Конспект открытого занятия по познавательному развитию младшей группе «Путешествие в волшебную страну»
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Обобщить умения детей различать и называть свойства предметов - цвет форма размер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

Педсовет ГБДОУ № 26 Заведующий ГБДОУ д/с № 26 Протокол №___ от Семенова А.В.

«___» _________ 20 _г. «___»_________20 _г.

Дополнительная общеразвивающая программа

по нетрадиционной технике рисования

«Маленькие волшебники»

Программа рассчитана на 1 год обучения

Возраст детей – 4-5 лет

Педагог:

Шапошникова Анна Владимировна

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность – одно из любимейших занятий детей, дающее огромный простор для их творческой активности и фантазии. Оно приобщает малыша к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет увидеть красоту и ощутить гармонию окружающего мира.

Художественно-творческие способности детей необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла при условии правильной их организации и проведении, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности, способствуют развитию воображения, образного мышления, художественного восприятия, учат видеть разнообразие и красоту форм, сочетание цветов и их оттенков. Изобразительное творчество помогает координировать зрение, движения, овладевать формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство, которое располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.

Актуальность

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Возможность использования нетрадиционных способов и средств изображения - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Широкое внедрение нетрадиционных техник позволяют маленькому волшебнику выразить свои чувства и эмоции, создать ситуацию успеха и уверенности в своих силах, не зависимо от уровня его развития.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Программа «Маленькие волшебники» предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Это обусловлено тем, что данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы кружка занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Формы обучения. Реализация образовательного процесса по программе «Маленькие волшебники» осуществляется в соответствии с разработанным учебным планом и тематическим планированием. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые, опытно-экспериментальные. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми, причем большую часть времени занимает продуктивная деятельность.

Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью – 20-25 мин.

Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детской продуктивной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

Предложенная программа является вариативной, при возникновении необходимости, допускается корректировка содержания и форм занятий, время прохождения материала.

Форма реализации программы - групповая.

Общее количество учебных часов – 36 ч.

Срок освоения программы – 1 учебный год.

Цели и задачи

Цель программы: способствовать развитию у детей среднего (4-5 лет) дошкольного возраста художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с различными видами изобразительной деятельности и многообразием художественных материалов и средств;

- познакомить с приемами работы с разными видами изобразительных средств;

- формировать умение создавать простейшие образы предметов и явлений окружающего мира, используя нетрадиционные приемы и материалы;

- закреплять приобретенные умения и навыки, показывая разнообразие их возможного применения;

- формировать желание проявлять заинтересованное отношение к работам своих сверстников, давать им посильную оценку.

Развивающие:

- способствовать развитию творческого мышления, памяти, внимания, пространственного воображения, цветового восприятия;

- развивать эстетический вкус, фантазию, творческую самостоятельность;

- способствовать развитию речевых, технических и трудовых навыков;

- развивать познавательную активность и желание экспериментировать;

- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Воспитывающие:

- воспитывать трудолюбие и волевые качества в достижении результата своего труда;

-воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самостоятельность;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

Планируемые результаты освоения программы

- будут иметь представление о многообразии видов изобразительной деятельности;

- овладеют приемами работы с разными видами изобразительных средств и материалов (согласно своим возрастным особенностям и возможностям);

- будут способны применить усвоенные приемы и способы, самостоятельно подобрать материалы для создания выразительного образа;

- будет сформирован повышенный интерес к экспериментированию с красками, цветом, бумагой, пластилином, природным материалом и др.;

- овладеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и детьми, будут способны договариваться, уступать, делиться своим мнением, распределять действия;

- овладеют умением видеть необычное в обычном;

-будут способны понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу;

- будут проявлять упорство и стремление в достижении положительного результата своего труда;

- будут испытывать интерес к работам своих сверстников, пытаться адекватно их оценить;

- улучшится координация движения рук и пальчиковая моторика;

- будет развита потребность в изобразительной деятельности.

Методические материалы

Программа рассчитана на обучение детей четырех-пяти лет. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения данной программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Система художественно-творческих заданий выстраивается с учетом сбалансированности изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

Содержание программы разбито на разделы и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения, по мере развития моторных способностей. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.
При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

СЕНТЯБРЬ

Первичная диагностика

Рисование по замыслу

#1062;веточки в поле

Рисование мятой бумагой

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции.

