Рабочая программа кружковой деятельности "Заниматика"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Баканова Валентина Александровна

Рабочая программа кружковой деятельности "Заниматика" по математическому развитию детей (5-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_deyatelnosti_zanimatika.docx785.99 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\атест24\рабочий 001.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи реализации Программы

4

1.3.

Основные принципы, реализованные в Программе

5

1.4.

Психолого-педагогические характеристики детей, значимые для разработки и реализации Программы

6

1.5.

Ожидаемые образовательные результаты реализации Программы (целевые ориентиры)

9

II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание образовательной деятельности

12

2.2.

Учебно-тематический план

18

2.3.

Взаимодействие с родителями

22

III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.2.2.

Предметно-пространственная развивающая среда

  Методическое обеспечение Программы

27

1.  Пояснительная записка.

Рабочая программа (далее – Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ «Детство» и на основе учебно-методического пособия  Е.В. Колесниковой «Математические ступени». Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по математическому развитию дошкольников в муниципальном        бюджетном образовательном учреждении детский сад «Рябинушка» (далее - ДОУ).

Разработка         Программы осуществлена в соответствии со        следующими нормативными документами:

-        Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020);

-        Приказом Министерства образования и науки        Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности        по        основным общеобразовательным        программам        –        образовательным программам дошкольного образования»;

-        Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20);

-        Рабочая программа кружковой деятельности (далее – Программа) разработана на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступени»

2.Актуальность

   

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Заниматика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Считаю, что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе. С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

1.2. Цели и задачи.

Цель

Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи

Развивающие

Образовательные  

Воспитательные

направлены на развитие:

- логического мышления, памяти, внимания, речи;

- математических способностей;

- мелкой моторики рук и глазомера;

- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.

направлены на:

- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;

- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);

- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование);

- формирование простейших графических умений и навыков;

формируют:

-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;

готовить материалы, необходимые для занятия);

-самостоятельность и интерес к познанию;

-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.

1.3. Принципы реализации программы

  • принцип природосообразности  (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

  • проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

  • принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

  • психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

  • творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

  • индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания. 

1.4.        Психолого-педагогические характеристики детей,

старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".

Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое.

У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.

  1.5.        Ожидаемые образовательные результаты реализации Программы (целевые ориентиры)

К концу обучения по программе «Заниматика» у детей должны быть развиты:

  • арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
  • произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
  • основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
  • навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
  • желание заниматься математической деятельностью.

К концу старшей группы дети должны уметь:

– составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;

– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– составлять различные формы из палочек по образцу;

– сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);

– выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;

– выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;

– «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;

– создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.

К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь:

– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

 – осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;

– устанавливать смысловые связи между предметами;

– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов) – определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– создавать постройки по рисунку, чертежу;

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;

– делить предметы, фигуры на несколько равных частей;

– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;

– составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;

– определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;

– анализировать предметы по отдельным признакам;

– сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

– сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;

– располагать предметы в заданной последовательности.

– понимать задание и выполнять его самостоятельно;

– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

2.3.Взаимодействие с родителями

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах формирования элементарных математических представлений у дошкольников  средствами игры.

Задачи взаимодействия:

  • Создать условия для плодотворного сотрудничества родителей

(законных представителей) и ДОУ по математическому развитию;

  • Активизировать родителей для участия в образовательном процессе

средствами использования новых форм и методов по взаимодействию с

семьёй;

  • Оказать практическую, информационную помощь родителям в

вопросах развития математических представлений у дошкольников в

условиях семейного воспитания и развития.

Формы работы с родителями

доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;

• выставки наглядных пособий с описанием их использования;

• выставки детских работ и фотографий;

• открытые занятия по математике;

• групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;

• информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей;

и др.

II Содержательный раздел

2.1.Содержание образовательной деятельности

Старшая группа (5-6лет)

Задачи образовательной деятельности:

Количество и счет

Учить:

• сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;

• устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

• понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше;

• понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;

• называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;

• согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;

• решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Познакомить: со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например, узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса.

Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами.

Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.

Геометрические фигуры

Учить:

• приемам обследования зрительно-двигательным путем;

• видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Познакомить:

• с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Дать представление: о том, что фигуры могут быть разного размера.

Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира.

Величина

Учить:

• сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

• выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация.

Ориентировка во времени

Учить:

• различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

• различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».

Ориентировка в пространстве

Учить:

• различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;

• обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;

• двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую).

Логические задачи

Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

Предлагаются задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.

2.2.. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Старшей группы

Сентябрь

«Диагностика»

Цель: выявление уровня знаний детей по окончанию старшей группы. Диагностика ведётся во всех областях: геометрические фигуры, цвет, счёт, соотношение количества предметов, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, сравнение предметов, понимание и использование предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными.

