Методическая разработка для подготовительной к школе группы на тему «Часы»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Цель: формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление с часами и их назначением.
Задачи:
- Образовательные
Формировать представление детей о времени.
Продолжать знакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные).
Закрепить понятие циферблата часов и название стрелок.
Познакомить с понятиями: час, минута, сутки.
Закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат и круг.
- Развивающие
Развивать познавательную активность детей, логическое мышление, речь.
Совершенствовать умения отвечать полными распространенными предложениями на вопросы.
Развивать общую моторику и тонкую моторику пальцев рук.
- Воспитательные
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
Воспитывать интерес к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_chasami.docx | 42.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Часы»
Автор: воспитатель Корчагина Лариса Филипповна
Цель: формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление с часами и их назначением.
Задачи:
- Образовательные
Формировать представление детей о времени.
Продолжать знакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные).
Закрепить понятие циферблата часов и название стрелок.
Познакомить с понятиями: час, минута, сутки.
Закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат и круг.
- Развивающие
Развивать познавательную активность детей, логическое мышление, речь.
Совершенствовать умения отвечать полными распространенными предложениями на вопросы.
Развивать общую моторику и тонкую моторику пальцев рук.
- Воспитательные
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: разные виды часов, песочные часы на 1 и 3 минуты, иллюстрации с изображением водяных и песочных часов, иллюстрация с изображением курантов, макеты часов.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, мы сегодня станем исследователями. А что будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку. А отгадку не проговариваем вслух, вы должны найти в группе.
Загадка:
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу
Когда есть, когда спать
Когда работу начинать.
Воспитатель:
- Так что же это?
- Для чего они нужны?
(вовремя ложиться спать, вставать, приходить на работу, в садик и т.п.)
- Чем они отличаются? (формой, цветом, материалом)
-Какой формы? (круглые, квадратные)
- Из какого материала сделаны эти часы?
- Значит они какие? (пластмассовые, железные)
- А чем похожи?
- А вы знаете как устроены часы? (Дети проходят к доске и рассматривают картинки (детали часов)
(корпус, часовой механизм (пружины и шестеренки, крутятся они толчками, поэтому мы слышим: тик-так; циферблат (круг с цифрами), и стрелки)
- Движутся стрелки всегда слева направо.
Секундная стрелка длинная. Она проходит по кругу 60 шагов (секунд). За это время минутная проходит только 1 шаг (1 минуту).
Часовая стрелка короткая, самая медленная. Часовая стрелка показывает целый час тогда, когда минутная (длинная) стрелка стоит на двенадцати.
За 1 час можно очень много успеть (маме помочь посуду помыть, поиграть, цветы полить, пообедать).
Короткая стрелка двигается медленно и показывает часы, а длинная стрелка бежит гораздо быстрее и показывает минуты.
- Положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой - меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа), а часовая стрелка передвигается к следующему числу и показывает, что прошел один час.
(Свой рассказ воспитатель демонстрирует на модели часов).
- А сколько цифр на циферблате? (от 1 до 12).
На модели часов дети устанавливают время: 2ч., 5ч., 8ч., 11ч.
- Так что же такое часы? (Прибор для измерения времени).
Физминутка:
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час.
Раз-два-три-четыре
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон
Воспитатель:
- Молодцы, вы научились определять время по часам.
Но часы не всегда выглядели так, как сейчас.
- Как раньше люди определяли время? (ответы детей)
- Первыми часами, которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. Проведем с вами опыт и посмотрим, как работали солнечные часы. (Воспитатель демонстрирует солнечные часы (в роли палки- карандаш, роль солнца исполняет фонарик)
-У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Что может заменить солнце? (фонарик)
-Когда солнце встает из-за горизонта? (утром)
-Что вы видите? (солнце светит, и тень падает на землю)
-где находится солнце? (низко над землей)
- Тень какая? (длинная)
- Если солнце в самом верху, в самом разгаре? Какое время суток? ( обед, тень короткая)
-После обеда какое время суток наступает? (вечер).
