Конспект НОД по ФЭМП «Задачки Буратино» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике
Цель: систематизация знаний и умений детей в области познавательного развития по формированию элементарных математических представлений детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по ФЭМП «Задачки Буратино» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста | 310.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Красноярский край
Управление образования администрации г. Минусинска
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида»
662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А
Конспект НОД
по формированию элементарных
математических представлений
«Задачки Буратино»
Составила воспитатель высшей
квалификационной категории
Онькова М.Б.
г. Минусинск, 2023
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Задачки Буратино» для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Цель: систематизация знаний и умений детей в области познавательного развития по формированию элементарных математических представлений детей
Задачи:
Образовательные: закреплять умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение составлять числовой ряд; продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в умении находить числа (закрепление словаря: «перед», «после», «между», «соседи»); закреплять знания о геометрических фигурах (сравнение свойств: цвет, форма, величина), о последовательности дней недели, времен года, месяцев; тренировать навык ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги (слева-справа, вверху-внизу, над-под, в центре, по краям, в середине, в углу, между…);
Развивающие: создание предпосылок для развития логического мышления, внимания, памяти, умений выполнять словесную инструкцию взрослого, работать в команде, аргументированно обосновывать свои высказывания; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи;
Воспитательные: воспитывать личностные качества: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Коррекционные задачи: обогащать и активизировать словарный запас; упражнять в правильном звукопроизношении и фразовой речи; развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук; развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
Материалы и оборудование:
компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, «волшебный клубочек», мяч, цифры, «ромашки» с заданиями, 3 перфокарты с заданием «Соотнесение цифры и количества предметов», «Волшебный мешочек» с «Блоками Дьенеша», геометрические фигуры, «кочки» разной геометрической формы (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб), дорожки; демонстрационный материал: иллюстрация «Автобус с пассажирами-геометрическими фигурами»; раздаточный материал: набор цифр и геометрических фигур на каждого ребенка, карты с заданиями для ориентировки на листе бумаги, карандаши; карточки с определенным количеством предметов для физминутки, игра «Математические пазлы» (сюрприз от Буратино)
Индивидуальная работа: закрепить умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке (Костя, Вероника)
Ход
Приветствие. Создание проблемной ситуации
Организационный момент
- Ребята, доброе утро! Как у вас дела? Настроение хорошее? Хотите поделиться своим настроением? Где наш волшебный клубочек?
Социоигра «Связующая нить»
Дети сидят в кругу на ковре на подушках и, постепенно разматывая нить, передают друг другу клубочек из разноцветных ниток с комплиментами и пожеланиями другу: «Катя, ты такая обаятельная, желаю тебе удачи во всех делах!» и т.д. Таким образом, все дети становятся связанными общей разноцветной нитью, добрыми пожеланиями и положительными эмоциями.
Социоигра «Замри» (математическая)
- Ребята, давайте загадаем число от 1 до 10 (загадывают). Это волшебное число. Вы передвигайтесь по группе в разных направлениях, а я буду называть числа от 1 до 10 в разном порядке, когда вы услышите наше загаданное волшебное число, вы должны замереть на месте. Проверим, кто у нас самый внимательный? (игра проводится несколько раз)
- Ребята, к нам сегодня пришел гость. Отгадайте-ка загадку:
Был поленом, стал мальчишкой,
Обзавелся умной книжкой,
Хоть до школы не дошел,
Но зато друзей нашел!
- Конечно, это же Буратино!
На экране (презентация) появляется сказочный персонаж Буратино с растерянным видом.
- Ребята, вы заметили, какой вид у Буратино – растерянный, обеспокоенный, взъерошенный. Какое у него настроение? Грустное. Наверно, что-то у него случилось. Давайте послушаем, что он нам расскажет.