2. Разрезные картинки

Цель: Учить складывать картинку из элементов. Развивать внимание, наглядно-образное мышление.

3. Картинки - вкладки

Развивать наглядно-образное мышление. Учить выделять часть и находить элемент предмета.

4. Мастерская форм

Цель: Учить составлять прямолинейные формы из палочек. Развивать зрительную память.

Октябрь

1. Чудесный мешочек

Цель: Учить выделять особенности предмета. Развивать зрительные и осязательные впечатления.

2. Спортсмены строятся

Цель: Учить действовать последовательно, упорядочивать предметы по величине.

Развивать внимание.

3. Обед для матрешек

Цель: Учить раскладывать предметы в порядке убывания. Развивать восприятие, умение анализировать величину предметов.

4. Построим дом

Цель: Учить строить дома из деталей разного размера. Анализировать детали по форме и величине.

Ноябрь

1. Зоопарк

Цель: Учить соотносить предметы по величине. Развивать восприятие.

2. Кукольная одежда

Цель: Учить ориентироваться в цвете и оттенках. Развивать восприятие и внимание.

3. Разноцветная вода

Цель: Учить получать разные оттенки одного цвета. Развивать восприятие, умение ориентироваться в цветовых оттенках.

4. Цветные дома

Цель: Учить анализировать предметы по цвету. Развивать восприятие и внимание.

Декабрь

1. Лото «Цвет и форма»

Цель: Учить анализировать предметы по цвету и форме.

2. Что изменилось?

Цель: Развивать внимание. Учить переключать свое внимание с одной группы предметов на другую.

3. Рыба, птица, зверь

Цель: Развивать внимание. Закреплять умение классифицировать предметы.

4. День рождения куклы

Цель: Развивать память. Учить запоминать 4-5 разных имен, постепенно увеличивая их количество.

Январь

1. Запомни картинки

Цель: Учить выполнять правила игры. Развивать память.

2. Повторяй друг за другом

Цель: Развивать память. Учить внимательно, слушать друга, не перебивая, соблюдая очередность действия.

3. Куда залетела пчела?

Цель: Развивать мышление. Учить ориентироваться в плане и действовать в соответствии с ним.

Февраль

1. Кукла Маша купила пианино

Цель: Учить работать с планом. Уметь анализировать величину предмета. Развивать мышление.

2. Найди игрушку

Цель: Учить находить спрятанный предмет по плану, уметь «читать» план.

Развивать мышление и внимание.

3. Делаем зарядку

Цель: Развивать внимание. Учить пользоваться рисунком-схемой. Действовать в соответствии с ней.

4. Какая сегодня погода?

Цель: Учить создавать рисунок-схему, используя простейшее изображение.

Развивать воображение.

Март

1. Кто в домике живет?

Цель: Развивать память, внимание. Учить использовать значок-обозначение

2. Рисунок-постройка

Цель: Развивать пространственное мышление, воображение. Учить соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой.

3. Говори наоборот

Цель: Учить подбирать слова с противоположным значением. Развивать мышление и воображение.

4. Покажи одинаковые предметы

Цель: Учить выбирать предметы по заданному признаку. Развивать внимание. Мышление.

Апрель

1. Кто кем будет?

Цель: Учить отвечать на поставленный вопрос, выделяя основные качества предмета. Развивать внимание, мышление.

2. Волшебные кляксы

Цель: Развивать внимание и образное мышление. Развивать умение фантазировать, добавляя отдельные элементы.

3. Шкатулка со сказками

Цель: Учить сочинять законченные истории, опираясь на признаки предметов.

Развивать фантазию и воображение ребенка.

4. Угадай, что получится»

Цель: Учить дорисовывать рисунок друга, добиваясь законченного изображения.

Развивать воображение и фантазию.

Май

1. Чье число больше?

Цель: Учить сравнивать количество предметов. Развивать внимание, умение выполнять заданные правила.

2. Спортсмены в лодках

Цель: Учить сравнивать и уравнивать количество предметов различными способами.

Развивать внимание и воображение.

3. На что это похоже?

Цель: Учить создавать образы на основе схемы. Развивать воображение.  

Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)

Задачи образовательной деятельности

Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10.

Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.

 Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных.  

Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.

Учебно-тематический план для подготовительной группы

Сентябрь

«Диагностика»

Цель: выявление уровня знаний детей по окончанию подготовительной группы. Диагностика ведётся во всех областях: геометрические фигуры, цвет, счёт, соотношение количества предметов, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, сравнение предметов, понимание и использование предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными.

1. «Числа и цифры от 0 до 10»

Цель: закрепление навыков прямого обратного счета в пределах от 1 до 10; развитие умения уменьшать и увеличивать исходное количество предметов на одну или две единицы; закрепление навыков согласования числительных с существительными.

