        верёвочки, разноцветные                квадраты, гномики).

7.

«Весёлые приключения»

  1. Закреплять умение у детей мысленно        распределять предметы по группам по их свойствам;
  2. Способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания;
  3. Закрепить                понятие соотношения                количества предметов        с                цифрой, обозначающей это количество.

1. Предметные картинки

8.

«Лип-лип и Ляп-ляп принесли новую игру»

  1. Знакомство с игрой «Чудо- соты»;
  2. Актуализировать у детей понятие слова «соты»?
  3. Развитие воображения детей на основе рассматривания игры, определении, на что похожа игра;
  4. Развитие логического мышления, умения считать (Сота какого цвета находится в центре, Сколько частей в соте в центре?, Где находятся соты из 5 частей?, Какого они цвета?);
  5. Учить детей договариваться между собой, делиться деталями, помогать друг другу при построении башни из сот разного цвета путём накладывания; («Строим башню»)
  6. Учить находить одинаковые детали в игре;
  7. Упражнять в построении объекта «Самолёт» по схеме.
  1. «Чудо-соты»;
  2. Схема «Самолёт»;
  3. Герои Лип-лип и Ляп- ляп

9.

Знакомство с палочками Кюизенера.

1. Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом

2.Обратить внимание детей на свойства палочек.

3. Воспитывать интерес к данному пособию

4. Развивать логическое мышление

1.набор палочек Кюизенера, 2. кукла

3. животные

10.

«Разноцветные вагончики»

  1. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине.
  2. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»

1.набор палочек Кюизенера, 2. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).

11.

«Ягодная полянка»

  1. Закрепление умения выделять признаки – цвет, размер;
  2. Тренировать концентрацию внимания; («Слон Лип-лип собирает ягоды»);
  3. Закреплять        навыки

количественного        счёта и пространственных отношений («Делаем поезд»);

  1. Познакомить детей с квадратом        Воскобовича (двухцветным) (рассматривание, умение работать                по схеме).

(«Домик»)

  1. Квадрат        Воскобовича (двухцветный);
  2. «Мини-Ларчик»: разноцветные        кружки,

слон        Лип-лип,

разноцветные верёвочки;

  1. «Чудо-соты»

12.

«Весёлые дорожки»

  1. Развивать умение работать со схемами квадрата Воскобовича; («Конфета»)
  2. Развивать навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве;

Развивать креативный потенциал, усидчивость, память, внимание, мелкую моторику рук;

  1. Развивать графические навыки («Любопытная змейка»);
  2. Познакомить детей с игрой
  1. «Шнур-затейник»,        учить составлять узор (зигзаг).
  1. Квадрат Воскобовича (двухцветный);
  2. «Шнурок-затейник»;
  3. «Математические  корзинки»;
  4. Мини-Ларчик (разноцветные верёвочки, разноцветные кружки)

Январь

13.

«В зоопарке»

  1. Учить        составлять прямолинейные формы из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник).
  2. Развивать зрительную память.

Схемы        «Флаг»;        «Рыбка»;

«Заборчик»

14.

«Идем в гости»

  1. Развивать зрительные и осязательные впечатления.
  2. Учить        действовать последовательно, упорядочивать предметы по величине.        

3. Развивать внимание.

  1. Учить раскладывать предметы в порядке убывания.
  2. Развивать восприятие, умение

анализировать        величину предметов.

  1. Чудесный мешочек
  2. Спортсмены строятся
  3. Обед для матрёшек

15.

Путешествие в Волшебный лес

продолжать формировать у детей представления о числах, цифрах, составе числа в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношения между ними с помощью палочек Кюизенера; закреплять порядковый счет, дни недели; уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;

Учить детей зрительно воспринимать и понимать алгоритм, умения выполнять задания по картинкам-схемам;

Развивать логическое мышление, внимание, доказательную форму речи.

1.наборы цветных палочек Кюизенера ;

2.загадки;

 3.блоки Дьенеша; 4.карточки с изображением свойств фигур;

5. цифры 1 ,2 ,3, 4 ,5 - на каждого ребенка; 6.изображения животных.

