Развитие социальной одаренности старших дошкольников посредством коммуникативных игр и упражнений
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Проблема одаренности сегодня становится все более актуальной. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_obshchenie.docx | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социальной одаренности старших дошкольников посредством коммуникативных игр и упражнений
Пояснительная записка
Проблема одаренности сегодня становится все более актуальной. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Чтобы начать систематическую работу в данном направлении я провела социометрическое обследование детей старшей группы по методике “Секрет” по варианту Т.А.Репиной. Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.
Кроме этого, провела дополнительное исследование коммуникативных способностей в марте 2014 г. по методике М. В. Корепановой. По итогам обследования в 2014 году уровень благополучия взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста - ниже среднего, а почти 50% детей имеют средний и низкий уровень развития коммуникации.
На основании полученных результатов возникла цель: проведение целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных умений и углубленной работы с детьми, имеющими задатки социальной одаренности.
Для достижения поставленной цели мы используем в совместной деятельности с детьми различные средства – это и театрализованная деятельность, и развивающие игры, и этюды, и беседы, и моделирование ситуаций, а также организовали кружок «Маленькие гении общения», на котором мы более глубоко изучаем науку грамотного общения, выявляя задатки будущей социальной одаренности детей.
Задачи данной программы :
1. Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
2. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, ориентируясь на метод сопереживания;
3. Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
4. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
5. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях;
6. Формировать умение сознательно регулировать расслабление и напряжение мышц тела;
7. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.
8.Выявить социально одаренных детей
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разнообразным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Вот их примерная структура:
Часть 1. Вводная.
Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами. (Например игра «Ветер дует на …».Со словами «Ветер дует на …», ведущий начинает игру. Утверждения могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы»- все светловолосые собираются в одну кучку, и т. д.)
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные элементы:
- элементы сказкотерапии с импровизацией;
- элементы психодрамы;
- игры на развитие навыков общения;
- игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
- рисование, кляксография.
(Например игра «Поварята».Все встают в круг. Это- кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, кем он будет (мясо, лук, соль и т. д.). Ведущий говорит по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя, впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берёт за руки предыдущего. В результате получается вкусное блюдо.
Часть 3. Завершающая
Цель - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка
(Например Игра «Дракон». Дети встают в линию, держась за плечи. Голова дракона должна дотронуться до хвоста. Голова и хвост меняются местами. )
На занятиях и в совместной работе с детьми я чаще всего использую такие методические приёмы, как:
- беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;
- развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
- релаксационные упражнения;
- рисование;
- проигрывание психогимнастических упражнений;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- подвижные игры;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- игровые обучающие ситуации;
- психоэтюды;
- чтение художественных произведений;
- сочинение историй;
- слушание музыки;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Методическое обеспечение
1. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80 (Модули Программы ДОУ).
2. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды/ А. А Бодалев. – М.: Педагогика, 2001.
3. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.,1973.
4. Василик, М. А. Основы теории коммуникации: учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др./ под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006.
5. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка./ Н. Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004.
6. Лисина, М. И. Общение и речь/ М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1985. – 208 7.Корепанова М.В,Харлампова Е.ВДиагностика развития и воспитания дошкольников ,Издательство:М.:Изд.ДомРАО;Баласс, 2005.
8.Картотеки игра по психогимнастике и развитию коммуникативной активности
|
|
| |
сентябрь | |||
| 1 | Путешествие в страну «самопознания» | Значение слова «самопознание». Альбом - подарок Феи Любви. Хорошее настроение. Города Любви, Счастья и Доброты на карте страны «Самопознание». Наша Родина –Россия . Природа - это все, что нас окружает. |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
октябрь | |||
5 | ^ Я и мой воспитатель | Какой он - мой воспитатель? Что я узнаю и чему учусь благодаря моему воспитателю. Как я отношусь к своему воспитателю. Вежливость и уважение к старшим. Добрые слова и пожелания для воспитателя. | |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
ноябрь | |||
| 9 | Учимся общению | Как сделать общение между людьми приятным. Дружба. Вежливость. Взаимопонимание. Умение слушать. Умение прощать. |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
декабрь | |||
13 | ^ Настоящий, верный друг | Герои сказок как олицетворение настоящих друзей. Мы всегда помогаем своим друзьям. Песни и сказки о друзьях. Не каждый человек может стать другом. Учимся дружить и дружбой дорожить. Подарки для друзей. | |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
|
январь | |||
17 | ^ Быть вежливым | Вежливость - чувства уважения, понимания себя и других людей, | |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
февраль | |||
21 | ^ Что такое милосердие? | Понятия милосердие, сострадание, сочувствие, жалость. Кому необходимо милосердия? Как быть милосердным по отношению к слабым, больным, обиженным. | |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
| март | ||
25 | Как прекрасен этот мир! | Краски природы. Учимся рисовать пейзаж - рисуем любимый уголок природы. Наш вернисаж. Красота природы радует и волнует сердце. | |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
апрель | |||
29 | ^ Моя Россия | Мы - дети своей родной страны! Значение слов «гражданин», «Родина».. Граждане своей страны. Моя страна прекрасна, как цветок. | |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
май | |||
33-34-35-36 | ^ Обобщающий нод диагностика | Подведение итогов занятий по Самопознанию. Повторение и закрепление изученного материала. Добрые пожелания и обмен мнениями. Портфолио детей. |
Работа с родителями
Важным направлением воспитания коммуникативной компетентности также является целенаправленная работа с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая включает в себя следующие этапы работы:
- изучение семей детей;
- привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения,
- изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей,
- просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников,
- учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения.