2. «Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах; развитие пространственных представлений; дифференциация понятий слева, справа; развитие ориентировки на плоскости, развитие логического мышления.

Октябрь

1. «Создание совокупности предметов по общему свойству и заданным условиям»

Цель: закрепление представлений о свойствах предметов; закрепление навыков составления задач на основе сюжетных картинок; закрепление представлений о свойствах предметов; закрепление умения делить целое на части.

2. «Равенство и неравенство»

Цель: закрепление умения устанавливать равенство и сравнивать группы предметов по количеству; закрепление навыка использования математических знаков.

3. «Обозначение количества предметов. Независимость количества от пространственного расположения предметов»

Цель: закрепление навыков устного счета; закрепление понимания независимости количества предметов от их пространственного расположения.

4. «Состав числа из двух меньших в пределах 5»

Цель: закрепление знаний о составе числа из двух меньших в пределах 5; закрепление навыков записи математических выражений с помощью карточек с цифрами и знаками.

Ноябрь

1. «Состав числа из двух меньших в пределах 10»

Цель: закрепление знаний о составе числа из двух меньших в пределах 10; развитие навыков составления условия задачи по серии картинок.

2. «Деление целого на части. Называние части от целого. Ориентировка в пространстве.

Цель: закрепление навыков деления целого на части; знакомство с называнием части от целого; закрепление пространственных представлений; дифференциация понятий слева и справа.

3. «Линейка. Единицы измерения. Измерение длинны, ширины и высоты»

Цель: закрепление понятий длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий; закрепление навыков измерения длины, ширины и высоты предметов с помощью мерки; знакомство с единицей измерения: миллиметр, сантиметр, метр.

4. «Время: часы, циферблат»

Цель: познакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные); познакомить детей с понятием Время и способами его измерения. Познакомить с циферблатом часов и двумя стрелками (минутная и часовая). Познакомить с разными понятиями (секунда, минута, час, полчаса, четверть часа, сутки). Закрепить представление о чередовании частей суток, об изменении видов деятельность людей в зависимости от частей суток.

Декабрь

1. «Луч, отрезок. Числовой луч и числовой отрезок»

Цель: закрепление знаний о луче и отрезке; формирование навыков построения лучей и отрезков; знакомство с понятием числовой луч и числовой отрезок.

2. «Счёт до 11. Обозначение числа 11»

Цель: обучение счету до 11; формирование навыков составления групп из 11 предметов; знакомство с образованием и обозначением числа 11.

3. «Ломаные линии. Виды углов. Многоугольники»

Цель: закрепление знаний о ломаных линиях; знакомство с видами углов; развитие зрительного восприятия; знакомство с определением многоугольник; закрепление понятий угол, вершина.

4. «Счёт до 12. Обозначение числа 12. Трапеция»

Цель: обучение счету до 12; формирование навыков составления групп из 12 предметов; знакомство с образованием и обозначением числа 12; знакомство с трапецией и её свойствами.

5. «Счёт до 13. Обозначение числа 13. Ромб»

Цель: обучение счету до 13; формирование навыков составления групп из 13 предметов; знакомство с образованием и обозначением числа 13; знакомство с ромбом и его свойствами.

Январь

1. «Площадь. Измерение площади с помощью мерки»

Цель: формирование представлений о площади фигур; знакомство с методами сравнения площади фигур.

2. «Счёт до 14. Обозначение числа 14. Цилиндр»

Цель: обучение счету до 14; формирование навыков составления групп из 14 предметов; знакомство с образованием и обозначением числа 14; знакомство с цилиндром и его свойствами.

3. «Счёт до 15. Обозначение числа 15.Пирамида»

Цель: обучение счету до 15; формирование навыков составления групп из 15 предметов; знакомство с образованием и обозначением числа 15; знакомство с пирамидой и её свойствами.

Февраль

1 «Пространственные отношения: внутри, снаружи»

Цель: закрепление пространственных представлений внутри, снаружи; закрепление навыков сравнения чисел.

2. «Тяжелее, легче. Измерение массы. Единицы измерения массы»

Цель: формирование представления о понятиях тяжелее, легче; формирование навыков сравнения предметов по массе; формирование представлений о необходимости выбора мерки для измерения массы; знакомство с единицей измерения массы, равной 1 кг.

3. «Счёт до 16. Обозначение числа 16. Шар»

Цель: обучение счету до 16; формирование навыков составления групп из 16предметов; знакомство с образованием и обозначением числа 16; знакомство с шаром и его свойствами.

4. «Счёт до 17. Обозначение числа 17. Призма»

Цель: обучение счету до 17; формирование навыков составления групп из 17 предметов; знакомство с образованием и обозначением числа 17; знакомство с призмой и её свойствами.