Буратино: Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рад вас видеть, как у вас дела? Наверно, хорошо, растете умненькими-благоразумненькими, каждый день занимаетесь, в школу собираетесь. А у меня беда – собрался я в школу идти, да Мальвина меня отругала, что я, деревянная голова, все лето бездельничал, играл да веселился, и все на свете позабыл – цифры забыл, считать разучился. Стало мне как-то грустно, помогите мне, пожалуйста, потренироваться перед школой, вы же мои друзья! Мальвина дала мне задания, но я их растерял на полянке среди ромашек, к тому же один я с ними не справлюсь, поможете мне найти их и выполнить? (да)
- Ребята, поможем нашему другу Буратино. (да)
Основная часть (проектирование решений проблемной ситуации)
- Ребята, мы отправляемся с вами на ромашковую полянку в поисках веселых задачек Буратино. В этом нам поможет «Волшебный счет» - посчитайте от 1 до 5, и вы окажетесь на полянке. Буратино отправляется с нами. (Дети находят в группе задания на «ромашках», выполняют их)
«Разминка»
Дети в кругу передают мяч друг другу по очереди и называют цифры по порядку от 1 до 10, и наоборот от 10 до 1.
Ромашка 1. «Отгадай-ка» (логические задачки)
- На крыльце сидит щенок, греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один и уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (1+1=2)
- Карандаш один у Маши, карандаш один у Гриши,
Сколько же карандашей у обоих малышей? (1+1=2)
- В класс вошла Аринка, а за ней - Маринка, А за ней - Игнат. Сколько стало ребят? (1+1+1=3)
- Пять ребят в футбол играли, одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает, сколько их в футбол играет? (4)
- Сколько сапожек Оля купила, чтоб кошка лапки не замочила? (4)
- Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Пять пушистых кошек улеглись в лукошке,
Тут одна к ним прибежала. Сколько кошек вместе стало? (6)
Ромашка 2 «Знайка» (игра с мячом)
Вокруг себя мы покружились – в умных «Знаек» превратились,
Загадайте все на свете – Мы на все вопросы вам ответим!
- Ребята, я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы должны быстро ответить на него. Готовы? (да)
Какой сегодня день недели? Какой день наступит завтра? Послезавтра? Что было вчера? Какой день придет после пятницы? Какие дни называются выходными? Первый день недели? Последний день? Ваш любимый день? Как называется день между понедельником и средой? Спим мы - …(ночью), а делаем зарядку - …(утром). Солнце светит - …(днем), а луна - …(ночью). Ужинаем мы - …(вечером), а спим -…(ночью), в детский сад идем - …( утром).
Какое сейчас время года? Какие вы знаете времена года? Какой сейчас месяц? Сколько месяцев во времени года …?
- Молодцы, справились с заданием!
Ромашка 3. «Числа перепутались»
- Помогите каждому числу встать на свое место – нужно расставить их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд от 1 до 10). Одного ребенка воспитатель вызывает к доске:
- Егор, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил (от 1 до 10). А ты, Лера, посчитай числа в обратном порядке от 10 до 1.
- Ребята, давайте проверим, все выстроили числовой ряд так, как у Егора?
Какое число вы поставили между числами 1 и 3, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10?
Назовите соседей числа 5, 8, 3, 2.
Назовите число, которое больше числа 4 на 1, меньше числа 7 на 1…
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием, теперь каждое число заняло свое место в числовом ряду.
Ромашка 4. «Магазин игрушек»
(3 перфокарты с заданием «Соотнесение цифры и количества предметов»)
- Ребята, а эта ромашка любит ходить по магазинам, особенно ей нравится «Магазин игрушек». Сегодня в магазин привезли новые игрушки. Нам нужно разделиться на три подгруппы (деление на подгруппы в игре «Волшебный мешочек» - «Блоки Дьенеша», дети берут из мешочка фигуры и объединяются в подгруппы по общему признаку – цвету, форме, толщине фигуры) Вы сейчас в роли товароведов разных отделов магазина, вам нужно определить количество игрушек на вашей карте, провести стрелку от цифры к соответствующему количеству игрушек. Итак, сколько в магазин привезли мячей? Кукол? Машинок? Скакалок?
- Молодцы, отлично приняли товар!
Ромашка 5. Игра «Живые примеры»
Дети с цифрами и знаками в руках выстраивают пример, заданный воспитателем, потом «читают» его.
Ромашка 6. Физминутка «Считай и делай!»
(воспитатель показывает карточки с определенным количеством предметов)
- Ребята, следующая ромашка любит заниматься спортом и предлагает нам сделать разминку:
Сколько раз ударю в бубен, столько раз поднимем руки!
Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки!
Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов!
Мы присядем столько раз, сколько бабочек у нас!
Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем прыжков!