План работы:
№ п/п | Содержание | Ответственный |
1 | Форма собрания - чаепитие за круглым столом, анкетирование «Выявление одаренности у моего ребенка» | Воспитатели ,родительский комитет |
2 | Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на невербальном уровне | Родители |
3 | Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения» | Родители |
4 | Сообщение «Основные направления работы с детьми 6-7лет в формировании коммуникативных умений» | воспитатель |
5 | Создание родителями и детьми портфолио на различные темы:»Наша любимое семейное занятие», «Как мы играем»,»Как мы трудимся» ит.д. | Воспитатель |
6 | Анкетирование для родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?» | Родители |
7 | Просмотр видеоматериалов с играми детей | воспитатель |
8 | Дискуссия родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»»Вред компьютерной игры на коммуникативность дошкольника» | Родители |
9 | Семинар-практикум :Знакомство родителей с одной из форм развития коммуникативной активности детей «Коммуникативная игра» (проведение с родителями и детьми нескольких) |
Воспитатель Родители Дети |
10 | «Вы спрашиваете - мы отвечаем» | Воспитатели |
11 | Завершающее собрание по результатам мониторинга «Коммуникативная готовность дошкольника к школе» «Выявление предпосылок социально-одаренных детей и индивидуальна я работа с ними» | Методист Воспитатель |
Литература:
Т.С.Зенина “Родительские собрания в детском саду”.
А. Любимов “НЛП: мастерство коммуникации”.
Приложение
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
ИГРА «РУЧЕЁК»
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки, поднимают их и «образуют»
ручеёк. Ведущий вбегает в «ручеёк» и выбирает любого, кто ему понравится. Эта новая пара пробегает весь «ручеёк» и встаёт в конце. Оставшийся без пары становится ведущим.
Если в игре проявляется отношение детей: кто-то выбирает только одного человека, девочки – девочек и т.д., то мы вводим ограничение:
- Нельзя выбирать партнера из последней пары;
- Нельзя выбирать партнера своего пола.
Игра расширяет коммуникативную сферу, снимает барьеры общения.
ИГРА «ПОЛИЦЕЙСКИЕ И ВОРЫ»
Дети делятся на две группы, выбирается ведущий. Половина детей сидит в кругу на стульях – это «воры в камерах», а другая половина – «полицейские», стоят за стульями, заложив руки за спину и охраняют каждый своего вора. Ведущий стоит в середине круга и взглядом договаривается с одним из воров о побеге из тюрьмы. Задача полицейских – определить, с кем договорился ведущий, и вовремя задержать своего вора, когда тот попытается вскочить со своего стула и выбежать на центр круга.
ИГРА «КОМИССАР МЕГРЭ»
Выбирается ведущий и «комиссар Мегрэ». Мегрэ выходит из группы, а ведущий придумывает позы для участников игры, сидящих в кругу. Приглашают комиссара, он входит и старается запомнить все позы игроков и снова выходит. Ведущий меняет позы у 3-4 играющих и вновь приглашает в группу Мегрэ. Тот должен указать детей, поменявших позы, и показать, какие они были. Если он отгадает, то выигрывает.
Игра развивает память, внимание, наблюдательность.
ИГРА «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»
Дети сидят в кругу. Взрослый обращается к любому ребёнку с просьбой шепотом рассказать, что он делал в выходные. Задача – передать это сообщение по цепочке, говоря шепотом друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первоначальный вариант сообщения и то, что услышал последний.
