Перспективный план работы по математике с детьми дошкольного возраста по теме "Ориентировка в пространстве и на плоскости"
календарно-тематическое планирование по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предлагаемый план поможет педагогу спланировать свою работу через игры, игровые упражнениния, другой занимательный материал по развитию умений у дошкольников ориентироваться в пространстве и на плоскости, включая тетрадь в клетку .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
persp.plan_po_matematike.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми по развитию умений ориентироваться в
пространстве и на плоскости через занимательную математику.
Дидактические игры и упражнения, подвижные игры могут использоваться вне занятий или как часть занятия по
математике
месяц | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Сентябрь | д/и «Где позвонили?» Цель: развивать направленность слухового внимания, умения определять направления звука, ориентации в пространстве. | д/и «Где позвонили?» Цель: развивать направленность слухового внимания, умения определять направления звука, ориентации в пространстве. Усложнение: увеличение количества предметов. | д/и «Далеко и близко» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, поворачиваться на 90, 180 градусов, употреблять слова: снизу, вверху, справа, слева, далеко, близко, впереди, сзади, | д/и «Далеко и близко» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, поворачиваться на 90, 180 градусов, употреблять слова: снизу, вверху, справа, слева, далеко, близко, впереди, сзади, Усложнение: увеличить количество заданий по изменению направления. | |||
д/и «Ёлочки и грибочки» Цель: обучать чередовать предметы по цвету, соотносить свои действия с образцом. | д/и «Ёлочки и грибочки» Цель: обучать чередовать предметы по цвету, соотносить свои действия с образцом. Усложнение: увеличение количества предметов. | д/и «Найди игрушку» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по словесной инструкции. | д/и «Найди игрушку» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по словесной инструкции. Усложнение: увеличить количество заданий по изменению направления. | ||||
д/и «Что изменилось» Цель: развивать память, внимание, умение ориентироваться в пространстве. | д/и «Что изменилось» Цель: развивать память, внимание, умение ориентироваться в пространстве. Усложнение: увеличение количества предметов. | д/и «Угадай столик» Цель: развивать умение ориентироваться на плане | д/и «Угадай столик» Цель: развивать умение ориентироваться на плане Усложнение: увеличить количество заданий по изменению направления. | ||||
п/и «Петушки и цыплята», «Догонялки», «Идём по мостику», «Котята и щенята». Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, выполнять команды по ходу игры, развивать навыки бега, ходьбы, равновесия | п/и «Перелёт птиц», «У Мазая», «Хитрая лиса» «Колдуны» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по правилам, бегать в разных направлениях. | ||||||
Индивидуальная работа | |||||||
месяц | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Октябрь | д/и «Сделай то, что скажу». Цель: формировать умение дослушать задание до конца, различать противоположные по назначению действия ( подняться вверх- спуститься вниз). | д/и «Сделай то, что скажу». Цель: формировать умение дослушать задание до конца, различать противоположные по назначению действия ( подняться вверх- спуститься вниз). Усложнение: увеличение количества предметов, команд | д/и «Расскажи про узор» Цель: учить детей обозначать словами положение фигур на листе бумаги. | д/и «Расскажи про узор» Цель: учить детей обозначать словами положение фигур на листе бумаги. Усложнение: увеличить количество геометрических фигур | |||
д/и «Что спрятано» Цель: развивать память, внимание, умение ориентироваться в пространстве. | д/и «Что спрятано» Цель: развивать память, внимание, умение ориентироваться в пространстве. Усложнение: увеличение количества предметов, команд | д/и «Найди клад» Цель: развивать умение ориентироваться по плану | д/и «Найди клад» Цель: развивать умение ориентироваться по плану Усложнение: увеличить количество заданий по изменению направления. | ||||
