Формирование элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Лариса Михайловна Казак

Данные материалы  позволят расширить и закрепить знаниния дошкольников по позавательному развитию (фэмп). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Тема: «Предпраздничные хлопоты».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Художественно–эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений, развитие познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач.

Задачи:

Образовательная:

  1. Формировать представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов.
  2. Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5)
  3. Закрепить представления, о геометрических фигурах выкладывая узор, совершенствуя навыки порядкового счета.

Развивающая:

  1. Развивать мышление, слуховое внимание, грамматический строй речи.
  2. Развивать у детей способность отвечать на вопросы распространенными предложениями.

Воспитательная:

  1. Воспитывать умение слушать, не перебивая собеседника.
  2. Воспитывать отзывчивость, желание помочь, доставить радость окружающим.

Целевая аудитория: средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет).

Место проведения: групповая комната.

Предварительная работа: беседы с детьми о празднике «Международный женский день», рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильма «Домовенок Кузя».

Предполагаемый результат: у детей сформировано представление о том, что результат счета не зависит от величины предмета, умение воспроизводить указанное количество движений, самостоятельно выкладывать геометрические фигуры, совершенствуя порядковый счет, отвечать на вопросы полными предложениями, правильно согласовывают слова в предложении.   Дети способны управлять своим поведением, слушать, не перебивая собеседника.

Индивидуальная работа: развивать у детей умение отвечать на поставленные вопросы распространенными предложениями.

Форма проведения: дидактических упражнений и игр.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Формы организации совместной деятельности: партнерская форма организации, индивидуальная и фронтальная.

Методы и приемы:

Словесный метод (беседа, показ, объяснение, разъяснение, инструкции, вопросы, чтение стихов).

Наглядный метод (работа с демонстрационным, раздаточным материалом).

Практический метод (сравнение, обобщение, выполнения упражнений, самостоятельное выполнение заданий).

Игровой метод (мотивационная ситуация).

Материалы и оборудование:

Магнитная доска, ширма, вырезки аудиозаписи из мультфильма «Домовенок Кузя».

Наглядный материал:

Пирожки разные по величине (счетный материал), музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, барабан).

Раздаточный материал:

Конфеты двух размеров, двух цветов (счетный материал: по 5 штук на каждого ребенка), карточки с двумя полосками, геометрические фигуры (красный квадрат, желтый круг, зеленый треугольник, синий прямоугольник), листы бумаги с нарисованной дугой (на каждого ребенка).

Предварительная работа: беседы с детьми о празднике «Международный женский день», рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, повторение стихотворений и музыкальных произведений к празднику.

Ход НОД

  1. Мотивационный момент:

Воспитатель приглашает детей зайти в группу.

  • Ребята, какой праздник приближается? (Международный женский день, 8 марта) Кого будем поздравлять? (маму, бабушку, сестру, крестную
    Воспитатель: Какие наши мамы? (любимые, красивые, ласковые, нежные, добрые).
  • Бабушка какая? (заботливая, строгая, хозяйственная, справедливая, любимая)
  • Как мы можем поздравить наших любимых? (спеть песенку, нарисовать букет цветов, убрать игрушки в комнате, помочь на кухне, испечь пирог с папой, купит торт…)
  • Сейчас предлагаю послушать стихи. Дети читают стихотворения.

1 Ребенок: Мам мы дружно поздравляем,

                     Им здоровья мы желаем,

                     С нами очень нелегко,

                     Благодарны им за все!

2 Ребенок:  Подмету сегодня пол,

              Скатертью накрою стол.

              Буду маме помогать,

              Суп варит и убирать,

              Перемою все кастрюли...

              Я люблю тебя, мамуля.

(Включается аудиозапись из мультфильма «Домовенок Кузя», «Ой беда, беда огорчение…»)
Воспитатель: что случилось, ребята! (предположение детей). Слышите, Домовенок Кузя просит нас о помощи. Приближается 8 марта, а он не успел подготовиться к празднику. Что же делать?

