Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе, как основа развития математической одаренности ребенка»
консультация (старшая группа)
Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе,
как основа развития математической одаренности ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_lichnostno-orientirovannyy_podhod.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 компенсирующего вида городского округа город Нововоронеж»
Шишлова Ирина Михайловна, воспитатель ВКК
Консультация «Личностно-ориентированный подход
в воспитательно-образовательном процессе,
как основа развития математической одаренности ребенка»
Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Не редко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из важнейших задач взрослых.
Индивидуально- психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности принято называть способностями.
В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной.
Детей, обладающих несколькими видами способностей, принято называть одаренными. Одаренный ребенок может даже не стараться — он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить.
Ребенок может быть очень одаренным. Но это свойство останется незамеченным никем, если между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Одаренность, не говоря уже о скромных поначалу способностях и склонностях, проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Личностно ориентированный подход является основным фактором свободно-творческого формирования личности дошкольника.
Проблема творчества - один, если так можно сказать, из острых участков «педагогической целины». Сегодня особо остро ощущается необходимость ее решения во всей системе непрерывного образования. И начало должно быть связано с периодом дошкольного детства - сензитивным в формировании творческой направленности личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина и другие). Не следует забывать, что в свободно-творческом формировании личности старшего дошкольника личностно ориентированный подход играет первостепенную роль. Личностные качества, творческая активность наилучшим образом формируются в деятельности, которая определяет и интересы, и отношение к действительности, и особенности взаимоотношений с окружающими. Это является одним из принципов личностно ориентированного подхода.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог:
- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
- постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
- своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если причины эти не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
- максимально опирался на собственную активность личности;
- сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
- развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Становление личности старшего дошкольника, проявление его активности, развитие самосознания, уверенности в себе зависят от успешности применения личностно ориентированного подхода, т. е; отношения педагога к воспитаннику как к личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Личностно ориентированный подход требует от педагога такой оценочной деятельности, которая проявляется в умении выдерживать доброжелательность в обращении к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Если дошкольник талантлив в математике, то для него характерно:
- проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
- проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений;
- демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
- выполнение простейших операций сложения и вычитания без особенных усилий;
■ умение разбираться в измерении времени (часы, календари) или денег.
В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить следующие:
- определение склонности ребенка;
- организация работы с детьми по усвоению знаний и развитию логического мышления;
- использование средств занимательной математики;
- организация дополнительного образования.
В настоящее время большое внимание в системе дошкольного образования уделяется дополнительному образованию.
Таковым в нашем детском саду является работа кружка:»Коррекционно-развивающие игры» Данной кружковой раб омой охвачены дети подготовительных к школе групп. Так получилось, что заниматься в кружке захотели все дети, а не только те ,которые имеют математические способности, поэтому я разделила детей на две подгруппы. Занятия провожу в специальном зале коррекционно-развивающих игр. Для этого разработана программа ИССО (Игровая система сенсорного обучения), целью которой является обучение детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения. В развитии детей 5 -7 лет сенсорное воспитание рассматривается как предпосылка к развитию логического мышления.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью я использую средства занимательной математики. Они содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
В работе с детьми я применяю различные виды занимательного материала:
- занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
- задачи-головоломки, цель которых - составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
- группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
- наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
Также в своей работе я использую инновационные педагогические технологии, такие как: моделирование, мнемотехника, планшет «Логико-малыш», кубики Никитина, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша» и др.
Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. Эти предварительные умения создаю необходимую основу для успешного развития математической одаренности у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Личностно-ориентированные технологии в организации режимных процессов"
В презентации представлены личностно-ориентированные технолошгии в организации режимных моментов....
Консультация "Личностно - ориентированный подход в развитии музыкально - творческих способностей"
Цель личностно – ориентированного подхода - создание условий для раскрытия индивидуальных особенностей и личности дошкольника.Российское образование перешло на другой уровень, на другие стандарт...
Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе.
Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе....
Консультация для педагоговна Тему:« ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.».
Консультация для педагогов на Тему:« ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.». Личност...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО,ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Личностно-ориентированный подход в воспитании...
Сообщение " Применение личностно-ориентированных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми средней группы".
quot;Применение личностно-ориентированных технологий в воспитательно-образовательном процессе"....