Методическая разработка для подготовительной к школе группы на тему «Часы»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Цель: формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление с часами и их назначением.

 

Задачи:

- Образовательные

Формировать представление детей о времени.

Продолжать знакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные).

Закрепить понятие циферблата часов и название стрелок.

Познакомить с понятиями: час, минута, сутки.

Закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат и круг.

- Развивающие

Развивать познавательную активность детей, логическое мышление, речь.

Совершенствовать умения отвечать полными распространенными предложениями на вопросы.

Развивать общую моторику и тонкую моторику пальцев рук.

- Воспитательные

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Воспитывать интерес к занятиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_chasami.docx42.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Часы»

Автор: воспитатель Корчагина Лариса Филипповна

Цель: формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление с часами и их назначением.

Задачи:

- Образовательные

Формировать представление детей о времени.

Продолжать знакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные).

Закрепить понятие циферблата часов и название стрелок.

Познакомить с понятиями: час, минута, сутки.

Закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат и круг.

- Развивающие

Развивать познавательную активность детей, логическое мышление, речь.

Совершенствовать умения отвечать полными распространенными предложениями на вопросы.

Развивать общую моторику и тонкую моторику пальцев рук.

- Воспитательные

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: разные виды часов, песочные часы на 1 и 3 минуты, иллюстрации с изображением водяных и песочных часов, иллюстрация с изображением курантов, макеты часов.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, мы сегодня станем исследователями. А что будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку. А отгадку не проговариваем вслух, вы должны найти в группе.

Загадка:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу

Когда есть, когда спать

Когда работу начинать.

Воспитатель:

- Так что же это?

- Для чего они нужны?

(вовремя ложиться спать, вставать, приходить на работу, в садик и т.п.)

- Чем они отличаются? (формой, цветом, материалом)

-Какой формы? (круглые, квадратные)

- Из какого материала сделаны эти часы?

- Значит они какие? (пластмассовые, железные)

- А чем похожи?

- А вы знаете как устроены часы? (Дети проходят к доске и рассматривают картинки (детали часов)

(корпус, часовой механизм (пружины и шестеренки, крутятся они толчками, поэтому мы слышим: тик-так; циферблат (круг с цифрами), и стрелки)

- Движутся стрелки всегда слева направо.

Секундная стрелка длинная. Она проходит по кругу 60 шагов (секунд). За это время минутная проходит только 1 шаг (1 минуту).

Часовая стрелка короткая, самая медленная. Часовая стрелка показывает целый час тогда, когда минутная (длинная) стрелка стоит на двенадцати.

За 1 час можно очень много успеть (маме помочь посуду помыть, поиграть, цветы полить, пообедать).

Короткая стрелка двигается медленно и показывает часы, а длинная стрелка бежит гораздо быстрее и показывает минуты.

- Положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой - меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа), а часовая стрелка передвигается к следующему числу и показывает, что прошел один час.

(Свой рассказ воспитатель демонстрирует на модели часов).

- А сколько цифр на циферблате? (от 1 до 12).

На модели часов дети устанавливают время: 2ч., 5ч., 8ч., 11ч.

- Так что же такое часы? (Прибор для измерения времени).

Физминутка:

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть который час.

Раз-два-три-четыре

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон

Воспитатель:

- Молодцы, вы научились определять время по часам.

Но часы не всегда выглядели так, как сейчас.

- Как раньше люди определяли время? (ответы детей)

- Первыми часами, которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. Проведем с вами опыт и посмотрим, как работали солнечные часы. (Воспитатель демонстрирует солнечные часы (в роли палки- карандаш, роль солнца исполняет фонарик)

-У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Что может заменить солнце? (фонарик)

-Когда солнце встает из-за горизонта? (утром)

-Что вы видите? (солнце светит, и тень падает на землю)

-где находится солнце? (низко над землей)

- Тень какая? (длинная)

- Если солнце в самом верху, в самом разгаре? Какое время суток? ( обед, тень короткая)

-После обеда какое время суток наступает? (вечер).

Тень какая? (длинная)

-Удобно использовать такие часы?

- Почему? (Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?)

- Позже появились водяные часы (дети проходят к доске и рассматривают картинку водяных часов).

- Как они устроены? (В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду).

- Зачем нарисованы пометки-черточки? (Сколько воды выльется, столько и времени (черточек) прошло).

-Удобны эти часы? (нет)

- Почему? (дети рассуждают и приходят к выводу: надо постоянно подливать в них воду).

-Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло».

- «Течет время» и в песочных часах. Вернее, не время течет, а песок, по которым его измеряют.

-Покажите песочные часы. Из чего они сделаны? (из стекла). Два стеклянных пузырька соединены вместе.

- Что внутри пузырьков? (песок). Как часы работают? (песок из верхнего пузырька сыплется в нижний).

- Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.

-Удобны эти часы?

-Можно ими пользоваться каждый день?

-Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях, даже мы в садике и дома. (дети рассматривают песочные часы)

Собрать пазлы. Определить время на часах.

(На столах пазлы, дети парами собирают пазл-часы, и определяют время).

Игра «Ходят стрелочки по кругу»

Воспитатель:

- Мы с вами, ребята, превратимся в стрелочки. Идем по кругу, взявшись за руки и садитесь на корточки рядом с ближайшей карточкой после окончания слов.)

(На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит стихотворные строки:

Мы часы, наш точен ход,

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Воспитатель: называет время - Пять часов.

Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12; 3ч; 9ч; 6ч; 10ч.)

-Какие часы используют в наше время?

(В настоящее время используются часы циферблатные механические или электронные. Они удобнее).

Игра с мячом: «Как называются часы?»

Игра с мячом

Отгадайте как называются часы:

-если они стоят на полу? (напольные);

-если они висят на стене? (настенные);

-если их носят на руке? (наручные);

-если их носят в кармане? (карманные);

- часы, которые будят по утрам (будильник);(тут же спросить про живой будильник- петух, птицы)

- часы, которые работают на батарейках и без стрелок (электронные);

- часы с песком (песочные);

- часы, которые работают при помощи солнца (солнечные).

-часы, которые работают на воде? (водяные)

-а как будут называться часы на башнях? – башенные.

В нашей стране самые главные башенные часы – куранты. Знаете, где они находятся? (на Красной площади, на Спасской башне)

(рассматривают картинку)

- Какие часы есть в нашей группе? (настенные)

Воспитатель:

-Приготовьте свои рабочие места. Возьмите, что вам необходимо, и нарисуйте часы – которые хотите подарить кому-то, или получить в подарок.

Воспользуемся песочными часами на 3 минуты.

Дети рисуют. Готовые рисунки прикрепить к магнитной доске.

Воспитатель:

- Вы нарисовали отличные рисунки.

Итог занятия:

- Что мы сегодня исследовали?

- Какие ты знаешь часы?

-Чему ты сегодня научился?

-Что тебе показалось трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-презентация в подготовительной к школе группе на тему: «Часы бывают разные»

Конспект-презентация в подготовительной к школе группе на тему: «Часы бывают разные»...

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему: "Скоро в школу"

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу» с использованием Qr кода.

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...

Учебно-методическое пособие для подготовительной к школе группе по теме насекомые. Презентация " Пресмыкающиеся"

Данная презентация предназначенна для знакомства а так же для закреплния темы "Насекомые"...

Методическая разработка в подготовительной к школе группе " Есть профессия такая ..."

Методическая разработка по профориентации в подготовительной группе...

Методическая разработка в подготовительной к школе группе.НОД рисование "Фонтан Солнце"

Нод рисование "Фонтан "Солнце" в Нижнем парке города Петергофа"...