#1050;орзина с виноградом

Рисование пальчиками.

Спичечными коробками.

Формировать умение компоновать изображения в ограниченном пространстве, формировать видение композиции, развивать воображение и фантазию.

#1055;од зонтом

Рисование кистью, рисование по мокрой бумаге

Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы, аккуратность

#1042; нашем саду листопад

Отпечаток листьев.

Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

ОКТЯБРЬ

#1060;рукты в вазе

Рисование кистью, пластилинография

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой пластилинография.

#1050;алина красная

Рисование пальчиками,

кляксография

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – выдувание из трубочки на капельку кркаски. Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.

#1054;сеннее дерево

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

#1044;ождик, град за окном

Рисование ватными палочками

Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами.

НОЯБРЬ

#1055;утешествие по радуге

Рисование кистью

Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения.

#1056;асписные солнечные лучи

Разные техники рисования

Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги).

Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение.

#1055;анда

Рисование поролоном

Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования

#1063;удо рукавички

Рисование кистью, аппликация

Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение.

ДЕКАБРЬ

#1043;олубая ель

Оттиск поролоном, рисование пальчиками

Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

#1042;еселый снеговик

Пастельные мелки

Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

#1044;ед Мороз

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

#1054;ткрытка к новому году

Разные техники рисования. Лепка из соленого теста.

ЯНВАРЬ

#1053;овогодние игрушки

Рисование кистью

Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников.

#1047;имний лес

Рисование на мятой бумаге

Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

#1057;негопад за окном

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

#1042;ьюга

Рисование хаотичных узоров в технике по – мокрому.

Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка.

ФЕВРАЛЬ

#1052;орозная ночь

Рисование пальчиками

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

#1057;нежинки кружатся над городом

Техника набрызг

Формировать умение с помощью трафарета снежинок делать набрызг с помощью зубной щетки. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох.

#1052;орские обитатели

Оттиск пенопластом

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.

#1055;одарок папе

Разные техники рисования.

МАРТ

#1047;абавные осьминожки

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

#1054;ткрытка для мамы

Разные техники рисования.

#1042;еточка мимозы

Ватные палочки, жесткая кисть

Формировать умение изобразить веточку мимозы более реалистично, применяя и тем самым закрепляя технику Пуантилизм (рисование точками) и рисование жесткой кистью, передавая рельефность листьев

#1046;ивотные Африки

Рисование поролоном

Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.

Учить рисовать крупно.

Развивать творческое воображение.

АПРЕЛЬ

#1041;абочки

Монотипия

Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой.

#1051;ошадка

Рисование ладошками

Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию.

#1059;зор на игрушке

Рисование ватными палочками

Познакомиться с элементами росписи «Гжель». Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках.

#1057;олнышко, которое мне светит

Монотипия

Формировать умение рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

МАЙ

#1062;веточки на лугу

Разные техники рисования по выбору детей

Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования.

#1046;учки

Рисование укварель+восковые мелки

Развивать:

- образные представления;

- воображение;

- самостоятельность и творчество.

#1053;осит одуванчик желтый сарафанчик

Рисование поролоном, ватными палочками

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

#1057;ирень

Рисование пастельными мелками

Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками.

Итоговая диагностика

Рисование по замыслу

Список литературы

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.

Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.

Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.

Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.

Лыкова И.А. - Изобразительное творчество в детском саду Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии (Занятия в ИЗОстудии) - 2008

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну»

Открытое итоговое интегрированное занятиево второй младшей группе «Почемучки»«Путешествие в волшебную страну»...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Путешествие в Солнечную страну».

Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказывать свою точку зрения....

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну»

laquo;Путешествие в волшебную страну»Цель: развитие познавательного интереса у детей, формирование словарного запаса; обогащение сенсорного опыта; развитие воображения, памяти, мышлен...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну камней» (по здоровье сбережению с использованием музыкотерапии, дыхательной гимнастики , нетрадиционного материала камешков "Марблс", дидактического пособия – па

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну камней» (по здоровье сбережению с использованием музыкотерапии, дыхательной гимнас...