ИГРА «РАДИО»
Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы). Пусть она подойдёт к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора может побывать каждый
желающий.
ИГРА «КОМПЛИМЕНТ»
1 вариант.
Время – 10 минут.
Инструкция: Сделать комплимент соседу.
Ход: 1. Обсуждение, что такое комплимент.
2. По цепочке делают комплименты.
3. Рефлексия «Понравилось ли упражнение? Какие чувства вы сейчас испытываете?
2 вариант.
Время – 10-12 минут.
Инструкция: Сделайте комплимент, кому хочется.
Ход: 1. Обсуждение, что такое комплимент.
2. Каждый выбирает комплимент и человека.
3. Все подходят и делают комплименты.
4. Рефлексия.
3 вариант.
Время – 10-15 минут.
Инструкция: Скажи комплимент принцессе».
Ход: 1. Выбор «принцессы».
2. Обсуждение.
3. Делают комплименты.
- «Принцесса» говорит, что больше понравилось.
ИГРА «БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Инструкция: движение в круге в хаотическом порядке, «здороваемся» с каждым определенным образом, не разговаривая, руки за спиной.
Ход:
- Обсуждение.
- Сама игра.
- «Как ты сейчас себя чувствуешь? (палитра цвета)», «Когда тебе было тяжело?», «Подумай, почему?».
Здороваемся:
- взглядом;
- локоточком;
- плечиком;
- бёдрами;
- пяточкой;
- спинкой;
- носочками;
- коленочкой;
- носиком
- щёчкой;
- ушком.
ИГРА «РАЗГОВОР СКВОЗЬ СТЕКЛО»
Воспитатель помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнёр все равно вас не услышит. После того, как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли».
Воспитатель выбирает ребёнка, а затем пытается объяснить ему жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает его всё ли он понял.
ИГРА «УПРЯМОЕ ЗЕРКАЛО»
Собрав детей, воспитатель говорит: «Вы представьте: просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотрите в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает; вы поворачиваете голову налево, а оно направо; вы закрываете один глаз, а оно другой. Давайте поиграем в такие зеркала.
Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой – упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями».
Сначала воспитатель помогает играть, затем дети делают всё самостоятельно.
ИГРА «МАГАЗИН ЗЕРКАЛ»
Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что в нашем лесу открылся магазин зеркал. Пусть те, кто сидит от меня по правую руку, будут зеркалами, а те, кто по левую – зверушками. А потом мы поменяемся. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы и выбирают для себя зеркало. А в это время зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек».
Дети-зеркала становятся в ряд, зверушки подбегают к ним, кривляются. Зеркала в точности копируют их движения. Взрослый следит за ходом игры и помогает детям.
ИГРА «ВКЛЮЧАЕМ ТЕЛЕВИЗОР»
Дети молча стоят в кругу. Они – «телевизоры». Педагог-психолог подходит и «включает» какой-нибудь из них. «Телевизор» начинает работать, при этом ребенок изображает всё, что приходит ему в голову.
Игра позволяет само выражаться, привлечь к себе внимание. Важно, что никто не мешает это делать – все замерли.
ИГРА «ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ»
Дети встают в кругу и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение, затем «будит» своего соседа и показывает ему своё движение. Тот «будит» следующего и показывает ему и так далее, по кругу, пока все участники не «проснутся». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают своё движение и не передадут его по кругу.
ИГРА «ПЕРЕДАЙ НАСТРОЕНИЕ»
Правила те же, что и в предыдущей игре, но дети передают не движение, а настроение, эмоцию.
ИГРА «ПЕРЕХОДЫ»
1 вариант.
Дети сидят в кругу. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле сидел тот, у кого самые светлые волосы. Рядом с ним – у кого потемнее, а крайний слева, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали».
Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, советуется с остальными, куда его посадить и т.д.
ИГРА «ВЫБЕРИ ПАРТНЁРА»
Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы мим партнером была Маша. Я смотрю на неё и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет «три» подбегите к своему партнёру и возьмите его за руку».
Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить, чтобы дети при этом менялись местами.
ИГРА «ОБЩИЙ КРУГ»
Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас».
Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался, и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед».
Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой. Когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений
Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений...
Тема: «Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников посредством игр»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно бес...
Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников посредством игр
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно бес...
«Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений»
Презентация...
Инновационный проект по теме «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»
Сюжетосложение (игра-фантазирование) заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием....
«Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисе...
Развитие математических способностей старших дошкольников посредством логических игр и упражнений
Развитие математических способностей старших дошкольников посредством логических игр и упражнений...