д/и «Добавь слово» Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве. | д/и «Добавь слово» Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве. Усложнение: увеличение количества предметов, команд | д/и «Ход вслепую» Цель: развивать умение передвигаться по лабиринту, закрыв глаза или с повязкой, понимать словесную инструкцию и действовать по ней. | д/и «Ход вслепую» Цель: развивать умение передвигаться по лабиринту, закрыв глаза или с повязкой, понимать словесную инструкцию и действовать по ней. Усложнение: увеличить количество заданий по изменению направления. | ||||
д/и «Разноцветные прищепки» Цель: развивать мелкую моторику рук, обучать различению цветов, развивать умение действовать по образцу. | д/и«Разноцветные прищепки» Цель: развивать мелкую моторику рук, обучать различению цветов, развивать умение действовать по образцу. Усложнение: увеличение количества предметов. | д/и «Путешествие по комнате» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве по словесной инструкции. | д/и «Путешествие по комнате» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве по словесной инструкции. Усложнение: увеличить количество заданий по изменению направления. | ||||
октябрь | п/и «Ау, ау», «Птички в гнёздышках», «Самолёты» «Зайка серенький сидит» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую сторону, упражнять детей в беге в разных направлениях. | п/и «Ловишки от земли», «Перемена мест», «Пустое место», «Караси и щука». Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, умение двигаться по сигналу. | |||||
Занятие Тема: «.Том и Джерри» Программные задачи: учить детей обследовать и сравнить фигуры с целью выделения сторон и углов, развивать умение находить нужную фигуру по отрицанию свойства, самостоятельно осваивать детьми правилами движения по лабиринту. | Занятие Тема: «В поисках сокровищ» Программные задачи: учить определять пропущенное число, закрепить знания детей о пространственных отношениях, выражать их словами между, после, перед, посередине, слева, справа, закрепить умение ориентироваться в пространстве по плану- схеме. | ||||||
Индивидуальная работа |
месяц | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Ноябрь | д\и «Найдите такую же» Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве. | д\и «Найдите такую же» Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве. Усложнение: увеличение количества предметов. | д/и «Художники» Цель: развивать ориентировку в пространстве, закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов. | д/и «Художники» Цель: развивать ориентировку в пространстве, закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов. |
д/и «Кукла Маша купила мебель» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана. | д/и «Кукла Маша купила мебель» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана. Усложнение: увеличение предметов до четырёх- шести. | д/и «Что изменилось» Цель развивать внимание, память, умение ориентироваться в пространстве. | д/и «Что изменилось» Цель развивать внимание, память, умение ориентироваться в пространстве. | |
д/и «Флажки» Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, различать правую, левую руку, действовать по команде взрослого. | д/и «Флажки» Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, различать правую, левую руку, действовать по команде взрослого. | д/и «Куда залетела пчела» Цель: развивать мышление, пространственные отношения, учить ориентироваться на плане. | д/и «Куда залетела пчела» Цель: развивать мышление, пространственные отношения, учить ориентироваться на плане. | |
д/и «Кто ушёл?» Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, закреплять правильное употребление слов: между, рядом, за, перед. | д/и «Кто ушёл?» Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, закреплять правильное употребление слов: между, рядом, за, перед. | д/и «Магазин ковров» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, последовательно описывать выбранный ковер, правильно использовать слова: в середине, сверху, снизу, слева, справа | д/и «Магазин ковров» Цель: учить детей ориентиро-ваться в пространстве, последовательно описывать выбранный ковер, правильно использовать слова: в середине, сверху, снизу, слева, справа Усложнение: увеличить количество геометрических фигур | |
п/и «Котята и щенята», «Снежная карусель», «Лиса в курятнике», «Заинька» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, ловкость. | п\и «Пастух и стадо», «Чьё звено скорее соберётся», «Гуси-лебеди», «Яблоко». Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, .действовать по правилам. | |||
