План самообразования
материал по математике (старшая группа)

Баканова Валентина Александровна

План самообразования "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr_dlya_5-7_let_femp.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное образование «Березовский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинушка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

д/с «Рябинушка»

__________ Михова Н.Я.

«__27_» __08____2019г.

ПРОГРАММА

САМОРАЗВИТИЯ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДО»

Автор – составитель: Баканова В.А.

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад

«Рябинушка»

Игрим 2019

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Ф.И.О.: Баканова В.А.

Должность: воспитатель

Образование: средне - специальное

Стаж педагогической работы: 35 лет

Место работы: МБДОУ «Рябинушка»

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019

Предполагаемая дата окончания работы: август 2023

Направление: познавательное.

Форма самообразования: индивидуальная

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДО

Актуальность темы: Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе. В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.  

      Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

 Задачи:

  • определение и содержание методов, технологий для развития математических представлений дошкольника;
  • создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий для формирования элементарных математических представлений;
  • оптимизация работы с родителями по вопросу организации познавательной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Планируемые результаты:

  • повысится уровень знаний педагога по данной педагогической проблеме, усовершенствуется использование в работе с детьми новых форм и методов.
  • будет создан уголок математики: счетный материал, настольно-печатные игры, счетные палочки, наборы геометрических фигур, лэпбуки, тематические кейсы.
  • пополнится методическая копилка картотеками, сценариями спектаклей, консультациями для педагогов и родителей;
  • сформируется понимание родителей как развивать дома математические способности у детей.

Были намечены этапы самообразования:

1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап –практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Объекты в работе по самообразованию:

  - Дети 5-7 лет;

  - Семьи детей, посещающих детский сад;

 - Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми 3-6лет:

 -  Словестный метод  

 -  Наглядный метод  

  - Практический метод

   - Игровой метод

Приемы формирования элементарных математических представлений:

-Показ

-Инструкция

-Пояснения, разъяснения и указания

-Анализ, синтез, обобщение

-Вопросы

-Моделирование

Экспериментирование

-Контроль и оценка

Формы организации деятельности с детьми:  

- групповая;  

 - подгрупповая;  

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Перспективный план по самообразованию на 2019- 2020 учебного года.

Название мероприятия

Сроки

Результат

Теоретический этап

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Октябрь

1. Арапова – Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.

2. Ерофеева Т.И.,  Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.

3. Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6

4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977.

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.

6.Е.В. Сербина «Математика для малышей», Просвящение, 1992г

Практический этап

3.

Сбор материала для  педагогической  копилки.

в течение года

Папка – копилка:

1) картотека логико-математических игр

2)картотека дидактических игр для детей 2 мл, средней и старшей групп

3) головоломки со счетными палочками

4)лабиринты

5)плакаты

6) картотека математических физминуток

7)математические пазлы

8)схемы для палочек Кьюзера

9) логические упражнения

10) математический фольклор

11)графические диктанты

12)счетный материал

13) задачи

14)демонстрационный материал

4.

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

октябрь – май

1)Диагностика

2)Тематические комплекты 3 в 1:

«Дерево-счет», «Фрутосчет», «Неделя», «Проводилки», «Счет - домики», «Мини магазин», «Озорные прищепки»

3) Настольно-печатные игры: «Гусеница», «Выложи из пуговиц», «Математическое лото», «Найди половинку», «Геометрические фигуры», «Найди цифру», «Одинаковые», «Подбери пару», «Подбери по форме и цвету», «Половинки», «Считаем и рисуем пальчиками»

4)Альбомы «Маленькие логики» и блоки Дьенеша

5)Лэпбуки «Математика с малышариками» - 3 части

6)ЦОР: «Забавные фигуры», «Кто книжку прочтет, тот считать начнет»

7)Летние математические квесты

8)Открытое занятие «Поездка в лес»

5.

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами фэмп группы (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание.

октябрь – май

1)Анкетирование

2)Памятки что должен знать и уметь ребенок по фэмп для 3-4 лет, для 4-5 лет и для 5-6 лет

3)Памятка «Математика - это интересно»

4) Консультации: «Знакомство со счетом и цифрами», «Игры на запоминание цифр», «Математика вокруг нас», «Учим математику по дороге в детский сад»

5) Родительское собрание «Занимательная математика»

Рефлексия

7.

Самореализация:

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия  в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1)Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне городского метод объединения.

2)Просмотр открытых занятий и вебинаров в сети интернет:

https://www.youtube.com/watch?v=GCHCBtocfaw&t=16s

https://www.youtube.com/watch?v=ABAr76QSgRw&t=17s

https://www.youtube.com/watch?v=bfYDauJKp2U

https://www.youtube.com/watch?v=5kpVDI1ODvw

https://www.youtube.com/watch?v=rG6UFfQtc6s

3)Участие в вебинарах, семинарах по проблеме формирования элементарных математических представлений.

4)Показ открытого занятия (по плану детского сада)

5) Разработка методического пособия по экономике для детей 5-7 лет

6) Выступление на педсовете на тему: «Формы, методы и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

7) Отчет по теме самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...