Ромашка 7. «Лишняя фигура»
(на доске картинка «Автобус с пассажирами-геометрическими фигурами»)
- Ребята, следующая ромашка любит кататься на автобусе, запрыгнула она в автобус и увидела, что это непростой автобус, какие пассажиры едут в нем? (геометрические фигуры) Вам нужно определить, какая фигура лишняя в автобусе. Назовите все геометрические фигуры. Есть ли среди них одинаковые? Сравните их и скажите, чем они похожи, что есть общее? (дети сравнивают фигуры по форме, величине, цвету). Чем отличается треугольник от квадрата? А чем они похожи? Сколько углов у круга? Как вы думаете, какая же фигура здесь лишняя? (круг – он не имеет углов)
Ромашка 8. «Перейди через речку»
- Ребята, а эта ромашка с заданием упала в речку, нам надо перейти через речку и спасти ромашку. (Дети проходят по дорожке приставным шагом и перепрыгивают по «кочкам» разной геометрической формы, называя геометрические фигуры – круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб)
Дыхательная игра «Дует ветерок»
(развитие фонационного (озвученного) выдоха, слухового и зрительного внимания, мелкой моторики; активизация мышц губ)
Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается,
С утра улыбается, (дети раскрывают пальцы на правой руке,
А улыбки-лучи очень горячи! изображая «солнышко», и встают в круг)
Солнышко зашло за тучку (дети сжимают пальцы левой руки в кулак,
изображая «тучку»)
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: «У-У-У» (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук)
Ромашка 9. «Художники» (ориентировка на листе бумаги)
- Ребята, а эта ромашка любит рисовать и предлагает нам нарисовать картины, как настоящие художники. Но рисовать мы будем необычным способом, я вам буду называть изображение и место, где вы должны его нарисовать. Будьте внимательны. (каждый ребенок получает лист бумаги, карандаши)
- В правом верхнем углу нарисуйте солнышко, в левом нижнем углу - ежика, в правом нижнем углу – дерево, в левом верхнем углу – птичку, между птичкой и солнышком – облако, на дереве – яблоко, под деревом – гриб, в середине – бабочку.
- Молодцы, вы настоящие художники. Ромашке очень нравятся ваши картины!
Итог.
- Ребята, давайте проверим, все ли ромашки на полянке мы собрали? (да) Пора возвращаться в детский сад. Как же мы это сделаем? Нам поможет «Волшебный счет». Вам нужно закрыть глаза и посчитать от 5 до 1, и вы снова окажетесь в детском саду.
Буратино: Спасибо вам, ребята, без вас бы я с заданиями не справился, теперь я многое знаю и умею, и расскажу об этом Мальвине. А вот вам сюрприз от меня – игра «Математические пазлы». До свидания!
Рефлексия
- Ребята, понравилось вам наше путешествие? Какое испытание было трудно пройти? А что оказалось легко выполнить? Вы большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения с элементами театральной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Невероятные приключения в сказочном царстве»
В конспекте прописана основная работа с детьми с ОНР по обогащению словаря, развитию грамматического строя речи, фонематического слуха, коррекция звукопроизношения звука Ш в слогах и словах, развитие ...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст) тема "Соблюдай правила дорожного движения"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст).Тема "Соблюдай правил дорожного движения"...
Конспект занятия ООД «История Георгиевской ленточки» для детей разновозрастной группы старшего дошкольного возраста
Познакомить с Георгиевской ленточкой как символом победы в ВОВ, с Георгиевскими наградами. Способствовать формированию военно-патриотического воспитания...
Конспект летнего спортивного развлечения на улице для детей младшего и старшего дошкольного возраста, посвященное Дню защиты детей.
Конспект летнего спортивного развлечения на улице для детей младшего и старшего дошкольного возраста, посвященное Дню защиты детей.Место проведение : на улицеДействующие лица: БуратиноМальвинаЛис...
Конспект игровой ситуации «В поисках сокровищ» для детей среднего и старшего дошкольного возраста; приоритетная область: познавательно развитие.
Игровый задания по формированию математических представлений....
Сценарий праздника «День знаний с Мальвиной и Буратино» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Цель: Создание у детей радостного настроения, положительного отношения к школе и детскому саду и желание учиться....
Сценарий праздника «День знаний с Мальвиной и Буратино» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Праздник проходит на улице, не требует особой подготовки. Чаще всего, дети в летний период не посещают детский сад. Праздник рассчитан на то, чтобы создать у детей радостное настроение....