Ноябрь | Занятие Тема: «Путешествие в Антарктиду» Программные задачи: закрепить выполнения практических действий с ориентировкой на символ, обнаружение логических связей в алгоритме, закрепить умение называть числа в обратном порядке, закрепить умение ориентироваться в клеточном пространстве, пользоваться планом как уменьшенной моделью, развивать внимание, целеустремлённость. | |||
Индивидуальная работа |
месяц | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Декабрь | д/и «Поезд» Цель: учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой, формировать умения двигаться в направлении, указанном стрелкой. | д/и «Поезд» Цель: учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой, формировать умения двигаться в направлении, указанном стрелкой. | д/и «Поиски» Цель: развивать умения ориентироваться в пространстве, следуя словесным указаниям, учить проговаривать свой маршрут. | д/и «Поиски» Цель: развивать умения ориентироваться в пространстве, следуя словесным указаниям, учить проговаривать свой маршрут. Усложнение: увеличить количество заданий по изменению направления. |
д/и «Регулировщик» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по команде «направо», «налево», «вперёд», «назад». | д/и «Регулировщик» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по команде «направо», «налево», «вперёд», «назад». | д/и «Расставь как нарисовано» Цель: учить детей в соответствии с планом расставлять предметы. | д/и «Расставь как нарисовано» Цель: учить детей в соответствии с планом расставлять предметы. | |
д/и «Куда спрятался жучок?» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве с помощью плана. | д/и «Куда спрятался жучок?» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве с помощью плана. | д/и «Разные дома» Цель: учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета. | д/и «Разные дома» Цель: учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета. | |
п/и: «Цветные автомобили», «Берегись- заморожу», «Трамвай», «Затейники» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, передвигаться в разных направлениях, по сигналу возвращаться на своё место. | д/и «Как пройти к зайке» Цель: учить ориентироваться в пространстве по схеме. | д/и «Как пройти к зайке» Цель: учить ориентироваться в пространстве по схеме. | ||
Занятие Тема: «Три котёнка». Цель: развивать комбинаторские умения, вос-производить отношения «вы-ше- ниже», «над- под», «меж-ду», уточнить представления о направлениях счёта, соотносить предметы по цвету с ориентацией на сюжет игры. | п/и «Совушка-сова», «Два Мороза», «Жмурки», «Земля, вода, огонь, воздух» Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, действовать по команде | |||
Декабрь | Занятие Тема: «Спасатели» Программные задачи: упражнять детей в ориентировке в пространстве и на плоскости, закрепить знание цифр, развивать умение классифицировать предметы по форме, учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуры по образцу. | |||
Индивидуальная работа |
месяц | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Январь | д/и «Гномик и великаны» Цель: развивать внимание, умение действовать по команде «вверх», «вниз». | д/и «Гномик и великаны» Цель: развивать внимание, умение действовать по команде «вверх», «вниз» | д/и «Как Маша купила пианино» Цель: учить детей пользоваться планом в конкретной ситуации. | д/и «Как Маша купила пианино» Цель: учить детей пользоваться планом в конкретной ситуации. |
д\и «Робот» Цель: развивать умения детей ориентироваться в пространстве, действовать по словесной инструкции. | д\и «Робот» Цель: развивать умения детей ориентироваться в пространстве, действовать по словесной инструкции. | д\и «Робот» Цель: развивать умения детей ориентироваться в пространстве, действовать по словесной инструкции. Усложнение: увеличить количество заданий по изменению направления. | д\и «Робот» Цель: развивать умения детей ориентироваться в пространстве, действовать по словесной инструкции. Усложнение: увеличить количество заданий по изменению направления. | |
д/и «Мозаика» Цель: учить располагать круги (овалы), ориентируясь на образец. | д/и «Мозаика» Цель: учить располагать круги (овалы), ориентируясь на образец. Усложнение: добавить другие геометрические фигуры. | д/и «Чьё это место?» Цель: учить детей ориентироваться по плану в групповой комнате. | д/и «Чьё это место?» Цель: учить детей ориентироваться по плану в групповой комнате. | |
д/и «На что похоже» Цель: развивать воображение, учить представлять предметы по их схематичному изображению. | д/и «На что похоже» Цель: развивать воображение, учить представлять предметы по их схематичному изображению. | д/и «Строим дом для куклы» Цель: учить детей зарисовывать план кукольной квартиры и расставленной в ней мебели. | д/и «Строим дом для куклы» Цель: учить детей зарисовывать план кукольной квартиры и расставленной в ней мебели. | |