16

«Новый год» Диагностическое занятие

  1. Учить выбирать предметы по заданному признаку.
  2. Развивать        внимание,

мышление.

1.Покажи одинаковые   предметы

17.

«Гномики собирают      

грибы»

  1. Познакомить     с      игрой

«Математические корзинки»;

  1. Развитие мелкой моторики рук;
  2. Развитие памяти, внимания, мышления;
  3. Упражнять в счёте;
  4. Содействие формированию у детей умения понимать чувства других по выражению глаз, положению        бровей,

определять        эмоциональное состояние);

  1. Обучать классификации объектов по заданному признаку («Жили-были гномики»).

1.Математические  корзинки - 5

2.Мини-Ларчик

(разноцветные гномы, разноцветные верёвочки)

18.

«Обрадуем гномиков»

  1. Развивать умение работать со схемами квадрата Воскобовича; («Конверт»);
  2. Обучать детей   составлению

узора по схеме («Составь узор»);

  1. Закрепление умения выделять признак – цвет;
  2. 4. Развивать        мелкую        моторику («Дорожки»).
  1. Квадрат        Воскобовича (двухцветный);
  2. Схемы узоров
  3. Коврограф

19.

«Узор для гномиков»

  1. Развивать умение работать со схемами квадрата Воскобовича; («Летучая мышь»);
  2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость;
  3. Формировать

пространственные представления;

  1. Обучать        приёмам конструирования;
  2. Развивать мелкую моторику, речь, внимание («Помоги грустным гномикам перебраться на левый берег»);
  3. Обучать детей составлению узора по схеме («Украсим коврик»);
  4. Развитие внимания, работа над симметрией («Узнай и дорисуй»).
  1. Квадрат        Воскобовича (двухцветный);
  2. Мини-Ларчик (гномики, разноцветные кружочки)
  3. Схемы узоров

20.

«Раньше-позже»

Игра ТРИЗ

1.учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия « сегодня», «завтра», «вчера»

2.  развивать речь, память.

Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.

Февраль

21.

«Найди пару»

1.развивать фантазию детей,

2. научить мыслить системно, нестандартно 3. находить собственные решения.

Дидактическая игра «Найди пару»

22.

«Путешествие в волшебную страну»

  1. Формировать умение зрительно воспринимать и понимать        алгоритм выполнения задания по картинкам-схемам.
  2. Развивать логическое мышление, внимание.
  3. Развивать творческие способности, воображение.
  1. Палочки Кюизенера
  2. Блоки Дьенеша
  3. Схемы

23.

Головоломка «Сложи квадрат» (2-й уровень) по методике Б. П. Никитина

 

  1. Тренировать и развивать зрительно-моторную координацию.
  2. Усидчивость
  3. Сообразительность при решении задач частей и целого и их расположение.

Головоломка «Сложи квадрат»

24.

Счёт до шести. Числои цифра 6 «Скатерть- самобранка»

  1. Учить находить детали, соответствующие        знаково- символическому коду (Признаки предметов с.21);
  2. Развивать у детей гибкость мышления,        способность

придумывать        необычные решения,                умение

видеть        противоположные свойства в предметах;

  1. Формировать умение слушать и слышать задание взрослого до конца;
  2. Продолжать   учить    детей создавать        контуры геометрических фигур с помощью резинок на поле игры
  3. «Геоборд»        по        знаково- символическому коду;
  4. 5. Упражнять в счёте предметов по определённым признакам.
  1. Карточки с заданиями на признаки предметов;

Математический     планшет «Геоборд»

25.

 «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» («Танграм», «Лепестки»)

1.учить самостоятельно, составлять фигуры животных и птиц из деталей игры, используя схемы уменьшенного масштаба;

2. упражнять в установлении закономерности в расположении элементов игры «Лепестки» и    ее продолжении.  

3.развивать пространственную ориентировку, умение словами обозначать направление предмета (влево, вправо, налево, направо);  

4.закреплять умение наклеивать полученное изображения на лист.

5.Сформировать представление о порядковом счёте, закрепить умение считать до шести, умение соотносить цифры 1-6 с количеством.

