Внедрение ИКТ.
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Яшина Елена Владимировна.

Использование ИКТ в ДОУ на занятиях по ФЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_dlya_mini_-_sayta.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ « Радищевский д.с № 1»

Воспитатель : Яшина Е.В

«Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста.»

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений.

Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании имеют определенные особенности. ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в аспекте раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей дошкольного возраста. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют представить ребенку большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, учить их самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию, одной из задач которого является необходимость заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Все это дает основания внедрять ИКТ в системе дошкольного воспитания и образования.

К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности.

ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений. Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания.

Математические представления детей – это начальные знания детей в области математики как науки. Работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических знаний. Это, по сути, предматематическая подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс.

Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

ИКТ обладает огромными возможностями, позволяя эффективно организовать работу по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста. Возможности ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста являются инновационными в системе воспитания  и обучения детей дошкольного возраста.

Формирование математических представлений детей дошкольного возраста как процесс.

Формирование элементарных математических представлений–это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики.

Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие. Математическое развитие детей дошкольного возраста – это изменения в их познавательной деятельности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

В предусмотренной программой начальной математической подготовки детей дошкольного возраста предусматривается обучение их счету, развитие количественных представлений в пределах 1-го десятка, обучение решению и составлению элементарных арифметических задач. Кроме того, формирование математических представлений детей дошкольного возраста предполагает выполнение операций с множествами (наглядно представленными), проведение измерений при помощи условных мерок, а также развитие глазомера детей, формирование представлений о времени, о геометрических фигурах, формирование понимания пространственных отношений.

ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в разных видах деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования внимание педагогов должно быть направлено на развитие познавательных возможностей детей и на их реализацию, что касается и формирования элементарных математических представлений у детей. Соответственно, взаимодействие с детьми дошкольного возраста должно быть организовано так, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса у детей, развитие у них познавательной самостоятельности и инициативности.

Целью формирования математических представлений у детей дошкольного возраста являются: всестороннее развитие личности детей, осуществление их подготовки к школьному обучению, осуществление познавательного

Таким образом, формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики.

Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие детей дошкольного возраста.

В структуре образовательного процесса в ДОУ выделяются цели и задачи, а также содержание, средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия, которые обеспечивают его организацию, реализацию, результаты – это все целевые ориентиры дошкольного образования.

Возможности ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста.

Информационно-коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. ИКТ сегодня все активнее используются в практике работы образовательных учреждений.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационная технология – это комплекс методов, способов и средств, которые обеспечивают хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации .

На занятии и в организации детей в дошкольном учреждении с использованием ИКТ компьютер – это средство обучения, он не заменяет педагога, а дополняет его. Компьютер может использоваться на разных этапах  занятия или совместной деятельности.

Принципы занятий с применением ИКТ:

1) адаптивность, приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2) управляемость, в любой момент педагог может внести изменения в процесс обучения;

3) интерактивность, диалоговый характер обучения;

4) оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5) поддержание у детей состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6) неограниченное обучение, содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики .

К преимуществам использования ИКТ относятся:

- индивидуализация обучения;

- интенсификация самостоятельной работы детей;

- рост объема выполненных заданий;

- расширение информационных потоков при использовании Интернет;

- повышение интенсивности процесса обучения, освоение современных информационных технологий на интегрированных занятиях.

Сегодня ИКТ активно внедряются в практику работы дошкольных учреждений. Использование этих технологий повышает интерес детей к занятиям, растет уровень познавательных возможностей дошкольников. Кроме того, использование новых приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает внимание детей. Компьютерные обучающие игры помогают закрепить знания детей, они могут использоваться в индивидуальном обучении, в целях развития и коррекции психических качеств и свойств детей.

Компьютерные программы, используемые в ДОУ, приучают детей к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля.

Все эти возможности ИКТ реализуются и в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.В этом плане ИКТ имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, а именно:

- информация предъявляется детям на экране компьютера в игровой форме, и это вызывает у детей интерес;

- информация предъявляется образно, понятном и доступном для детей виде;

- использование движения, звука, элементов анимации привлекает внимание детей;

- постановка проблемных задач, поощрение детей при правильном ответе непосредственно компьютером являются хорошим стимулом познавательной активности детей;

- наличие возможности индивидуализации обучения;- возможность самостоятельного регулирования ребенком темпа и количества решаемых игровых обучающих задач;- в процессе деятельности за компьютером дети дошкольного возраста приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;- возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);- «терпеливость» компьютера, предоставление возможности ребенку исправить свои ошибки.

Кроме того, в настоящее время ИКТ технологии позволяют создавать электронные дидактические средства для формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Все они основаны на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа в формировании математических представлений детей дошкольного возраста основано на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

ИКТ отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, поэтому активно используются я в практике работы образовательных учреждений.

Заключение

Формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом этого процесса является математическое развитие детей.

Главные задачи формирования элементарных математических представлений как основы математического развития в аспекте ФГОС дошкольного образования:

  1. приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме и др. как основах математического развития;
  2. формирование ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  3. формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании и т.п.;
  4. овладение математической терминологией;
  5. развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие.

ИКТ дают возможность расширить использование электронных средств обучения для передачи информации обучающего характера, обеспечить наглядность, улучшить запоминание материала, привлечь внимание и интерес детей к учебному материалу, способствовать проявлению интереса к поисковой исследовательской деятельности. Все эти моменты способствуют эффективному формированию математических представлений детей дошкольного возраста.

Обобщив все сказанное, мы можем сделать вывод, что использование ИКТ эффективно сказывается на формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность по внедрению в работу с детьми проектного метода.

Инновационная деятельность по внедрению в работу с детьми проектного метода....

Этапы изучения, обобщения и внедрения ППО в ДОУ

Этапы изучения, обобщения и внедрения ППО в ДОУ № 106...

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....