Тень какая? (длинная)
-Удобно использовать такие часы?
- Почему? (Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?)
- Позже появились водяные часы (дети проходят к доске и рассматривают картинку водяных часов).
- Как они устроены? (В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду).
- Зачем нарисованы пометки-черточки? (Сколько воды выльется, столько и времени (черточек) прошло).
-Удобны эти часы? (нет)
- Почему? (дети рассуждают и приходят к выводу: надо постоянно подливать в них воду).
-Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло».
- «Течет время» и в песочных часах. Вернее, не время течет, а песок, по которым его измеряют.
-Покажите песочные часы. Из чего они сделаны? (из стекла). Два стеклянных пузырька соединены вместе.
- Что внутри пузырьков? (песок). Как часы работают? (песок из верхнего пузырька сыплется в нижний).
- Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.
-Удобны эти часы?
-Можно ими пользоваться каждый день?
-Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях, даже мы в садике и дома. (дети рассматривают песочные часы)
Собрать пазлы. Определить время на часах.
(На столах пазлы, дети парами собирают пазл-часы, и определяют время).
Игра «Ходят стрелочки по кругу»
Воспитатель:
- Мы с вами, ребята, превратимся в стрелочки. Идем по кругу, взявшись за руки и садитесь на корточки рядом с ближайшей карточкой после окончания слов.)
(На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит стихотворные строки:
Мы часы, наш точен ход,
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Воспитатель: называет время - Пять часов.
Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12; 3ч; 9ч; 6ч; 10ч.)
-Какие часы используют в наше время?
(В настоящее время используются часы циферблатные механические или электронные. Они удобнее).
Игра с мячом: «Как называются часы?»
Игра с мячом
Отгадайте как называются часы:
-если они стоят на полу? (напольные);
-если они висят на стене? (настенные);
-если их носят на руке? (наручные);
-если их носят в кармане? (карманные);
- часы, которые будят по утрам (будильник);(тут же спросить про живой будильник- петух, птицы)
- часы, которые работают на батарейках и без стрелок (электронные);
- часы с песком (песочные);
- часы, которые работают при помощи солнца (солнечные).
-часы, которые работают на воде? (водяные)
-а как будут называться часы на башнях? – башенные.
В нашей стране самые главные башенные часы – куранты. Знаете, где они находятся? (на Красной площади, на Спасской башне)
(рассматривают картинку)
- Какие часы есть в нашей группе? (настенные)
Воспитатель:
-Приготовьте свои рабочие места. Возьмите, что вам необходимо, и нарисуйте часы – которые хотите подарить кому-то, или получить в подарок.
Воспользуемся песочными часами на 3 минуты.
Дети рисуют. Готовые рисунки прикрепить к магнитной доске.
Воспитатель:
- Вы нарисовали отличные рисунки.
Итог занятия:
- Что мы сегодня исследовали?
- Какие ты знаешь часы?
-Чему ты сегодня научился?
-Что тебе показалось трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная к школе группы) по теме: Учебно-методическое пособие "Музыкальный калейдоскоп" по развитию музыкально-ритмических способностей детей
Авторские разработки музыкально-ритмических композиций. Движение под музыку - самый эффективный метод развития музыкальности....
Конспект-презентация в подготовительной к школе группе на тему: «Часы бывают разные»
Конспект-презентация в подготовительной к школе группе на тему: «Часы бывают разные»...
Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему: "Скоро в школу"
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...
Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу» с использованием Qr кода.
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...
Учебно-методическое пособие для подготовительной к школе группе по теме насекомые. Презентация " Пресмыкающиеся"
Данная презентация предназначенна для знакомства а так же для закреплния темы "Насекомые"...
Методическая разработка в подготовительной к школе группе " Есть профессия такая ..."
Методическая разработка по профориентации в подготовительной группе...
Методическая разработка в подготовительной к школе группе.НОД рисование "Фонтан Солнце"
Нод рисование "Фонтан "Солнце" в Нижнем парке города Петергофа"...