Головоломка «Танграм»

«Лепестки»

26.

«Волшебные

превращения счетных  палочек»

  1. Развивать мыслительную операцию «Обобщение» на основе заданий;
  2. Учить детей составлять геометрические фигуры и узоры из геометрических палочек, пользуясь        схематичным изображением;
  3. Упражнять в счете;
  4. Развивать конструктивные возможности, пространственное воображение,        смекалку, сообразительность;
  5. Способствовать                        развитию новых        способов        действия        при решении поставленных задач; 6.Развивать        и                поддерживать активность и самостоятельность

у детей.

  1. Карточки с заданиями на обобщение;
  2. Счётные палочки;
  3. Интерактивная        игра

«Волшебный счёт»;

  1. Интерактивная        игра

«Игры со смешариками»;

  1. Математический планшет;
  2. Схемы  для  математического планшета
  1. «Вертушка», «Зонтик».

27.

Игра «Четыре времени года»

1.Развитие инициативы и самостоятельности

2.Развитие доказательной речи

3. Развитие творческого мышления

4. Развитие умения содержательно общаться, работать в команде; распределять работу, договариваться

1.        Палочки Кюизенера

2.        Блоки Дьенеша

3. Выкладывание картин

28.

Счёт до семи число

и цифра 7

«Мы умеем штриховать»

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Овладеваем различными приемами штриховки (прямыми, линиями, точками, спиралями и т.д.); 3. Развивать логическое мышление
  1. Штриховки
  2. Игра «Путаница»;
  3. Упр.        «Глагольные ассоциации»;
  4. Упр.        «Съедобное- несъедобное»

Март

29.

«Как Кораблик Плюх- Плюх (Брызг-Брызг) готовился к путешествию»

  1. Познакомить с новой игрой

«Кораблик Плюх-Плюх», ее персонажами;

  1. Учить самостоятельно группировать предметы по одному признаку (цвету), определять и называть высоту предметов;
  2. Учить   складывать    фигуру

«лодочка» за счет перемещения частей в пространстве из деталей игры        «Прозрачный квадрат»;

  1. Развивать пространственные представления (слева – справа, вверху – внизу);
  2. Развивать        умение

аргументировать        выбор предмета определенной формы;

  1. Формировать умения анализировать, сравнивать;
  2. Воспитывать

самостоятельность        при выполнении заданий.

  1. Кораблик;
  2. «Прозрачный квадрат»

30

Игра «Чудесный мешочек».

1.Расширять умение детей в нахождении совокупностей предметов (много) и единичных предметов (один) в окружающей обстановке.

2.Упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом  приложения, в обозначении результатов сравнения  словами:

больше, меньше, столько, сколько, поровну.

3.Продолжать развивать умение находить и на ощупь определять геом. фигуру, ее форму; использовать в речи прилагательные:

круглой, квадратной, треугольной формы.

Игра «Найди предметы».

Игра «Угадай, что в мешочке».

31.

«В гостях у Феи»

1. Закреплять знания о частях суток,        количественном        и порядковом счёте.

2.        Упражнять в ориентировке в пространстве.

Воспитывать у детей сочувствие и        заботливое отношение к героям сказочного леса.

1. Игра «Гномы-дома»

32

Счёт до восьми. Число и цифра 8

«Страна геометрических фигур»

  1. Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур.
  2. Развивать        восприятие        и пространственные

представления.

Головоломки

33.

«Противоположности»

  1. Учить использовать значок- обозначение
  2. Развивать пространственное мышление, воображение.
  3. Учить соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой.
  4. Учить подбирать слова с противоположным значением.
  5. Развивать мышление и воображение.
  1. Говори наоборот;
  2. Рисунок-постройка;
  3. Кто в домике живёт?

34

Игра «Геометрическое судоку»

Развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления. Закрепление знания цветов; закрепление знания геометрических фигур, цифр, знаков; ориентировка на плоскости.