Ответ детей: Поможем Домовенку?

Воспитатель: не расстраивайся Кузя, мы тебе поможем, и вместе будем поздравлять наших мам.

  1. Основная часть

Воспитатель подводит детей к магнитной доске, на которой расположены пирожки: большие - ближе друг к другу, маленькие - дальше)

Воспитатель: Дети, посмотрите, Кузя испек пирожки. Вот и угощенья для наших мам. Чем похожи между собой пирожки? (цветом, формой)

Чем отличаются? (размером, начинкой).

Воспитатель предлагает детям подумать: каких пирожков больше, а каких меньше, а может быть их поровну. Выслушивает предположения детей.

Воспитатель: как узнать точно, сколько больших пирожков, а сколько маленьких. (надо посчитать)

Дети пересчитывают сначала большие, затем маленькие пирожки и убеждаются, что их одинаковое количество.

Воспитатель: как можно проверить, не считая, одинаковое ли количество пирожков? (поставить пирожки друг под друга)

Воспитатель подводит итог: размер не влияет на количество пирожков.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столах, в тарелках лежат конфеты. Их тоже принято угощать и дарить на праздник. Предлагаю вам пройти за стол и помочь Кузе собрать их, но для начала посмотрим каких конфет больше или меньше.

Индивидуальная работа. Повторяются те же действия, что и с пирожками. Воспитатель подходит к столу детей и проверяет правильность выполнения работы, предлагая помощь нуждающимся детям.

Воспитатель: Молодцы, помогли домовёнку посчитать конфеты.

Ребята, вы говорили, что маме можно подарить и танец. Сейчас предлагаю научить Кузю танцевать.

Физкультминутка под музыку «Пяточка, носочек»

Дидактическая игра «Посчитай звуки»
Воспитатель: поднять настроение в праздник поможет веселая, мелодия.
Посмотрите, какие музыкальные инструменты вы видите на столе?

Дети: Металлофон, музыкальный молоточек, барабан.

Воспитатель: сейчас я буду играть на музыкальных инструментах, а вы будете считать звуки.

За ширмой находятся музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, барабан). Воспитатель воспроизводит звуки на каком-либо музыкальном инструменте (в пределах 5). Дети называют музыкальный инструмент и считают звуки.

Дидактическая игра «Бусы в подарок»

Воспитатель: Мамы любят получать в подарок украшения. Какие вы знаете украшения? (ответы детей)

Я предлагаю научить Кузю выкладывать бусы для мамы из геометрических фигур.
Воспитатель называет геометрическую фигуру, дети выкладывают: красный квадрат, желтый круг, зеленый треугольник, синий прямоугольник. 

После выполнения задания воспитатель задает детям вопросы: "Который по счету желтый круг?", "На котором месте зеленый треугольник?", "Какая геометрическая фигура стоит на четвертом месте?" и т.д.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: как вы думаете, помогли мы Домовенку Кузе? Какую помощь оказали невиданному гостю? Что нового и интересного узнали Вы?
Какие моменты вам больше понравились и почему?

Воспитатель хвалит, благодарит детей за активность, инициативность, самостоятельность в выполнении заданий.

Много сюрпризов можно преподнести мамам, но лучшим подарком будут ваши улыбки, хорошее настроение, добрые дела и поступки, помощь. Не забывайте говорить мамам добрые слова, потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки

Воспитатель: Ребята, Кузя благодарит за помощь и дарит Вам медаль «Лучший друг». Он прощается, но говорит, что вернётся к Вам.

После занятия предложить детям спеть для своих мам песню «Ах какая, мама!» Музыка и слова И. Пономаревой и сделать аппликацию «Бусы для мамы». В самостоятельной деятельности дети составляют узор из геометрических фигур, называя, на каком месте расположена та или иная геометрическая фигура.

Используемая литература:

  1. Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений». Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014
  2. Финогенова Н. В., Рыбина М. Ю., Ремизенко Е. В. «Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры». Средняя группа. Издательство: Учитель, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...