п/и «Наседка и цыплята», «Лохматый пёс», «Мыши в кладовой», «Заинька». Цель: развивать умения ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту. | п/и «Затейники», «Бездомный заяц», «Волк во рву» Цель: развивать умения детей ориентироваться в пространстве, находиться в ограниченном пространстве, закреплять пространственные понятия. | |||
Индивидуальная работа |
месяц | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Февраль | д/и «Оденем куклу» Цель: научить воспроизводить последовательные действия, использовать предметы по назначению, упражнять в употреблении предлогов (в, на, под). | д/и «Оденем куклу» Цель: научить воспроизводить последовательные действия, использовать предметы по назначению, упражнять в употреблении предлогов (в, на, под). | д/и «Секреты» Цель: учить детей ориентироваться по плану группы, на участке д/сада. | д/и «Секреты» Цель: учить детей ориентироваться по плану группы, на участке д/сада. | ||
д/и «Поручения» Цель: обучать детей различать и определять основные качества предметов, развивать слуховое восприятие, речь. Развивать умение ориентироваться в пространстве. | д/и «Поручения» Цель: обучать детей различать и определять основные качества предметов, развивать слуховое восприятие, речь. Развивать умение ориентироваться в пространстве. | д/и «Поручения» Цель: обучать детей различать и определять основные качества предметов, развивать слуховое восприятие, речь. Развивать умение ориентироваться в пространстве. | д/и «Поручения» Цель: обучать детей различать и определять основные качества предметов, развивать слуховое восприятие, речь. Развивать умение ориентироваться в пространстве. | |||
д/и «Зашнуруй ботинок» Цель: освоить навык одевания, развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве. | д/и «Зашнуруй ботинок» Цель: освоить навык одевания, развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве. | д/и «Чего не хватает?» Цель: учить анализировать схему предмета и соотносить предметы в пространстве. | д/и «Чего не хватает?» Цель: учить анализировать схему предмета и соотносить предметы в пространстве. | |||
д/и «Куда бежит человечек?» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана, определить от какого к какому предмету выложен маршрут. | д/и «Куда бежит человечек?» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана, определить от какого к какому предмету выложен маршрут. | д/и «Куда бежит человечек?» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана, определить от какого к какому предмету выложен маршрут. Усложнение: увеличить количество маршрутов | д/и «Куда бежит человечек?» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана, определить от какого к какому предмету выложен маршрут. Усложнение: увеличить количество маршрутов | |||
п/и «Найди своё место», «Воробышки и кот», «Кролики», «Через болото» | п/и «Горелки», «Игровая», «Кошка и мышка», «Охотники и зайцы» Цель закреплять умение ориентироваться в пространстве, пространственные понятия, развивать ловкость, быстроту. | |||||
Занятие. Тема: «Три медведя» Цель: познакомить с образованием числа 3 путём приложения при сравнении множеств с цифрой 3, сравнение предметов по высоте, конструирование с помощью палочек Кюизенера. | ||||||
Индивидуальная работа |
месяц | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Март | д/и «Игры-конструирование» Цель: упражнять в различении и названии цвета палочек, развивать умение работать со схемой, развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять понятия: над, под, справа, слева. | д/и «Игры-конструирование» Цель: упражнять в различении и названии цвета палочек, развивать умение работать со схемой, развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять понятия: над, под, справа, слева. | д/и «Покажи города» Цель: закреплять знания детей о городах края, страны, учить показывать их на карте. | д/и «Покажи города» Цель: закреплять знания детей о городах края, страны, учить показывать их на карте. | |
д/и «Репка» Цель: учить переносить ориентировку на другие объекты, понимать и употреблять слова: впереди, сзади, между. | д/и «Репка» Цель: учить переносить ориентировку на другие объекты, понимать и употреблять слова: впереди, сзади, между. | д/и «Сложи карту» Цель: учить детей ориентироваться в карте- схеме города(района). | д/и «Сложи карту» Цель: учить детей ориентироваться в карте- схеме города(района). | ||