Напольная подвижная развивающая игра «Геометрическое судоку»

35

Счёт до восьми. Число и цифра 8

  1. Закреплять умение объяснять свой ответ, делать выбор.
  2. Продолжать формировать у детей умение воспринимать и расшифровывать кодированную информацию в виде символов.
  3. Способствовать развитию творчества и воображения.
  1. Блоки Дьенеша
  2. Счётные палочки
  3. Схемы

36

«Прощание со Снеговиками»

Упражнять в умении расшифровывать (декодировать) знаково-символические

Обозначения в выборе         геометрических фигур, соответствующих этим  обозначениям (Отличительные признаки);

  1. Развивать внимание, наблюдательность, мышление;
  2. Упражнять в работе по схемам и делать вывод (одинаково, неодинаково); 4. Упражнять в

счёте количества предметов.

1. Карточки с заданиями

Апрель

37

«Путешествие на        ракете»

  1. Закрепить цвет, форму, размер, порядковый счёт;
  2. Учить читать карточки-схемы и по ним находить нужные блоки, выкладывать постройку по образцу.
  3. Развивать        умение ориентироваться в пространстве: лево, право, вниз, вверх, посередине.
  1. Блоки Дьенеша
  2. Схемы
  3. Ракета

38

Путешествие с Красной шапочкой

Счёт до восьми. Число и цифра 8

  1. Закреплять умение объяснять свой ответ, делать выбор.
  2. Продолжать формировать у детей умение воспринимать и расшифровывать кодированную информацию в виде символов.
  3. Способствовать развитию творчества и воображения.
  1. Блоки Дьенеша
  2. Счётные палочки
  3. Схемы

39

В мире схем

1.        Закреплять        умение выстраивать изображение по схеме из различного материала.

  1. Танграм
  2. Чудо-цветик
  3. Счётные палочки
  4. Блоки Дьенеша

40

«Сравни-ка

  1. Учить        сравнивать        количество предметов.
  2. Развивать внимание, умение выполнять заданные правила. 3.Учить сравнивать и уравнивать количество        предметов различными способами.

4.        Развивать        внимание        и воображение.

1.Чье число больше? 2.Математические

корзинки 3.Спортсмены в лодках

41

«Раз ромашка, два ромашка»

1. Продолжать упражнять детей в выполнении        заданий, направленных на логическое мышление.

  1. Игра        «Посчитай        на ощупь»;
  2. Игра «Верно-неверно»;
  3. Словесная        игра

«Чересчур»;

  1. Овощная небылица.

42

«Дизайнеры»

  1. Учить        составлять        мебель        в соответствии с планом;
  2. Развивать        мышление        и внимание.
  3. Развивать мышление.
  4. Учить ориентироваться в плане  и действовать        в соответствии с ним.

1.Куда залетела пчела? 2.Расставь мебель

43

«Письмо из Простоквашино»

  1. Учить детей выполнять ТРИЗ –упражнения, в группировании предметов по форме, умении выделять их из окружающих предметов.

2. Продолжать сравнивать предметы по величине (в пределах 5)

3. Упражнять умение находит последующее и предыдущее число от названного.

4. Развивать логическое мышление, воображение, сообразительность и делать простейшие выводы.

Настольные игры по технологии ТРИЗ: «Что где живет?»,

 «Загадочные прятки»

44

«Танграм»

Развивать представления детей о геометрических фигурах, преобразовании фигур, учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов, формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров.

Игра «Танграм»

Май

45

Конус

 Игра «Где живут маленькие человечики?»

Сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах, распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур .

Учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов. Развивать логическое мышление, речь, воображение.

Д/и «Волшебный мешочек»

Д/и «Числовое лото»

Игра по технологии ТРИЗ «Где живут маленькие человечики?»

46

«Мастерская ковров».

1.Учить ориентироваться на плоскости стола и листе бумаги. Активизировать словарь детей за счет использования слов и словосочетаний:  в середине, снизу, сверху, справа, слева, названия геометрических фигур.

2.Познакомить детей с использованием условной мерки для измерения длины, высоты.

3.Совершенствовать умение ранжировать предметы по высоте, длине; в счете до 9.

4.Закреплять умение различать геометрические фигуры.

5.Развивать у детей сенсорные умения, аналитическое восприятие.

