Развитие математической одаренности у дошкольников
статья по математике (старшая группа)

Федоренко Светлана Юрьевна

Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальную неповторимую личность. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад. Решающая рольв развитии детской одаренности  принадлежит сфере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Радуга»

Доклад на тему:

«Развитие математической одаренности у дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель

Федоренко С. Ю.

Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальную неповторимую личность. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия. В отечественной психологии этому вопросу много внимания уделяли С. Л. Рубинштейн, Н. С Лейтес, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер и др.

Исследователи - психологи выделяют особую одарённость и нормальную одарённость. Особо одарённых, гениальных детей единицы. Однако, при этом 99 % детей обладает нормальной одарённостью - огромным потенциалом развития своих способностей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития одаренности, и главная задача педагога – сделать всё, чтобы увидеть, понять и развить интересы ребёнка. Сделать всё, чтобы ребёнок «хотел», именно с этого слова и начинается одарённость (В. С. Юркевич).

Проблемам умственной одарённости придаётся особое значение, так как в школьном обучении приоритетным является интеллектуальное развитие ребёнка. Для интеллектуального развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач (А. Смоленцева). В математике ребёнок учится последовательно и доказательно мыслить, догадываться, активно думать (З. Михайлова). Таким образом, математическая деятельность развивает умственную одарённость детей.

Для детей интеллектуально одаренных программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно, поэтому в организации образовательного процесса используется принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка.

Перспективным и важным направлением в работе с детьми, по ФЭМП, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать ТРИЗ. Это позволяет придавать непосредственно организованной деятельности комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобретательской деятельности); дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях.

Используемые игры содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

При организации математического уголка, уделяется особое внимание его содержанию, так как оно должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становлению его способностей.

Несмотря на то, что интеллектуально одаренным детям уделяется особое внимание в процессе различных видов деятельности, зачастую они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить, что-то еще, кроме программного содержания. Поэтому в нашей группе стало традицией проведение занятий с использованием песочной терапии. Дети группы с удовольствием не только решают занимательные задачи, но и инсценируют их, переносят все свои знания через построение сказочного мира песка.

Важное значение в работе с одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается по следующим направлениям:

1. Информационно-аналитическое направление (анкетирование, беседы, опросы родителей).

2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.

3. Наглядно-информационное направление (папки передвижки).

Таким образом, система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, может заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей.

Опыт показывает, что грамотно организованная образовательная и развивающая среда, активное взаимодействие с родителями, позволяет добиться высоких результатов в развитии математической одарённости у детей дошкольного возраста.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что одаренных детей в математике, наверное, не так уж много, но способных к математике, проявляющих стойкий познавательный интерес к самому процессу обучения математике, решению познавательных математических задач достаточно. И от нас педагогов всего-то и надо, что обратить внимание на этих любознательных, рассуждающих, анализирующих детей и обнаружить и развить их скрытую, потенциальную математическую одаренность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социальной одаренности старших дошкольников посредством коммуникативных игр и упражнений

  Проблема одаренности сегодня становится все более актуальной. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, наход...

Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...

Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в развитии признаков одаренности у дошкольников

Отличительной особенностью применения событийного подхода в развитии одаренности у дошкольников является возможность не удалять ребенка с признаками одаренности из естественной для него микросреды, а ...

Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                  Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

Театральная деятельность как средство развития творческой одаренности старших дошкольников

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связа...

Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе, как основа развития математической одаренности ребенка»

Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе,как основа развития математической одаренности ребенка»...