Март

1. «Логические задачи»

Цель: научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждения и понятия.

2. «Задача. Решение задач с опорой на наглядный материал»

Цель: рассказать детям отличие задачи от рассказа. Учить устному составлению задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

3. «Счёт до 18. Обозначение числа 18.»

Цель: обучение счету до 18; формирование навыков составления групп из 18 предметов; знакомство с образованием и обозначением числа 18.

4. «Счёт до 19. Обозначение числа 19.»

Цель: обучение счету до 19; формирование навыков составления групп из 19 предметов; знакомство с образованием и обозначением числа 19.

5. «Счёт до 20. Обозначение числа 20.»

Цель: обучение счету до 20; формирование навыков составления групп из 20 предметов; знакомство с образованием и обозначением числа 20.

Апрель

1. «Счёт десятками. Цикличность: сутки»

Цель: развитие навыков счета десятками; закрепление понятия сутки; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.

2. «Чётные и нечётные числа»

Цель: знакомство с понятием чётные и нечётные числа; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.

3. «Конус. Определение объёма сыпучих тел с помощью мерки»

Цель: знакомство с конусом и его свойствами; формирование представлений об объёме фигур; знакомство со способами измерения объёма сыпучих тел с помощью мерки; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.

4. «Определение объёма жидких тел с помощью мерки. Единицы измерения объёма жидких тел»

Цель: формирование представления об объёме жидких тел; знакомство со способами измерения объёма жидких тел с помощью мерки; развитие навыков сравнения объёмов жидких тел; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.

Май

1. Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)

Цель: познакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания.

2. «Временные отношения: раньше, позже, сначала, потом. Цикличность: времена года»

Цель: закрепление навыков ориентировки во времени; закрепление последовательности времён года.

3. «Диагностика»

Цель: выявление уровня знаний детей по окончанию подготовительной к школе группы. Диагностика ведётся во всех областях: конструктивный праксис, геометрические фигуры, цвет, счёт, соотношение количества предметов, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, сравнение предметов, понимание и использование предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными.

                             2.4. Взаимодействие с родителями.

Цель: Повышение активности и интереса родителей к развитию у детей математических способностей.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа детского сада с семьей- важное условие правильного математического развития детей. В своей работе мы прилагаем все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители закрепляли дома. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Дети знакомятся с цифрами. Обращать внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например, на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Поиграть в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Спросить ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращать внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называть день недели, спросить его; а какой был вчера, будет завтра.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Веселая математика дома», «Как помочь ребёнку полюбить математику», «Математические игры в домашних условиях»

В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика покажет динамику математического развития.

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

     - памятки

III. Организационный раздел

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методическое сопровождение

– консультация для родителей «Занимательная математика дома»,

– электронные математические игры для дошкольников;

– видео-презентации.

Дидактические материалы:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • геометрические фигуры и тела;
  • палочки Х. Кюизинера;
  • наборы разрезных картинок;
  • сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
  • полоски, ленты разной длины и ширины;
  • цифры от 1 до 9;
  • игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
  • фланелеграф, мольберт;
  • чудесный мешочек;
  • блоки Дьенеша;
  • пластмассовый и деревянный строительный материал;
  • геометрическая мозаика;
  • счётные палочки;
  • предметные картинки;
  • знаки – символы;
  • игры на составление плоскостных изображений предметов;
  • обучающие настольно-печатные игры по математике;
  • мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
  • геометрические мозаики и головоломки;
  • занимательные книги по математике;
  • задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
  • простые карандаши; наборы цветных карандашей;
  • линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
  • небольшие ножницы;
  • наборы цветной бумаги;
  • счетный материал;                                
  • наборы цифр;
  • конспекты.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

   

Предметно-пространственная развивающая среда

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе обеспечивают:

- игровую, познавательную и творческую активность детей;

- двигательную активность, в том числе развитие мелкой, мимической, моторики.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе  создает возможности для успешного освоения предметного содержания.

Функциональность предметной среды

Групповая комната оснащена дидактическим и наглядным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной работы.

Пособия для обследования и формирования: мелкой моторики, внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций.

Литература

  1. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010.
  2. З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
  3. З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
  4. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.
  5. З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
  6. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов.
  7. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. –  Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с

Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.

Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.

Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.

Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.:  Просвещение, 2011 – 208с.

Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"

Программа работы по оздоровлению детей...

Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"

В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....

Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей

Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности  по музыкальному образованию в ДОУ...

Рабочая программа кружковой детельности "Хореография". старшая группа

Программа содержит цели изадачи реализации программы, рекомендации по подбору музыки идвижений, календарный план для старшей группы...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...