1.Игра  «Мастерская ковров».

2.Игра  «Вертикальная и горизонтальная лесенки».

3. Игра  «Разрезные картинки».

47

Страна геометрических фигур.

Формирование представлений об объемных геометрических фигурах. Формировать представления о конусе, о некоторых его свойствах, умение распознавать конус в предметах окружающей  обстановки и среди  других фигур, соотносить группы предметов по общему свойству;

Закреплять геометрические представления;

Д/ и «Чудесный мешочек»

Игра «Найди предметы по форме похожие на конус, цилиндр»

48

Призма

Сформировать представление о призме и некоторых ее свойствах, умение распознавать предметы формы призмы в окружающей обстановки и среди других фигур .

Д/и «Найди фигуру»

Д/и «Цветные круги»

49

Пирамида

Сформировать представление о пирамиде и некоторых ее свойствах, умение распознавать предметы формы пирамиды в окружающей обстановки и среди других фигур .

Д/и «Разложи подарки»

50

«Призма и пирамида»

сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать предметы в форме призмы и пирамиды в окружающей обстановке, закрепить знания о днях недели.

 Игра «Любопытная Варвара».

Игри: «Найди фигуры».

51

Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем"

Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем"

Игра-путешествие

52

Игра — викторина «Планета всезнаек».

Способствовать развитию у детей внимания, логического мышления,сообразительности. Способствовать умению понимать поставленную задачу и выполнять её. Проявлять интерес к решению логических задач, отгадыванию загадок; пробудить у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь друг другу.

Развивать память, мышление, речь. Развивать воображение и эмоциональный мир.

Воспитывать любовь к сказке, книге. Формировать интерес к театрализованной деятельности. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Развитие художественно-эстетических способностей, мелкой моторики.

Развивать интонационную выразительность речи. Привлекать родителей к активному участию в играх.

Игра — викторина

  1. Расписание занятий

Занятия с детьми осуществляются во второй половине дня после дневного сна, согласно расписанию:

Наименование доп.

образования

Направленность

ФИО

педагога

Возрастная группа

Время проведения

«Занимательная логика»

Социально- гуманитарная

Эмиралиева Р.К.

Средняя группа

Вторник 15.15-15.35

15.45-16.05

Год обучения

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Продолжит. занятия

2023-2024

2

8

52

20 мин

  1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы используются развивающие игры Воскобовича, а также Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, игры по технологии ТРИЗ

  • игры        на        развитие        сенсорных        способностей        («Геоконт»/конструктор/,        «Игровой квадрат»,                                «Прозрачная        цифра»,        «Чудо-головоломки»,

«Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки»);

  • игры на внимание («Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Шёл домой Глеб»,

«Блоки Дьенеша»);

  • игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «брызг-брызг»,

«Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Змейка»);

  • игры на развитие творческого мышления («Квадрат Воскобовича (четырёхцветный)»,

«Чудо – крестики», «Чудо – соты»);

  • игры        на        развитие        речи        («Шнур        –        затейник»,        «Геоконт»,        «Лабиринты        букв»,

«Прозрачный квадрат»);

  • игры на развитие воображения («Палочки Кюизенера», «Чудо-соты», «Чудо-крестики»,

«Прозрачный квадрат».

  1. Материально – техническое обеспечение:

Техническое оснащение занятия: ноутбук, мольберт, тоска (магнитно – маркерная);

Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:

  1. Наборы логических блоков «Дьенеша» - 5 коробок;
  2. Игры на составление плоскостных изображений предметов;
  3. Обучающие настольно-печатные игры по математике;
  4. Геометрические мозаики и головоломки;
  5. Занимательные книги по математике;
  6. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
  7. Простой карандаш; набор цветных карандаше;
  8. Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
  9. Счетный материал, счетные палочки, набор цифр;
  10. Методические пособия («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм»,

«Пифагор», «Кубики Никитина» 4 шт., «Квадрат Воскобовича»);

  1. Головоломки: («Лабиринт»);
  2. Электронные дидактические пособия (игры);

Методическое обеспечение

  1. Петерсон Л.Г. Раз – ступенька, два – ступенька…
  2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день «Логика для дошкольников»
  3. Михайлова З.А. «Математика – это интересно»;
  4. Помораева        И.А.,        Позина        В.А.        Занятия        по        формированию        элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
  5. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.