д/и «Сделай узор» Цель: учить детей выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур. | д/и «Сделай узор» Цель: учить детей выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур. | д/и «Головоломки» («Танграм») Цель: закреплять умения детей составлять фигуры, ориентируясь на образец | д/и «Головоломки» («Танграм») Цель: закреплять умения детей составлять фигуры, ориентируясь на образец Усложнение: ориентировка на контур | ||
п/и «Зайцы и волк», «Погреемся», «Ровным кругом», «Мышеловка». Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу взрослого, закреплять основные пространственные понятия. | п/и «Краски», «Ловишки с лентами», «Поймай хвост» Цель: развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве. | ||||
Занятие Тема:«Приключения кота Маркиза» Программные задачи: закрепить уме-ние детей составлять образное изоб-ражение из геомет. фигур, отгадывать по признакам квадрат, треугольник и находить в пространстве их объёмное отображение, ор- ка на листе бумаги. | |||||
Индивидуальная работа | |||||
месяц | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Апрель | д/и «Кто с кем стоит» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, обозначать словами положение предмета, развивать внимание. | д/и «Кто с кем стоит» Цель: учить детей ориентиро-ваться в пространстве, обоз-начать словами положение предмета,развивать внимание. | д/и «Водители» Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках, учить ориентироваться по схеме пути. | д/и «Водители» Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках, учить ориентироваться по схеме пути. | |
д/и «Солнечные зайчики» Цель: упражнять детей двигаться в сочетании со словами стихотворения, закреплять понятия: влево, вправо, вверх, вниз. | д/и «Солнечные зайчики» Цель: упражнять детей двигаться в сочетании со словами стихотворения, закреплять понятия: влево, вправо, вверх, вниз. | д/и «Замри» Цель: закреплять умение понимать схематическое изображение позы человека. | д/и «Замри» Цель: закреплять умение понимать схематическое изображение позы человека. | ||
д/и «Делаем зарядку» Цель: учить детей пользоваться рисунком- схемой. | д/и «Делаем зарядку» Цель: учить детей пользова-ться рисунком- схемой. | д/и «Что, где находиться» Цель: учить детей ориентироваться на плане, карте, отыскивая различные объекты. | д/и «Что, где находиться» Цель: учить детей ориентиро-ваться на плане, карте, отыскивая различные объекты. | ||
п/и «У медведя во бору», «Поезд и туннель», «Лошадки», «Волк во рву». Цель: развивать умения ориентироваться в пространстве, находить своё место, действовать не нарушая правил, по сигналу взрослого. | п/и «Удочка», «Охотники и утки», «Лягушки в болоте», «Скворечники» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по правилам, развивать ловкость. | ||||
Занятие. Тема: «Весёлый паровозик» Цель: упражнять детей в конст-руировании из палочек Кюизе-нера по образцу, совершенство-вать навыки в определении цве-та, развивать логическое мыш-ление, дать представление о соотношении трёх предметов по величине, научить обозначать эти отношения словами. | |||||
Индивидуальная работа | |||||
Май | Повторение и закрепление знакомых игр. Индивидуальная работа. Диагностика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).
Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...
Перспективный план работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с блоками Дьенеша
В материале представлен перспективный план игр с блоками Дьенеша с детьми младшего дошкольного возраста и конспекты игр- путешествий....
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказкиСтаршая группа Месяц Экономическиекатегории...
перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью
данный материал поможет воспитателям групп старшего дошкольного возраста планомерному ознакомлению с приемами рисования элементов городецкой росписи...
Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения
Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения ( по материалам сборника К.В.Петровой «Как научить детей ПДД?») 1-...
Перспективный план работы по краеведению с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.
Перспективный план включает в себя темы, цели, содержание работы по ознакомлению детй с родным городом, краем, со знаменитыми людьми города и области,с растительным и животным миром Среднего Поволжья....