  1. Оценочный материал

Оценка эффективности реализации программы «Занимательная логика» происходит на основании результатов диагностики на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа.

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Р. Немова, Д. Векслера, Н.Вераксы. Результативность программы отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных процессов.

Диагностический инструментарий (диагностические задания) Задание №1. Развитие внимания

Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова

«стоп» и «начинай».

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

  1. балл - критерий не проявляется;
  2. балла – критерий проявляется частично;
  3. балла – критерий проявляется (согласно норме).

Задание №2. Развитие памяти

Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

  1. балл - задание не выполнено,
  2. балла – задание выполнено с помощью взрослого;
  3. балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №3. Развитие восприятия

Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень

  1. балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
  2. балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
  3. балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек

Задание №4. Развитие воображения

Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент», Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

  1. балл - задание не выполнено.
  2. балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью. 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №5. Развитие мышления

Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:

  1. «Чего не хватает на рисунке?»
  2. «Что лишнее на рисунке?»
  3. «Раздели на группы, и назови одним словом»
  4. «Сложи картинку»
  5. «Что перепутал художник?» 6 «Заплатки к коврикам»

7. «Что сначала, что потом?»

Оценивание проходит по трехбалльной системе.

Уровень:

  1. балл - задание не выполнено,
  2. балла – задание выполнено с помощью взрослого;
  3. балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет        оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.

Высокий уровень: (29-33 балла)

Средний уровень: (от 22 до 28 баллов) Низкий уровень: (ниже 11 баллов)

Качественная характеристика уровней сформированности умений и навыков детей в решении логических задач

Высокий уровень (от 29 до 33 баллов): Дошкольник может концентрировать внимание на одном объекте достаточно продолжительное время, высокий темп выполнения заданий, незначительные ошибки в решении задач. Запоминает и называет 5-6 картинок из 10. Воспринимает и называет очертания всех предметов за определённое время. Самостоятельно изменяет, дорисовывая, предмету недостающий элемент, создавая на этой основе относительно новый образ. Правильно, без ошибок выполняет все задания.

Средний уровень (от 22 до 28 баллов): Ребёнок не удерживает внимание в течение всего выполнения задания, отвлекается. Запоминает и называет 3-4 картинки. Называет очертания всех предметов за 30 сек. Видоизменяет предметы с небольшой помощью взрослого.

Низкий уровень (ниже 11 баллов): Ребёнок не воспринимает инструкции взрослого, не может сконцентрироваться на задании.

Список литературы

  1. Воскобович        В.В.,        Вакуленко        Л.С.,        Вотинова        О.М        Методические рекомендации к игровому комплекту «Ларчик» и к игровому комплекту «МиниЛарчик».

- СПб.: ООО «РИВ», 2016 – 93с.;

  1. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н, Харько Т.Г. Предматематические игры для        детей                младшего        возраста:        Учебно        –        методическое        пособие.        –        СПб.:        ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015 -80с.;

  1. Харько Т.Г. Методика познавательно        –        творческого        развития дошкольников «Сказки фиолетового леса». Средний дошкольный возраст. – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013 -192с.;

  1. Финкельштейн Б.Б, Малышева Л.В Учебно-методический комплекс игровых материалов к блокам Дьенеша / Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-4 года);
  2. Пособие «Логика» М.В.Кралина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные ...

Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Исток творчества" . Возраст обучающихся: 5-7 лет.

Данная программа является образовательной, модифицированной, художественной направленности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная робототехника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника» (Далее Программа) отнесена к программам технической направленности,  является авторской разр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольный период происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий окружающего мир...

Конспект итогового занятия по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Занимательная информатика» «Мой компьютер – верный друг» в подготовительной группе

Цель: закрепление представления детей об устройствах компьютера и назначении его основных частей.Задачи:Образовательные:Сформировать представление о требованиях безопасности при работе за компьют...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это о...